ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Режиссер, его место и значение в художественной самодеятельности

Формы эстрадного спектакля-концерта

О ритме номера и спектакля

1 См главу о конферансе.

Степени комического преувеличения и стили в репертуаре и исполнении

1 Кстати, все эти элементы органически свойственны и клоунаде.— в.

1 Ю н, Тынянов. Русская пародия XIX века, м.— л., «Академия», 1929.

Музыка и танец в разговорных жанрах

Сценическое оформление

Художественное чтение

Бытовой рассказ

1 Цитируем по затки в в Яблонской Сб «о мастерстве художест­венного слова». Ленинградское отд вто, 1938, стр. 75—76.

Работа исполнителя над бытовым рассказом

Детские рассказы

Эстрадный фельетон

Музыкально-разговорные жанры. Музыкальный фельетон и мозайка

Частушка

Конферансье— ведущий—массовик

Элементы конферанса

Парный конферанс

Театрализованный нонфераис

Ведущий и массовик

Малая драматургия эстрады. Эстрадная реприза.

Трехминутка

Интермедии

Искусство клоунады'

1 Термин «клоунада» имеет два значения: им определяются в целом искусство цирковых комиков и одна из форм выступлений клоунов (то же, что антре).

Маска (образ) клоуна

Дрататургия клоунады

Цирковая реприза

Клоунская интермедия

Клоунское антре

Клоунада на эстраде

Эстрада для детей

1 Эти первые концерты включали в себя и многие цирковые номера.

Агитбригада вчера и сегодня

1 Слово «смычка» в то время применялось, как правило, для определе­ния экономических и иных взаимоотношений города с деревней.

1 Слово «смычка» в то время применялось, как правило, для определе­ния экономических и иных взаимоотношений города с деревней.

далее, вычерчивали, например, красную звезду или серп и молот. Надо ли говорить, что подобная символика отлично дополняла и текст и музыку.

Весь номер обычно шел не более семи минут. А его воз­действие было огромным. И кроме того, он давал направ­ленность всей программе.

Для «Синей блузы» характерно было умение использовать все мыслимые приемы воздействия на зрителей-слушателей: музыку и пение, танец и художественную гимнастику, акро­батику и жонглирование, эквилибристику и многоголосую декламацию.

Здесь использовались и все возможности, чтобы как мож­но разнообразнее оформить спектакль Передвижные группы не могли возить с собою громоздкие декорации — и синеблуз-ники прекрасно выходили из положения: занавесы и задники; кулисы и лубки с прорезями для лиц и рук; плакаты и кар­тинки; картонные и текстильные аппликации — все это сопут­ствовало спектаклям этих коллективов.

В «Синей блузе» отлично была поставлена служба добы­вания репертуара. Журналы и газеты — в особенности сати­рические издания — давали тексты для отличных номеров. Многое шло прямо со страниц печати в репертуар коллектива Но иные материалы надо было переделывать, приспособляя для эстрады. Это делали не только «центральные органы» «Синей блузы» — в любом коллективе находились люди, ко­торые умели внести в текст нужные дополнения, сокращения, изменения.

Пожалуй, первое, чему могут поучиться у «Синей блузы» нынешние агитбригады,— это умелое сочетание тем местных с темами общегражданскими и даже международного масш­таба. Вот почему мы начали с описания тех приемов, которые применяла «Синяя блуза» для выражения значительных по­литических проблем.

Агитбригада обязана вводить в свои выступления возмож­но больше откликов на все явления, которые определяют ин­тересы ее зрителей. Нашему народу, например, свойствен сегодня живой интерес к тому, что происходит на всей пла­нете. Чувства дружбы и солидарности по отношению к наро­дам, борющимся за свою свободу; неприятие капитализма и империализма во всех его формах и так далее — эти темы подлежат отражению в спектакле агитбригады и сами по себе и как фон, на котором обретают значение факты и явления повседневной нашей жизни.


Нет сомнения, что главное, над чем предстоит в ближай­шее время работать нашим агитбригадам,— это темы, свя­занные с только что отпразднованным пятидесятилетием Великой Октябрьской социалистической революции, с пред­стоящим столетием со дня рождения В. И. Ленина, с широ­кими и далеко идущими решениями XXIII съезда КПСС.

Возникает вопрос: а можно ли сочетать эти темы с отра­жением тех отрицательных явлений, что еще не изжиты и на деле соседствуют рядом с нашими великими достижениями и грандиозными замыслами?

Ответ может быть только один: все зависит от такта авто­ров, постановщиков, исполнителей и от правильных пропор­ций в подаче как положительных и патетических, так и отри­цательных явлений. Н. П. Смирнов-Сокольский говорил, что его никогда не тревожила острота темы или факта, ибо при их оценке ни в тексте, ни в трактовке он не упускал из вни­мания значительного и всегда положительного социального фона, непременно сопутствующего всему, что происходит в нашей стране.

Вот идет номер, посвященный положительной теме. Как обогатить его сатирическими деталями, не компрометируя идеи? Начинаются такие острые дополнения соответствующим конферансом. Можно также для всей программы или для данного номера сделать сопровождение типа интермедий, диалога, реплик соло-конферансье.

Интересно также ввести сатирический элемент непосред­ственно в положительный номер. Вот пример: в годы первой пятилетки карикатурист К. П. Ротов в «Крокодиле» поместил рисунок, изображающий, как большая группа ударников труда несет тяжелую балку. Среди эгих честных тружеников был нарисован один лодырь, который тоже держался руками за балку, но не нес, а висел на ней, составляя дополнитель­ный груз для ударников. Трудно графически лучше передать идею. Этот рисунок можно воспринимать не только как кон­кретное решение данной темы, удачное выражение расстанов­ки сил в то время. Мне кажется, тут есть чему поучиться и агитбригаде: каждая тема может быть доведена до такого убедительного выявления в рисунке, мизансцене, шутке...

Само собою разумеется, что весь обычный репертуар эстрады и театров малых форм может и должен быть исполь­зован в агитбригадах — опять-таки по принципу целесообраз­ности. Частушки и куплеты, интермедии и сценки, скетчи, пародии, вокальные и танцевальные номера, художественное чтение и исполнение эстрадных рассказов просто необходимы в спектаклях агитбригад.


Но вместе со всем этим нужно иметь в виду, что агит­бригада всегда есть коллектив, так сказать, местного значе­ния. Вне среды, породившей ее (завод, колхоз, фабрика, ин­ститут), бессмысленно существование самой бригады. Это ясно. И ясно, что прежде всего агитбригада должна пытаться воздействовать идейно на свою основную аудиторию. Конеч­но, хорошая агитбригада, говоря о делах своего коллектива, может построить спектакль так, что он станет интересным и для других аудиторий. Иными словами, конкретные материа­лы одного завода (колхоза, района) могут дать повод создать такие сценические отображения, которые уже перерастут свое узкоместное значение. Понятно, что в основе этого яв­ления должны лежать типические свойства тех фактов, кото­рые выведены на сцену в каждом отдельном случае.

Я отнюдь не намерен объявлять сегодня находки соро­калетней давности эталоном для нынешних агитбригад. Про­шедшие с тех пор годы настолько обогатили возможности сценических решений, что агитбригадам было бы просто не­лепо не использовать наши новинки, включая и чисто техни­ческие приемы и материалы. Пластикаты и синтетика, элек­троприборы, диафильмы и кинопроекции, хотя бы узкопле­ночные, радиоустановки и магнитофоны помогают агитбригаде в настоящее время. Обычно в состав агитбригады входят непосредственно участники, так сказать, художественной сто­роны дела. Но надо усиливать сосгав бригады любителями радио- и кинодела, мастерицами по части костюмов и выши­вок, умельцами в области столярных, механических, слесар­ных работ. Из этих нужных спектаклю людей можно орга­низовать «конструкторский отдел» агитбригады.

Взяв все лучшее из достижений «Синей блузы» и исполь­зовав все новое, что открыто в последние годы, агитбригады Г смогут достичь высокого, подлинно профессионального уров­ня в своих выступлениях.