ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 311
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Е.Е. Лысенко, о.С. Нестерова деловое общение
Мимические проявления эмоциональных реакций человека
Трибуна и микрофон: жесты и позы выступающих
Зал заседаний: позы при слушании
Президиум и председательствующие
Пространственное расположение за столом
Общие правила жестикуляции в беседе
20 Типичных состояний партнера в процессе общения
Невербальные показатели оптимизма-пессимизма партнера
Невербальные показатели волевых качеств партнера
Невербальные проявления уравновешенности-неуравновешенности партнера
Невербальные проявления преобладания у партнера разума или чувств
Невербальные проявления низкой самооценки
Невербальные проявления высокой самооценки
Невербальные проявления некоторых черт характера
Как избавиться от боязни аудитории
Техника ускорения принятия решения
Этические правила поведения руководителя во время беседы
Детальный анализ структуры переговоров
1 Стадия: подготовка переговоров
Детальный перечень действий на 1 стадии
2 Стадия: процесс переговоров Детальный перечень действий на 2 стадии
3 Стадия: достижение согласия Детальный перечень действий на 3 стадии
Характеристика подходов ведения переговоров
Психологические механизмы подачи и обсуждения позиций
Правила техники ведения переговоров
Люди, блокирующие ход совещания
Ситуации, угрожающие совещанию
Ошибки в организации совещания
Советы по организации взаимодействия на совещании
Зал заседаний: позы при слушании
1. Прежде прямо державшаяся голова медленно скользит назад, в расслабленную позу и остается там – стремление к покою, мечтательность, наслаждение впечатлениями.
|
|
|
2. Качание головой из стороны в сторону – нерешительность, скепсис, осторожность. |
|
3. Склоненная набок голова – отказ от собственной активности, стремление идти навстречу вплоть до покорности. |
|
4. Указательный палей кладется на край губ – неуверенность, беспомощный поиск.
|
5. Легко раскрытые пальцы лежат в области рта (указательный и большой поглаживают нос), рот надежно закрыт – полное погружение в свой внутренний мир. |
|
|
6. Палец плотно прижат ко рту – подсознательно делается для предотвращения восклицания; удивление, стремление овладеть собой. |
|
7. Скованная, выпрямленная поза, с прижатыми друг к другу ногами. Руки, ухватившись одна за другую, образуют как бы в один большой кулак, большие пальцы ритмично массируют друг друга, или пощипывание себя за кожу руки. Эти жесты свидетельствуют о нервном ожидании, например, перед публичным выступлением, в приемной начальства, перед кабинетом зубного врача. |
8. Рука у щеки – глубокое размышление о чем-то.
|
|
|
9. Напряженно выпрямленное тело, ноги, плотно стоящие на полу (при отсутствующем взгляде!) – отключение от проблемы с демонстрацией внимательного слушания.
|
|
10. Подбородок опирается на ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные пальцы располагаются ниже рта – критическая оценка. Если это сопровождается наклоном тела назад, то тон оценки негативный, циничный. |
|
11. Склоненная набок голова выпрямляется, плечи поднимаются, взгляд начинает блуждать по потолку, другим людям и, наконец, тело принимает позу, направленную к выходу – потеря слушателем мысли, отсутствие интереса. Такое поведение сигнализирует выступающему лектору: «Достаточно!», «Пора кончать!». |
|
12. При сидении ноги и ступни сомкнуты – боязнь контакта, недостаток уверенности. |
13. Беззаботно-открытая посадка (ноги широко расставлены) – стремление к уюту, часто бесцеремонность. |
|
|
14. Ноги положены одна на другую, в том числе и при вышестоящих лицах, - либо естественная уверенность в себе, либо желание спрятать чувство неполноценности. |
|
15. Широкая уютная посадка на всю поверхность сидения – внутренний покой, доверие, защищенность; не хочет, чтобы его трогали. |
16. Ерзание на стуле, ритмические движения руками, щелканье авторучкой и т.п. – беспокойство, тревога или состояние скуки от выступления оратора. |
|
17. Голова лежит на ладони, как на подушке, глаза полуприкрыты – нескрываемая скука. |
|
|
18. Посадка на краешке стула с полной обращенностью к партнеру – высокая степень заинтересованности в разговоре. |
Президиум и председательствующие
1. Удар ладонью или костяшками пальцев по столу – при нежелательном удивлении или гневе: «Ну, то уж слишком!», «Достаточно!». |
|
|
2. Выпрямленная ладонь, обычно ребром вниз, решительно опускаемая один или несколько раз – жест «разрубания» при окончательной ясности или решимости, совершенно отчетливо всем дает понять, что дальнейшее обсуждение прекращается. |
|
3. Подчеркнуто высоко поднятая голова, «взгляд сверху» - критическая бдительность, отсутствие близости и контакта, самопревознесение или высокомерие, «высоко задирает нос». |
|
4. Потирание рук – показатель приятных мыслей, настрой на желаемую работу; у любящих поесть – в ожидании обеда; после успешного завершения дел, типа: «Ну, мы им и показали!». |
|
5. Медленное вытирание влажных ладоней о ткань – ожидание с оттенками нервозности. |
|
6. Пальцы соединяются наподобие купола храма – доверительность, но при этом некоторое самодовольство, уверенность в своей правоте, эгоистичность, гордость. При этом женщины обычно соединяют пальцы на коленях, если они сидят, или чуть выше пояса, если стоят. Руководители держат руки, делая этот жест, тем выше, чем выше их ранг. Иногда они просто смотрят на собеседника сквозь соединенные пальцы. У собеседника создается впечатление, что тот, кто делает такой жест, знает больше, чем говорит, и держит свои главные доводы про запас, хотя оно частенько обманчиво. |
Вестибюль
1. Сутулая спина – смирение, покорность, угодничество, подтверждается характерным выражением лица. |
|
2. Высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком – беспомощность, хронический страх, характерно для людей, запуганных начальством или супругом. |
|
|
3. В группе, особенно при отсутствии начальства: голова опущена, одна или две руки в карманах, или руки скрещены за спиной, или обхватывают тело, как при морозе – недостаток самостоятельности, потребность в руководстве, желание слиться с общей массой. |
4. Оттягивание плеч назад (часто при этом поднимается подбородок) – чувство силы, собственных возможностей, нередко переоценка себя. |
|
5. Попеременное поднимание и опускание плеч – сомнения, раздумья, скепсис. |
Дискуссии в комиссиях
|
1. Вытягивание рук ладонями вперед: - если при этом руки движутся вверх – стремление стать больше, добиться превосходства; - если вниз – желание быть меньше, принять чье-либо руководство; - если руки движутся вовнутрь (стягивание себя) – нежелание высказаться, смущение; - если наружу (расширение себя) – стремление высказаться, обратить на себя внимание, при этом поднимается голова, глаза ищут контакта с глазами собеседника. |
|
|
2. Машинальное рисование на бумаге – снижение интереса к происходящему. То же значение имеют любые занятия, мешающие собеседникам смотреть друг на друга. |
|
|
3. Скрещенные лодыжки ног или руки, впившиеся в подлокотники кресла – самоконтроль, сдерживание себя, в том числе и от того, чтобы пойти на уступки собеседнику. |
|
|
4. Тесно сцепленные руки – подозрение и недоверие. Тот, кто пытается, сцепив руки, уверить окружающих в своей искренности, обычно не имеет успеха. Люди, сильно сцепившие руки, напряжены, общение с ними затруднено. Их можно попытаться расслабить: склониться по направлению к ним во время разговора – обычно при этом руки сразу расцепляются. |
|
|
5. Очки снимаются и человек начинает грызть или просто держать во рту конец душки – желание отмолчаться (поскольку с предметом во рту трудно говорить), поиск новой информации. |
|
|
6. Быстрое срывание и бросание очков на стол – возросшее напряжение в беседе: «Ну, это уж слишком!» В такой момент лучше оставить в стороне главный вопрос беседы. Когда партнер снова оденет очки, можно продолжать обсуждать проблему: напряжение спало, и он снова способен «видеть» разные стороны вопроса. Этот же жест может означать и вдруг принятое твердое решение, подводящее конец размышлениям. |
|
|
7. Поглаживание шеи ладонью – защитная позиция. При этом рука движется назад, как бы стягиваясь для удара или отдергиваясь от ожога, но это маскируется тем, что она кладется на заднюю часть шеи. Женщины при этом обычно поправляют прическу. Людям, попавшим в какую-либо «переделку», вдруг становится «жарко под воротничком». |
|
|
8. Почесывание подбородка – размышление, оценивание: «Хорошо, дайте мне прикинуть со всех сторон», - идет процесс принятия решения. Часто сопровождается взглядом искоса, как бы желающим увидеть вдалеке ответ на вопрос. |
|
|
9. Открывание и закрывание ящика стола часто сопровождает размышление над сложной проблемой в процессе принятия решения. |
|
|
10. Раскачивание на стуле – удовлетворение, уверенность в ситуации. |
|
|
11. Вставание характерно: - при принятии решения; - при удивлении; - когда разговор надоел.
|
|
|
12. Локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой – кисти рук, расположенные прямо передо ртом (поза сохраняется как при слушании, так и когда человек говорит сам), - игра с партнером в «кошки-мышки», стремление приберечь главные доводы до решающего момента беседы. Отличается от жеста №6 в разделе «Президиум и председательствующий» тем, что в данном случае собеседник действительно имеет какие-то аргументы и ведет игру, в то время, как в примере №6 этот жест лишь поведение руководителя, склонного к превосходству, вошедшее в привычку и проявляющееся даже при отсутствии реальных убедительных аргументов. |
|
|
13. Посадка на стул задом наперед, при котором спинка стула как бы щитом прикрывает грудь – несмотря на кажущуюся неформальность, на самом деле показывает стремление к превосходству и даже агрессивность (поза «спорщика»). |
|
|
14. Касание носа или легкое его потирание – сомнение, затруднительное положение. На переговорах касание носа часто предшествует новому предложению или следует сразу за ним. Касание мочки уха или потирание глаза имеют то же значение. Осторожно: Если же нос просто чешется, то его трут намного интенсивнее! |
|
|
15. Курильщик: |
|
|
- вынет сигарету изо рта, если его что-то заинтересовало;
|
|
|
- снова сделает затяжку и стряхнет пепел, если разозлился или смутился;
|
|
|
- жестко раздавит сигарету в пепельнице, если вышел из себя или дает понять, что для него разговор закончен. |
Пространственные характеристики: зоны общения и расположение за столом