ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 325
Скачиваний: 0
507
сионально-технических учебных заведений для подготовки рабочих массовых профессий.
Политика общества и интересы различных его прослоек. Развитие образовательно-воспитательных уч реждений и системы образования вообще в той или иной стране происходит под влиянием политики общества. В обществе, где существуют различные по своему имуще ственному и политическому положению классы или со словия, система образования так или иначе носит двой ственный характер, то есть одни образовательно-воспи тательные учреждения предназначены для представите лей более зажиточной прослойки общества, другие же обслуживают низшие классы. В странах, в которых люди разделены на касты, как, например, в Индии, существу ют отдельные школы для обучения детей различных каст.
Исторический опыт и национальные особенности в области народного образования. Система образования каждой страны складывается также под влиянием исто рического опыта и национальных традиций в области просвещения. Это находит свое выражение, например, в практике раздельного или совместного обучения маль чиков и девочек в некоторых мусульманских госу дарствах, в различной ступенчатости средней школы и т.д. Так, в ряде стран начальное обучение охватывает шесть классов, а в других — пять или четыре. Во всех этих отличиях существенную роль играют традиционные особенности в образовании.
Педагогические факторы. Многообразным является влияние педагогических факторов на развитие системы образования. Например, открытие детских яслей и детс ких садов вначале обусловливалось необходимостью высвобождения времени женщин-матерей для работы на производстве. Потом большое воздействие стал оказывать и чисто педагогический фактор, то есть необходимость обеспечения более раннего воспитания детей и улучше ния их подготовки к школьному обучению. Педагогичес кие факторы играют существенную роль и при создании различных типов школ и других учебных заведений. В частности, с педагогической точки зрения профессиональ ное образование целесообразно осуществлять в специ альных учебных заведениях, однако на базе соответству ющей общеобразовательной подготовки. Поэтому в различных странах мира стала развертываться сеть про фессиональных учебных заведений, но она развивается
508
на базе той или иной ступени общеобразовательной школы.
Влияние этих факторов на развитие системы образования в различных странах мира проявляется по-разному. Но постепенно складывались и некоторые общие тенденции, которые характеризуют ее развитие и совершенствование.
3. Особенности системы образования и тенденции ее развития в различных странах мира. Эти особенности и тенденции носят очень разветвленный и разнообразный характер, но так или иначе они отражаются на развитии системы образования в большинстве стран. Наиболее существенными из них являются следующие.
1. Все большая заинтересованность общества в приобщении населения к более высокому уровню образования как предпосылки социального и морального прогресса. Когда-то великий немецкий гуманист Вильгельм Гумбольд сказал: "Чем выше уровень образования и культуры, тем больше мы приближаемся к человеку". И это понятно.
Развитие человека и общества неразрывно связаны между собой. Интенсивное совершенствование производства, развитие науки, техники и культуры общества создают более благоприятные условия для его жизни, благосостояния и духовного комфорта. Но ощущение этого духовного комфорта во многом зависит от образованности самого человека, развития его многосторонних способностей. Поэтому общество и стремится приблизить к нему образование и культуру, чтобы он мог пользоваться их достоянием и ценностями.
Под влиянием этого в большинстве стран мира декларирована общедоступность обучения во всех образовательно-воспитательных учреждениях. В ряде развитых стран (Англия, Франция, Германия, США и др.) осуществляется всеобщее и даже обязательное среднее образование, расширяется сеть дошкольных воспитательных учреждений, средних общеобразовательных и профессиональных школ, увеличивается количество университетов, различных институтов и колледжей, которые дают высшее образование.
В 1957 и 1961 годах на запуск советского спутника и человека в космос американцы ответили программой ускорения космических исследований и развития образования. По указанию президента Дж.Буша в 1990 году была разработана программа "Стратегия в сфере образования
509
для Америки 2000 года", в которой предусматривается, чтобы США были "первыми в мире" по овладению математикой и науками о природе, умению доказывать и решать практические проблемы и задачи. Президент США Б.Клинтон во время предвыборной кампании утверждал: "...нет ни одной сферы деятельности, значащей больше, чем образовательная. Мы живем в мире, где заработок и успех конкурентной борьбы во все большей степени зависят от уровня образования"1.
Расширение сети государственных средних обще образовательных и профессиональных школ, а также высших учебных заведений, которые обеспечивают бес платность образования. В США, например, 90 % школ являются государственными2. Это открывает возмож ность получить необходимое образование всем желающим гражданам независимо от их имущественного положе ния. Развитие сети государственных учебных учрежде ний характерно для большинства стран мира. В респуб ликах бывшего СССР все учебно-воспитательные учреж дения были государственными, общедоступными и бес платными.
Продолжает сохраняться тенденция платности образования в частных средних общеобразовательных, и профессиональных школах, а также в отдельных высших учебных заведениях. В США плата за обучение! в частной школе составляет от 7 до 10 тыс. дол. в год," плата за воспитание в детском саду — от 40 до 500 дол. в месяц. В элитарных университетах она достигает 17—20 тыс. дол. в год, что заставляет многих студентов зараба тывать средства на свое обучение и содержание.
В Японии обучение детей с 6 до 15 лет в начальной и первой ступени средней школы объявлено всеобщим и бесплатным. Вторая же ступень средней школы платная, причем рост численности этих школ наблюдается в районах, где проживает состоятельная прослойка общества. В префектуре Иватэ, например, более чем на 1 тыс. школ обязательного обучения приходится всего 130 государственных (бесплатных) школ второй ступени. В Токио же их более 60 %, в Иокогаме и Осаке — около 40 %. Во многих случаях это крупные учебные заведе-
1 Седнев Ю.В. Теория и практика содержания образования // Весцi Беларускай акадэми адукацьп. 1996. № 2. С. 23-24.
2 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора // Народное образование. 1989. № 6. С. 159.
510
ния, насчитывающие до 3 тыс. учащихся, с очень высокой платой за обучение.
Существование частных общеобразовательных школ и высших учебных заведений, конечно, создает некоторые условия для определенного неравенства в образовании, но они обеспечивают высокое качество обучения и подготовки высококвалифицированных специалистов и тем самым способствуют интенсивному развитию науки, техники, культуры.
4. Возрастает финансирование системы образования за счет средств государственного бюджета. США, на пример, на нужды образования выделяют из федераль ного бюджета 12 % средств. В других странах этот про цент значительно меньше, что, безусловно, не может не отражаться на школьном образовании и качестве учеб но-воспитательной работы.
5. Привлечение на нужды образования и школы средств из различных источников. В США, как уже от мечено, 12 % средств, выделяемых на развитие среднего образования, поступают от федерального правительства, 50 % — от правительства штата и около 40 % — от нало гов на частную собственность1.
Заслуживают внимания и такие сведения. По данным за 1988 год, в СССР стоимость оборудования в школе на одного ученика составляла в среднем 60 р., в наиболее оборудованных школах — до 300 р. В Швеции же эта сумма равнялась почти 1000 дол. Стоимость учебного оборудования в вузах СССР на одного студента составляла в среднем 2300 р., в лучших вузах типа Московского авиационного института — 10 000 р. В Стенфордском же политехническом институте в США — 80 000 р.2
6. Расширение принципа муниципального руководства школой. Федеральное правительство США обеспечивает равные возможности в работе всем школам, оказывая финансовую и техническую помощь, но не направляет и не контролирует их деятельность. Не делают этого и пра вительства отдельных штатов. Эту функцию выполняют местные общеобразовательные советы штатов, которые вырабатывают стратегию учебно-воспитательной работы
1 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора. С. 159.
2 Проблемы и тенденции развития школы в современном мире: Метод, материалы. М., 1988. С. 6.
511
школы. В состав этих советов входят педагоги, юристы, представители производства и других профессий1. Все это позволяет лучше учитывать местные условия и проводить в соответствии с ними обучение и воспитание молодежи.
7. Расширение разнотипных школ и их структурное разнообразие. Эта тенденция основана на том, что учащиеся имеют различные склонности и способности, которые на более поздних ступенях обучения в школе определяются довольно четко. Естественно, что учить всех одинаково по одним и тем же программам было бы нецелесообразно. Здесь имеют значение особенности региона, в котором находится школа, а также потребности местного производства. Вот почему в большинстве стран мира существует разветвленная сеть школ различных типов со своеобразной внутренней структурой. Например, в Австрии имеются три основных типа школ. К первому типу относятся реальные гимназии, в которых учащиеся получают углубленную подготовку по математике и естественным предметам. Второй тип представляют экономические реальные гимназии, которые на общеобразовательной основе дают специально-экономическое образование. И третий тип составляют гимназии гуманитарного профиля, в которых главное внимание уделяется изучению иностранных языков.
Довольно широко распространены в Австрии неполные и полные школы профессионального образования, в которых обучается около 48 % всех юных австрийцев в возрасте от 15 до 19 лет. Они овладевают здесь различными практическими профессиями средней и более высокой квалификации для коммерческой сферы, делопроизводства, сельского хозяйства, сервиса и других областей производства. Значительное место занимает сектор католических частных школ с их традиционно высоким уровнем обучения и нравственного воспитания.
Таким образом, австрийские учащиеся имеют довольно широкий выбор школ различных типов, в которых они могут получать образование в соответствии со своими интересами и способностями в рамках местных условий. Сами же гимназии включают в себя так называемую основную школу-четырехлетку, затем идут ее стар-
1 Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора. С. 159.
512
шие классы, которые, собственно говоря, и являются настоящей гимназией.
В США дети учатся от 6 до 18 лет, но обязательное посещение школы — до 16 лет. Существует три основных типа школ, которые отличаются главным образом по своей структуре. К первому типу относятся школы, которые состоят из двух ступеней: начальной, где дети учатся с 6 до 13 лет, и средней, где проходят обучение учащиеся 14—18 лет. Ко второму типу относятся трехступенчатые школы, в которых начальная школа охватывает детей 6—12 лет, неполная средняя — 12—15 лет и средняя, в которой занимаются учащиеся 15—18 лет. Третий тип школ также имеет три ступени, но с другими сроками обучения на каждой из них. В начальной школе учатся дети 6—10 лет, в неполной средней — 10—14 ив средней — 14—18 лет. Отметим, однако, что средняя школа в США 12-летняя. Есть же немало стран, в которых средняя школа имеет 10—11-летний срок обучения.
8. Разделение изучаемых предметов на обязательные и предметы, изучаемые по выбору самих учащихся. Во многих школах США в 9—12-х классах в качестве обязательных являются два предмета — английский язык и физическое воспитание. Так, в школе "Ньютон Норе" на выбор учащимся предлагается около 90 предметов по следующим циклам:
физическое воспитание — общая физическая подго товка, аэробика, современные джазовые танцы, водные игры и т.д.;
родной язык — факультативные курсы: мифология, научная фантастика, искусство пропаганды и рекламы, режиссура, создание кинофильмов и т.д.;
иностранные языки: французский, испанский, рус ский, немецкий, итальянский, латинский, китайский;
общественные науки — мировая история, Европа с 1450 года до настоящего времени, Европа XX века, Древняя Греция, закон и общество, проблемы современ ного общества, цивилизация Китая, русская история, история США и т.д.;
домоводство: продукты и питание, искусство кули нарии, семья, мода, одежда, уход за ребенком, основы интерьера и т.д.