ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 226

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Режиссер, его место и значение в художественной самодеятельности

Формы эстрадного спектакля-концерта

О ритме номера и спектакля

1 См главу о конферансе.

Степени комического преувеличения и стили в репертуаре и исполнении

1 Кстати, все эти элементы органически свойственны и клоунаде.— в.

1 Ю н, Тынянов. Русская пародия XIX века, м.— л., «Академия», 1929.

Музыка и танец в разговорных жанрах

Сценическое оформление

Художественное чтение

Бытовой рассказ

1 Цитируем по затки в в Яблонской Сб «о мастерстве художест­венного слова». Ленинградское отд вто, 1938, стр. 75—76.

Работа исполнителя над бытовым рассказом

Детские рассказы

Эстрадный фельетон

Музыкально-разговорные жанры. Музыкальный фельетон и мозайка

Частушка

Конферансье— ведущий—массовик

Элементы конферанса

Парный конферанс

Театрализованный нонфераис

Ведущий и массовик

Малая драматургия эстрады. Эстрадная реприза.

Трехминутка

Интермедии

Искусство клоунады'

1 Термин «клоунада» имеет два значения: им определяются в целом искусство цирковых комиков и одна из форм выступлений клоунов (то же, что антре).

Маска (образ) клоуна

Дрататургия клоунады

Цирковая реприза

Клоунская интермедия

Клоунское антре

Клоунада на эстраде

Эстрада для детей

1 Эти первые концерты включали в себя и многие цирковые номера.

Агитбригада вчера и сегодня

1 Слово «смычка» в то время применялось, как правило, для определе­ния экономических и иных взаимоотношений города с деревней.

Вот между этими полюсами — тонким, акварельным, ска~ зали бы мы, стилем водевиля и резкими приемами клоунады или фарса и располагается палитра красок, уместных для ко­мических номеров разговорного жанра.

Элементы пародии на эстраде

К кругу вопросов, прямо относящихся к компетенции ре­жиссера, принадлежит и такой сильный и важный прием, упо­требляющийся почти во всех видах комических жанров лите­ратуры и искусства, как прием пародии.

Прежде всего надо установить, что термин «пародия» скрывает в себе два ряда явлений, близких друг к другу, но не идентичных. Вот конкретные примеры.

Автор написал пародию на стихи поэта А., на его стихо­творную технику, на его приемы. Он даже прочитал пародию, подражая манере поэта А. читать свои стихи. Цель здесь тако­ва: высмеять творческую манеру поэта А. Такие произведения, в манере какого-то поэта, называются пародийными. Высту­пление автора пародии с комической имитацией чтецкой мане-


1 Кстати, все эти элементы органически свойственны и клоунаде.— в.

ры поэта А. мы тоже назовем пародийным выступлением.

Другой случай: автор взял за основу стихотворение, ска­жем, поэта Михаила Исаковского «И кто его знает, чего он моргает», и, подражая размеру и припеву этой вещи, высмеял в куплетах целый ряд явлений и персонажей, которые никако­го отношения к Исаковскому и его стихам не имеют (допустим, моргает один жулик другому; моргает своему собутыльнику пьяница, просящий, чтобы ему оставили водки в бутылке; мор­гает продавец магазина, желая дать знать кому-то, что данный товар плох и т. д.). Какова в этом случае цель пародии? Ясно, что стрелы сатиры направлены не на автора стихотворения, а на определенные явления действительности.

Писатель Ю. Н. Тынянов предложил когда-то такие паро­дии с посторонней мишенью называть пародическими (в отли­чие от пародийных — в первом случае)1.

Думается, есть все основания принять эту терминологию, ибо во многих жанрах искусства (в том числе эстрады и цир­ка) мы встретимся с обоими этими приемами.

Прямые пародии на явления искусства, занимают видное место в репертуаре разговорных жанров. Предметом пародии могут быть и явления, порожденные не искусством, а совсем иными сторонами общественной жизни. Кто же не слышал па­родий на канцеля"рско-бюрократический язык, устный и пись­менный? А язык судебных заседаний, протоколов и решений? Язык скучных докладов и лекций, вялых газетных статей?

Возможны также пародийные отрывки, куски текста (иног­да сопряженные с движениями, танцами и музыкой), которые вмонтированы в произведения и номера, по сути своей далекие от целей пародии. Элементы пародии могут присутствовать и в условно-ироническом водевиле, и в реалистической бытовой комедии, и даже в серьезных драматических произведениях.

Пародийность в поступках или речах персонажа может быть выражена автором так, что будет видно: произносящий пародические слова (или совершающий подобные поступки) не понимает комической стороны своего поведения — то есть он, персонаж, не пародирует, а делает все всерьез. А можно построить действие и так, что пародирующий что-то или кого-то персонаж сам понимает, что он творит пародию. Наконец, пародийный кусок может идти от лица самого автора (или рассказчика — в фельетоне или иных формах монологов). Ра­зумеется, тут пародия будет откровенной.


Однако применение пародии во всех ее видах требует от автора и исполнителя особенно хорошего знания требований

1 Ю н, Тынянов. Русская пародия XIX века, м.— л., «Академия», 1929.

времени, а также чувства меры. Надо знать и помнить, что и как уместно пародировать. Применение в качестве цели паро­дии или в качестве материала для пародичных построений некоторых фактов, явлений, формулировок иногда бывает про­сто недопустимо. С другой стороны, нам кажется неуместной и чрезмерная щепетильность тех, кто резко выступает против использования в целях пародичности цитат из популярных пе­сен, стихотворений, современных или классических. Ведь вряд ли произведения общепризнанных авторов потерпят урон, если где-то прозвучит с целью пародичности короткая фраза из них.

Б основу любого вида пародии следует брать произведения, хорошо известные слушателям, иначе выступление не будет иметь успеха.

Далее, исполнителю нужно иметь в виду, что пародия не есть имитация — то есть простое подражание. Однако элемен­ты имитации присущи пародии органически: пародия обяза­тельно должна быть похожа на оригинал. Но надо остерегать­ся того, чтобы вместо пародии создавать только имитацию.


Музыка и танец в разговорных жанрах

Элементы музыки встречаются в разговорных жанрах очень часго. Помимо того что существует много разновидностей музыкально-разговорных жанров на эстраде, в цирке, на ра­дио, телевидении и т. д., музыка сопровождает иные жанры, не входя в них обязательным элементом, но являясь всегда желательной.

Часто музыка на эстраде используется в качестве цитат из популярных мелодий (и всерьез, и пародийно, и пародиче­ски). Но сама эстрада является одним из наиболее активных заказчиков новых мелодий и песен: именно из обозрений, кон­цертов, спектаклей эстрады и цирка проникают в массы мно­гие вновь созданные музыкальные произведения.

Элементы танца также органически входят во многие но­мера разговорного жанра. Обычно исполнители, знающие свою силу в танцевальном искусстве, прибегают к «потанцовкам» по ходу сюжета или даже создают специальные танцевальные короткие сюиты — например, куплетисты и пародисты изобра­жают часто один и тот же танец в исполнении разных персона­жей или — разные танцы, соответствующие характерам не­скольких персонажей. Не обходятся без танцев и артисты оперетты в своих выступлениях на эстраде.

Но применение танцев в разговорных жанрах может быть и более широким. Вовсе не обязательно исполнителю быть высококвалифицированным специалистом в области хореогра­фии, коль скоро он выступает как разговорник. К месту ис­пользованные пародийные или иронически-неуклюжие движе­ния не только украшают и фельетон, и куплеты, и частушки, и бытовые рассказы, не говоря уже о клоунадах, но нередко служат одним из средств выражения темы и сюжета номера.

Сценическое оформление

Не менее важным элементом номера (или спектакля) яв­ляется его художественное оформление. Оно начинается с ко­стюма исполнителя. Большинство артистов-разговорников по­являются перед публикой в так называемых вечерних костю­мах. Это нарядные вечерние платья у женщин, фрак, смокинг или темный пиджачный костюм у мужчин.

Но даже этому, казалось бы простейшему элементу оформ­ления необходимо уделять должное внимание. Следует иметь в виду, что различные площадки для выступления требуют различных видов костюма. Неуместно, например, на выступле­ние в цеху на заводе являться во фраке или открытом пла­тье со шлейфом. Необходимо учитывать и время суток при выступлениях (вечером — одно, днем — другое), и время года (сезон), и целевую установку данного концерта, его тематику, дату и состав аудитории...


Конечно, все это не исключает и другого: выбирая костюм для своего выступления, артист должен всегда заботиться о том, чтобы быть одетым со вкусом, в стиле, свойственном всей манере его поведения.

Отдельно стоит проблема специфического костюма, приня­того или даже просто необходимого в некоторых жанрах. Если, например, рассказчику, фельетонисту, куплетисту оригиналь­ный, необычный в быту костюм не обязателен — эти артисты эстрады могут прибегать к такому виду индивидуального пла­тья, а могут одеваться в так называемые «жизненные» костю­мы1, то для клоуна вопрос костюма очень существен.

Однако даже клоуну, имеющему право на большую долю гротеска, нелегко создать платье, в равной степени отвечаю­щее и всем требованиям жанра, и творческой индивидуальнос­ти данного артиста. А на эстраде возможности преувеличения

1 Впрочем, здесь уместны и полезны костюмы, на первый взгляд впол­не бытовые, однако включающие в себя элементы некоторой театрализа­ции: фасон пиджака или куртки подчеркнут заметными из зала швами, шнурами или даже краской. Во всяком случае тенденция выступать в быто­вых костюмах не слишком плодотворна: неяркий, незаметный костюм скорее мешает, чем помогает успеху номера.

ограничены. Назойливость и чрезмерная яркость костюма бу­дут мешать, а не помогать актеру. Но если костюм найден удачно, он в значительной степени будет способствовать успе­ху номера. Так великолепным «мундиром» Н. П. Смирнова-Сокольского более 40 лет служила черная бархатная куртка и большой белый бант, как у Козьмы Пруткова, и в воспоми­наниях зрителей замечательный артист предстает по сей день именно в этом, слившемся с ним одеянии.

Иные эстрадные номера требуют небольших аксессуаров: бутафории, телефонных аппаратов, чемоданов, портфелей и сумок. Часто на эстраде неуместны реальные предметы, взя­тые из быта. Но бывает и так, что, наоборот, чрезмерно теат­рализованные и явно бутафорские вещи плохо сочетаются с темой, сюжетом, стилем номера.

Несколько слов об оформлении самой эстрады. Стоит ли говорить, что и отказ от всякого оформления сцены, равно как и чрезмерное ее загромождение различными художественными деталями, не будет способствовать успеху представления.

Современное состояние эстрадного искусства требует лег­кого, лаконичного и выразительного оформления отдельных номеров и всего концерта в целом. Для этого у нас на воору­жении есть множество вещей, созданных из новейших мате­риалов, очень удобных в использовании и транспортировке. Широкое применение могут найти (и находят) аппликации на тканях, алюминиевые, стеклопластиковые и деревянные карка­сы, надувные и поролоновые детали, синтетические ширмы, кулисы и занавесы.