Файл: Конституция Индии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.09.2024

Просмотров: 431

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть I. Союз и его территория (ст.Ст. 1 - 4)

Часть I. Союз и его территория

Часть II. Гражданство

Часть III. Основные права

Часть IV. Руководящие принципы политики государства

Часть V. Союз

Глава I. Исполнительная власть

Глава II. Парламент

Глава III. Законодательные полномочия Президента

Глава IV. Судебная власть Союза

Глава V. Контролер и генеральный аудитор Индии

Часть VI. Штаты*(130)...

Глава I. Общие положения

Глава II. Исполнительная власть

Глава III. Легислатура Штата

Глава IV. Законодательные полномочия Губернатора

Глава V. Высшие суды в Штатах

Часть VIII. Союзные территории*(173)

Часть IX. Панчаяты*(180)

Часть ixa. Муниципалитеты*(183)

Часть XI. Отношения между Союзом и Штатами

Глава I. Отношения в области законодательства

Глава II. Административные отношения

Глава I. Финансы

Часть XV. Выборы

Часть XVI. Специальные постановления, относящиеся к некоторым классам населения

Часть XVII. Официальный язык

Глава I. Официальный язык Союза

Глава II. Местные языки

Глава IV. Специальные директивы

Часть XVIII. Постановления о чрезвычайном положении

Часть XIX. Разное

Часть XX. Внесение изменений в Конституцию

4. Право, гарантированное настоящей статьей, не может быть приостановлено, если только иное не предусмотрено настоящей Конституцией.

32А.*(45) (Конституционность законов Штатов не может рассматриваться в порядке статьи 32.) Отменена Конституционным актом 1977 г. (43-я поправка), разд. 3 (действует с 13 апреля 1978 г.).

(33.*(46) Право Парламента видоизменять права, предоставленные настоящей Частью, в их применении к вооруженным силам и т.д. Парламент может законом определить, в какой степени любое из прав, предоставленных настоящей Частью, при применении:

а) к лицам, состоящим в вооруженных силах; или

b) к лицам, состоящим в полицейских силах, которым поручено поддержание общественного порядка; или

с) к лицам, занятым в каких-либо управлениях или других организациях, учрежденных Государством в разведывательных или контрразведывательных целях; или

d) к лицам, занятым или связанным по роду своей деятельности с телекоммуникационными системами, созданными для осуществления целей полицейских сил или управлений и организаций, указанных в пунктах "а"-"с", -

должно быть ограничено или отменено с тем, чтобы обеспечить надлежащее исполнение ими своих обязанностей и поддержание среди них дисциплины.)

34. Ограничение прав, предоставленных настоящей Частью, на время действия военного положения в каком-либо районе. Независимо от изложенных выше положений настоящей Части Парламент может законом освободить любое лицо, находящееся на службе Союза или Штата, или любое другое лицо от ответственности за действия, совершенные им в целях поддержания или восстановления порядка в каком-либо районе в пределах территории Индии, где было введено военное положение, либо санкционировать любой вынесенный приговор, наложенное наказание, конфискацию, осуществленную по приказу, или другой акт, совершенный в связи с военным положением в таком районе.

35. Законодательство по осуществлению положений настоящей Части. Независимо от каких-либо положений настоящей Конституции:

а) Парламент имеет право, а Легислатура Штата не имеет права издавать законы:

(1) относящиеся к любому из вопросов, которые на основании пункта 3 статьи 16, пункта 3 статьи 32, статьи 33 и статьи 34 могут быть урегулированы законом, изданным Парламентом, и

(2) устанавливающие наказание за такие действия, которые настоящей Частью объявлены преступлением; и Парламент в возможно короткий срок после введения в действие настоящей Конституции должен издать законы, устанавливающие наказание за действия, о которых говорится в подпункте (2);


b) всякий закон, действовавший на территории Индии непосредственно перед введением в действие настоящей Конституции, в отношении любых вопросов, о которых идет речь в подпункте (1) пункта "а", или предусматривающий наказание за любое действие, о котором говорится в подпункте (2) этого пункта, продолжает оставаться в силе с соблюдением срока его действия и любых изменений, которые могут быть в него внесены на основании статьи 372, до тех пор, пока он не будет изменен или отменен Парламентом.

Пояснение. В настоящей статье выражение "действующий закон" ("law in force") имеет то же значение, что и в статье 372.


Часть IV. Руководящие принципы политики государства

36. Определение. В настоящей Части, если иное не вытекает из контекста, понятие "Государство" имеет то же значение, что и в Части III.

37. Применение принципов, изложенных в настоящей Части. Положения, содержащиеся в настоящей Части, не должны осуществляться в судебном порядке, но изложенные в ней принципы имеют тем не менее основополагающее значение для управления страной, и Государство обязано исходить из этих принципов при издании законов.

38. Государство должно обеспечить социальный порядок, способствующий благосостоянию народа.*(47)

(1. Государство стремится поднять благосостояние народа, обеспечивая и охраняя возможно более эффективным образом социальный порядок, при котором социальная, экономическая и политическая справедливость определяет сущность всех учреждений, в которых воплощается жизнь нации.)

(2.*(48) Государство, в частности, стремится свести к минимуму неравенство в доходах и стремится устранить неравенство в статусе, условиях и возможностях не только среди отдельных лиц, но и среди групп населения, проживающих в различных местностях или практикующих различные профессии.)

39. Некоторые принципы политики, которым должно следовать Государство. Государство, в частности, проводит политику, направленную на обеспечение того, чтобы:

а) граждане, мужчины и женщины, на равных основаниях имели право на достаточные средства к существованию;

b) собственность и контроль над материальными ресурсами общества были распределены так, чтобы наилучшим образом служить общему благу;

с) функционирование экономической системы не привело к концентрации богатства и средств производства во вред общим интересам;

d) существовала равная оплата за равный труд для мужчин и для женщин;

е) здоровье и силы рабочих, мужчин и женщин, а также малолетних детей не подвергались злоупотреблениям и чтобы граждане не были вынуждены в силу экономической необходимости обращаться к занятиям, не соответствующим их возрасту или силам;

(f)*(49) дети получали возможность и условия развиваться в необходимых для здоровья условиях и в условиях свободы и достоинства и детство и юность пользовались защитой от эксплуатации и моральной и материальной заброшенности.)

(39А.*(50) Равное для всех правосудие и бесплатная правовая помощь. Государство обеспечивает деятельность системы правосудия на основе равных возможностей с тем, чтобы эта система, в частности, предусматривала бесплатную правовую помощь путем издания соответствующего законодательства или программ или другими способами, чтобы эти возможности гарантировали справедливость и не отказывалось гражданину в такой помощи по основанию его неспособности экономического или иного характера).


40. Организация сельских Панчаятов*(51). Государство примет меры к организации сельских Панчаятов и к наделению их такими полномочиями и властью, которые могут оказаться необходимыми для того, чтобы они функционировали в качестве самоуправляющихся единиц.

41. Право на труд, на образование и на общественную помощь в некоторых случаях. Государство в пределах его экономических возможностей и развития примет эффективные меры для обеспечения права на труд, образование и государственную помощь в случае безработицы, старости, болезни и нетрудоспособности и в других случаях незаслуженной нужды.

42. Обеспечение справедливых и гуманных условий работы и помощи матерям. Государство примет меры для обеспечения справедливых и гуманных условий работы и помощи матерям.

43. Прожиточный минимум и т.п. для рабочих. Государство стремится обеспечить с помощью соответствующего законодательства или экономической организации или любым другим способом всем сельскохозяйственным, промышленным и другим рабочим работу, прожиточный минимум, условия работы, обеспечивающие удовлетворительный уровень жизни и полное использование досуга и социальных и культурных возможностей; в частности, Государство стремится поощрять домашнюю промышленность на индивидуальных или кооперативных началах в сельских местностях.

(43А.*(52) Участие рабочих в управлении промышленностью. Государство принимает меры путем издания соответствующего законодательства или какими-либо иными способами для обеспечения участия работников в управлении предприятиями, учреждениями или другими организациями в какой-либо отрасли промышленности.)

44. Единый гражданский кодекс для граждан. Государство стремится обеспечить издание для граждан единого гражданского кодекса, действующего на всей территории Индии.

45. Обеспечение обязательного бесплатного обучения детей. Государство стремится обеспечить в течение десяти лет с момента введения в действие настоящей Конституции обязательное бесплатное обучение для всех детей до четырнадцати лет.

46. Содействие культурному и экономическому развитию каст и племен, включенных в списки, и других слабых слоев населения. Государство проявляет особую заботу в отношении культурного и экономического развития слабых слоев населения (the weaker sections of the people) и, в частности, каст и племен, включенных в списки, и охраняет их от социальной несправедливости и всех форм эксплуатации.


47. Обязанность Государства поднять уровень питания и уровень жизни и улучшить состояние народного здравия. Государство считает одной из своих первостепенных обязанностей поднять уровень питания и уровень жизни своего народа, а также улучшить состояние народного здравия; в частности, Государство стремится осуществить запрещение употребления не в медицинских целях опьяняющих напитков, а также наркотиков, вредных для здоровья.

48. Организация земледелия и животноводства. Государство стремится организовать земледелие и животноводство на современной и научной основе и, в частности, принимать меры к сохранению и улучшению пород скота, запрещению убоя коров и телят, а также другого молочного и тяглового скота.

(48А.*(53) Защита и улучшение окружающей среды и охрана лесов и живой природы. Государство прилагает усилия к защите и улучшению окружающей среды и охране лесов и живой природы страны.)

49. Охрана памятников, мест и объектов, имеющих национальное значение. Обязанностью Государства является охрана всех памятников, мест или объектов, представляющих художественную ценность или исторический интерес,*(54) (которые объявлены законом или на основании закона, изданного Парламентом) как имеющие национальное значение, от расхищения, порчи, уничтожения, сноса, продажи или экспорта - в зависимости от обстоятельств.

50. Разделение судебной и исполнительной властей. Государство примет меры для отделения судебной власти от исполнительной власти в системе органов Государства.

51. Содействие международному миру и безопасности. Государство стремится:

а) содействовать международному миру и безопасности;

b) поддерживать справедливые и основанные на уважении отношения между государствами;

с) поощрять уважение к международному праву и договорным обязательствам в отношениях между организованными народами и

d) способствовать урегулированию международных споров путем арбитража.

(Часть IV-А. Основные обязанности*(55)

51А. Основные обязанности. Являются обязанностями каждого гражданина Индии:

а) соблюдение Конституции и уважение ее идеалов и институтов, Национального флага и Национального гимна;

b) сохранение и следование благородным идеалам, которые вдохновляли нашу национальную борьбу за свободу;

с) поддержание и защита суверенитета, единства и целостности Индии;