ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Е.Е. Лысенко, о.С. Нестерова деловое общение

Оглавление

Закрытость

Уверенность в себе

Отзеркаливание

Складки на лбу

Область носа

Рот и губы

Общее выражение лица

Мимические проявления эмоциональных реакций человека

Смех и улыбка

Скорость речи

Громкость речи

Отчетливость речи

Высота голоса

Окраска и звучание

Трибуна и микрофон: жесты и позы выступающих

Зал заседаний: позы при слушании

Президиум и председательствующие

Вестибюль

Дискуссии в комиссиях

Зоны общения

Пространственное расположение за столом

Общие правила жестикуляции в беседе

20 Типичных состояний партнера в процессе общения

Невербальные показатели оптимизма-пессимизма партнера

Невербальные показатели волевых качеств партнера

Невербальные проявления уравновешенности-неуравновешенности партнера

Невербальные проявления преобладания у партнера разума или чувств

Невербальные проявления низкой самооценки

Невербальные проявления высокой самооценки

Невербальные проявления некоторых черт характера

Как избавиться от боязни аудитории

Подготовка к беседе

Начало беседы

Передача информации

Аргументирование

Техника ускорения принятия решения

Окончание беседы

Общая оценка результата

Этические правила поведения руководителя во время беседы

Как надо проводить интервью?

Детальный анализ структуры переговоров

1 Стадия: подготовка переговоров

Детальный перечень действий на 1 стадии

2 Стадия: процесс переговоров Детальный перечень действий на 2 стадии

3 Стадия: достижение согласия Детальный перечень действий на 3 стадии

Техника ведения переговоров

Характеристика подходов ведения переговоров

Психологические механизмы подачи и обсуждения позиций

Правила техники ведения переговоров

Правила аргументирования

После переговоров

Люди, блокирующие ход совещания

Ситуации, угрожающие совещанию

Ошибки в организации совещания

Советы по организации взаимодействия на совещании

Рекомендации для участника совещания «Если Вы хотите, чтобы Ваши предложения поняли, запомнили и приняли»

Обсуждение в условиях противоборства

12. Вопросы к экзамену

Использованная литература

  • интервьюеры формируют стереотипное представление о кандидате и забывают о его действительных достоинствах и недостатках;

  • зачастую мнение о претенденте складывается уже в самом начале собеседования;

  • на интервьюеров большее влияние оказывает отрицательная, а не положительная информация о претенденте;

  • резюме претендента и его внешний вид оказываются причиной предубеждения;

  • интервьюеры ищут подтверждения своего мнения о претенденте, которое у них уже сложилось.

Основная причина искажения реального образа кандидата – ваши эмоции (симпатия или неприязнь к кандидату после каких-то ответов).

Во время собеседования следует делать заметки (краткие, ненавязчивые, фиксирующие ключевые моменты). На основании этих заметов и своих впечатлений следует незамедлительно обработать результаты интервью (до собеседования с другим претендентом), так как эта беспорядочная масса впечатлений быстро улетучится из памяти.

Принятие окончательного решения – трудное дело. Необоснованность решения может базироваться на социальных стереотипах (по внешнему виду кандидата, его принадлежности к определенной социальной группе, полу и т.п.). На этапе принятия окончательного решения следует дать четкую оценку по трем направлениям.

1. Сможет ли кандидат выполнять данную работу в соответствии с критериями, вытекающими из требований самой работы.

2. То, в какой мере кандидат заинтересован в данной работе, оценивается по следующим критериям: мотивация к выполнению работы, стимулы, усердие, энтузиазм.

3. Если имеется несколько претендентов с одинаковой квалификацией и мотивацией к выполнению предлагаемой работы (т.е. они могут и будут ее выполнять), то решающим фактором при окончательном выборе является ответ на вопрос: подходит ли претендент для работы? В данном случае критериями могут быть: внешний вид, одежда, личностные качества, поведение, манеры, происхождение и др.

Важно, чтобы эти критерии не выступали на первое место, поскольку главная для нас задача – соответствие кандидата требованиям профессиональной деятельности.

  1. Деловые переговоры

Переговоры – обмен мнениями для достижения какой-либо цели.

Переговоры позволяют путем взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений по решению проблемы) “выторговывать” соглашение, которое отвечало бы интересам обеих сторон.


Переговоры проводятся:

  • по определенному поводу (например, налаживание кооперационных связей);

  • при определенных обстоятельствах (например, несовпадение интересов);

  • с определенной целью (например, заключение соглашения);

  • по определенным вопросам (политического, экономического, социального или культурного характера).

Переговоры динамичны. В процессе переговоров могут быть выдвинуты новые варианты решения. Важно уметь оценить преимущества и негативные моменты этих новых вариантов решения.

Переговоры могут происходить:

  • в равных условиях (с деловыми партнерами);

  • в неравных условиях (с руководителями, с проверяющими учреждениями).

В процессе переговоров люди хотят:

а) добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором, как правило, сталкиваются интересы;

б) достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов, не разрушая при этом отношения.

Чтобы достичь этого, надо уметь сделать одновременно:

  • решить проблему;

  • наладить межличностное взаимодействие;

  • управлять эмоциями.

За столом переговоров могут сойтись люди, имеющие различный опыт ведения переговоров, различный темперамент, различное специальное образование (например, техническое и экономическое).

В соответствии с этим существенно будет отличаться и сам ход переговоров. Они могут протекать легко или напряженно, партнеры могут договориться между собой без труда или с большим трудом или вообще не прийти к какому-либо соглашению.


Детальный анализ структуры переговоров

1 Стадия: подготовка переговоров

На этой стадии должны быть детально проанализированы за себя и за оппонента будущих переговоров:

1. Содержание вопроса;

2. Атмосфера: участники (репутация фирмы – гарантии порядочности), обстановка;

3. Силовой баланс;

4. Цели.

В результате анализа должны быть сформулированы ответы на следующие вопросы:

  1. На все ли наши вопросы будут получены ответы?

  2. Какие вопросы нам могут задать?

  3. Какую информацию от нас ждут?

  4. Кто из нас «сильнее»?

  5. Как лучше увязать наши предложения с их интересами?

  6. Как лучше противостоять их давлению?

  7. Какова объективная мера нашего соглашения?

  8. Какие есть альтернативы, дающие простор для маневра?

Ответы на эти вопросы позволяют:

  • выработать концепцию переговоров;

  • первоначально выбрать процедуру или тактику ведения переговоров (жесткую, мягкую принципиальную);

  • спланировать действия по подготовке помещения и расположению участников.

Концепция переговоров включает в себя:

  1. Задачи, реализуемые на переговорах;

  2. Варианты решения проблемы;

  3. Аргументы (к оппоненту или к 3-ей стороне);

  4. Представление о партнере.

Эта концепция должна иметь 4 варианта:

а) наши взгляды нашими глазами;

б) взгляды оппонента нашими глазами;

в) наши взгляды глазами оппонентов;

г) взгляды оппонента их собственными глазами.

Определяющим для формирования концепции являются: соотношение интересов (всегда есть общие и различные интересы; не все интересы имеют равную степень значимости для сторон) и подход участников к решению проблемы.

Все это позволяет выбрать тип решения проблемы:

  1. компромисс: взаимные уступки по одному интересу, особенно если есть общепризнанный объективный критерий (цена, норма и пр.);

  2. уступки и выгоды по разным интересам;

  3. нахождение принципиально нового решения, снимающего противоречия;

  4. ассиметричность принимаемого решения (капитуляция).


Если одной из сторон переговоров стадия подготовки не реализована, то возникают ошибки «холодный запуск» (не обдуманы цель, сложности и последствия переговоров) и «отсутствие программы» (плана действий в пределах максимальных и минимальных требований), которые приводят к тому, что инициатива переходит к оппоненту, а за этой стороной остается только «ответный ход».

Детальный перечень действий на 1 стадии

Выбор средств ведения переговоров:

  • выявляются подходы или процедуры переговоров, средства их осуществления;

  • определяются посредники (например, арбитраж, суд), способствующие решению проблемы;

  • выбирается подход для обеих сторон.

Установление контакта между сторонами:

  • устанавливается контакт по телефону, факсу, электронной почте;

  • высказывается желание вступить в переговоры и скоординировать подходы к проблеме;

  • устанавливаются отношения взаимного согласия, доверия, уважения;

  • договариваются об обязательности процедуры переговоров;

  • договариваются о включении во взаимодействие всех заинтересованных сторон.

Сбор и анализ необходимой для переговоров информации:

  • собираются и анализируются сведения о людях и существе дела, имеющие отношение к предмету переговоров;

  • проверяется точность данных;

  • минимизируется вероятность негативного влияния недостоверных или недоступных данных;

  • выявляются основные интересы всех участвующих в переговорах сторон.

Разработка плана сторон переговоров:

  • определяется стратегия и тактика, способные привести стороны к соглашению;

  • выявляется тактика, соответствующая ситуации и специфике спорных вопросов, подлежащих обсуждению.

Формирование атмосферы взаимного доверия:

  • ведется психологическая подготовка к участию в переговорах по спорным вопросам;

  • подготавливаются условия для восприятия и понимания информации и минимизируется эффект влияния стереотипов;

  • формируется атмосфера признания сторонами спорных вопросов;

  • создается обстановка доверия и эффективной коммуникации.


2 Стадия: процесс переговоров Детальный перечень действий на 2 стадии

Начало переговорного процесса:

  • представляются участники переговоров с обеих сторон;

  • стороны обмениваются суждениями, демонстрируют добрую волю слушать, разделять идеи, открыто высказывать соображения, желание договориться в мирной обстановке;

  • выстраивается генеральная линия поведения;

  • выясняются взаимные ожидания от переговоров;

  • формируются позиции сторон.

Выявление спорных вопросов и формулировка повестки дня:

  • определяется область переговоров, имеющая отношение к интересам сторон;

  • выявляются и формулируются спорные вопросы, подлежащие обсуждению;

  • стороны стремятся к выработке соглашения по спорным вопросам;

  • обсуждение начинается с вопросов, разногласия по которым менее серьезны, а вероятность соглашения достаточно высока;

  • используются приемы активного слушания спорных вопросов с получением дополнительной информации.

Раскрытие глубинных интересов сторон:

  • осуществляется изучение спорных вопросов по одному, а затем в комплексе, чтобы выявить интересы, потребности и принципиальные отношения участников переговоров;

  • участники стараются принять чужие интересы, как свои собственные.

Разработка вариантов предложений для договоренности:

  • участники стремятся выбрать приемлемый вариант из имеющихся, либо сформулировать новый вариант;

  • делается обзор потребностей всех сторон, в котором связываются воедино все спорные вопросы;

  • разрабатываются критерии или предлагаются действующие нормы, которыми можно будет руководствоваться при обсуждении соглашения;

  • последовательно решаются спорные вопросы, наиболее сложные дробятся на более мелкие, на которые легче дать приемлемый для сторон ответ;

  • варианты решений выбираются как из предложений, представляемых сторонами индивидуально, так и из тех, которые были разработаны в процессе общей дискуссии.

3 Стадия: достижение согласия Детальный перечень действий на 3 стадии

Выявление вариантов для соглашения: