ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.04.2024
Просмотров: 336
Скачиваний: 0
Для того, чтобы закончить среднюю школу, учащемуся необходимо сдать за 4 года 100 зачетов: 20 — по английскому языку, 5 — по биологии, 5 — по физике, 15 —
513
по общественным наукам, 10 — по математике, 5 — по музыке, рисованию и т.д.
В других школах этот выбор охватывает до 300 предметов, обязательными же считаются только два — английский язык и математика. Понятно, что в частных школах количество обязательных предметов значительно больше, и учащиеся получают более прочную академическую подготовку.
9. Сочетание школьных занятий с самостоятельной работой учащихся в библиотеках, учебных кабинетах. В школе "Ньютон Норс" учебные занятия в неделю со ставляют 22 часа (по субботам занятия в школе не прово дятся). Это позволяет учащимся на протяжении 1—2 часов ежедневно работать в библиотеке, самостоятельно при обретать и углублять свои знания.
10. Преемственность образовательно-воспита тельных учреждений и непрерывность образования. Эта тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обуслов лена тем, что быстрое развитие науки и техники, корен ные усовершенствования технологии и компьютеризация производства, появление его новых отраслей требуют от производителей более глубоких знаний, овладения но выми научными достижениями и непрерывного повыше ния своей профессиональной квалификации. Вот почему во всех странах мира предпринимаются меры к укрепле нию преемственных связей между различными типами образовательно-воспитательных учреждений, чем обес печивается свободный переход от низших к высшим ступеням обучения, создаются колледжи и институты повышения квалификации для работников различных профессий и категорий, а также расширяется система кратковременной курсовой переподготовки специали стов.
4. Структура и принципы развития образования в Республике Беларусь. Национальная система образования в Республике Беларусь в структурном отношении включает в себя образовательно-воспитательные учреждения, которые осуществляют: дошкольное воспитание, общее среднее образование, внешкольное обучение и воспитание, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, подготовку научных и научно-педагогических кадров, повышение квалификации и переподготовку кадров.
514
Единство и непрерывность системы образования обеспечивается согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, которые объединяют различные виды образования.
Согласно принятому в 1991 году закону "Об образовании в Республике Беларусь", наряду с государственными допускается создание и функционирование негосударственных образовательно-воспитательных учреждений всех типов. В законе определены принципы развития и функционирования системы образования в Республике. Основными из них являются:
приоритет в образовании общечеловеческих ценнос тей;
национально-культурная основа образования и вос питания;
научность образования;
ориентация на мировой уровень образования;
гуманистический характер образования и воспита ния;
связь обучения и воспитания с общественной прак тикой;
экологическая направленность образовательно-вос питательной работы;
преемственность и непрерывность образования;
единство обучения, духовного и физического совер шенствования;
демократизм;
светский характер;
поощрение и всемерное содействие развитию талан тов и способностей;
обязательность базового девятилетнего образования.
Если сравнить эти принципы с мировыми тенденциями образования, которые освещались выше, то нетрудно заметить, что они во многом совпадают.
Сделан значительный шаг вперед в сравнении с прошлым, когда у нас существовала так называемая единая средняя общеобразовательная школа. Сегодня закон ориентирует на создание и развитие самых разнообразных типов средних школ, в том числе гимназий, лицеев и т.д. Разнотипностью характеризуются также средние специальные учебные заведения, профессионально-технические училища и даже высшие учебные заведения.
Образование во всех типах государственных учебных заведений бесплатное. Их финансирование осуществля-
515
ется из государственного бюджета, а также из бюджетов местных органов власти. Понятно, что частные учебные заведения работают за счет средств, которые платят учащиеся или их родители за обучение.
Управление учебными заведениями осуществляется в соответствии с их уставом на основе широкого участия педагогических работников, учащихся, студентов, представителей общественности.
В настоящее время предпринимаются меры к реформированию в Беларуси средней общеобразовательной школы. В процессе реформы решаются следующие вопросы: перестройка структуры школы путем деления ее на основную, 10-летнюю и создание над ней 11—12-х лицейских классов для подготовки учащихся к поступлению в высшие учебные заведения; углубление дифференциации школьного обучения в соответствии со склонностями и способностями учащихся; модернизация содержания образования и придание ему более практической направленности; создание условий для обучения и развития более способных учащихся.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Что следует понимать под системой образования?
Какие социально-экономические и педагогические факторы вли яют на развитие системы образования?
Какие тенденции являются все более определяющими в разви тии системы образования в различных странах мира?
Раскройте структуру системы образования в Республике Бела русь и основные принципы ее функционирования и развития.
Какие, по вашему мнению, усовершенствования нужно осуще ствлять в системе образования нашей республики и, в частности, в работе общеобразовательной школы, чтобы существенно повысить ка чество обучения и воспитания?
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Закон "Аб адукацьп у Рэспублщы Беларусь" // Настаун. газ. 1991. 23 дхстап.
Алферов С.Ю. Непрерывное образование: Опыт развитых стран // Сов. педагогика. 1990. № 8.
516
Андреев В.И. Система образования в ФРГ. Мн., 1993.
Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. М.; Воронеж, 1996.
Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века //В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. М., 1997.
Голубева З.Ю., Остроумова Н.Г. Реформа школы и качество образования в США//Сов. педагогика. 1989. № 3.
Дружинский А.К. Новые тенденции в воспитании школьной молодежи стран Запада //Сов. педагогика. 1990. № 7.
Ермольева Э.Г. Современное состояние образования в Латинской Америке //Педагогика. 1992. № 3—4.
Иванова Т. Специализация по-американски, или 90 вариантов выбора // Народное образование. 1989. № 6.
Канцэпцыя рэформы агульнаадукацыйнай сярэдняй школы /Адоб-рана пастановай Кабшета М1шстрау Рэспублж! Беларусь ад 29 жшуня 1996 г. № 554 // Настаун. газ. 1996. 14 верас.
Миронов В.В. Образование в странах Запада в конце XX века //Сов. педагогика. 1990. № 2.
Судзуки С. Реформа образования в Японии //Педагогика. 1992. № 3-4.
Глава 30
УЧИТЕЛЬ, СТРУКТУРА ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ
1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспита тельной работы.
Проблема профессиональной пригодности учи теля.
Структура педагогической деятельности учи теля и сущность ее отдельных видов.
Ступени профессионального роста учителя: пе дагогическая умелость, мастерство, творчество и но ваторство.
1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы. При освещении в предыдущих главах вопросов о целях, содержании, методах и формах учебно-воспитательной работы в школе постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-
517
познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.
Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры школьной практики и высказывания многих педагогов. Известный русский математик М.В.Остроградский писал: "Хороший учитель рождает хороших учеников".
В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, проявляют большое методическое творчество, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Многим из них присвоены почетные звания "Заслуженный учитель", "Учитель-методист", "Старший учитель".
В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоце-нить. От него во многом зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальней-шего развития общества. В настоящее время осуществ-ляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов при поступлении их в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факультеты и различные курсы для абитуриентов. Предпринимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.
Но общественное положение и престиж учителя в немалой степени зависит от него самого, от его эрудиции и качества работы. Работа учителя относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед ним возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снимает тех трудностей, с которыми он встречается в своей
518
работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессиональной умелости и развитие педагогического мастерства.
В настоящее время в школах вводятся должности практических психологов, социальных педагогов, которые в той или иной мере причастны к обучению и воспитанию учащихся.
Тем не менее только учитель в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Именно на этой основе зиждется его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учитель - это действительно звучит гордо!
2. Проблема профессиональной пригодности учителя. Всякая профессиональная деятельность требует от человека определенной склонности, необходимых физических и психических данных, а также соответствующего личностного развития. Например, летчик должен обладать хорошим зрением, слухом, реактивностью нервной системы, способностью переносить большие физические нагрузки и т.д. Не зачислят на флот человека, если он не в состоянии переносить морской качки. При назначении на многие руководящие должности учитывают организаторские умения и способности человека, его коммуникабельность. При отсутствии милосердия и высокой нравственности не в состоянии как следует исполнять свои обязанности врач. Не в меньшей степени является важной профессиональная пригодность человека к педа-