ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 328
Скачиваний: 0
519
гогической деятельности, к воспитанию людей. Недаром выдающийся русский химик Д.И.Менделеев писал1:
К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность.
Профессиональная пригодность человека есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определенными рабочими функциями и успешной деятельности в той или иной сфере производства или духовной жизни.
Поэтому ее нельзя сводить только к сумме знаний, умений и практической сноровке, которые приобретаются в ходе профессионального обучения. Еще нужна, как отмечено, склонность к работе, наличие определенных природных данных и нравственных качеств.
Профессиональная пригодность к педагогической деятельности связана с наличием у человека физического и психического здоровья, хороших речевых данных, уравновешенности нервной системы, способности выдерживать воздействия сильных раздражителей, проявлять выдержку и т.д. К числу личностных качеств, характеризующих пригодность к педагогической деятельности, также относятся: склонность к работе с детьми, ком- муникабельность (стремление и умение общаться с другими людьми), тактичность, наблюдательность, развитое воображение, организаторские способности, высокая требовательность к себе. Все это вполне поддается медицинской и психолого-педагогической диагностике, определенному тестированию. К сожалению, при наборе студентов в педагогические институты и на педагогические отделения университетов пока не предусматривается определение их профессиональной пригодности, а зачисляют всех, кто хорошо сдает необходимые вступительные экзамены. Вот почему в школу попадает немало учителей, заведомо профессионально непригодных, что весьма отрицательно сказывается на обучении и воспитании учащихся.
1 Менделеев Д.И. Соч. М., 1952. Т. 23. С. 236.
520
3. Структура педагогической деятельности учителя и сущность ее отдельных видов. Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства учителю необходимо детально представлять структуру педагогической деятельности и связанную с ней систему теоретических знаний и практических умений и навыков. Психологические исследования (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя:
диагностическая;
ориентационно-прогностическая;
конструктивно-проектировочная;
организаторская;
информационно-объяснительная;
коммуникативно-стимулирующая;
аналитико-оценочная;
исследовательско-творческая.
Рассмотрим сущность каждого вида педагогической деятельности и те требования к учителю, которые обусловливаются ими.
Диагностическая деятельность. Она связана с изучением учащихся и установлением уровня их развития, воспитанности (от греч. diagnosis — распознавание, определение). Нельзя осуществлять учебно-воспитательную работу, не зная особенностей физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейной жизни и воспитания и т.д. Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, надо прежде всего знать его во всех отношениях, отмечал К.Д.Ушинский в предисловии к своей книге "Человек как предмет воспитания". Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения (диагностики) уровня воспитанности учащихся, знать круг их интересов, склонностей, характер их деятельности вне школы и т.д.
Ориентационно-прогностическая деятельность. Она выражается в умении учителя определять направление предстоящей воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать (от греч. слов pro — вперед + gnosis — знание) ее результаты, то есть то, чего конкретно хочет достигнуть учитель, какие сдвиги в формирова-
521
нии и развитии личности учащегося он стремится обеспечить. Например, класс характеризуется недостаточным сплочением учащихся, отсутствием необходимых коллективистских отношений или же снижением интереса к учебе. На основе этой диагностики учитель ориентирует воспитательную работу на развитие у учащихся коллективизма или повышение интереса к учебе, конкретизирует ее цели и задачи и стремится добиться укрепления товарищества в классе, взаимопомощи, более высокой активности в совместной деятельности как важнейших черт коллективистских отношений. Если речь идет о стимулировании познавательных интересов, он может сосредоточить свои усилия на придании обучению увлекательности и эмоциональности. Подобная ориентацион-но-прогностическая деятельность учителя осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей, методов и форм воспитания и обучения.
Конструктивно-проектировочная деятельность. Она органически связана с ориентационно-прогностической деятельностью. Если, например, учитель прогнозирует укрепление коллективистских отношений между учащи-мися, перед ним встает задача конструирования, проектирования содержания воспитательной работы, придания ей увлекательных форм. В зависимости от конкретных условий воспитания он может предусмотреть совместную работу учащихся на подшефном предприятии, подготовку литературно-художественного концерта для рабочих, проведение собрания-дискуссии на тему "О поступках товарищеских и нетоварищеских", организацию экскурсий с тем, чтобы повысить содержательность и увлекательность совместной деятельности учащихся. Естественно, что для этого учителю необходимо хорошо разбираться в психологии и педагогике организации воспитательного коллектива, в формах и методах воспитания, обладать творческим воображением, конструктивно-проектировочными способностями, уметь планировать учебную и воспитательную работу.
Организаторская деятельность. Она направлена на вовлечение учащихся в намеченную воспитательную работу и стимулирование, их активности. Для этого учителю необходимо выработать целый ряд умений, в частности, определять конкретные задачи по обучению и воспитанию учащихся, развивать их инициативу в плани-
522
ровании совместной работы, распределять задания и поручения, руководить ходом той или иной деятельности. Очень важным элементом этой деятельности является также умение вдохновлять учащихся к работе, вносить в нее элементы романтики и осуществлять тактичный контроль за ее выполнением.
Информационно-объяснительная деятельность. Ее большое значение обусловливается тем, что все обучение и воспитание, по существу, в той или иной мере основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями — важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Вот почему такое большое значение в процессе профессиональной подготовки учителя имеет глубокое знание того учебного предмета, который он преподает, его научно-мировоззренческая убежденность. От того, как учитель владеет учебным материалом, зависит качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у школьников умений и навыков. К сожалению, не все учителя обладают такой подготовкой, что отрицательно сказывается на обучении и воспитании.
Коммуникативно-стимулирующая деятельность. Она предусматривает большое влияние учителя, которое оказывают на учеников его личное обаяние, нравственная культура, умение устанавливать и поддерживать с ними доброжелательные отношения и побуждать их своим примером к активной учебно-познавательной, трудовой и художественно-эстетической деятельности. Эта деятельность включает в себя проявление любви к детям, душевное отношение, теплоту и заботу о них, что в совокупности характеризует стиль гуманных взаимоотношений учителя с детьми в самом широком смысле этого слова.
Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, черствость и казенный тон учителя в отношениях с учащимися. От такого учителя дети обычно держатся на расстоянии, он внушает им внутренний
523
страх, отчужденность от него. Совсем по-иному относятся дети к тому учителю, который вникает в их потребности и интересы, умеет завоевать их доверие и уважение содержательной учебной и внеклассной работой. Многие педагогические авторитеты подчеркивали определяющую роль личности учителя в обучении и воспитании. В статье "Три элемента школы" К.Д.Ушинский писал1:
В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания... Без личного непосредственного влияния воспитателя на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер.
На огромное воспитательное влияние личности учителя неоднократно указывали А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и другие педагоги. А.С.Макаренко считал, что без настоящего авторитета среди учащихся, без умелого поддержания с ними доброжелательных отношений и тактичной требовательности, без активной работы педагога над совершенствованием своего характера невозможно осуществлять действенное воспитание.
Все это весьма остро ставит проблему профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего научного уровня и морального совершенства. К.Д.Ушинскому, в частности, принадлежит такое афористическое высказывание:
Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием.
Аналитико-оценочная деятельность. Сущность ее заключается в самом названии. Учитель, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет положительные стороны и недостатки, сравнивает достигнутые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопостав-
Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 63-64.
524
ляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная деятельность помогает учителю поддерживать так называемую обратную связь в своей работе, это значит, непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто, и на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности, шире использовать передовой педагогический опыт. К сожалению, этот вид деятельности многие учителя осуществляют слабо, не стремятся видеть те недостатки в своей работе, которые имеют место, и своевременно их преодолевать.
Ученик получил "двойку" за незнание пройденного материала. Это явный сигнал к тому, что ему необходима срочная помощь, но такая помощь ему не всегда оказывается, и на следующих уроках он снова получает плохую оценку. А если бы учитель проанализировал причины обнаруженного отставания и соответствующим образом помог школьнику, на последующих занятиях последний мог бы получить хорошую оценку, что стимулировало бы его к дальнейшему улучшению успеваемости.
Исследователъско-творческая деятельность. Элементы ее характеризуют работу каждого вдумчивого учителя. Особенно важное значение имеют две ее стороны. Сущность одной из них состоит в том, что применение педагогической теории по своему существу требует от учителя известного творчества. Дело в том, что, как уже отмечалось в предыдущих главах, педагогические и методические идеи отражают типичные учебно-воспитательные ситуации. Конкретные же условия обучения и воспитания слишком разнообразны, а иногда и неповторимы. Например, общее теоретическое положение об уважении и требовательности к учащимся как закономерность воспитания в реальном воспитательном процессе имеет множество модификаций: в одном случае важно оказать помощь ученику в работе, в другом — нужно совместно с ним обсудить недостатки в его поведении, в третьем — подчеркнуть положительные поступки, в четвертом — сделать личное замечание или внушение и т.д. Одним словом, твори, выдумывай, пробуй, как целесообразнее использовать данную закономерность, какие воспитательные приемы здесь лучше применить. И так во всей работе учителя.