Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 328

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

519

гогической деятельности, к воспитанию людей. Неда­ром выдающийся русский химик Д.И.Менделеев писал1:

К педагогическому делу надо призывать, как к делу мор­скому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.

Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физичес­ких, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими фун­кциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни.

Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровке, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна, как от­мечено, склонность к работе, наличие определенных при­родных данных и нравственных качеств.

Профессиональная пригодность к педагогической деятельности связана с наличием у человека физическо­го и психического здоровья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдер­живать воздействия сильных раздражителей, проявлять выдержку и т.д. К числу личностных качеств, характе­ризующих пригодность к педагогической деятельности, также относятся: склонность к работе с детьми, ком- муникабельность (стремление и умение общаться с другими людьми), тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе. Все это вполне подда­ется медицинской и психолого-педагогической диагнос­тике, определенному тестированию. К сожалению, при наборе студентов в педагогические институты и на педа­гогические отделения университетов пока не предусмат­ривается определение их профессиональной пригоднос­ти, а зачисляют всех, кто хорошо сдает необходимые всту­пительные экзамены. Вот почему в школу попадает не­мало учителей, заведомо профессионально непригодных, что весьма отрицательно сказывается на обучении и вос­питании учащихся.

1 Менделеев Д.И. Соч. М., 1952. Т. 23. С. 236.

520

3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов. Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необхо­димо детально представлять структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологи­ческие исследования (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспита­тельном процессе имеют место следующие взаимосвязан­ные виды педагогической деятельности учителя:


  • диагностическая;

  • ориентационно-прогностическая;

  • конструктивно-проектировочная;

  • организаторская;

  • информационно-объяснительная;

  • коммуникативно-стимулирующая;

  • аналитико-оценочная;

  • исследовательско-творческая.

Рассмотрим сущность каждого вида педагогической деятельности и те требования к учителю, которые обус­ловливаются ими.

Диагностическая деятельность. Она связана с изуче­нием учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности (от греч. diagnosis — распознавание, оп­ределение). Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей физического и психическо­го развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо прежде всего знать его во всех отно­шениях, отмечал К.Д.Ушинский в предисловии к своей книге "Человек как предмет воспитания". Для этого учи­телю необходимо быть наблюдательным, владеть метода­ми изучения и определения (диагностики) уровня воспи­танности учащихся, знать круг их интересов, склоннос­тей, характер их деятельности вне школы и т.д.

Ориентационно-прогностическая деятельность. Она выражается в умении учителя определять направление предстоящей воспитательной деятельности, ее конкрет­ные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать (от греч. слов pro — вперед + gnosis — знание) ее результаты, то есть то, чего конкрет­но хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формирова-

521

нии и развитии личности учащегося он стремится обес­печить. Например, класс характеризуется недостаточным сплочением учащихся, отсутствием необходимых кол­лективистских отношений или же снижением интереса к учебе. На основе этой диагностики учитель ориентиру­ет воспитательную работу на развитие у учащихся кол­лективизма или повышение интереса к учебе, конкрети­зирует ее цели и задачи и стремится добиться укрепле­ния товарищества в классе, взаимопомощи, более высо­кой активности в совместной деятельности как важней­ших черт коллективистских отношений. Если речь идет о стимулировании познавательных интересов, он может сосредоточить свои усилия на придании обучению увле­кательности и эмоциональности. Подобная ориентацион-но-прогностическая деятельность учителя осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей, методов и форм воспитания и обучения.


Конструктивно-проектировочная деятельность. Она органически связана с ориентационно-прогностической деятельностью. Если, например, учитель прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащи-мися, перед ним встает задача конструирования, проек­тирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм. В зависимости от конкретных условий воспитания он может предусмотреть совместную работу учащихся на подшефном предприятии, подготов­ку литературно-художественного концерта для рабочих, проведение собрания-дискуссии на тему "О поступках товарищеских и нетоварищеских", организацию экскур­сий с тем, чтобы повысить содержательность и увлека­тельность совместной деятельности учащихся. Естествен­но, что для этого учителю необходимо хорошо разбираться в психологии и педагогике организации воспитательного коллектива, в формах и методах воспитания, обладать творческим воображением, конструктивно-проектировоч­ными способностями, уметь планировать учебную и вос­питательную работу.

Организаторская деятельность. Она направлена на вовлечение учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулирование, их активности. Для этого учи­телю необходимо выработать целый ряд умений, в частно­сти, определять конкретные задачи по обучению и вос­питанию учащихся, развивать их инициативу в плани-

522

ровании совместной работы, распределять задания и по­ручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновлять учащихся к работе, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный кон­троль за ее выполнением.

Информационно-объяснительная деятельность. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание, по существу, в той или иной мере основа­но на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идея­ми — важнейшее средство развития и личностного фор­мирования учащихся. Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного про­цесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Вот почему та­кое большое значение в процессе профессиональной под­готовки учителя имеет глубокое знание того учебного предмета, который он преподает, его научно-мировоззрен­ческая убежденность. От того, как учитель владеет учеб­ным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доно­сить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у школьников умений и навыков. К сожале­нию, не все учителя обладают такой подготовкой, что отрицательно сказывается на обучении и воспитании.


Коммуникативно-стимулирующая деятельность. Она предусматривает большое влияние учителя, которое оказывают на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим при­мером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности. Эта деятель­ность включает в себя проявление любви к детям, душев­ное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупно­сти характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми в самом широком смысле этого слова.

Ничто так отрицательно не сказывается на воспита­нии, как сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися. От такого учителя дети обыч­но держатся на расстоянии, он внушает им внутренний

523

страх, отчужденность от него. Совсем по-иному относятся дети к тому учителю, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение со­держательной учебной и внеклассной работой. Многие педагогические авторитеты подчеркивали определяющую роль личности учителя в обучении и воспитании. В ста­тье "Три элемента школы" К.Д.Ушинский писал1:

В воспитании все должно основываться на личности вос­питателя, потому что воспитательная сила изливается толь­ко из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм за­ведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заме­нить личности в деле воспитания... Без личного непосред­ственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение лич­ности, только характером можно образовать характер.

На огромное воспитательное влияние личности учителя неоднократно указывали А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие педагоги. А.С.Макаренко считал, что без настоя­щего авторитета среди учащихся, без умелого поддержа­ния с ними доброжелательных отношений и тактичной требовательности, без активной работы педагога над со­вершенствованием своего характера невозможно осуще­ствлять действенное воспитание.

Все это весьма остро ставит проблему профессиональ­ного роста учителя, его старательной работы над повы­шением своего научного уровня и морального совер­шенства. К.Д.Ушинскому, в частности, принадлежит та­кое афористическое высказывание:


Учитель только в той мере воспитывает и образовыва­ет, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием.

Аналитико-оценочная деятельность. Сущность ее заключается в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет положительные стороны и недо­статки, сравнивает достигнутые результаты с теми целя­ми и задачами, которые намечались, а также сопостав-

Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 63-64.

524

ляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная деятельность помогает учителю поддерживать так назы­ваемую обратную связь в своей работе, это значит, не­прерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обу­чении и воспитании учащихся и что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, вести поиски путей его совер­шенствования и повышения педагогической эффектив­ности, шире использовать передовой педагогический опыт. К сожалению, этот вид деятельности многие учи­теля осуществляют слабо, не стремятся видеть те недо­статки в своей работе, которые имеют место, и своевре­менно их преодолевать.

Ученик получил "двойку" за незнание пройденного ма­териала. Это явный сигнал к тому, что ему необходима срочная помощь, но такая помощь ему не всегда оказыва­ется, и на следующих уроках он снова получает плохую оценку. А если бы учитель проанализировал причины об­наруженного отставания и соответствующим образом помог школьнику, на последующих занятиях последний мог бы получить хорошую оценку, что стимулировало бы его к дальнейшему улучшению успеваемости.

Исследователъско-творческая деятельность. Эле­менты ее характеризуют работу каждого вдумчивого учи­теля. Особенно важное значение имеют две ее стороны. Сущность одной из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Дело в том, что, как уже отмечалось в предыдущих главах, педагогические и ме­тодические идеи отражают типичные учебно-воспитатель­ные ситуации. Конкретные же условия обучения и вос­питания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы. Например, общее теоретическое положение об уважении и требовательности к учащимся как закономерность вос­питания в реальном воспитательном процессе имеет мно­жество модификаций: в одном случае важно оказать помощь ученику в работе, в другом — нужно совместно с ним обсудить недостатки в его поведении, в третьем — под­черкнуть положительные поступки, в четвертом — сделать личное замечание или внушение и т.д. Одним словом, тво­ри, выдумывай, пробуй, как целесообразнее использовать данную закономерность, какие воспитательные приемы здесь лучше применить. И так во всей работе учителя.