ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 266
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Е.Е. Лысенко, о.С. Нестерова деловое общение
Мимические проявления эмоциональных реакций человека
Трибуна и микрофон: жесты и позы выступающих
Зал заседаний: позы при слушании
Президиум и председательствующие
Пространственное расположение за столом
Общие правила жестикуляции в беседе
20 Типичных состояний партнера в процессе общения
Невербальные показатели оптимизма-пессимизма партнера
Невербальные показатели волевых качеств партнера
Невербальные проявления уравновешенности-неуравновешенности партнера
Невербальные проявления преобладания у партнера разума или чувств
Невербальные проявления низкой самооценки
Невербальные проявления высокой самооценки
Невербальные проявления некоторых черт характера
Как избавиться от боязни аудитории
Техника ускорения принятия решения
Этические правила поведения руководителя во время беседы
Детальный анализ структуры переговоров
1 Стадия: подготовка переговоров
Детальный перечень действий на 1 стадии
2 Стадия: процесс переговоров Детальный перечень действий на 2 стадии
3 Стадия: достижение согласия Детальный перечень действий на 3 стадии
Характеристика подходов ведения переговоров
Психологические механизмы подачи и обсуждения позиций
Правила техники ведения переговоров
Люди, блокирующие ход совещания
Ситуации, угрожающие совещанию
Ошибки в организации совещания
Советы по организации взаимодействия на совещании
интервьюеры формируют стереотипное представление о кандидате и забывают о его действительных достоинствах и недостатках;
зачастую мнение о претенденте складывается уже в самом начале собеседования;
на интервьюеров большее влияние оказывает отрицательная, а не положительная информация о претенденте;
резюме претендента и его внешний вид оказываются причиной предубеждения;
интервьюеры ищут подтверждения своего мнения о претенденте, которое у них уже сложилось.
Основная причина искажения реального образа кандидата – ваши эмоции (симпатия или неприязнь к кандидату после каких-то ответов).
Во время собеседования следует делать заметки (краткие, ненавязчивые, фиксирующие ключевые моменты). На основании этих заметов и своих впечатлений следует незамедлительно обработать результаты интервью (до собеседования с другим претендентом), так как эта беспорядочная масса впечатлений быстро улетучится из памяти.
Принятие окончательного решения – трудное дело. Необоснованность решения может базироваться на социальных стереотипах (по внешнему виду кандидата, его принадлежности к определенной социальной группе, полу и т.п.). На этапе принятия окончательного решения следует дать четкую оценку по трем направлениям.
1. Сможет ли кандидат выполнять данную работу в соответствии с критериями, вытекающими из требований самой работы.
2. То, в какой мере кандидат заинтересован в данной работе, оценивается по следующим критериям: мотивация к выполнению работы, стимулы, усердие, энтузиазм.
3. Если имеется несколько претендентов с одинаковой квалификацией и мотивацией к выполнению предлагаемой работы (т.е. они могут и будут ее выполнять), то решающим фактором при окончательном выборе является ответ на вопрос: подходит ли претендент для работы? В данном случае критериями могут быть: внешний вид, одежда, личностные качества, поведение, манеры, происхождение и др.
Важно, чтобы эти критерии не выступали на первое место, поскольку главная для нас задача – соответствие кандидата требованиям профессиональной деятельности.
Деловые переговоры
Переговоры – обмен мнениями для достижения какой-либо цели.
Переговоры позволяют путем взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений по решению проблемы) “выторговывать” соглашение, которое отвечало бы интересам обеих сторон.
Переговоры проводятся:
по определенному поводу (например, налаживание кооперационных связей);
при определенных обстоятельствах (например, несовпадение интересов);
с определенной целью (например, заключение соглашения);
по определенным вопросам (политического, экономического, социального или культурного характера).
Переговоры динамичны. В процессе переговоров могут быть выдвинуты новые варианты решения. Важно уметь оценить преимущества и негативные моменты этих новых вариантов решения.
Переговоры могут происходить:
в равных условиях (с деловыми партнерами);
в неравных условиях (с руководителями, с проверяющими учреждениями).
В процессе переговоров люди хотят:
а) добиться взаимной договоренности по вопросу, в котором, как правило, сталкиваются интересы;
б) достойно выдержать конфронтацию, неизбежно возникающую из-за противоречивых интересов, не разрушая при этом отношения.
Чтобы достичь этого, надо уметь сделать одновременно:
решить проблему;
наладить межличностное взаимодействие;
управлять эмоциями.
За столом переговоров могут сойтись люди, имеющие различный опыт ведения переговоров, различный темперамент, различное специальное образование (например, техническое и экономическое).
В соответствии с этим существенно будет отличаться и сам ход переговоров. Они могут протекать легко или напряженно, партнеры могут договориться между собой без труда или с большим трудом или вообще не прийти к какому-либо соглашению.
Детальный анализ структуры переговоров
1 Стадия: подготовка переговоров
На этой стадии должны быть детально проанализированы за себя и за оппонента будущих переговоров:
1. Содержание вопроса;
2. Атмосфера: участники (репутация фирмы – гарантии порядочности), обстановка;
3. Силовой баланс;
4. Цели.
В результате анализа должны быть сформулированы ответы на следующие вопросы:
На все ли наши вопросы будут получены ответы?
Какие вопросы нам могут задать?
Какую информацию от нас ждут?
Кто из нас «сильнее»?
Как лучше увязать наши предложения с их интересами?
Как лучше противостоять их давлению?
Какова объективная мера нашего соглашения?
Какие есть альтернативы, дающие простор для маневра?
Ответы на эти вопросы позволяют:
выработать концепцию переговоров;
первоначально выбрать процедуру или тактику ведения переговоров (жесткую, мягкую принципиальную);
спланировать действия по подготовке помещения и расположению участников.
Концепция переговоров включает в себя:
Задачи, реализуемые на переговорах;
Варианты решения проблемы;
Аргументы (к оппоненту или к 3-ей стороне);
Представление о партнере.
Эта концепция должна иметь 4 варианта:
а) наши взгляды нашими глазами;
б) взгляды оппонента нашими глазами;
в) наши взгляды глазами оппонентов;
г) взгляды оппонента их собственными глазами.
Определяющим для формирования концепции являются: соотношение интересов (всегда есть общие и различные интересы; не все интересы имеют равную степень значимости для сторон) и подход участников к решению проблемы.
Все это позволяет выбрать тип решения проблемы:
компромисс: взаимные уступки по одному интересу, особенно если есть общепризнанный объективный критерий (цена, норма и пр.);
уступки и выгоды по разным интересам;
нахождение принципиально нового решения, снимающего противоречия;
ассиметричность принимаемого решения (капитуляция).
Если одной из сторон переговоров стадия подготовки не реализована, то возникают ошибки «холодный запуск» (не обдуманы цель, сложности и последствия переговоров) и «отсутствие программы» (плана действий в пределах максимальных и минимальных требований), которые приводят к тому, что инициатива переходит к оппоненту, а за этой стороной остается только «ответный ход».
Детальный перечень действий на 1 стадии
Выбор средств ведения переговоров:
выявляются подходы или процедуры переговоров, средства их осуществления;
определяются посредники (например, арбитраж, суд), способствующие решению проблемы;
выбирается подход для обеих сторон.
Установление контакта между сторонами:
устанавливается контакт по телефону, факсу, электронной почте;
высказывается желание вступить в переговоры и скоординировать подходы к проблеме;
устанавливаются отношения взаимного согласия, доверия, уважения;
договариваются об обязательности процедуры переговоров;
договариваются о включении во взаимодействие всех заинтересованных сторон.
Сбор и анализ необходимой для переговоров информации:
собираются и анализируются сведения о людях и существе дела, имеющие отношение к предмету переговоров;
проверяется точность данных;
минимизируется вероятность негативного влияния недостоверных или недоступных данных;
выявляются основные интересы всех участвующих в переговорах сторон.
Разработка плана сторон переговоров:
определяется стратегия и тактика, способные привести стороны к соглашению;
выявляется тактика, соответствующая ситуации и специфике спорных вопросов, подлежащих обсуждению.
Формирование атмосферы взаимного доверия:
ведется психологическая подготовка к участию в переговорах по спорным вопросам;
подготавливаются условия для восприятия и понимания информации и минимизируется эффект влияния стереотипов;
формируется атмосфера признания сторонами спорных вопросов;
создается обстановка доверия и эффективной коммуникации.
2 Стадия: процесс переговоров Детальный перечень действий на 2 стадии
Начало переговорного процесса:
представляются участники переговоров с обеих сторон;
стороны обмениваются суждениями, демонстрируют добрую волю слушать, разделять идеи, открыто высказывать соображения, желание договориться в мирной обстановке;
выстраивается генеральная линия поведения;
выясняются взаимные ожидания от переговоров;
формируются позиции сторон.
Выявление спорных вопросов и формулировка повестки дня:
определяется область переговоров, имеющая отношение к интересам сторон;
выявляются и формулируются спорные вопросы, подлежащие обсуждению;
стороны стремятся к выработке соглашения по спорным вопросам;
обсуждение начинается с вопросов, разногласия по которым менее серьезны, а вероятность соглашения достаточно высока;
используются приемы активного слушания спорных вопросов с получением дополнительной информации.
Раскрытие глубинных интересов сторон:
осуществляется изучение спорных вопросов по одному, а затем в комплексе, чтобы выявить интересы, потребности и принципиальные отношения участников переговоров;
участники стараются принять чужие интересы, как свои собственные.
Разработка вариантов предложений для договоренности:
участники стремятся выбрать приемлемый вариант из имеющихся, либо сформулировать новый вариант;
делается обзор потребностей всех сторон, в котором связываются воедино все спорные вопросы;
разрабатываются критерии или предлагаются действующие нормы, которыми можно будет руководствоваться при обсуждении соглашения;
последовательно решаются спорные вопросы, наиболее сложные дробятся на более мелкие, на которые легче дать приемлемый для сторон ответ;
варианты решений выбираются как из предложений, представляемых сторонами индивидуально, так и из тех, которые были разработаны в процессе общей дискуссии.
3 Стадия: достижение согласия Детальный перечень действий на 3 стадии
Выявление вариантов для соглашения: