ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 258
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Е.Е. Лысенко, о.С. Нестерова деловое общение
Мимические проявления эмоциональных реакций человека
Трибуна и микрофон: жесты и позы выступающих
Зал заседаний: позы при слушании
Президиум и председательствующие
Пространственное расположение за столом
Общие правила жестикуляции в беседе
20 Типичных состояний партнера в процессе общения
Невербальные показатели оптимизма-пессимизма партнера
Невербальные показатели волевых качеств партнера
Невербальные проявления уравновешенности-неуравновешенности партнера
Невербальные проявления преобладания у партнера разума или чувств
Невербальные проявления низкой самооценки
Невербальные проявления высокой самооценки
Невербальные проявления некоторых черт характера
Как избавиться от боязни аудитории
Техника ускорения принятия решения
Этические правила поведения руководителя во время беседы
Детальный анализ структуры переговоров
1 Стадия: подготовка переговоров
Детальный перечень действий на 1 стадии
2 Стадия: процесс переговоров Детальный перечень действий на 2 стадии
3 Стадия: достижение согласия Детальный перечень действий на 3 стадии
Характеристика подходов ведения переговоров
Психологические механизмы подачи и обсуждения позиций
Правила техники ведения переговоров
Люди, блокирующие ход совещания
Ситуации, угрожающие совещанию
Ошибки в организации совещания
Советы по организации взаимодействия на совещании
Характеристика различных типов слушателей
Устойчивые типы людей, которые слушают:
Оценщик. Категоричный слушатель, который во время разговора постоянно дает оценку в зависимости от личных пристрастий, что не позволяет воспринимать смысл речи. Вместо информации – отношение к ней. Для него характерны следующие реакции на сказанное:
- поучения, указания на целесообразность, например, «В таких случаях всегда необходимо поступать порядочно»;
- осуждения, критика, обвинения, например, «Как вам не стыдно так поступать? То, что вы сделали – просто глупость; Я предупреждал, что это случится»;
- брань, необоснованные обобщения, унижения, например, «Все женщины одинаковы; Ишь какой умный выискался».
Для них важнее не то, что говорят, а что они сами думают по этому поводу.
Толкователь. Рассудительный слушатель, который ищет причину каждой фразы, например, «Теперь мне понятно, почему вы это сказали». С ним трудно говорить, т.к. для него важнее не «что» сказано, а «почему». К этому типу относятся молодые интеллектуалы (тренировка ума), врачи, учителя, психологи.
Сердобольный. Сочувствующий слушатель, который быстро соглашается и выражает сострадание говорящему. Но это часто мешает говорящему. Так, если после 1-ой фразы тебе говорят «Ты абсолютно прав», то о чем дальше говорить. Таких больше интересуют их эмоции. Им характерны реакции:
- похвала, согласие, например, «Я считаю, вы безусловно правы»;
- успокаивание, сочувствие, утешение, например, «Я понимаю, как вам сейчас трудно; Все делают ошибки, Успокойтесь, не обращайте на это внимание».
Это чаще всего пожилые добряки.
Диагност. Пристрастный анализирующий слушатель, склонный перебивать фразами: «Когда именно?», «Приведите конкретный пример!», «Чем вы можете это доказать?» Эти реплики сбивают, говорящего с мысли. Это слушатели, которые забегают вперед. Человек, постоянно задающий вопросы по мелочам, не производит впечатления умного человека. Его реакции:
- нравоучения, например, «В вашем возрасте я этого не имел»;
- выяснение, допрос, например, «Кто вас надоумил? Что вы сделали в следующий раз».
Устойчивые типы людей, которые не слушают:
Фельдфебель. Авторитарный слушатель, склонный к диктату, приказам, подавлению людей. Его реакция:
- приказ, указание, команда, например «Повторите еще раз; Не говорите со мной таким тоном; Говорите медленнее»;
- предупреждение, угроза, обещание, например, «Вы пожалеете, если не сделаете этого! Еще раз повторится – и с вами все кончено».
Это люди, имеющие неограниченную власть: военачальники, руководители, учителя.
Заяц. Этот собеседник уклоняется от беседы. Такое возможно у всех людей в каких-то ситуациях. Реже это поведение является устойчивой особенностью. Его реакции:
- уход от проблемы, отвлечение внимания, шутка, например, «Знаете, вы мне напомнили один эпизод; Похоже, я встал не с той ноги и не способен соображать!»;
- совет, рекомендация, решение, например, «Попробуйте сделать так-то и дело с концом; Почему бы вам не сказать так-то…».
Искусным слушателем является собеседник, который пытается нас понять: слушает и слышит именно то, что говорит партнер.
-
Анализ невербальных средств общения
Правила работы с «Психологическим атласом невербальных средств общения»
Собственным телом не владеешь –
как же можно обрести Путь и им владеть.
Ле-цзы
(VI – V вв. до н. э.)
Эта часть учебного пособия ориентирована на постепенное практическое освоение.
Для глубокого и эффективного освоения материала на 1 этапе можно предложить следующий вариант работы:
Рассмотреть рисунок и прочесть описание.
Попытаться представить или вспомнить ситуацию из своей жизни, в которой встречалось такое телесное проявление, или знакомых, у которых оно было подмечено.
Самому изобразить, подобно актеру, данные мимику, жест, походку и т.д.
Еще раз прочесть описание и сверить свои ощущения.
В принципе, знакомиться с рисунками и описаниями можно в любой последовательности, начиная с тех, которые больше заинтересовали.
Прорабатывая «Атлас» таким образом, Вы постепенно будете находить «связки» между различными проявлениями, сможете открывать определенные закономерности, которые помогут понимать и другие проявления, не описанные в методическом пособии.
На следующем этапе освоения языка тела может необходимо выполнять следующие задания:
1. Обращать внимание на телесные проявления людей, распознавать отдельные жесты, мимические движения и т.п.
2. Сопоставлять подмеченные детали, обобщать их и, наконец, делать суждения о собеседниках.
3.Прогнозировать поведение человека в определенных ситуациях по его внешним проявлениям и строить свою тактику общения на основании этого.
4. Контролировать свои собственные телесные проявления, сознательно употреблять одни и избегать другие. При этом не будем забывать, что никогда нельзя добиться успеха, подменяя внутреннее расположение к собеседнику лишь его внешней демонстрацией!
Основные группы поз и жестов в деловом общении
Закрытость
№ |
Поза |
Описание |
Руки, скрещенные на груди – это универсальный жест. Почти повсеместно он расценивается как оборонительный или негативный. Такую позу часто принимают люди, находящиеся среди незнакомцев – на деловой встрече, в очереди или лифте, то есть в ситуации отсутствия уверенность в собственной безопасности. |
||
1 |
Руки скрещены на груди: он не собирается раскрывать перед вами душу и не ждет ничего подобного с вашей стороны. |
|
2 |
Руки скрещены на груди, большие пальцы направлены вверх: поза оборонительная, но при этом человек все же старается подчеркнуть свою независимость.
|
|
3 |
Руки скрещены на груди, кулаки сжаты – налицо все признаки враждебности. |
|
4 |
Обхватывание предплечий: человек чувствует себя неуверенно (вряд ли купит то, что ему предлагают). |
|
Замаскированные формы скрещенных рук – одна рука двигается по направлению к другой, закрывая корпус, но в конце жеста руки не скрещиваются, а соприкасаются. Человек одной рукой касается сумочки, браслета, часов, запонок или другого предмета, находящегося вблизи второй руки. Таким образом, формируется барьер, и возвращается утраченная было уверенность. |
||
5 |
Человек, сидящий в такой позе, стремится к доминированию и контролю и одновременно с этим защищается от собеседника (поза «спорщика»). |
|
6 |
Известные люди нервничают точно так же, как простые смертные. |
|
7 |
Этого человека вам не убедить. |
|
8 |
Сумочка используется для формирования защитного барьера. |
|
9 |
Букет может стать надежным барьером в любой ситуации. |
|
10 |
Такой барьер сразу же говорит о решительном отказе. |
Ложь
Чтобы определить ложь, нужно обращать внимание на жесты, которые человек делает автоматически, поскольку они контролю практически не поддаются. Ложь всегда сопровождается незначительными жестами, поскольку лжец находится в возбужденном эмоциональном состоянии.
№ |
Поза |
Описание |
Взрослых людей понимать гораздо труднее, чем детей, поскольку с возрастом лицо теряет мышечный тонус. С возрастом связана скорость выполнения некоторых жестов и их очевидность для окружающих. |
||
1 |
Этот ребенок явно обманывает. |
|
2 |
Подросток говорит неправду. |
|
Рука прикрывает рот, словно мозг подсознательно пытается подавить произнесение лживых слов. Иногда человек прикрывает рот лишь несколькими пальцами, иногда сжатым кулаком, но смысл жеста от этого не меняется. |
||
3 |
|
Некоторые пытаются оправдать этот жест имитацией кашля. |
4 |
Если же собеседник прикрывает рот в тот момент, когда говорите вы, значит, ему кажется, что это вы обманываете его. |
|
5 |
Как и в случае с прикрыванием рта, к носу могут прикасаться и говорящий, пытающийся скрыть обман, и слушатель, сомневающийся в услышанном. |
|
6 |
Потирание глаз: «Я просто не могу этого видеть». |
|
7 |
Потирание мочки уха: «Я не хочу этого слышать!» |
|
8 |
Оттягивание воротничка: ложь вызывает покалывание в тканях лица и шеи, повышение кровяного давления. |