ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 229
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Режиссер, его место и значение в художественной самодеятельности
Формы эстрадного спектакля-концерта
Степени комического преувеличения и стили в репертуаре и исполнении
1 Кстати, все эти элементы органически свойственны и клоунаде.— в.
1 Ю н, Тынянов. Русская пародия XIX века, м.— л., «Академия», 1929.
Музыка и танец в разговорных жанрах
Работа исполнителя над бытовым рассказом
Музыкально-разговорные жанры. Музыкальный фельетон и мозайка
Малая драматургия эстрады. Эстрадная реприза.
1 Эти первые концерты включали в себя и многие цирковые номера.
1 Слово «смычка» в то время применялось, как правило, для определения экономических и иных взаимоотношений города с деревней.
далее, вычерчивали, например, красную звезду или серп и молот. Надо ли говорить, что подобная символика отлично дополняла и текст и музыку.
Весь номер обычно шел не более семи минут. А его воздействие было огромным. И кроме того, он давал направленность всей программе.
Для «Синей блузы» характерно было умение использовать все мыслимые приемы воздействия на зрителей-слушателей: музыку и пение, танец и художественную гимнастику, акробатику и жонглирование, эквилибристику и многоголосую декламацию.
Здесь использовались и все возможности, чтобы как можно разнообразнее оформить спектакль Передвижные группы не могли возить с собою громоздкие декорации — и синеблуз-ники прекрасно выходили из положения: занавесы и задники; кулисы и лубки с прорезями для лиц и рук; плакаты и картинки; картонные и текстильные аппликации — все это сопутствовало спектаклям этих коллективов.
В «Синей блузе» отлично была поставлена служба добывания репертуара. Журналы и газеты — в особенности сатирические издания — давали тексты для отличных номеров. Многое шло прямо со страниц печати в репертуар коллектива Но иные материалы надо было переделывать, приспособляя для эстрады. Это делали не только «центральные органы» «Синей блузы» — в любом коллективе находились люди, которые умели внести в текст нужные дополнения, сокращения, изменения.
Пожалуй, первое, чему могут поучиться у «Синей блузы» нынешние агитбригады,— это умелое сочетание тем местных с темами общегражданскими и даже международного масштаба. Вот почему мы начали с описания тех приемов, которые применяла «Синяя блуза» для выражения значительных политических проблем.
Агитбригада обязана вводить в свои выступления возможно больше откликов на все явления, которые определяют интересы ее зрителей. Нашему народу, например, свойствен сегодня живой интерес к тому, что происходит на всей планете. Чувства дружбы и солидарности по отношению к народам, борющимся за свою свободу; неприятие капитализма и империализма во всех его формах и так далее — эти темы подлежат отражению в спектакле агитбригады и сами по себе и как фон, на котором обретают значение факты и явления повседневной нашей жизни.
Нет сомнения, что главное, над чем предстоит в ближайшее время работать нашим агитбригадам,— это темы, связанные с только что отпразднованным пятидесятилетием Великой Октябрьской социалистической революции, с предстоящим столетием со дня рождения В. И. Ленина, с широкими и далеко идущими решениями XXIII съезда КПСС.
Возникает вопрос: а можно ли сочетать эти темы с отражением тех отрицательных явлений, что еще не изжиты и на деле соседствуют рядом с нашими великими достижениями и грандиозными замыслами?
Ответ может быть только один: все зависит от такта авторов, постановщиков, исполнителей и от правильных пропорций в подаче как положительных и патетических, так и отрицательных явлений. Н. П. Смирнов-Сокольский говорил, что его никогда не тревожила острота темы или факта, ибо при их оценке ни в тексте, ни в трактовке он не упускал из внимания значительного и всегда положительного социального фона, непременно сопутствующего всему, что происходит в нашей стране.
Вот идет номер, посвященный положительной теме. Как обогатить его сатирическими деталями, не компрометируя идеи? Начинаются такие острые дополнения соответствующим конферансом. Можно также для всей программы или для данного номера сделать сопровождение типа интермедий, диалога, реплик соло-конферансье.
Интересно также ввести сатирический элемент непосредственно в положительный номер. Вот пример: в годы первой пятилетки карикатурист К. П. Ротов в «Крокодиле» поместил рисунок, изображающий, как большая группа ударников труда несет тяжелую балку. Среди эгих честных тружеников был нарисован один лодырь, который тоже держался руками за балку, но не нес, а висел на ней, составляя дополнительный груз для ударников. Трудно графически лучше передать идею. Этот рисунок можно воспринимать не только как конкретное решение данной темы, удачное выражение расстановки сил в то время. Мне кажется, тут есть чему поучиться и агитбригаде: каждая тема может быть доведена до такого убедительного выявления в рисунке, мизансцене, шутке...
Само собою разумеется, что весь обычный репертуар эстрады и театров малых форм может и должен быть использован в агитбригадах — опять-таки по принципу целесообразности. Частушки и куплеты, интермедии и сценки, скетчи, пародии, вокальные и танцевальные номера, художественное чтение и исполнение эстрадных рассказов просто необходимы в спектаклях агитбригад.
Но вместе со всем этим нужно иметь в виду, что агитбригада всегда есть коллектив, так сказать, местного значения. Вне среды, породившей ее (завод, колхоз, фабрика, институт), бессмысленно существование самой бригады. Это ясно. И ясно, что прежде всего агитбригада должна пытаться воздействовать идейно на свою основную аудиторию. Конечно, хорошая агитбригада, говоря о делах своего коллектива, может построить спектакль так, что он станет интересным и для других аудиторий. Иными словами, конкретные материалы одного завода (колхоза, района) могут дать повод создать такие сценические отображения, которые уже перерастут свое узкоместное значение. Понятно, что в основе этого явления должны лежать типические свойства тех фактов, которые выведены на сцену в каждом отдельном случае.
Я отнюдь не намерен объявлять сегодня находки сорокалетней давности эталоном для нынешних агитбригад. Прошедшие с тех пор годы настолько обогатили возможности сценических решений, что агитбригадам было бы просто нелепо не использовать наши новинки, включая и чисто технические приемы и материалы. Пластикаты и синтетика, электроприборы, диафильмы и кинопроекции, хотя бы узкопленочные, радиоустановки и магнитофоны помогают агитбригаде в настоящее время. Обычно в состав агитбригады входят непосредственно участники, так сказать, художественной стороны дела. Но надо усиливать сосгав бригады любителями радио- и кинодела, мастерицами по части костюмов и вышивок, умельцами в области столярных, механических, слесарных работ. Из этих нужных спектаклю людей можно организовать «конструкторский отдел» агитбригады.
Взяв все лучшее из достижений «Синей блузы» и использовав все новое, что открыто в последние годы, агитбригады Г смогут достичь высокого, подлинно профессионального уровня в своих выступлениях.