ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Режиссер, его место и значение в художественной самодеятельности
Формы эстрадного спектакля-концерта
Степени комического преувеличения и стили в репертуаре и исполнении
1 Кстати, все эти элементы органически свойственны и клоунаде.— в.
1 Ю н, Тынянов. Русская пародия XIX века, м.— л., «Академия», 1929.
Музыка и танец в разговорных жанрах
Работа исполнителя над бытовым рассказом
Музыкально-разговорные жанры. Музыкальный фельетон и мозайка
Малая драматургия эстрады. Эстрадная реприза.
1 Эти первые концерты включали в себя и многие цирковые номера.
«Как бы ни было много трогательных, может быть, даже трагических мест внутри спектакля, конец должен быть бодрым, «желаемым». Препятствия, стоящие на пути героя к желаемому... концу, только отодвигают неизбежность его. Чем больше этих препятствий, чем труднее они, тем спектакль ребятам интереснее, тем «желание» сильнее. Если спектакль кончился так, что логика его для ребят не понятна, если это не то, чего они так страстно хотели,— весь спектакль перевертывается и становится досадным»1.
Существенно еще и то, что такая аудитория требует предельной ясности и точности языка. Игра слов, каламбуры допускаются, но только в наиболее четких выражениях. Иносказания также требуются простейшие.
Школьникам первых классов можно уже читать многие произведения литературы. Чтецкие номера вообще интересны для детей. Ребята в силу своей любознательности очень ценят познавательные моменты. Но опять-таки необходимо избегать непонятных для них произведений — им будет скучно их слушать.
В программы детских концертов включаются почти все эстрадные номера — вокальные, танцевальные и оригинальных жанров с ограничениями, обусловленными педагогическими установками. Так, например, жанровые песни и песни о любви не годятся для детской аудитории. Акробатов желательно показывать в мужских парах. Фокусы можно демонстрировать самые разнообразные, но без манипуляции картами, без курения папирос и глотания безопасных бритв, ибо маленькие зрители любят подражать увиденным номерам. Танцы лучше показывать характерные, народные, комические и чисто классические. А пряные парные танцы, разумеется, отпадают.
Большое значение придается в детских концертах конферансу: дети гораздо больше, чем взрослые, нуждаются в пояснениях к номерам и в разрядке после напряженного внимания к только что прошедшему номеру. Театрализованный конферанс, в котором выступят бытовые, близкие детям персонажи, лучше, чем нейтральный «салонный стиль» ведения
Образцов. Актер с куклой. М.— Л., «Искусство», 1938, стр.
программы. Милиционер или повар, пионервожатый или дворник, двое пионеров, ведя программу, смогут быстро найти общий язык с детьми. А вялая фигура «вообще» артиста, лишенного возможности говорить о каком-то конкретном куске жизни с активных позиций участника этого микромира, гораздо менее интересна ребятам.
Значительное место в детских концертах имеют кукольные выступления. И у нас в профессиональном искусстве помимо разветвленной системы кукольных театров существует на детской эстраде значительный отряд кукольников-солистов, кукольных дуэтов и даже — малые кукольные ансамбли (3—4 человека). Кукольные ансамбли появляются на концертах с большими ширмами, где игровая площадка для кукол доходит до двух квадратных метров: это почти равно стацио-. нарной кукольной сцене. У таких ансамблей имеется и полный реквизит для спектакля, и обслуживающий персонал, и свой аккомпанемент. Наиболее распространены у нас куклы петрушечного типа. Но и марионетки и тростевые куклы имеют у детей немалый успех. Близок по методам к кукольному театру и театр теней.
Нет препятствий к тому, чтобы в самодеятельности возникли бы и театры теней и кукольные театры всех видов. Как известно, в домах пионеров часто встречаются организованные подростками кукольные театры. Репертуар для них печатается многими издательствами и Отделом распространения Всесоюзного управления по охране авторских прав (Москва). Материалы для номеров кукольников в концертах пополняются прежде всего баснями и инсценировками коротких народных сказок, а также специально написанными «сказочными скетчами», где действующими лицами являются обычные герои сказок: животные и персонажи фольклора (как русского, так и других народов). И басни и сказки надо инсценировать лаконично и действенно. Один остроумный человек сказал, что ребенок будет с интересом слушать даже самую скучную историю, если только время от времени говорить: «и вдруг...» Конечно, это — шутка. Но она показывает, какова склонность детской аудитории: для нее нужны неожиданные повороты сюжета, насыщенность действием.
Вот уже десятки лет существует у нас традиция в зимние каникулы устраивать театрализованные елки для детей в клубах, в том числе и в самых больших залах города. В представления тут включаются и игры, и концерты, и различные конкурсы. Ведущими, как правило, бывают Дед-Мороз и Снегурочка. Но вводятся и иные сказочные персонажи. Такие спектакли для детей, приуроченные к новогодним каникулам, дают и наши цирки. Они под силу любому хорошо организованному кружку эстрадной самодеятельности. Для елочных спектаклей пишутся специальные сценарии, предусматривающие все стороны празднества и дающие повод для концерта. Но сочинить конферанс для концерта у елки нетрудно и на месте — в клубе.
Как уже сказано, на детской эстраде вместе с остальными цирковыми жанрами отличное применение находит себе и клоунада — этот вид искусства особенно близок детям.
Интересно, что клоунам в этом случае почти совсем не приходится ограничивать свой репертуар. И разумеется, ни в одной аудитории клоуны не имеют такого успеха, как в детской. Здесь общение и взаимопонимание зрителей и артистов просто идеальные. Любая нелепость поведения клоуна на манеже понятна детям, забавляет их, но и оценивается ими по существу — ребята отлично разбираются, что означает тот или иной трюк или реплика; детям ясны несуразности в поведении клоуна, его ошибки в оценке действительности, его хитрости и проявления эгоистических инстинктов.
Непосредственная детская аудитория гораздо активнее, чем взрослая, реагирует на то, что происходит на сцене (эстраде, манеже). Естественно, что дети и от своего театра ждут большой активности, действенности, яркости. Дети не любят перста указующего. Они сумеют сделать выводы из событий, но необходимы сами эти события, а не разговоры о них и не повторения уже только что отыгранных приемов. Более того: удавшимся спектаклем для детей можно считать только такой, в котором дети принимают участие в той или другой форме. Причем ответы юных зрителей на прямо обращенные к ним слова — это лишь одна из форм общения ребят с участниками спектакля (концерта). Режиссер и автор вправе рассчитывать на то, что детская аудитория непременно включится даже в ход действия пьесы, если к этому будет прямой или хотя бы косвенный повод. В каждом номере детского концерта, в каждой пьесе всегда можно найти какие-то способы вызвать активную реакцию зрителей. Это необыкновенно повышает интерес юной аудитории к происходящему на эстраде (сцене, манеже) и дает возможность извлечь даже из нейтрального номера пропаганду педагогически полезных идей. Вообще же педагогическая сторона дела не должна быть упущена ни при каких условиях. Все, что вредно по своему воздействию на детей, надлежит изгонять из программ детских зрелищ беспощадно, хотя бы эти сомнительные моменты были занимательны и красочны, вызывали бы смех или интерес юной аудитории.
Агитбригада вчера и сегодня
Я был не только зрителем, но и активным участником (в качестве драматурга) первых агитбригад начала двадцатых годов, которые носили название «Синяя блуза». Хотя живы еще многие товарищи, которые включались в те годы в популярное «синеблузное движение», но, к сожалению, сведений в печати об этой замечательной странице советской рабочей культуры почти нет. А ведь это могло бы иметь не только историческое значение: усвоение методов и достижений «Синей блузы» очень помогло бы нашим сегодняшним агитбригадам. Вот почему мне хочется в связи с разговором об агитбригаде вспомнить «Синюю блузу».
Название «Синяя блуза» появилось далеко не случайно. В синие блузы еще с прошлого столетия одевались рабочие на производстве. Социалистическая печать Германии, Франции, Англии издавна говорила о «блузниках», имея в виду пролетариат. Пользовались этим определением Маркс и Энгельс.
Первый коллектив, получивший это традиционное и ко многому обязывающее название, сформировался у нас к 1924 году. Разумеется, что все его участники выступали в этой униформе.
«Синяя блуза» явилась абсолютно новой формой эстрадных выступлений, пришедшей на смену устаревшим и уже больше не вызывавшим интереса дореволюционным формам.
«Синяя блуза» не была только способом развлечения публики— она стала одновременно ярким действенным способом агитации и пропаганды новых идей.
Разрасталось «синеблузное движение» с поразительной быстротой. Объяснить это просто: потребность в коллективах, способных в своих выступлениях оперативно и точно отреагировать на события дня, была очень велика. Уже через два года в Москве насчитывалось 15 коллективов по 10—12 исполнителей в каждом, а последователям «Блузы» во всей стране и даже за границей (в Германии, в Швеции, в Голландии) не было числа. Сборники репертуара «Блузы» с методическими и техническими указаниями тиражом в несколько десятков тысяч экземпляров расходились полностью и молниеносно. Многие поэты, начиная с Маяковского и Асеева, композиторы (в частности Листов, Кац, Блантер) работали систематически в «Синей блузе». А если начать перечислять артистов и режиссеров, то окажется, что едва ли не все старшее поколение нашего театра и кино состоит из бывших синеблузников.
Возникали еще и параллельные организации такого же типа. Так, например, Центросоюз создал свои агитбригады, получившие название «Смычка»1. Несколько коллективов «Смычки» агитировали народ за решение тех проблем, что стояли тогда перед советской потребительской кооперацией. Были и железнодорожные синеблузники.
Влияние «Синей блузы» по сей день ощущается во многих формах и жанра" советского искусства. Чем же из достижений прошлого могут воспользоваться нынешние агитбригады^
Мне думается, самым важным и имеющим непреходящее значение достижением «Синей блузы» была ее способность говорить с аудиторией решительно обо всем. Ее спектакли по-своему откликались и на бытовые темы, и на темы международные, и — что особенно важно! — на темы самые значительные, относящиеся к настоящему и будущему страны, революции, партии. «Синяя блуза» выработала ряд приемов, которые позволяли ей разнообразно, с выдумкой, но бескомпромиссно высказываться по любым вопросам, не теряя внимания зрительного зала. А ведь надо еще учесть, что культурный уровень зрителей в двадцатые годы не был столь высок, как сегодня.
В «Блузе» широко пользовались синтезом искусств для опубликования «передовых», как сказали бы в газете, статей своей программы. После парада участников бригады (который шел под музыку и сопровождался песней — зачином, как правило, одним и тем же в данном коллективе) исполнители переходили к многоголосой оратории, в которой тексты из стихов и прозы (заимствованные из многих источников или созданные на месте) сочетались опять-таки с соответствующей музыкой. Ритмические мизансцены, перемещения, построения в два-три яруса в сочетании с элементами акробатики, художественной гимнастики также подчеркивали и выявляли эмоциональное содержание темы. Участники этого номера были вооружены флагами и эмблемами, красные ленты, протянутые от одного исполнителя к другому, к третьему и так