ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 251

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Режиссер, его место и значение в художественной самодеятельности

Формы эстрадного спектакля-концерта

О ритме номера и спектакля

1 См главу о конферансе.

Степени комического преувеличения и стили в репертуаре и исполнении

1 Кстати, все эти элементы органически свойственны и клоунаде.— в.

1 Ю н, Тынянов. Русская пародия XIX века, м.— л., «Академия», 1929.

Музыка и танец в разговорных жанрах

Сценическое оформление

Художественное чтение

Бытовой рассказ

1 Цитируем по затки в в Яблонской Сб «о мастерстве художест­венного слова». Ленинградское отд вто, 1938, стр. 75—76.

Работа исполнителя над бытовым рассказом

Детские рассказы

Эстрадный фельетон

Музыкально-разговорные жанры. Музыкальный фельетон и мозайка

Частушка

Конферансье— ведущий—массовик

Элементы конферанса

Парный конферанс

Театрализованный нонфераис

Ведущий и массовик

Малая драматургия эстрады. Эстрадная реприза.

Трехминутка

Интермедии

Искусство клоунады'

1 Термин «клоунада» имеет два значения: им определяются в целом искусство цирковых комиков и одна из форм выступлений клоунов (то же, что антре).

Маска (образ) клоуна

Дрататургия клоунады

Цирковая реприза

Клоунская интермедия

Клоунское антре

Клоунада на эстраде

Эстрада для детей

1 Эти первые концерты включали в себя и многие цирковые номера.

Агитбригада вчера и сегодня

1 Слово «смычка» в то время применялось, как правило, для определе­ния экономических и иных взаимоотношений города с деревней.

Бывает так, что финальный трюк является апогеем клоу­нады: весь ее сюжет подводит к этому трюку, после которого клоун удаляется с манежа. Иногда есть смысл перемонтиро­вать фабулу клоунады с тем, чтобы эффектный трюк или остроумную реплику сберечь на конец. А если это невоз­можно, тогда надо придумать специальный трюк, но непре­менно такой, который органически вытекает из хода сю­жета.


Клоунада на эстраде

Понять жанр клоунады в отрыве от создавшего его цирка невозможно. Поэтому мы и говорили об этом жанре в связи с искусством цирка. Однако практика мирового искусства давно уже показала: клоуны имеют успех и на больших сценах мюзик-холлов, и на малых площадках кабаре, кафе-шантанов, и даже в драматических театрах.

К сожалению, участникам цирковой художественной са­модеятельности очень редко удается выступать на арене. Но зато самые широкие возможности самодеятельным цирковым артистам предоставляет эстрада. Что же меняется для испол­нителей клоунады в условиях сцены?

Прежде всего в театральном зале отсутствует сама аре­на — и это значительно облегчает работу исполнителя: ведь если три стороны закрыты кулисами и задником, гораздо лег­че строить мизансцену, удобнее показывать аудитории все предметы, потребные по ходу клоунады. Конечно, приходится изменять и систему выходов и уходов исполнителей. Но и тут возможны появления клоунов из зала. Допустимы также и моменты общения клоуна со зрителями, когда артист спускает­ся в зал и там при зажженном свете исполняет свои репризы.

Наиболее трудно примениться к выступлению на эстраде коверному клоуну.

Как мы уже говорили, в цирке коверный заполняет паузы после цирковых номеров: исполняет пародии на прошедший номер, делает вид, что мешает униформистам убирать обо­рудование, которое было поставлено для предыдущих арти­стов, препятствует установке новых аппаратов.

В программу эстрадного концерта часто включаются цир­ковые номера. И коверный сможет тогда вести себя, как на арене. Но все-таки большую часть эстрадного спектакля со­ставляют номера не цирковые. Думается, что коверный будет полезен и в этом случае. Только не надо ему поручать объяв­ление номеров. Лучше, если коверный выступает в паре с кон­ферансье обычного типа (ведь и в цирке коверному нужен партнер — шпрехшталмейстер). Диалог резонера и комика — а именно так обернется совместный выход конферансье и коверного — есть наиболее эффективная форма сатирических интермедий. Она применяется издавна. И нет оснований отка­зываться от такого дуэта, если комик появляется перед зри­телями в образе буффонного клоуна.

Интермедии конферансье и клоуна на авансцене дают воз­можность за закрытым занавесом готовиться к очередному номеру. А если такая подготовка сцены идет при открытом занавесе, то коверный будет осуществлять свои исконные фун­кции: мешать персоналу расставить мебель, цветы и т. д. Участие в конферансе не лишает клоуна права на собственный номер в программе — нескольких интермедий или антре.


Разумеется, перед самодеятельными клоунами прежде всего встает вопрос о репертуаре. Где его брать? Если для эстрады у нас печатают много сборников в разных издатель­ствах, то цирковой репертуар поступает на книжный рынок в ничтожном количестве. И к тому же: то, что годится для клоунов в профессиональных государственных цирках, не всегда может быть использовано в самодеятельности (по ху­дожественным и по техническим причинам).

Выход, следовательно, один: самим готовить репертуар. Это не слишком легко, но и не невозможно. Во-первых, какую-то часть эстрадного репертуара можно обратить в материал для клоунады, если соответственно обработать. Затем собственное творчество режиссеров и исполнителей клоунад может дать ряд реприз, интермедий и даже антре. Сошлемся на репертуар агитбригад: ведь он на 80 процентов состоит из произведений, создаваемых на месте.

Кстати, мы рекомендуем клоунаду ввести и в выступления агитбригад, ибо существует много тем, отражать которые именно клоунадой наиболее целесообразно. Например: вы­сказывания агитбригады по вопросам международной полити­ки очень выигрывают, если перипетии борьбы империалистов и мировых монополий за захват и удержание колониальных стран показывать в виде клоунской возни. Агитация неофа­шистов и куклуксклановцев тоже хорошо выражается в буф­фонаде, так же как многие другие темы того же порядка.

Но существуют и наши внутренние темы, которые стоит показывать в виде клоунады. Именно клоун с его преувели­ченными реакциями должен осмеивать плохую еду в столо­вых; дырявые крыши и холод в домах; пьянство в быту и на работе, откровенное хулиганство.

В самодеятельности возможно еще использование клоунов в качестве ведущих больших веселых вечеров в клубе, Двор­це культуры или в парке культуры и отдыха летом. Здесь най­дется место не для одного или двух, а для целой группы буф­фонадных комиков — это поможет придать вечеру желаемый оттенок карнавала. Клоуны в этом случае должны не только участвовать в концертах, но и быть распорядителями ряда мероприятий: танцев, викторин, игр и соревнований. В сущ­ности тут нужен клоун-затейник. Нет сомнения, что в само­деятельности всегда найдутся исполнители и для таких слож­ных ролей.

Правда, если вести руководство карнавалом в форме клоунады, это ставит перед устроителями и исполнителями дополнительные задачи. Надо подготовить специальные тек­сты забавных призывов к участникам карнавала. Здесь будут уместны рифмованные указания и напоминания. Хорошо так­же вооружить клоунов-массовиков трещотками, свистульками, рожками, дудками. А еще лучше дать им возможность поль­зоваться микрофонами радиоустановок. Павильоны, процес­сии и соревнования должны быть оформлены шуточными сти­хами. В стихах же надо выразить замечания и укоры недисци­плинированным зрителям, которые нарушают порядки вечера.


Может быть, стоит подумать о том, чтобы весь такой репертуар излагать в виде народного стихотворного размера, так называемого «райка». А раек потянет за собой фигуру деда-раешника из фольклора. Дед-раешник в сущности — это старый скоморох, русский народный клоун. Он особенно уместен на карнавале, где его мужицкий костюм и лапти, бо­рода и шарманка отвечают стилю вечера.


Эстрада для детей

С первых шагов Советской власти в области искусств бы­ли приняты меры, чтобы создать зрелища для детей. Теат­рально-музыкальная секция Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов, возникшая в начале 1918 года и воз­главлявшаяся П. М. Керженцевым, уже имела детский отдел. Первые мероприятия этого отдела носили эстрадный харак­тер1 по двум причинам — стационарных детских театров еще не было, их только предстояло создать; а, кроме того, обста­новка требовала, чтобы «концерт» приезжал к детям, а не дети из разных уголков съезжались бы на концерты: город­ской транспорт почти бездействовал, продовольствия было мало, и здоровье многих ребят оставляло желать лучшего.

Примечательно, что эта тенденция — искусство приходит к детям — сохранилась и до сих пор, несмотря на наличие многих прославленных театров для детей и юношества, не­смотря на все возможности современного устроенного быта. Пионерлагеря и школы, детские больницы и санатории, дома пионеров и даже дворы больших домов, не говоря уже о пар­ках и скверах,— вот постоянные площадки нашей детской эстрады. Концертные организации в плановом порядке забо­тятся о различных мероприятиях для детской аудитории.

Хотя исполнители всех эстрадных жанров для выступле­ний перед детской аудиторией должны иметь особый репер­туар, труднее других бывает перестраиваться разговорникам.

Дети не являются зрителями одного возраста. Эта аудито­рия распадается на возрастные группы, с особенностями кото­рых нельзя не считаться. В отношении репертуара для юно­шества существуют, естественно, кое-какие ограничения, но они не так уж велики, ведь весь репертуар советской эстрады лишен сомнительной тематики, столь распространенной в бур­жуазных условиях, поэтому для юношества уместны, вероят­но, 95 процентов наших номеров. Что же касается дошколь-ников и учеников школы-восьмилетки, то специфика в репер-

1 Эти первые концерты включали в себя и многие цирковые номера.

туаре для них очень сильна. Дошкольники легко утомляются. Многие понятия, ясные для подростков, недоступны им. Труд­но овладеть вниманием такой аудитории и еще труднее удер­жать это внимание, коль скоро исполнитель хоть в какой-то степени наскучил своим зрителям.

Очень прав С. В. Образцов, когда он сказал о репертуаре для самых маленьких детей: