ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 243
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Режиссер, его место и значение в художественной самодеятельности
Формы эстрадного спектакля-концерта
Степени комического преувеличения и стили в репертуаре и исполнении
1 Кстати, все эти элементы органически свойственны и клоунаде.— в.
1 Ю н, Тынянов. Русская пародия XIX века, м.— л., «Академия», 1929.
Музыка и танец в разговорных жанрах
Работа исполнителя над бытовым рассказом
Музыкально-разговорные жанры. Музыкальный фельетон и мозайка
Малая драматургия эстрады. Эстрадная реприза.
1 Эти первые концерты включали в себя и многие цирковые номера.
Вот между этими полюсами — тонким, акварельным, ска~ зали бы мы, стилем водевиля и резкими приемами клоунады или фарса и располагается палитра красок, уместных для комических номеров разговорного жанра.
Элементы пародии на эстраде
К кругу вопросов, прямо относящихся к компетенции режиссера, принадлежит и такой сильный и важный прием, употребляющийся почти во всех видах комических жанров литературы и искусства, как прием пародии.
Прежде всего надо установить, что термин «пародия» скрывает в себе два ряда явлений, близких друг к другу, но не идентичных. Вот конкретные примеры.
Автор написал пародию на стихи поэта А., на его стихотворную технику, на его приемы. Он даже прочитал пародию, подражая манере поэта А. читать свои стихи. Цель здесь такова: высмеять творческую манеру поэта А. Такие произведения, в манере какого-то поэта, называются пародийными. Выступление автора пародии с комической имитацией чтецкой мане-
1 Кстати, все эти элементы органически свойственны и клоунаде.— в.
ры поэта А. мы тоже назовем пародийным выступлением.
Другой случай: автор взял за основу стихотворение, скажем, поэта Михаила Исаковского «И кто его знает, чего он моргает», и, подражая размеру и припеву этой вещи, высмеял в куплетах целый ряд явлений и персонажей, которые никакого отношения к Исаковскому и его стихам не имеют (допустим, моргает один жулик другому; моргает своему собутыльнику пьяница, просящий, чтобы ему оставили водки в бутылке; моргает продавец магазина, желая дать знать кому-то, что данный товар плох и т. д.). Какова в этом случае цель пародии? Ясно, что стрелы сатиры направлены не на автора стихотворения, а на определенные явления действительности.
Писатель Ю. Н. Тынянов предложил когда-то такие пародии с посторонней мишенью называть пародическими (в отличие от пародийных — в первом случае)1.
Думается, есть все основания принять эту терминологию, ибо во многих жанрах искусства (в том числе эстрады и цирка) мы встретимся с обоими этими приемами.
Прямые пародии на явления искусства, занимают видное место в репертуаре разговорных жанров. Предметом пародии могут быть и явления, порожденные не искусством, а совсем иными сторонами общественной жизни. Кто же не слышал пародий на канцеля"рско-бюрократический язык, устный и письменный? А язык судебных заседаний, протоколов и решений? Язык скучных докладов и лекций, вялых газетных статей?
Возможны также пародийные отрывки, куски текста (иногда сопряженные с движениями, танцами и музыкой), которые вмонтированы в произведения и номера, по сути своей далекие от целей пародии. Элементы пародии могут присутствовать и в условно-ироническом водевиле, и в реалистической бытовой комедии, и даже в серьезных драматических произведениях.
Пародийность в поступках или речах персонажа может быть выражена автором так, что будет видно: произносящий пародические слова (или совершающий подобные поступки) не понимает комической стороны своего поведения — то есть он, персонаж, не пародирует, а делает все всерьез. А можно построить действие и так, что пародирующий что-то или кого-то персонаж сам понимает, что он творит пародию. Наконец, пародийный кусок может идти от лица самого автора (или рассказчика — в фельетоне или иных формах монологов). Разумеется, тут пародия будет откровенной.
Однако применение пародии во всех ее видах требует от автора и исполнителя особенно хорошего знания требований
1 Ю н, Тынянов. Русская пародия XIX века, м.— л., «Академия», 1929.
времени, а также чувства меры. Надо знать и помнить, что и как уместно пародировать. Применение в качестве цели пародии или в качестве материала для пародичных построений некоторых фактов, явлений, формулировок иногда бывает просто недопустимо. С другой стороны, нам кажется неуместной и чрезмерная щепетильность тех, кто резко выступает против использования в целях пародичности цитат из популярных песен, стихотворений, современных или классических. Ведь вряд ли произведения общепризнанных авторов потерпят урон, если где-то прозвучит с целью пародичности короткая фраза из них.
Б основу любого вида пародии следует брать произведения, хорошо известные слушателям, иначе выступление не будет иметь успеха.
Далее, исполнителю нужно иметь в виду, что пародия не есть имитация — то есть простое подражание. Однако элементы имитации присущи пародии органически: пародия обязательно должна быть похожа на оригинал. Но надо остерегаться того, чтобы вместо пародии создавать только имитацию.
Музыка и танец в разговорных жанрах
Элементы музыки встречаются в разговорных жанрах очень часго. Помимо того что существует много разновидностей музыкально-разговорных жанров на эстраде, в цирке, на радио, телевидении и т. д., музыка сопровождает иные жанры, не входя в них обязательным элементом, но являясь всегда желательной.
Часто музыка на эстраде используется в качестве цитат из популярных мелодий (и всерьез, и пародийно, и пародически). Но сама эстрада является одним из наиболее активных заказчиков новых мелодий и песен: именно из обозрений, концертов, спектаклей эстрады и цирка проникают в массы многие вновь созданные музыкальные произведения.
Элементы танца также органически входят во многие номера разговорного жанра. Обычно исполнители, знающие свою силу в танцевальном искусстве, прибегают к «потанцовкам» по ходу сюжета или даже создают специальные танцевальные короткие сюиты — например, куплетисты и пародисты изображают часто один и тот же танец в исполнении разных персонажей или — разные танцы, соответствующие характерам нескольких персонажей. Не обходятся без танцев и артисты оперетты в своих выступлениях на эстраде.
Но применение танцев в разговорных жанрах может быть и более широким. Вовсе не обязательно исполнителю быть высококвалифицированным специалистом в области хореографии, коль скоро он выступает как разговорник. К месту использованные пародийные или иронически-неуклюжие движения не только украшают и фельетон, и куплеты, и частушки, и бытовые рассказы, не говоря уже о клоунадах, но нередко служат одним из средств выражения темы и сюжета номера.
Сценическое оформление
Не менее важным элементом номера (или спектакля) является его художественное оформление. Оно начинается с костюма исполнителя. Большинство артистов-разговорников появляются перед публикой в так называемых вечерних костюмах. Это нарядные вечерние платья у женщин, фрак, смокинг или темный пиджачный костюм у мужчин.
Но даже этому, казалось бы простейшему элементу оформления необходимо уделять должное внимание. Следует иметь в виду, что различные площадки для выступления требуют различных видов костюма. Неуместно, например, на выступление в цеху на заводе являться во фраке или открытом платье со шлейфом. Необходимо учитывать и время суток при выступлениях (вечером — одно, днем — другое), и время года (сезон), и целевую установку данного концерта, его тематику, дату и состав аудитории...
Конечно, все это не исключает и другого: выбирая костюм для своего выступления, артист должен всегда заботиться о том, чтобы быть одетым со вкусом, в стиле, свойственном всей манере его поведения.
Отдельно стоит проблема специфического костюма, принятого или даже просто необходимого в некоторых жанрах. Если, например, рассказчику, фельетонисту, куплетисту оригинальный, необычный в быту костюм не обязателен — эти артисты эстрады могут прибегать к такому виду индивидуального платья, а могут одеваться в так называемые «жизненные» костюмы1, то для клоуна вопрос костюма очень существен.
Однако даже клоуну, имеющему право на большую долю гротеска, нелегко создать платье, в равной степени отвечающее и всем требованиям жанра, и творческой индивидуальности данного артиста. А на эстраде возможности преувеличения
1 Впрочем, здесь уместны и полезны костюмы, на первый взгляд вполне бытовые, однако включающие в себя элементы некоторой театрализации: фасон пиджака или куртки подчеркнут заметными из зала швами, шнурами или даже краской. Во всяком случае тенденция выступать в бытовых костюмах не слишком плодотворна: неяркий, незаметный костюм скорее мешает, чем помогает успеху номера.
ограничены. Назойливость и чрезмерная яркость костюма будут мешать, а не помогать актеру. Но если костюм найден удачно, он в значительной степени будет способствовать успеху номера. Так великолепным «мундиром» Н. П. Смирнова-Сокольского более 40 лет служила черная бархатная куртка и большой белый бант, как у Козьмы Пруткова, и в воспоминаниях зрителей замечательный артист предстает по сей день именно в этом, слившемся с ним одеянии.
Иные эстрадные номера требуют небольших аксессуаров: бутафории, телефонных аппаратов, чемоданов, портфелей и сумок. Часто на эстраде неуместны реальные предметы, взятые из быта. Но бывает и так, что, наоборот, чрезмерно театрализованные и явно бутафорские вещи плохо сочетаются с темой, сюжетом, стилем номера.
Несколько слов об оформлении самой эстрады. Стоит ли говорить, что и отказ от всякого оформления сцены, равно как и чрезмерное ее загромождение различными художественными деталями, не будет способствовать успеху представления.
Современное состояние эстрадного искусства требует легкого, лаконичного и выразительного оформления отдельных номеров и всего концерта в целом. Для этого у нас на вооружении есть множество вещей, созданных из новейших материалов, очень удобных в использовании и транспортировке. Широкое применение могут найти (и находят) аппликации на тканях, алюминиевые, стеклопластиковые и деревянные каркасы, надувные и поролоновые детали, синтетические ширмы, кулисы и занавесы.