ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Режиссер, его место и значение в художественной самодеятельности

Формы эстрадного спектакля-концерта

О ритме номера и спектакля

1 См главу о конферансе.

Степени комического преувеличения и стили в репертуаре и исполнении

1 Кстати, все эти элементы органически свойственны и клоунаде.— в.

1 Ю н, Тынянов. Русская пародия XIX века, м.— л., «Академия», 1929.

Музыка и танец в разговорных жанрах

Сценическое оформление

Художественное чтение

Бытовой рассказ

1 Цитируем по затки в в Яблонской Сб «о мастерстве художест­венного слова». Ленинградское отд вто, 1938, стр. 75—76.

Работа исполнителя над бытовым рассказом

Детские рассказы

Эстрадный фельетон

Музыкально-разговорные жанры. Музыкальный фельетон и мозайка

Частушка

Конферансье— ведущий—массовик

Элементы конферанса

Парный конферанс

Театрализованный нонфераис

Ведущий и массовик

Малая драматургия эстрады. Эстрадная реприза.

Трехминутка

Интермедии

Искусство клоунады'

1 Термин «клоунада» имеет два значения: им определяются в целом искусство цирковых комиков и одна из форм выступлений клоунов (то же, что антре).

Маска (образ) клоуна

Дрататургия клоунады

Цирковая реприза

Клоунская интермедия

Клоунское антре

Клоунада на эстраде

Эстрада для детей

1 Эти первые концерты включали в себя и многие цирковые номера.

Агитбригада вчера и сегодня

1 Слово «смычка» в то время применялось, как правило, для определе­ния экономических и иных взаимоотношений города с деревней.

Остро характерными персонажами, выступающими в ка­честве конферансье, особенно увлекаться не следует. Чем рез­че выступят комические преувеличения в образе ведущего, тем труднее ему будет осуществлять свою основную задачу: объяснять номера помогая этим и зрителям и артистам.

Но какой бы сценический образ ни выбрал для себя кон­ферансье, он должен помнить о чувстве меры. В течение кон­церта он появляется перед зрителями много раз. Если в манере его поведения будет даже намек на нескромность, развяз­ность, самолюбование, назойливость, у зрителей возникнет справедливая неприязнь к ведущему.

Необходимо также предостеречь ведущего от желания смешить аудиторию во что бы то ни стало — это может на­нести ущерб выступлениям и самого конферансье и других участников концерта.

Особо следует сказать о работе конферансье-женщины. Здесь вся комическая сторона должна осуществляться с осо­бым тактом. Для исполнительницы, которая не избрала харак­терной маски, лучше всего взять тон любезной хозяйки вечера. Такая «хозяйка» словно занимает гостей (зрителей) интерес­ными и разнообразными номерами своей программы и веселой беседой между номерами. Допустимы, разумеется, и другие приемы для женщин-ведущих. Так, могут быть использованы театрализованные образы молодой работницы, сотрудницы справочного бюро, телефонистки и т. д.


Элементы конферанса

Из чего состоит на деле конферанс? Он подразделяется на пять частей:

  1. Вступление.

  2. Деловые анонсы.

  3. Шутки, репризы и прочее.

  4. Собственный номер ведущего.

  5. Окончание конферанса и концерта.

Рассмотрим каждую часть в отдельности.

Вступление. Ведущий первым из всех исполнителей кон­церта встречается со зрителями. Здесь мы говорим о конферансье-солисте. Но и парный и групповой конферансы подчиняются тем же законам, что и конферанс сольный. Этот выход для него особен­но ответствен.

Зрители пришли в зал после трудового дня. Они еще не совсем отрешились от своих забот и дел. Возможны к тому же недоразумения в гардеробе; помещение, в котором будет про­исходить концерт, может оказаться или холодным, или черес­чур жарким, или недостаточно уютным. Ведущий должен принять во внимание и то, что зритель не уверен, сумеют ли артисты доставить ему удовольствие, какого он от них ждет.

Конферансье и участники концерта, в свою очередь, имеют основания тревожиться: как-то сегодня пройдет концерт? Как его воспримет зрительный зал? Ведущий, непосредственно общающийся с аудиторией, обладает широкими возможно­стями для создания дружественной атмосферы в зале, для преодоления взаимного недоверия и ликвидации всего того, что мешает концерту, отвлекает зрителей.

Первое появление конферансье на эстраде необходимо ис­пользовать, чтобы сразу же наладить контакт со зрительным залом.

Едва появившись на эстраде, конферансье должен внима­тельно оглядеть зрителей; вначале — сидящих в первых ря­дах, тех, которые лучше освещены. И сразу же чуткий ар­тист угадает расположение к нему некоторых зрителей.

О чем же должен говорить ведущий при первом своем по­явлении?

Прежде всего, очевидно, стоит от своего имени и от имени всех участников концерта поприветствовать сидящих в зале.

Если концерт приурочен к какой-нибудь дате, годовщине или к определенному событию, знаменательному для данного коллектива, ведущий обязан отметить этот факт. Далее сле^ дует заверить зрителей в том, что коллектив участников се­годняшнего концерта постарается доставить им удовольствие; можно также выразить надежду на теплый прием со стороны зала. Конферансье вправе в шутливом тоне намекнуть на не­уверенность зрителей в том, что сегодняшний концерт им по­нравится. Если зрители узнают, что их беспокойство понятно артистам, что оно служит поводом для шутки,— доверие ауди­тории к исполнителям укрепится. После серьезного начала такая шутка будет хорошей разрядкой. Наконец, нужно пред­ложить зрителям переключить свое внимание с повседневных и обыденных хлопот, которыми они только что были полны, на предлагаемые им номера концерта.


Разумеется, возможно и другое содержание вступления. Однако как бы ни было интересно задумано вступление, оно не должно быть затянуто — в начале концерта зрители хотят услышать или увидеть первый номер возможно скорее.

Начинать концерт мы рекомендуем номером музыкального характера. Музыка всегда хорошо настраивает зрительный зал, она же лучше всех иных видов искусства уводит аудито­рию от быта и его забот. Но это не обязательное условие. Концерты, приуроченные к знаменательным датам, лучше на­чинать чтением литературного произведения, отвечающего теме концерта. Такой номер сразу же включит зрителей в ат­мосферу сегодняшнего вечера.

После первого или второго номера ведущий может произ­нести главный монолог своего конферанса (не путать с соб­ственным номером ведущего, о котором говорится ниже). Хо­рошо, если в этом монологе серьезные мысли, относящиеся к жизни страны, международным вопросам и к искусству, сочетаются с юмором, с шутками. Здесь в сущности для веду­щего решится основной вопрос: наладится ли у него контакт со зрителем сегодняшнего концерта? Если да,— весь осталь­ной конферанс пройдет благополучно. Если контакта не воз­никло, нужно постараться выправить положение. Для этого мы рекомендуем исполнителю конферанса ускорить выступ­ление с собственным сольным номером или перенести в первое отделение наиболее удачные куски конферанса, обычно остав­ляемые для второго отделения.

Деловые анонсы. Главная обязанность ведущего всегда будет заключаться в том, чтобы правильно и убедительно объяснять зрителям, какой номер им предстоит увидеть или услышать. Даже самые талантливые конферансье не имеют права умалять эту сторону своей деятельности в пользу ин­термедийной и комической стороны конферанса. Иногда успех номера находится в прямой зависимости от того, насколько хорошо его объяснил ведущий.|Ведь не вся аудитория способ­на до конца разбираться в различных тонкостях искусства. Задача ведущего — дать зрителю необходимые для лучшего восприятия данного номера сведения. Так, например, ведущий не должен упустить возможность рассказать зрителю о том, что колоратурное сопрано — редкий голос; что сложные коло­ратурные партии удаются не всем певицам. Следует объяснить аудитории и всю трудность акробатического танца, требую­щего предельной слаженности партнеров, тонкого музыкаль­ного слуха, ежедневных и упорных репетиций. Перед инстру­ментальным номером важно напомнить публике о существо­вании советской музыкальной школы, получившей мировое признание; о том, что советские виртуозы неоднократно завое­вывали и завоевывают первые премии на международных конкурсах.


"\ Объявляя отрывок из пьесы, ведущий очень поможет и ар­тистам и зрителям, если коротко объяснит, откуда взят этот отрывок; в чем смысл и какова идея пьесы; в какую эпоху развертывается действие. Однако не надо обкрадывать испол* нителей отрывка, излагая содержание предстоящей сцены слишком подробно: тогда будет неинтересно следить за пери­петиями и действием сцены. ((

Такого рода объяснения помогают ведущему углубить идейную сторону конферанса. Мнение, что в настоящее время в связи с ростом культурного уровня наших зрителей не обя­зательно подробное объяснение номеров, вряд ли верно. И вот почему. Культурный уровень зрителей за годы Совет­ской власти действительно сильно вырос и продолжает расти. Но означает ли это, что каждый из сидящих в зрительном зале знает и помнит все, что требуется знать и помнить по по­воду многих и разнообразных номеров концерта? Конечно, нет. К тому же значительная часть сведений, необходимых для восприятия номера, даже у самого культурного зрителя нередко хранится где-то в отдаленных тайниках его памяти. Трудно поэтому рассчитывать на то, что каждый из сидящих в зале сразу припомнит все, что ему когда-либо было известно относительно тех драматических, вокальных, инструменталь­ных, акробатических и иных номеров, которые ему сегодня по­кажут. И неназойливые, но деловые пояснения со стороны ведущего несомненно принесут немалую пользу.

Иногда конферансье излишне расхваливают номера. Это может вызвать у публики недоверие к исполнителю, и резуль-тат получится обратный желаемому. Зрителю приятно смот­реть и слушать талантливых исполнителей, но все-таки номер сам должен говорить за себя. А от конферансье требуется лишь доброжелательный, но все же достаточно сдержанный анонс.

1 В сущности каждое появление конферансье перед зрителя­ми делится на три части, размер которых определяется им са­мим или режиссером концерта: когда после очередного номе­ра ведущий выходит на авансцену, он вначале говорит о про­шедшем номере (эту часть можно и опустить — особенно по­сле разговорных номеров); затем конферансье вправе вести беседу с аудиторией на темы, не связанные непосредственно с программой концерта,— тут наступает благоприятный мо* мент для выявления интермедийной, комической стороны кон­феранса; и, наконец, в заключение ведущий говорит о пред­стоящем номере, то есть делает анонс.

Объявление номера должно быть построено так, чтобы имена исполнителей, которые сейчас выступят, оказались бы последними словами ведущего перед его уходом со сцены и перед появлением артистов. Это необходимо по двум причи­нам: во-первых, если зрители знают и любят артистов, имена которых объявлены, то раздадутся аплодисменты, и это помешает ведущему говорить дальше. И затем, слушая дальней­шее объяснение к номеру, аудитория может забыть имена ис­полнителей.


Интермедии, пародии, шутки, репризы. На протяжении концерта ведущему неоднократно приходится рассказывать (или играть, показывать) что-нибудь смешное: короткие ре­призы и анекдоты; небольшие фельетоны протяженностью до 4—6 минут; интермедии, построенные на самостоятельном сюжете 1(в парном конферансе подобные интермедии состав­ляют основу репертуара ведущих и иногда занимают по 10—15 минут — срок для эстрады очень значительный).^'Конферансье-солист может разыгрывать сценки с воображаемыми партне­рами (например, используя телефон или мнимого собеседни­ка, якобы находящегося за кулисами или в зрительном зале) или специальные интермедии для одного исполнителя, основу которых составляет текст, украшенный игровыми моментами.

Так, московский конферансье Борис Брунов, используя ме­тод игры с воображаемыми предметами, исполняет роль не­коего радиолюбителя, который все время крутит рычажок своего приемника, так как его интересует не суть исполняемых в эфире номеров, а чистота звука и ясность воспроизведения приемником передач из разных стран и городов. Такой метод «слушания» радио, довольно часто встречающийся в жизни, дает возможность Брунову исполнить ряд молниеносных па­родий на артистов эстрады, якобы выступающих перед микро­фонами многих радиостанций.

Возможны пародии и на участников концерта. Однако па­родия не должна быть обидной для исполнителей номеров, которых пародируют. Наоборот, пытаясь воспроизвести нечто похожее на окончившийся сейчас номер, ведущий своим коми­ческим неумением подчеркивает, что искусство, которому он пытается подражать, требует высокого дарования и техники.

Можно строить интермедию, используя музыкальные ин­струменты. В концерте всегда есть аккомпаниатор, а иногда — оркестр или малый музыкальный ансамбль. Так, в свое время на многих сценах успешно шла интермедия «Немой музы­кант», исполнитель которой на вопросы отвечал не словами, а знакомыми мелодиями.

Или такая интермедия: конферансье брал у оркестранта трубу и предупреждал публику, что сейчас он исполнит на этой трубе музыкальную пьесу. Но он говорил на посторонние темы долго и смешно, а до игры на трубе так и не добрался... Зна­менитый западный комик Грок сорок минут проводил приго­товления к игре на*с"крипке. Зрители смеялись все время. Но игры на скрипке так и не было.

Ведущий может заполнить паузу между номерами танцем или выступлением в оригинальном жанре — мастерским или пародийным. Словом, здесь предоставляется и режиссеру и исполнителям очень много возможностей.