ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.09.2024
Просмотров: 594
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
II. Смысловое единство, разнообразие и структура
Классические культуры древнего востока
I. Эпоха неолита и бронзы (5000-3000 лет до н.Э.)
II. Эпоха трех древнейших городских цивилизаций китая
III. Культура китая в период древних империй
12. Книга о сотворении мира.Александрийская библиотека. «Амфоа».СПб.
32. Пондопуло.Г.К Древний Китай. Формирование культурной традиции.М
Классическая культура древней индии. Культура ом (аум)
Для миров "Тот мир» (сакральное обозначение - свар)
Пространство, время, закон в системе ведического знания
Йога и проблема человека в этике упанишад
Ведический образец и классическая культура индии
Глава 9. О знании и воспитании)
___________________________________________________________________
Итихасы - исторические предания о прошедших событиях, примыкают к ведам
Античная культура логоса и греческая пайдейя
Лучшее для смертных – здоровье –
Исходный принцип и доминанта античной культуры
Близкой к категории гармонии является категория прекрасного. Первоначально этот термин отождествлялся с определенными качествами вещей и люд ей. Прекрасной считалась любая хорошо сработанная вещь, а также все соответствующее традиции, и то что человеколюбиво.
В период ранней классики к области прекрасного относили не только то, что имело отношение к искусству, но считали, что истинно прекрасное связано с мудростью и умеренным, упорядоченным образом жизни.
В период средней классики Сократ определял прекрасное, как строгий порядок во всем. Платон трактует прекрасное. как ид ею, которая находит предметное воплощение в вещественном, идеально организованном, прекрасном и живом космосе и создает учение о нравственно-прекрасном" основу, которого составляет эстетический принцип середины. Для Аристотеля, прекрасное - это "соответствие величины предмета его сущности, А в человеке взаимосоответствие души и тела. В произведениях этих мыслителей прекрасное органически связано с добродетелью.
Непосредственным проявлением прекрасного является красота в ее высшем универсальном выражении. А.Ф.Лосев отмечает семь ее значений: красота есть свет, любовь, пластическая фигурность, символ, вечная жизнь, порождающая модель (адекватно воплощенная во всем, что она моделирует), закон.150
ПОДРАЖАНИЕ(MIMESIS) - эта категория имеет отношение к проблеме происхождения и понимания природы искусства. Традиционным для античности было убеждение о его космическом происхождении. Подлинным «художником» является сам космос (позднее.у Аристотеля «мировой Ум»). Что,касается того,что создается людьми,занимающимися искусством,то это результат подражания и в основе своей является результатом «tehne»(этот термин обозначает не только результате художественной,но и других форм человеческой деятельности: ремесла,земледелия,медицины,гимнастики). Учение о подражании, как универсальном принципе, имеющем определяющее значение для всех искусств, создал Демокрит, который утверждал, что всем умениям(искусствам) человек научился благодаря подражанию природе. Он учил, что: «воспитание и природа подобны», добавляя при этом, что подражание не тождественно бездумному копированию природных объектов и процессов, а предполагает создание «второй природы» (культуры), для которой первая природа выступает в качестве образца (закона). В процессе создания второй природы в человеческой жизни начинает властвовать закон, и она упорядочивается. Сам человек, обретает при этом новые - высшие качества. Главным из них является мудрость, которую Демокрит называет «Афиной – Тритогенеей», благодаря ей он научается «выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует».151 С точки зрения Платона, высшая мудрость состоит в постижении «эйдоса эйдосов» она доступна лишь философам, когда они в своем стремлении к высшему знанию опираются не на деятельность чувств и разума, а на ту эстетическую интуицию, которая свойственна великим художникам в момент творческого акта. В диалоге «Федр» он указывает на то, что тот, кто следует ремесленной выучке занимается (будь-то поэт, скульптор, живописец, ученый) искусством несовершенным. Истинным является лишь искусство философа, постигающего образец (идею) в порыве неистового вдохновения и действующего согласно образцу(эйдосу эйдосов), в качестве которого выступает мировой космос.152По мнению Аристотеля стремление к подражанию присуще человеку «с детства».Свое наиболее законченное оформление такое понимание искусства находит уАристотеля в его учении о середине: «Если... всякая наука успешно совершает свое дело...стремясь к середине, а обладание серединой благотворно, причем искусные мастера, как мы утверждаем работают с оглядкой на это правило, то добродетель, которая так же, как природа, а точнее и лучше искусства любого мастера будет, пожалуй попадать в середину».153
Непосредственное отношение категория «катарсиса» имеет к таким институтам античной культуры как музыка и трагедия.Главный смысл этого термина катарсис может быть определен, как «очищение от дурных страстей» - тех, которые разрушительно действуют на гармоническое развитие тела и духа. Важнейшими средствами катарсиса, со времен Пифагора считалась музыка и связанные с ней хоровое пение и танец. Несколько позднее в средней и высокой классике - трагедийное действие. Прежде чем музыка, пение, танец и трагедийное действо приобрели значение в качестве самостоятельных искусств, они были неотъемлемой частью ритуальных и мистериальных действий, однако и здесь они рассматривались, как средство физического и духовного очищения. В классический период в системе пайдейи они использовались и как средство воспитания «лучшего гражданина».
ОЧИШЕНИЕ (CATHARSIS)- Эта категория органически связана с категориями гармонии и подражания и образует с ними структурную основу культурного сознания человека эпохи греческой классики. В раннеклассический период он употребляется в смысле-«чистота», предметов,воды,воздуха и.т.п. У пифагорейцев начинает использоваться для обозначения воспитания у человека моральной чистоты души и тела. Софисты употребляли этот термин для обозначения «чистоты» языка и речи.В период высокой классики Платон,использует этот термин, в нескольких значениях: в бытовом( например «чистота воска»,в космологическом (чистота неба,земли,жизни людей),в культурологическом( очищение тела путем гимнастики,медицины, очищении государства от «плохих « людей», чистота наслаждения при восприятии музыки,умственной леятельности лишенной ошибок разума и чувств.О чистоте души,устремленной к высшему(благу,богу, всякому совершенству).Аристотель,наряду с употреблением этого термина для обосначения чистоты человеческого ума,стремящегося соотнести себя с мировым Умом(Нусом).
Непосредственное отношение категория «катарсиса» имеет к таким институтам античной культуры как музыка и трагедия.Главный смысл этого термина катарсис может быть определен, как «очищение от дурных страстей» - тех, которые разрушительно действуют на гармоническое развитие тела и духа. Важнейшими средствами катарсиса, со времен Пифагора считалась музыка и связанные с ней хоровое пение и танец. Несколько позднее в средней и высокой классике - трагедийное действие. Прежде чем музыка, пение, танец и трагедийное действо приобрели значение в качестве самостоятельных искусств, они были неотъемлемой частью ритуальных и мистериальных действий, однако и здесь они рассматривались, как средство физического и духовного очищения. В классический период в системе пайдейи они использовались и как средство воспитания «лучшего гражданина».
Важнейшими средствами катарсиса, со времен Пифагора считалась музыка и связанные с ней хоровое пение и танец.
Несколько позднее в средней и высокой классике - трагедийное действие. Прежде чем музыка, пение, танец и трагедийное действо приобрели значение в качестве самостоятельных искусств, они были неотъемлемой Среди древнейших институтов античности культуры,наряду с олимпийскими играми,особое место принадлежало МУЗЫКЕ . Оно определялось тем,что музыка рассматривалась,как наиболее полное выражение единства основных смысловых элементов античной культуры эйдоса логоса,числа и как «искусство времени.154Зарождение греческой музыки было связано с именем спартанцаТерпандра, жившего в VII в. до н. э. Он создал музыкальную форму, получившую наименование nomos («закон», «порядок»). В ранний период музыка была тесно связана с культами, мистериальными действиями, танцем, поэзией. Пифагорейцы создали учение о музыке, как искусстве, «воздействующем на душу». С этим качеством они связывали и ее воспитательное значение. В классическую эпоху, музыка стала рассматриваться, как один из двух главных (наряду с гимнастикой) элементов античной системы воспитания, Греческий писатель и философ Плутарх, живший в I в. н. э., который был одновременно и одним из наиболее авторитетных историков и теоретиков античной музыки писал: «Важнейшим и более всего присущим музыке свойством является соблюдение во всем соответствующей меры». Такой взгляд на эстетическое значение музыки был характерен для всей античной эпохи. Его не смогли поколебать и получившие некоторое распространение в V в. до н.э. взгляды на музыку, как на развлечение, не имеющее воспитательного значения. Музыкальные состязания на всем протяжении истории античного мира оставались непременной частью Олимпийских игр, важным элементом мистериальных действий и гражданских церемоний, среди которых особое место занимали многочисленные праздники.
Большую роль в формировании культурного сознания древних греков классического периода играла античная трагедия,происхождение.которой было тесно связано с праздниками и мистериями.
Праздники играли большую роль в организации экономической, социальной и бытовой жизни греков, сплачивая жителей полисов в единое целое, формируя у них чувство гражданской ответственности и патриотизма. Греческий термин демос, первоначально обозначавший «деревенский народ», благодаря этому наполнялся новым социально-политическим содержанием. Праздники включали: жертвоприношения богам, спортивные состязания и исполнение гомеровских гимнов, ритуалы преподнесения даров и омовения статуй богов, состязания музыкантов и певцов, пиры (симпозиумы), сопровождавшиеся философскими диспутами. Наиболее значительными были Панафинеи, проводившиеся ежегодно в честь богини Афины, и Великие Панафинеи, которые устраивались один раз в четыре года. Наряду с ритуалом, связанным с поклонением Афине, они сопровождались гимнастическими, военными, конными состязаниями, исполнением гомеровских гимнов. В V в. до н. э. Перикл ввел в программу Панафинеи состязания кифаредов, флейтистов и певцов. Были и другие, земледельческие праздники, посвященные Афине, связанные с произрастанием хлебов, началом жатвы, сбором плодов, отвращением засухи. На них, помимо ритуальных действий, совершался и обряд, посвящения в воины юношей, достигших определенного возраста, во время которого они приносили клятву верности и гражданского служения полису. Важную роль играли в жизни греков Дионисии и Ленеи, сельские и городские праздники, связанные с культом бога виноградарства и плодородия Диониса. Первоначально они проводились календарно. С середины VI в. до н.э. Дионисии стали общегосударственным праздником, его основной частью было театральное действо Дифирамб (слово обозначает одно из культовых имен бога), которое стало источником античной трагедии. Четырьмя общеэллинскими праздниками были олимпийские, пифийские, немейские и истмийские игры, которые лишь формально были связаны с культами греческих богов (Зевса, Аполлона, Посейдона). Они включали гимнастические, конные, поэтические и мусические состязания, которые заканчивались награждением и чествованием победителей и пиром, который неотъемлемой своей частью имел философский диспут и состязание в красноречии
Мистерии-таинства практиковались в Греции еще в гомеровские времена и сохранялись вплоть до периода высокой классики. Наиболее почитаемыми были в Древней Греции т.н.Элевсинские мистерии, их значение в жизни греков можно сравнить только со значением Олимпийских игр. Они имели своим первоначальным источником мистерии Египта и Ближнего Востока. Традиция связывала установление Элевсинских мистерий с именем поэта и жреца культа Деметры Эвмолпа,который сменил более древний культ трех великих богинь» Афины, Афродиты и Деметры-Персефоны,основой которого был обряд посвящения юношей, достигших зрелого возраста, (куретов) в воины. Позднее он был заменен культом Деметры-богини земледелия и плодородия. В символико - драматической форме он воссоздавал миф о Деметре и ее дочери Персефоне. Процесс мистериального действия носил сложный характер и включал ряд этапов. Его главной целью было осуществление акта « очищения» (катарсиса) мистов в процессе процессе их участия в особых ритуалах очищающих их тело и душу. Содержание ритуалов мистерии считалось величайшей тайной, а разглашение ее каралось смертью. Многие видные представители античной культуры были связаны с Элевсинскими мистериями. Жрецом мистерий был, по преданию, великий поэт Орфей. Пифагор, был посвящен в их таинства мистерий жрецами и магами во время своего путешествия в Египет и на Ближний Восток. Ямвлих Хакидский в своей книге «Жизнь Пифагора», говорит о том, что они научили его символическому языку - языку мифов не владея, которым невозможно проникнуть в тайный смысл мистериального действа и постичь заключенную в них мудрость. Овладев этим языком Пифагор стал великим философом, т.к. философия это не что иное, как «любовь к мудрости». Впоследствии, используя символический язык он приобщал своих учеников к философии и о тех пор она получила широкое распространение».155
Наиболее ярким примером,использования катарсического действия в культурных целях стала знаменитая античная ТРАГЕДИЯ Возникновение, трагедии связано с эрой расцвета греческого полиса. Появление первых трагедий о традиция связывала с именем Феспида (535 г. до н. э.). Самым древним сценическим воплощением трагедии считалась трагедия Эсхила «Персы», а постановка его трагедии «Прометей прикованный», - началом драмы. Если исходное значение имел для трагедии дионисийский дифирамб, то драматическую форму она обрела благодаря использованию образца заданного Элевсинским ритуалом-дромом. «Каждая из его частей («оргий»), обозначалась определенным сочетанием четырех природных стихий: ветра - воды, земли - огня, символами которых выступали боги олимпийского пантеона.156.
Тремя великими творцами античной трагедии были Эсхил, Софокл и Эврипид. В ней процесс «рождения человека духовного из человека естественного» утрачивает ту таинственность, которая окружала его в мистериях и соотносится с сюжетами не божественной, а реальной человеческой жизни. Хотя божественные персонажи в античной трагедии присутствуют постоянно, но все их действия оказываются здесь непосредственно связаны с событиями и делами людскими. Участие богов в делах людей призвано, придать им космический масштаб и тот накал чувств и переживаний, который способен подобно огню «очистить» души зрителей трагедии от дурных страстей и устремить их все их помысли к благой жизни. В трагедии находят отражение все важнейшие проблемы, в возникающие в человеческой жизни в период великой исторической ломки-перехода от общинно - родовых к цивилизованным формам жизни. В них постоянно звучит тема необходимости духовного обновления человека, страстный призыв к «выдавливанию» им из себя, оставшегося от прежних времен «звериного» начала, к преодолению «варварского наследия и организации человеком своей жизни в соответствии с «законом» и «правдой» (справедливостью). Как правило, этот призыв подкрепляется авторитетом богов. В последней, третьей части трагедии Эсхила «Орестейя», богиня мудрости Афина выступает в роли учредитель Афинского ареопага(верховного законодательного органа) и определяет устав –закон, ему должны отныне следовать все жители Афинского полиса, божественным покровителем ,которого является эта богиня, Установление закона должно в корне изменить жизнь афинян, которых была до этого полна смертельных распрь и ,казалось бы ,непреодолимых противоречий:
Глашатай, начинай! Утихомирь народ...
Труба велит молчать, чтоб слушал город весь
Устав, который вам на веки вечные
Даю сегодня...
На этом холме... (по имени Ареопаг Г.П.)
Пусть днем и ночью холм внушает гражданам
Почтение и родственный почтению
Страх перед виной. Пусть не будет новшеством.
Устав мой осквернен: прозрачный ключ взмутив