Файл: Харламов И.Ф. Педагогика 4.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.04.2024

Просмотров: 325

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

507

сионально-технических учебных заведений для подготов­ки рабочих массовых профессий.

  1. Политика общества и интересы различных его прослоек. Развитие образовательно-воспитательных уч­ реждений и системы образования вообще в той или иной стране происходит под влиянием политики общества. В обществе, где существуют различные по своему имуще­ ственному и политическому положению классы или со­ словия, система образования так или иначе носит двой­ ственный характер, то есть одни образовательно-воспи­ тательные учреждения предназначены для представите­ лей более зажиточной прослойки общества, другие же обслуживают низшие классы. В странах, в которых люди разделены на касты, как, например, в Индии, существу­ ют отдельные школы для обучения детей различных каст.

  2. Исторический опыт и национальные особенности в области народного образования. Система образования каждой страны складывается также под влиянием исто­ рического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения маль­ чиков и девочек в некоторых мусульманских госу­ дарствах, в различной ступенчатости средней школы и т.д. Так, в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, а в других — пять или четыре. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в образовании.

  3. Педагогические факторы. Многообразным является влияние педагогических факторов на развитие системы образования. Например, открытие детских яслей и детс­ ких садов вначале обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей для работы на производстве. Потом большое воздействие стал оказывать и чисто педагогический фактор, то есть необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучше­ ния их подготовки к школьному обучению. Педагогичес­ кие факторы играют существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения профессиональ­ ное образование целесообразно осуществлять в специ­ альных учебных заведениях, однако на базе соответству­ ющей общеобразовательной подготовки. Поэтому в различных странах мира стала развертываться сеть про­ фессиональных учебных заведений, но она развивается

508

на базе той или иной ступени общеобразовательной школы.


Влияние этих факторов на развитие системы образо­вания в различных странах мира проявляется по-разно­му. Но постепенно складывались и некоторые общие тен­денции, которые характеризуют ее развитие и совершен­ствование.

3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах мира. Эти особенно­сти и тенденции носят очень разветвленный и разнооб­разный характер, но так или иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран. Наиболее существенными из них являются следующие.

1. Все большая заинтересованность общества в приоб­щении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Когда-то великий немецкий гуманист Вильгельм Гумбольд сказал: "Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку". И это понятно.

Развитие человека и общества неразрывно связаны между собой. Интенсивное совершенствование произ­водства, развитие науки, техники и культуры общества создают более благоприятные условия для его жизни, благосостояния и духовного комфорта. Но ощущение этого духовного комфорта во многом зависит от образованнос­ти самого человека, развития его многосторонних спо­собностей. Поэтому общество и стремится приблизить к нему образование и культуру, чтобы он мог пользоваться их достоянием и ценностями.

Под влиянием этого в большинстве стран мира декла­рирована общедоступность обучения во всех образователь­но-воспитательных учреждениях. В ряде развитых стран (Англия, Франция, Германия, США и др.) осуществляется всеобщее и даже обязательное среднее образование, расши­ряется сеть дошкольных воспитательных учреждений, сред­них общеобразовательных и профессиональных школ, уве­личивается количество университетов, различных инсти­тутов и колледжей, которые дают высшее образование.

В 1957 и 1961 годах на запуск советского спутника и человека в космос американцы ответили программой ус­корения космических исследований и развития образо­вания. По указанию президента Дж.Буша в 1990 году была разработана программа "Стратегия в сфере образования

509

для Америки 2000 года", в которой предусматривается, чтобы США были "первыми в мире" по овладению мате­матикой и науками о природе, умению доказывать и решать практические проблемы и задачи. Президент США Б.Клинтон во время предвыборной кампании утверждал: "...нет ни одной сферы деятельности, значащей больше, чем образовательная. Мы живем в мире, где заработок и успех конкурентной борьбы во все большей степени за­висят от уровня образования"1.


  1. Расширение сети государственных средних обще­ образовательных и профессиональных школ, а также высших учебных заведений, которые обеспечивают бес­ платность образования. В США, например, 90 % школ являются государственными2. Это открывает возмож­ ность получить необходимое образование всем желающим гражданам независимо от их имущественного положе­ ния. Развитие сети государственных учебных учрежде­ ний характерно для большинства стран мира. В респуб­ ликах бывшего СССР все учебно-воспитательные учреж­ дения были государственными, общедоступными и бес­ платными.

  2. Продолжает сохраняться тенденция платности образования в частных средних общеобразовательных, и профессиональных школах, а также в отдельных высших учебных заведениях. В США плата за обучение! в частной школе составляет от 7 до 10 тыс. дол. в год," плата за воспитание в детском саду — от 40 до 500 дол. в месяц. В элитарных университетах она достигает 17—20 тыс. дол. в год, что заставляет многих студентов зараба­ тывать средства на свое обучение и содержание.

В Японии обучение детей с 6 до 15 лет в начальной и первой ступени средней школы объявлено всеобщим и бесплатным. Вторая же ступень средней школы платная, причем рост численности этих школ наблюдается в районах, где проживает состоятельная прослойка об­щества. В префектуре Иватэ, например, более чем на 1 тыс. школ обязательного обучения приходится всего 130 государственных (бесплатных) школ второй ступе­ни. В Токио же их более 60 %, в Иокогаме и Осаке — около 40 %. Во многих случаях это крупные учебные заведе-

1 Седнев Ю.В. Теория и практика содержания образования // Весцi Беларускай акадэми адукацьп. 1996. № 2. С. 23-24.

2 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора // Народное образование. 1989. № 6. С. 159.

510

ния, насчитывающие до 3 тыс. учащихся, с очень высо­кой платой за обучение.

Существование частных общеобразовательных школ и высших учебных заведений, конечно, создает некото­рые условия для определенного неравенства в образова­нии, но они обеспечивают высокое качество обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов и тем самым способствуют интенсивному развитию науки, техники, культуры.

4. Возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета. США, на­ пример, на нужды образования выделяют из федераль­ ного бюджета 12 % средств. В других странах этот про­ цент значительно меньше, что, безусловно, не может не отражаться на школьном образовании и качестве учеб­ но-воспитательной работы.


5. Привлечение на нужды образования и школы средств из различных источников. В США, как уже от­ мечено, 12 % средств, выделяемых на развитие среднего образования, поступают от федерального правительства, 50 % — от правительства штата и около 40 % — от нало­ гов на частную собственность1.

Заслуживают внимания и такие сведения. По данным за 1988 год, в СССР стоимость оборудования в школе на одного ученика составляла в среднем 60 р., в наиболее оборудованных школах — до 300 р. В Швеции же эта сумма равнялась почти 1000 дол. Стоимость учебного оборудования в вузах СССР на одного студента состав­ляла в среднем 2300 р., в лучших вузах типа Московско­го авиационного института — 10 000 р. В Стенфордском же политехническом институте в США — 80 000 р.2

6. Расширение принципа муниципального руководства школой. Федеральное правительство США обеспечивает равные возможности в работе всем школам, оказывая финансовую и техническую помощь, но не направляет и не контролирует их деятельность. Не делают этого и пра­ вительства отдельных штатов. Эту функцию выполняют местные общеобразовательные советы штатов, которые вырабатывают стратегию учебно-воспитательной работы

1 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора. С. 159.

2 Проблемы и тенденции развития школы в современном мире: Метод, материалы. М., 1988. С. 6.

511

школы. В состав этих советов входят педагоги, юристы, представители производства и других профессий1. Все это позволяет лучше учитывать местные условия и прово­дить в соответствии с ними обучение и воспитание моло­дежи.

7. Расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие. Эта тенденция основана на том, что уча­щиеся имеют различные склонности и способности, ко­торые на более поздних ступенях обучения в школе оп­ределяются довольно четко. Естественно, что учить всех одинаково по одним и тем же программам было бы неце­лесообразно. Здесь имеют значение особенности региона, в котором находится школа, а также потребности мест­ного производства. Вот почему в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ различных типов со своеобразной внутренней структурой. Например, в Австрии имеются три основных типа школ. К первому типу относятся реальные гимназии, в которых учащиеся получают углубленную подготовку по математике и есте­ственным предметам. Второй тип представляют эконо­мические реальные гимназии, которые на общеобразова­тельной основе дают специально-экономическое образо­вание. И третий тип составляют гимназии гуманитар­ного профиля, в которых главное внимание уделяется изу­чению иностранных языков.


Довольно широко распространены в Австрии непол­ные и полные школы профессионального образования, в которых обучается около 48 % всех юных австрийцев в возрасте от 15 до 19 лет. Они овладевают здесь различ­ными практическими профессиями средней и более высо­кой квалификации для коммерческой сферы, делопроиз­водства, сельского хозяйства, сервиса и других областей производства. Значительное место занимает сектор ка­толических частных школ с их традиционно высоким уровнем обучения и нравственного воспитания.

Таким образом, австрийские учащиеся имеют доволь­но широкий выбор школ различных типов, в которых они могут получать образование в соответствии со свои­ми интересами и способностями в рамках местных усло­вий. Сами же гимназии включают в себя так называе­мую основную школу-четырехлетку, затем идут ее стар-

1 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора. С. 159.

512

шие классы, которые, собственно говоря, и являются настоящей гимназией.

В США дети учатся от 6 до 18 лет, но обязательное посещение школы — до 16 лет. Существует три основных типа школ, которые отличаются главным образом по своей структуре. К первому типу относятся школы, которые состоят из двух ступеней: начальной, где дети учатся с 6 до 13 лет, и средней, где проходят обучение учащиеся 14—18 лет. Ко второму типу относятся трехступенчатые школы, в которых начальная школа охватывает детей 6—12 лет, неполная средняя — 12—15 лет и средняя, в которой занимаются учащиеся 15—18 лет. Третий тип школ также имеет три ступени, но с другими сроками обучения на каждой из них. В начальной школе учатся дети 6—10 лет, в неполной средней — 10—14 ив средней — 14—18 лет. Отметим, однако, что средняя школа в США 12-летняя. Есть же немало стран, в которых средняя школа имеет 10—11-летний срок обучения.

8. Разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся. Во многих школах США в 9—12-х классах в качестве обяза­тельных являются два предмета — английский язык и физическое воспитание. Так, в школе "Ньютон Норе" на выбор учащимся предлагается около 90 предметов по сле­дующим циклам:

  • физическое воспитание — общая физическая подго­ товка, аэробика, современные джазовые танцы, водные игры и т.д.;

  • родной язык — факультативные курсы: мифология, научная фантастика, искусство пропаганды и рекламы, режиссура, создание кинофильмов и т.д.;

  • иностранные языки: французский, испанский, рус­ ский, немецкий, итальянский, латинский, китайский;

  • общественные науки — мировая история, Европа с 1450 года до настоящего времени, Европа XX века, Древняя Греция, закон и общество, проблемы современ­ ного общества, цивилизация Китая, русская история, история США и т.д.;

  • домоводство: продукты и питание, искусство кули­ нарии, семья, мода, одежда, уход за ребенком, основы интерьера и т.д.