ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 251
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Режиссер, его место и значение в художественной самодеятельности
Формы эстрадного спектакля-концерта
Степени комического преувеличения и стили в репертуаре и исполнении
1 Кстати, все эти элементы органически свойственны и клоунаде.— в.
1 Ю н, Тынянов. Русская пародия XIX века, м.— л., «Академия», 1929.
Музыка и танец в разговорных жанрах
Работа исполнителя над бытовым рассказом
Музыкально-разговорные жанры. Музыкальный фельетон и мозайка
Малая драматургия эстрады. Эстрадная реприза.
1 Эти первые концерты включали в себя и многие цирковые номера.
Бывает так, что финальный трюк является апогеем клоунады: весь ее сюжет подводит к этому трюку, после которого клоун удаляется с манежа. Иногда есть смысл перемонтировать фабулу клоунады с тем, чтобы эффектный трюк или остроумную реплику сберечь на конец. А если это невозможно, тогда надо придумать специальный трюк, но непременно такой, который органически вытекает из хода сюжета.
Клоунада на эстраде
Понять жанр клоунады в отрыве от создавшего его цирка невозможно. Поэтому мы и говорили об этом жанре в связи с искусством цирка. Однако практика мирового искусства давно уже показала: клоуны имеют успех и на больших сценах мюзик-холлов, и на малых площадках кабаре, кафе-шантанов, и даже в драматических театрах.
К сожалению, участникам цирковой художественной самодеятельности очень редко удается выступать на арене. Но зато самые широкие возможности самодеятельным цирковым артистам предоставляет эстрада. Что же меняется для исполнителей клоунады в условиях сцены?
Прежде всего в театральном зале отсутствует сама арена — и это значительно облегчает работу исполнителя: ведь если три стороны закрыты кулисами и задником, гораздо легче строить мизансцену, удобнее показывать аудитории все предметы, потребные по ходу клоунады. Конечно, приходится изменять и систему выходов и уходов исполнителей. Но и тут возможны появления клоунов из зала. Допустимы также и моменты общения клоуна со зрителями, когда артист спускается в зал и там при зажженном свете исполняет свои репризы.
Наиболее трудно примениться к выступлению на эстраде коверному клоуну.
Как мы уже говорили, в цирке коверный заполняет паузы после цирковых номеров: исполняет пародии на прошедший номер, делает вид, что мешает униформистам убирать оборудование, которое было поставлено для предыдущих артистов, препятствует установке новых аппаратов.
В программу эстрадного концерта часто включаются цирковые номера. И коверный сможет тогда вести себя, как на арене. Но все-таки большую часть эстрадного спектакля составляют номера не цирковые. Думается, что коверный будет полезен и в этом случае. Только не надо ему поручать объявление номеров. Лучше, если коверный выступает в паре с конферансье обычного типа (ведь и в цирке коверному нужен партнер — шпрехшталмейстер). Диалог резонера и комика — а именно так обернется совместный выход конферансье и коверного — есть наиболее эффективная форма сатирических интермедий. Она применяется издавна. И нет оснований отказываться от такого дуэта, если комик появляется перед зрителями в образе буффонного клоуна.
Интермедии конферансье и клоуна на авансцене дают возможность за закрытым занавесом готовиться к очередному номеру. А если такая подготовка сцены идет при открытом занавесе, то коверный будет осуществлять свои исконные функции: мешать персоналу расставить мебель, цветы и т. д. Участие в конферансе не лишает клоуна права на собственный номер в программе — нескольких интермедий или антре.
Разумеется, перед самодеятельными клоунами прежде всего встает вопрос о репертуаре. Где его брать? Если для эстрады у нас печатают много сборников в разных издательствах, то цирковой репертуар поступает на книжный рынок в ничтожном количестве. И к тому же: то, что годится для клоунов в профессиональных государственных цирках, не всегда может быть использовано в самодеятельности (по художественным и по техническим причинам).
Выход, следовательно, один: самим готовить репертуар. Это не слишком легко, но и не невозможно. Во-первых, какую-то часть эстрадного репертуара можно обратить в материал для клоунады, если соответственно обработать. Затем собственное творчество режиссеров и исполнителей клоунад может дать ряд реприз, интермедий и даже антре. Сошлемся на репертуар агитбригад: ведь он на 80 процентов состоит из произведений, создаваемых на месте.
Кстати, мы рекомендуем клоунаду ввести и в выступления агитбригад, ибо существует много тем, отражать которые именно клоунадой наиболее целесообразно. Например: высказывания агитбригады по вопросам международной политики очень выигрывают, если перипетии борьбы империалистов и мировых монополий за захват и удержание колониальных стран показывать в виде клоунской возни. Агитация неофашистов и куклуксклановцев тоже хорошо выражается в буффонаде, так же как многие другие темы того же порядка.
Но существуют и наши внутренние темы, которые стоит показывать в виде клоунады. Именно клоун с его преувеличенными реакциями должен осмеивать плохую еду в столовых; дырявые крыши и холод в домах; пьянство в быту и на работе, откровенное хулиганство.
В самодеятельности возможно еще использование клоунов в качестве ведущих больших веселых вечеров в клубе, Дворце культуры или в парке культуры и отдыха летом. Здесь найдется место не для одного или двух, а для целой группы буффонадных комиков — это поможет придать вечеру желаемый оттенок карнавала. Клоуны в этом случае должны не только участвовать в концертах, но и быть распорядителями ряда мероприятий: танцев, викторин, игр и соревнований. В сущности тут нужен клоун-затейник. Нет сомнения, что в самодеятельности всегда найдутся исполнители и для таких сложных ролей.
Правда, если вести руководство карнавалом в форме клоунады, это ставит перед устроителями и исполнителями дополнительные задачи. Надо подготовить специальные тексты забавных призывов к участникам карнавала. Здесь будут уместны рифмованные указания и напоминания. Хорошо также вооружить клоунов-массовиков трещотками, свистульками, рожками, дудками. А еще лучше дать им возможность пользоваться микрофонами радиоустановок. Павильоны, процессии и соревнования должны быть оформлены шуточными стихами. В стихах же надо выразить замечания и укоры недисциплинированным зрителям, которые нарушают порядки вечера.
Может быть, стоит подумать о том, чтобы весь такой репертуар излагать в виде народного стихотворного размера, так называемого «райка». А раек потянет за собой фигуру деда-раешника из фольклора. Дед-раешник в сущности — это старый скоморох, русский народный клоун. Он особенно уместен на карнавале, где его мужицкий костюм и лапти, борода и шарманка отвечают стилю вечера.
Эстрада для детей
С первых шагов Советской власти в области искусств были приняты меры, чтобы создать зрелища для детей. Театрально-музыкальная секция Московского Совета рабочих и крестьянских депутатов, возникшая в начале 1918 года и возглавлявшаяся П. М. Керженцевым, уже имела детский отдел. Первые мероприятия этого отдела носили эстрадный характер1 по двум причинам — стационарных детских театров еще не было, их только предстояло создать; а, кроме того, обстановка требовала, чтобы «концерт» приезжал к детям, а не дети из разных уголков съезжались бы на концерты: городской транспорт почти бездействовал, продовольствия было мало, и здоровье многих ребят оставляло желать лучшего.
Примечательно, что эта тенденция — искусство приходит к детям — сохранилась и до сих пор, несмотря на наличие многих прославленных театров для детей и юношества, несмотря на все возможности современного устроенного быта. Пионерлагеря и школы, детские больницы и санатории, дома пионеров и даже дворы больших домов, не говоря уже о парках и скверах,— вот постоянные площадки нашей детской эстрады. Концертные организации в плановом порядке заботятся о различных мероприятиях для детской аудитории.
Хотя исполнители всех эстрадных жанров для выступлений перед детской аудиторией должны иметь особый репертуар, труднее других бывает перестраиваться разговорникам.
Дети не являются зрителями одного возраста. Эта аудитория распадается на возрастные группы, с особенностями которых нельзя не считаться. В отношении репертуара для юношества существуют, естественно, кое-какие ограничения, но они не так уж велики, ведь весь репертуар советской эстрады лишен сомнительной тематики, столь распространенной в буржуазных условиях, поэтому для юношества уместны, вероятно, 95 процентов наших номеров. Что же касается дошколь-ников и учеников школы-восьмилетки, то специфика в репер-
1 Эти первые концерты включали в себя и многие цирковые номера.
туаре для них очень сильна. Дошкольники легко утомляются. Многие понятия, ясные для подростков, недоступны им. Трудно овладеть вниманием такой аудитории и еще труднее удержать это внимание, коль скоро исполнитель хоть в какой-то степени наскучил своим зрителям.
Очень прав С. В. Образцов, когда он сказал о репертуаре для самых маленьких детей: