ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 230
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Режиссер, его место и значение в художественной самодеятельности
Формы эстрадного спектакля-концерта
Степени комического преувеличения и стили в репертуаре и исполнении
1 Кстати, все эти элементы органически свойственны и клоунаде.— в.
1 Ю н, Тынянов. Русская пародия XIX века, м.— л., «Академия», 1929.
Музыка и танец в разговорных жанрах
Работа исполнителя над бытовым рассказом
Музыкально-разговорные жанры. Музыкальный фельетон и мозайка
Малая драматургия эстрады. Эстрадная реприза.
1 Эти первые концерты включали в себя и многие цирковые номера.
Однако было бы неверно ориентировать ведущего только на такие формы выступлений, которые представляют собою как бы небольшие самостоятельные номера. Гораздо чаще ведущему приходится произносить короткие реплики и шутки. Для того чтобы развеселить зрителей, не всегда обязательно произносить несколько страниц текста или исполнять интермедии. Как правило, между номерами для конферансье предоставляется очень мало времени, иначе конферанс будет вредить концерту. И ведущий должен уметь пользоваться небольшими репликами-шутками, или, как принято их называть на эстраде,— репризами.
Иногда
-rarer
вызывается
тем, что ведущий рассказывает аудитории
маленькую историю, которую в быту
называют анекдотом. В принципе нельзя
возражать против опубликования
подобных коротких историй. Но практика
показала, что некоторые конферансье
злоупотребляют анекдотами, рассказывая
их в излишнем количестве и в полном
отрыве от остального текста конферанса,
что уже недопустимо. И в этом отношении
конферансье должен очень тщательно
продумывать свой репертуар.
Собственный номер ведущего. Обычно лребывание конферансье на эстраде более пяти минут подряд нежелательно. Зрители никогда не могут отрешиться от мысли, что задача ведущего^— заполнить паузы между номерами^ *" Другое дело, когда ведущий объявит, что в данный момент эстрада принадлежит ему и что он прочтет стихи или рассказ, исполнит куплеты или песенку. Лучше всего сольное выступление самого ведущего приурочить к такому моменту концерта, когда для следующего номера нужны сложные приготов-ления: тогда не будет нежелательной паузы. А если сидящие в зале узнают, что пауза была неизбежна, то они будут благодарны ведущему за то, что он не дал им скучать. Как уже сказано, собственный номер поможет конферансье наладить столь необходимый контакт со зрительным залом.
Если зрители встречаются с данным исполнителем впервые, то чем скорее он покажет свое искусство, тем больше шансов у него получить признание со стороны аудитории.
Окончание концерта. Практика показала, что нельзя перед последним номером извещать публику о близком окончании концерта. Сделать так —значит лишить исполнителей последнего номера значительной части внимания со стороны аудитории: еще во время выступления артистов зрители начнут думать обо всем том, что связано с уходом домой. Конферансье поэтому обязан ничем не обнаруживать, что объявляемый номер последний. Все его поведение и текст выступления перед заключительным номером должны закрепить у зрителей уверенность в том, что концерт будет продолжаться и дальше. Объявить об окончании концерта можно не раньше, чем все исполнители последнего номера покинут эстраду. Объявление это должно быть короткимми выразительным.
Парный конферанс
Участие в концерте двух (реже — трех) исполнителей в качестве конферансье неизбежно требует четкого и занимательного решения игровых взаимоотношений между ними! (Если в ведении концерта участвует более трех человек, их выступления уже нельзя строить только как конферанс: тут непременно возникает подобие пьеСы — обрамляющий сюжет.)
Как же строятся постоянные взаимоотношения участников такого дуэта? Яркий пример верного распределения обязанностей в парном конферансе мы находим в творчестве одного из лучших наших эстрадных артистов Льва Борисовича Мирова.
Некогда Миров начинал свою деятельность конферансье в паре с артистом Е. П. Дарским. Вскоре этот дуэт завоевал широкую популярность. Помимо одаренности исполнителей, причина успеха крылась в интересно задуманных и точно разработанных взаимоотношениях между ними. Дарский изображал опытного и требовательного конферансье-профессионала, который все знает и все умеет; а Миров (который был значительно моложе)—-нерасторопного ученика: он не может ни толково объявлять номера, ни занять внимание зрителей; несмотря на поучения старшего товарища, все путает; говорит лишнее, например, раскрывает подробности личной жизни и взаимоотношений с партнером, которые неуместно оглашать...
Зрители старшего поколения и слушатели радиопрограмм без сомнения помнят до сих пор смешные и разнообразные по приемам и тематике интермедии/_Дарского и Мирова.
После смерти Дарского новым партнером Мирова стал молодой артист Марк Новицкий. И взаимоотношения вновь возникшей пары строятся по-новому. Теперь руководитель и опытный конферансье — Миров, а Новицкий — его почтительный ученик.
Однако поучения Мирова, его рацеи, монологи, афоризмы раскрывают не совсем благовидные принципы, которыми он руководствуется. А Новицкому они дают возможность деликатно, но вполне ощутимо для зрителей подчеркнуть ошибки своего учителя.
Приведенный случай дает наглядный урок того, сколь многое зависит от правильного решения основных взаимоотношений между исполнителями.
Столь же удачно (хоть в абсолютно ином ключе) найдены взаимоотношения в парах (Юрий Тимошенко — Ефим Березин, Герман Орлов — Вениамин" Нечаев и в некоторых других дуэтах.
Театрализованный нонфераис
Наиболее сложной, хотя и очень интересной формой ведения концерта или представления является групповой театрализованный конферанс, который строится на специальном, самостоятельном сюжете, перекликающемся с номерами концерта. Подобное решение дает возможность использовать в концерте (спектакле) многие средства драматургического искусства, в частности, занимательный сквозной сюжет, объединяющий отдельные интермедии и различные сценические положения. В развернутом театрализованном конферансе используются и внешние приемы сценической выразительности: костюмы, бутафория, элементы декораций, гримы и прочее.
Однако для простого концерта все это чересчур сложно. Конферанс-пьеса заслонит собой номера концерта. Обычно эту форму ведения программы применяют для обрамления так называемых «обозрений».
К групповому театрализованному конферансу целесообразно прибегать и в тех случаях, когда речь идет о концерте больших ансамблей песни и пляски. Тогда коллективу участников конферанса противостоит многочисленный хор или значительная танцевальная группа. Следует учесть также, что хоровые ансамбли дают обычно много серьезного вокального материала, поэтому для разрядки зрительского внимания здесь будут очень уместны веселые, умные интермедии.
Придумывая и монтируя интермедии театрализованного конферанса, необходимо учитывать, что сам по себе сквозной сюжет, как бы убедительно он ни обосновывал ход действия, может не вызвать особого интереса зрителей, если каждая из интермедий не будет злободневна и занимательна.
Особняком стоит вопрос о ведении тематических концертов, посвященных какой-нибудь значительной и дорогой для советского народа теме. В подобных концертах часто неприемлем конферанс обычного типа с преобладанием в нем комических реплик. В этих случаях в самой теме и ее материале следует искать возможность оригинального и целесообразного построения конферанса. Допустим, концерт посвящен дате, связанной с жизнью А. С. Пушкина. Все номера этого концерта в какой-то степени перекликаются с творчеством великого поэта. Ведущие или ведущий могут выступать в образах пушкинских персонажей, или включить в текст конферанса отрывки из произведений Пушкина, или демонстрировать их на экране. Как всегда, и в подобных случаях очень многое зависит от творческой фантазии. Однако надо помнить, что средства театральной выразительности должны помогать выявлению основной темы вечера, а не затмевать ее. Развлекательность на таких вечерах неуместна.
Ведущий и массовик
В последнее время границы выступлений конферансье значительно расширены. Например, в наших клубах установилась новая интересная традиция: ряд вечеров отводится под так называемый «устный журнал». На эти встречи приглашаются деятели политики, науки и техники, культуры, всех видов искусств, журналисты, новаторы производства, модельеры. Успех такого вечера зависит во многом от того, насколько удачно выступит его ведущий. Например, в брошюре директора клуба московского завода «Станколит» Н. Вилен-ского «Хочу все знать», в частности, речь идет о том, что организаторы клубного устного журнала значительной долей успеха обязаны постоянной его ведущей — конферансье Московской государственной эстрады Т. Бобровой, которая всегда заблаговременно и тщательно готовите!! К"каждой своей встрече с заводским зрителем.
Но этим далеко не исчерпываются новые формы работы конферансье. Сегодня можно говорить о том, что конферанс вышел за рамки эстрады — он используется в различных массовых мероприятиях в парках и дворцах культуры: карнавалах, балах, новогодних елках, встречах Нового года в клубах, а также в праздниках и спектаклях на стадионах. Здесь надо не только вести концерт, но и руководить лотереей или конкурсом танцев, играми. Это требует совсем иной техники, иного репертуара со стороны ведущего. Доля импровизации возрастает в таких мероприятиях очень сильно. Значит, конферансье должен позаботиться о своевременной подготовке анонсов и шуток для всех подобных развлечений.
Среди наших конферансье лучше других умел вести подобные вечера один из старейших мастеров конферанса Михаил Наумович Гаркави. Ему были присущи и находчивость, и большой опыт в подобных делах. Дарование этого артиста позволяло ему с честью выходить из любых положений на чреватом неожиданностями массовом гулянии.
Но то, что для конферансье является только редким применением своих способностей, давно уже стало специальной профессией большого отряда культработников, которых у нас принято называть массовик, или затейник. Эта специальность сложилась за десятилетия. А ныне проводятся и совещания и соревнования массовиков даже при Министерстве культуры СССР.
Массовик, которому надо овладеть вниманием большой аудитории безразлично где: в парке или в огромном Дворце культуры, в маленьком клубе или на открытой веранде дома отдыха,— обязан обладать и значительной эрудицией, и опытом общения с массами, и быть знакомым с зачатками многих искусств (пение, танцы, художественное чтение, инструментальная музыка). В сущности массовик должен сочетать в себе качества конферансье и художественного руководителя. Только вместо участников кружка, с которыми режиссер в самодеятельности занимается на многих репетициях, массовик вовлекает зрителей или отдыхающих в разнообразные игры и самодеятельные выступления тут же, сразу. Нелегкая задача!