ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Режиссер, его место и значение в художественной самодеятельности

Формы эстрадного спектакля-концерта

О ритме номера и спектакля

1 См главу о конферансе.

Степени комического преувеличения и стили в репертуаре и исполнении

1 Кстати, все эти элементы органически свойственны и клоунаде.— в.

1 Ю н, Тынянов. Русская пародия XIX века, м.— л., «Академия», 1929.

Музыка и танец в разговорных жанрах

Сценическое оформление

Художественное чтение

Бытовой рассказ

1 Цитируем по затки в в Яблонской Сб «о мастерстве художест­венного слова». Ленинградское отд вто, 1938, стр. 75—76.

Работа исполнителя над бытовым рассказом

Детские рассказы

Эстрадный фельетон

Музыкально-разговорные жанры. Музыкальный фельетон и мозайка

Частушка

Конферансье— ведущий—массовик

Элементы конферанса

Парный конферанс

Театрализованный нонфераис

Ведущий и массовик

Малая драматургия эстрады. Эстрадная реприза.

Трехминутка

Интермедии

Искусство клоунады'

1 Термин «клоунада» имеет два значения: им определяются в целом искусство цирковых комиков и одна из форм выступлений клоунов (то же, что антре).

Маска (образ) клоуна

Дрататургия клоунады

Цирковая реприза

Клоунская интермедия

Клоунское антре

Клоунада на эстраде

Эстрада для детей

1 Эти первые концерты включали в себя и многие цирковые номера.

Агитбригада вчера и сегодня

1 Слово «смычка» в то время применялось, как правило, для определе­ния экономических и иных взаимоотношений города с деревней.

От зрителей, как партнеров ведущему вечер затейнику, всегда можно ждать сюрпризов. И надо обладать умением ориентироваться в обстановке. Возраст и профессия участ­ников игр и танцев, цель их пребывания в данной аудитории (отдых по путевке на месяц; путевка на сутки; увеселения на один вечер в парке; встреча Нового года) диктуют массовику различные приемы в его деятельности. Мы относим разговор о работе затейников в главу о конферансье, потому что, на наш взгляд, в выступлениях такого рода преобладают мето­ды именно конферанса. Но здесь неизмеримо увеличиваются куски импровизации. Находчивость, опыт и такт — непремен­ные компоненты в труде массовиков.


Малая драматургия эстрады. Эстрадная реприза.

Реприза есть мельчайшая форма эстрадной драматургии. Этим термином часто пользуются для определения любого-i повода вызвать смех аудитории — остроумного слова или удачного жеста, плаката, мимической игры, гимнастического | трюка или нескольких па танцев.

Удачная реприза, даже вырванная из контекста, нередко' существует как самостоятельное произведение искусства. Важно отметить, что, несмотря на свою краткость и даже мимолетность, почти всякая реприза несет в себе какую-то мысль.

Здесь нет места подробному анализу принципов построе­ния смехотворных узлов (мы говорим об узлах, ибо всякий повод для смеха соединяет в себе целый ряд компонентов, выключение каждого из которых ослабляет, а то и вовсе сво­дит на нет комический эффект). Но тот факт, что смешное всегда несет в себе идейную нагрузку, непреложен. Вы сме­етесь потому, что вас заставили о чем-то подумать, что-то сопоставить из вашего личного опыта и сведений, известных вам по книгам и газетам. Своим смехом вы что-то одобряете, а что-то осуждаете. Вот почему столь важны для эстрады эти мимолетные поводы посмеяться.

Одно дело — шутка в быту. Ей можно и не придавать боль­шого значения. Но шутка, опубликованная в спектакле, ста­новится явлением общественной жизни. И потому надо точно определить: какие мысли несет в себе этот конкретный повод для смеха? Для репризы требуется известная самостоятель­ность замысла, темы. В практике эстрады очень приняты по­добные отступления от основной линии сюжета: они оправды­ваются всем строем эстрадного спектакля, постоянным жела­нием зрителей услышать намеки на факты и явления, кото­рые называются «злобою дня». А для конферанса, фельето­нов, к>плетов характерно именно многотемье, которое и даст широкое поле для реприз.

Трехминутка

Эта форма выкристаллизовалась сравнительно недавно. Если в репризе мы имеем дело с одной-двумя точками смеха, в «трехминутке» возможно и большее количество таких уз­лов. Но определяет трехминутку не это. Реприза не знает ограничений в своей конструкции: любой способ вызвать смех уместен для репризы. Трехминутка же строится на точном сюжете. Это уже микропьеса, состоящая иногда всего лишь нз двух, а то и одной реплики. Но они выражают именно сюжет.

Автор трехминутен обязан знать не только, что он хочет сказать, но и вложить свою мысль в форму действенного про­исшествия. Обычно трехминутка предлагает зрителям неожи­данный, иногда парадоксальный конец, который хотя и выте­кает из всего предыдущего действия, но не может быть пред­сказан зрителями. В этом плане, кстати, построены рассказы американского писателя ОТенри, которые знамениты своими концовками: автор искусно ведет читателя по пути, казалось бы, логичного и предвиденного заранее решения, но в последнюю минуту случается нечто совсем другое, однако тоже обусловленное всем ходом рассказа.


А коль скоро все это так, в трехминутке, конечно, важно обосновать ее неожиданный вывод.

Эстрадный спектакль всегда потребует от его организато­ров и исполнителей создания некоторого количества реприз и трехминуток.

Обе эти наиболее короткие формы эстрадной драматургии легко могут быть созданы на месте участниками концерта, спектакля или агитбригады. Более того: если ориентировать­ся только на литературный материал, поступающий извне, трудно построить даже простой концерт. Поэтому мы реко­мендуем непременно пополнять репертуар своего спектакля (концерта) репризами собственного сочинения.


Интермедии

Интермедия — это сценка или музыкальная пьеса шутли­вого содержания, заполняющая перерыв между двумя дей­ствиями драматического представления. Интермедии суще­ствовали в испанском театре, в итальянской комедии масок, их использовали Шекспир, Мольер. Шекспир, например, орга­нически вводил интермедии в сюжет пьесы: в «Гамлете» ин­термедия с могильщиками продолжает развитие действия трагедии. В итальянском национальном театре масок интер­медии исполняли обычно те слуги просцениума, которые на виду у зрителей обслуживали спектакль: ставили декорации, помогали исполнителям главных ролей менять костюмы и прочее.

И сегодня в драме интермедии хорошо использовать тог­да, когда требуются перестановки на сцене — ими будут за­полняться паузы, связанные со сменой декораций. Эту же услугу — заполнение паузы — интермедия оказывает иногда и в эстрадном спектакле (концерте).

Но у нас есть эстрадные артисты, которые играют только интермедии —несколько сразу или по одной между номера­ми концерта. R этом и состоит их номер. В отличие от репри­зы, где, как правило, сюжет рассказырается зрителям, в ин­термедии его разыгрывают. И естественно, здесь законы дра­матургии вступают в свою полную силу.

Снетч, сценка

Скетч и сценка — это следующая форма малой драматур­гии. Здесь опять-таки принятая на эстраде терминология не совсем точна. Часто приходится слышать, что одну и ту же вещь называют и скетчем, и сценкой, и интермедией. Это про­исходит в основном потому, что границы жанра трудно опре­делимы. Во всяком случае интермедия по продолжительности действия всегда короче скетча и сценки.

Скетчем с двадцатых годов у нас принято было называть маленькие пьесы на 2—3 действующих лиц и на 7—20 ми­нут действия. Впоследствии отказались от английского слова «скетч» и стали пользоваться только словом «сценка». Теперь снова возрождается и термин «скетч». Думается, что надо бы оставить за данным жанром это определение, чтобы как-то отделить его от сценки, где сюжет, как правило, выражен слабее, и более короткой по размерам интермедии.

В интермедии или трехминутке один сюжетный ход — это естественно для таких небольших вещей. Скетч же предпо­лагает не один поворот сюжета, а два или даже больше.

Что мы имеем в виду, говоря о повороте сюжета? Возьмем для примера два произведения Чехова, форма которых наи­более тесно смыкается с нашей трактовкой жанра скетча: «Медведь» и «Предложение». В «Медведе» человек приехал ссориться, а в результате женился на той, с кем ссорился. В «Предложении» человек приехал жениться, но поссорился с девушкой, которой хотел сделать предложение. В каждой пьеске произошло два поворота: в одной — вместо ссоры брак; в другой — вместо брака ссора.


Однако, несмотря на то, чго скетч обычно содержит два поворота, он тоже не терпит второй темы: это пьеса одной интриги, односюжетной задачи, хотя бы и выраженной в не­скольких перипетиях (поворотах).

Еще важное замечание: сюжет комического произведения не обязательно должен быть смешным. Конечно, если сюжет в трехминутке не смешной, то она сама не смешная. А скетч можно написать на самую нейтральную тему, например: при­шел мужчина получить справку в учреждение. Что тут смеш­ного? А есть такой скетч: мужчина применяет семь способов, чтобы получить необходимую справку у женщины-бухгалте­ра: плачет, пугает ее, льстит и т. д. И только после объясне­ния в любви получает справку. Здесь необходимо, чтобы были смешными диалог и ситуации, в которые выливается сюжет.

Опыт показал, что при прочих равных условиях специ­ально написанная для эстрады малая пьеса принимается зрителями лучше, нежели самый удачный отрывок из отлич­ной драмы или комедии. Причин здесь несколько. Прежде всего, как бы ни ясен был по сюжетным ходам и положениям отрывок пьесы, как бы хорошо ни было объяснено содержа­ние предыдущих картин перед началом данного отрывка, все равно кое-что в нем останется непонятным, а поэтому — неинтересным для зрителей, не знающих пьесы целиком. И это сильно снижает успех исполняемой сцены в концерте по срав­нению с успехом ее же в целом спектакле.

Далее: самая веселая комедия, исполняемая в быстром ритме на сцене драматического театра, в условиях эстрадного концерта, где номера сменяются каждые пять-шесть минут (в среднем), покажется аудитории медленной по темпу. Сце­на из такого спектакля замедлит весь ход концерта.

И наконец, сюжет, сценические ситуации, диалог в боль­шой драматургии носят совсем иной характер, чем в репер­туаре эстрады. Насыщенность действием, оснащение реприза­ми, непременный гротеск в характеристиках комических пер­сонажей, обязательное созвучие со злободневными событиями составляют специфику стиля эстрадной драматургии.

Форма скетча очень гибка и подвижна, Например, заслу­женная артистка РСФСР М. В. Миронова со своим партне­ром А. С. Менакером последнее время исполняют специально для них написанный репертуар, где главное внимание уде­ляется не сюжетам, а высказываниям комического персонажа. Иногда скетчи принимают форму театрализованного фельето­на, музыкального или прозаического. Исполнители разыгры­вают этот фельетон в лицах, прибегая к обнажению приема (то есть к откровенной перестройке на глазах у зрителей из образа в образ).