ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 271
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Е.Е. Лысенко, о.С. Нестерова деловое общение
Мимические проявления эмоциональных реакций человека
Трибуна и микрофон: жесты и позы выступающих
Зал заседаний: позы при слушании
Президиум и председательствующие
Пространственное расположение за столом
Общие правила жестикуляции в беседе
20 Типичных состояний партнера в процессе общения
Невербальные показатели оптимизма-пессимизма партнера
Невербальные показатели волевых качеств партнера
Невербальные проявления уравновешенности-неуравновешенности партнера
Невербальные проявления преобладания у партнера разума или чувств
Невербальные проявления низкой самооценки
Невербальные проявления высокой самооценки
Невербальные проявления некоторых черт характера
Как избавиться от боязни аудитории
Техника ускорения принятия решения
Этические правила поведения руководителя во время беседы
Детальный анализ структуры переговоров
1 Стадия: подготовка переговоров
Детальный перечень действий на 1 стадии
2 Стадия: процесс переговоров Детальный перечень действий на 2 стадии
3 Стадия: достижение согласия Детальный перечень действий на 3 стадии
Характеристика подходов ведения переговоров
Психологические механизмы подачи и обсуждения позиций
Правила техники ведения переговоров
Люди, блокирующие ход совещания
Ситуации, угрожающие совещанию
Ошибки в организации совещания
Советы по организации взаимодействия на совещании
Люди, блокирующие ход совещания
Агрессор. Критикует всех подряд и не соглашается. Но излишняя критичность гасит творчество. Его может урезонить вопрос «А вы что предлагаете?»
Блокировщик. Упрямо ни с кем не соглашается, приводит примеры из личного опыта, возвращается к вопросам, которые уже решены. Надо напомнить ему о цели и предмете обсуждения, тогда он уходит в сторону.
Удалившийся. Рассеян, разговаривает на личные темы. Его нужно чаще спрашивать «А что вы думаете по этому вопросу?»
Ищущий признания. Хвастает, много говорит, утверждает свой статус. Полезно вернуть его к сути проблемы «Можно ли использовать то, что вы нам сообщили для решения обсуждаемого вопроса?»
Прыгающий с темы на тему. Его можно остановить вопросом «Мы разве закончили рассмотрение проблемы?»
Доминирующий. Стремится захватить власть и манипулировать присутствующими. «Ваше предложение – лишь один из возможных вариантов. Давайте послушаем другие варианты»
Адвокат дьявола. Специально задает острые вопросы, ведущие в тупик, к провалу. «Мы хотели бы послушать ваш вариант ответа на ваш же вопрос».
Ситуации, угрожающие совещанию
Явный обман, искажения, нечестные заверения.
Надо тонко изобличить в обмане (потребовать обоснования, факты).
Намекнуть, что и другие могут воспользоваться такой же тактикой.
Кто-то пошел ва-банк. Не надо поддаваться нажиму и заострять внимание на его тактике. Намекнуть ему на его детскую позицию и выгоды компромисса.
Кто-то застрял на объяснении причин и выявлении виновных. Надо подчеркнуть, что важнее найти пути выхода из ситуации.
Монопольно перехвачена инициатива. Не надо заканчивать процесс поиска решения на первом варианте. Следует продемонстрировать веру в способности сотрудников: «Давайте послушаем и других?»
Низкая критичность и конформизм в принятии всего, что предлагается. «Есть ли недостатки? Какие негативные последствия возможны?»
Совещание превращается в развлекательный разговор на приятные темы. «Так как я дорожу временем, давайте вначале закончим разговор о …».
Ошибки в организации совещания
Неоптимальный состав участников; неправильное размещение в пространстве.
Участники слабо заинтересованы в самом совещании.
Увлеклись индивидуальными стратегиями; не произошло их согласования.
Хаотичная дискуссия.
Конфликты, возникшие там, не ослаблены (люди ориентированы на поиск причин и виновных).
Советы по организации взаимодействия на совещании
Необходима четкая формулировка цели сбора (будущего результата) и правил оценки этого результата.
Нельзя давать отклониться от стратегии достижения цели. Следует:
А. пояснять сказанное участниками,
Б. подчеркивать различия между мнениями,
В. предлагать обсудить эти различия,
Г. собирать и формулировать разные гипотезы, помогать группе (а не навязывать) выбрать одну из них.
Следует иногда переключать внимание на анализ процесса обсуждения: Какие позиции определились? В чем затруднения? Где барьеры?
Полезно переходить от одного аспекта к другому с помощью длительной паузы. «Значит, с этим вопросом покончено?» Затем надо подвести итог.
Следует обеспечить включенность большинства участников с помощью ясной и открытой позиции и эмоциональной поддержки. Атмосфера сотрудничества, а не конфронтации приводит к отсутствию страха быть высмеянным (критикованным).
Не надо заканчивать процесс поиска решения на первом варианте.
Надо попытаться уравновесить разные позиции: предложите дополнить недостающие аргументы.
Рекомендации для участника совещания «Если Вы хотите, чтобы Ваши предложения поняли, запомнили и приняли»
Излагайте кратко, не воруйте чужое время.
Учитывайте компетентность тех, кого желаете заинтересовать. Из этого следует, надо ли разжевывать или нет.
Содержание предложений должно быть образным: с примерами, метафорами и аналогиями (чтобы могли увидеть, услышать, почувствовать).
Особенно яркими делайте начало и окончание.
Не нарушайте закона 7+/-2.
Обнажите даже скрытые слабые места в своих предложениях, чтобы никто не искал их.
Думайте о пользе этих предложений для тех, кто их оценивает.
Подавайте информацию с уважением и доверительностью к тем, кто должен их воспринимать. Создавайте установку на согласие.
Не бойтесь задавать вопросы (в т.ч. риторические). Представьте, что остальные участники совещания сами задают вам эти вопросы.
Не избегайте парадоксальных высказываний.
Не забудьте про известные вам альтернативы вашим идеям.
Не стремитесь показать себя умнее тех, к кому апеллируете. Они должны почувствовать, какие они умные и понятливые. Ваша идея должна стать их идеей.
Обсуждение в условиях противоборства
Не ищите чисто выгодных решений – таких нет. Это диалектическое противоречие.
Ваша позиция – не единственная. Субъективизм – детская, незрелая позиция.
Отнеситесь к доводам оппонента серьезно, не отбрасывайте их. Ведь ни один человек не может видеть все грани проблемы.
Не ориентируйтесь на ближайшую победу. Учитывайте отдаленные последствия.
При неудаче надо быстрее забыть прошлое: 20% усилий следует тратить на поиск виновных, а 80% - на будущее решение.
Не следует вести «позиционную войну» («окопную»). Должна быть не борьба мнений, а поиск совместного решения, исходя из общих интересов. Сформулируйте общую платформу и развивайте именно ее.
Так как позиция партнера и ваше представление о ней никогда не совпадают, постарайтесь ее лучше понять, задавая больше вопросов.
Внимание коллег удержать довольно трудно. Поэтому сообщение не должно превышать 7 минут. Лучше строить его в форме «вопрос-ответ» с установкой на «да».
Убедить партнера почти невозможно. Он должен убедиться сам. Поэтому встраивайте свои аргументы в логику оппонента, говорите с его позиций (что ему принесут ваши предложения). Используйте приемы «да, но..», «нога в дверь».
Используйте немного аргументов, самых ярких, принятых оппонентом, но не надо излишней убедительности («эффект бумеранга»).
Не путайте людей и дело; факты и мнения.
Эмоционально поддерживайте людей: продемонстрируйте готовность понять их позицию. Тогда захотят понять и вашу.
Берите максимально ответственность на себя. При перекладывании ее на других вы не развиваетесь. Выделяйте в проблеме то, что для вас управляемо.
Помогите людям самоутвердиться («сохранить лицо»). Не надо иронии и сарказма.
При поражении не надо ни агрессии, ни уступок. Следует придерживаться позиции «Это я не смог раскрыть им важность своих доводов». Не сжигайте мосты позади себя, сохраните шанс вернуться к проблеме.
12. Вопросы к экзамену
Общая характеристика общения. Виды общения.
Общая характеристика факторов, влияющих на эффективность делового общения.
Общая характеристика сведений, которые необходимо знать о субъектах общения.
Репрезентативная система как характеристика субъекта общения.
Темперамент как характеристика субъекта общения.
Характер как особенность субъекта общения.
Особенно важные в процессе делового общения сведения о характере партнера.
Эмоциональное состояние и мотивы субъектов общения.
Роли и позиции (взаимодополняющие и невзаимодополняющие трансакции) партнеров в процессе общения.
Социальная ситуация, контекст, цели и содержание делового общения.
Общая характеристика потребностей в общении.
Потребность во взаимопонимании и способы ее удовлетворения.
Потребность в признании личностью и способы ее удовлетворения.
Потребности в эмоциональной поддержке и способы ее удовлетворения.
Правила комплимента и подчеркивания значимости партнера.
Правила улыбки и использования имени партнера.
Общая характеристика действий общения.
Общая характеристика взаимного восприятия и понимания партнеров по общению.
Механизмы восприятия незнакомых партнеров по общению.
Механизмы восприятия знакомых партнеров по общению.
Общая характеристика действия взаимообмена.
Механизмы обмена волей в различных ситуациях.
Общая характеристика взаимодействия в структуре делового общения.
Общая характеристика средств общения.
Проблемы использования вербальных средств общения.
Рекомендации для совершенствования умения слушать.
Приемы рефлексивного слушания.
Рекомендации для совершенствования умения говорить.
Проблемы использования невербальных средств общения.
Особенности телосложения как невербальные средства общения.
Рост и пол как невербальные средства общения.
Манера одеваться и украшения как невербальные средства общения.
Лицо, мимика и взгляд как невербальные средства общения.
Позы, жесты и походка как невербальные средства общения.
Динамические прикосновения как невербальные средства общения.
Дистанция общения как невербальное средство.
Характеристики голоса как средство общения.
Подготовка к публичному выступлению.
Технология выступления.
Рекомендации для избавления от боязни аудитории.
Деловая беседа и подготовка к ней.
Этап начала беседы.
Этап передачи информации в беседе.
Этап принятия решения и завершения беседы.
Этические правила поведения руководителя во время беседы.
Правила проведения собеседования.
Проблема деловых переговоров.
Этапы проведения переговоров.
Техника ведения переговоров.
Психологические механизмы подачи и обсуждения позиций.
Правила техники ведения переговоров и аргументирования.
Проблема совещания как коллективной мыслительной деятельности.
Действия по подготовке и управлению совещанием.
Люди и ситуации, блокирующие ход совещания.
Правила организации взаимодействия на совещании.
Психологические рекомендации для эффективного выступления на совещании.