ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 260
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Е.Е. Лысенко, о.С. Нестерова деловое общение
Мимические проявления эмоциональных реакций человека
Трибуна и микрофон: жесты и позы выступающих
Зал заседаний: позы при слушании
Президиум и председательствующие
Пространственное расположение за столом
Общие правила жестикуляции в беседе
20 Типичных состояний партнера в процессе общения
Невербальные показатели оптимизма-пессимизма партнера
Невербальные показатели волевых качеств партнера
Невербальные проявления уравновешенности-неуравновешенности партнера
Невербальные проявления преобладания у партнера разума или чувств
Невербальные проявления низкой самооценки
Невербальные проявления высокой самооценки
Невербальные проявления некоторых черт характера
Как избавиться от боязни аудитории
Техника ускорения принятия решения
Этические правила поведения руководителя во время беседы
Детальный анализ структуры переговоров
1 Стадия: подготовка переговоров
Детальный перечень действий на 1 стадии
2 Стадия: процесс переговоров Детальный перечень действий на 2 стадии
3 Стадия: достижение согласия Детальный перечень действий на 3 стадии
Характеристика подходов ведения переговоров
Психологические механизмы подачи и обсуждения позиций
Правила техники ведения переговоров
Люди, блокирующие ход совещания
Ситуации, угрожающие совещанию
Ошибки в организации совещания
Советы по организации взаимодействия на совещании
Достоинства сангвиника могут легко перерасти в недостатки, например, оптимизм и жизнерадостность – в зубоскальство и безудержную тягу к впечатлениям, стремление к лидерству – в доминирование.
Основное внимание руководителя к подчиненному-сангвинику должно проявляться в виде контроля его деятельности с целью подстраховки его переключений. Важно понимать, что уравновешенность сангвиника хорошо помогает ему в деле самовоспитания.
Флегматик
Он обладает высокой работоспособностью, обязательно доводит дело до конца (даже если уже это и не требуется), но долго раскачивается, трудно входит в дело. Он спокоен и невозмутим. Его уверенность основана на знании и расчете. Предлагает новую идею после тщательного взвешивания всех «за» и «против». Может долго колебаться при принятии решения. Никакая неудача не способна вывести его из себя. Способен работать равномерно и долго даже в неблагоприятных условиях. Прежде чем действовать, подумает о возможных помехах, о том, как их преодолеть. Но к новой обстановке приспосабливается медленно.
Флегматик является малообщительным, но не потому, что он не умеет общаться, а потому что ему трудно быстро переключаться. Прежде чем что-либо сказать, он задает себе вопрос «а зачем?» Его речь медленная, спокойная, без эмоций («лень смеяться…»). Уравновешен, его трудно обидеть или вывести из себя.
Руководителю надо понимать, что поскольку для флегматика самым трудным моментом является переключение, не следует ставить его в ситуацию быстрого принятия решения и ответа на вопрос; не следует торопить его высказываний, а то можно не услышать интересное предложение.
Меланхолик
Человек данного типа характеризуется невысокой работоспособностью, но это не означает, что он плохой работник. Он хорошо справляется с работой, если решает привычные задачи, имеет точные инструкции, его поощряют и поддерживают. Он аккуратен, дисциплинирован и трудолюбив. Но в трудных условиях ему нелегко справиться с новой задачей. Ему противопоказаны сильные и долго действующие раздражители, так как его нервная система характеризуется высокой чувствительностью. Ему свойственны нерешительность, неуверенность, трудность выбора. Предпочитает подчиняться правилам и авторитетам. Накануне каких-то перемен в жизни волнуется, часто понапрасну.
Такой человек испытывает трудности в общении. Он с трудом вступает в контакты с незнакомыми людьми, потому что боится, что его не поймут. В общении со знакомыми людьми проявляет очень высокую чувствительность (тонко чувствует их состояние), но и от коллег ожидает сочувствия и одобрения. В противоположном случае проявляет обидчивость.
Сотрудники-меланхолики требуют со стороны руководителя наиболее внимательного отношения к своей личности. При длительном отсутствии эмоциональной поддержки со стороны руководства у таких сотрудников может произойти нервный срыв, во время которого они плохо контролируют свои эмоции и поведение.
Особенности личности партнеров с различными чертами характера
Рассмотрим только те черты характера, от которых зависит картина делового общения. Будем рассматривать их как контрастные пары.
Доминантность-недоминантность
Доминантный человек:
при обращении не заботится о том, поймут ли его, уместно ли то, о чем говорит; не чувствует себя обязанным отвечать;
так как намерен повлиять на вас, оценивает только степень вашей податливости;
ведет себя жестко, напористо, легко перебивает, не дает перебивать себя; объясняя, втолковывает; ему легко свернуть разговор на полуслове;
вас вынуждает испытывать муки повторов, подбора слов, борьбы с искажениями вашей мысли;
нелегко признает свои ошибки;
если между вами разлад, то он язвительно насмешлив, резок и груб, презрительно замкнут.
Отношение к доминантному человеку:
если он неумен и самовлюблен, то подчас невыносим;
если наделен благородством и великодушием, то становится любимцем, поскольку доминанты умеют принимать решения и брать на себя ответственность.
Как строить общение с доминантным человеком?
Если вы тоже доминантный человек, то может возникнуть вражда.
Он будет уважать вас, если вы проявите выдержку и не поддадитесь его влиянию. Надо дать ему возможность проявить свою доминантность, спокойно держаться независимой точки зрения. Не надо пресекать и высмеивать используемые им силовые приемы. И тогда он постепенно умерит свой натиск.
Недоминантный человек:
застенчив, при обращении чувствует себя просителем, обременяющим неуместными вопросами;
отвечает незамедлительно из желания не обидеть и не разозлить;
уступчив, легко теряется, не позволяет перебивать вас, дает перебивать себя;
при ссоре либо теряется, либо перестает владеть собой и бросается в атаку.
Отношение к недоминантному человеку:
если вы сами недоминантный человек, то вам импонирует его деликатность и предупредительность;
если же вы доминантный человек, то вам его поведение кажется угодливостью и вызывает глухое раздражение.
Как строить общение с недоминантным человеком?
Его надо подбадривать и поощрять (лучше взглядом). Нельзя кричать и унижать его достоинство. Эти приемы воздействия приводят к закреплению недоминантности, несамостоятельности и малодушия. Поскольку он склонен перекладывать свою ответственность на других, ему надо дать почувствовать свою правоту и возможность принимать решения.
Мобильность-ригидность
Мобильный человек (соответствует подвижности сангвиника):
легко переключается на общение от других занятий, легко отвлекается от вас, но по первому зову он опять с вами;
его речь быстрая, торопливая, а высказывания неряшливые, так как полагает, что вы его и так поймете; прощается так же легко;
скучает на вашей длинной реплике, старается закончить за вас фразу, торопит с ответом;
при решении проблему ему в голову приходят десяток версий.
Ригидный человек (соответствует медлительности флегматика):
необходимо время для включения в беседу (доделывает прежнее дело), но раскрутившись, также основателен в общении;
слушает внимательно, говорит не спеша, вдумчиво, мысли излагает подробно, фразами старается точно передать смысл, но порой топчется на месте; не любит торопливого и небрежного прощания;
детализирует уже принятое решение.
Отношение к людям обоих типов:
Недопустима оценка «кто лучше?», надо использовать достоинства каждого типа. Пусть мобильные фонтанируют идеи, а ригидные оценивают эти идеи и реализуют их, доводя дело до конца.
Как строить общение с ними?
При общении с мобильным вначале следует подстроиться под его темп, пусть это даже несколько снижает содержательность контакта, а затем постепенно замедлить скорость и с помощью вопросов уточнить начало разговора.
Общаясь с ригидным, можно только ставить задачу долготерпения.
Экстраверт-интроверт
Экстраверт (общительный, как холерик и сангвиник):
основная жизненная ориентация – на окружающий мир вещей и людей;
расположен к общению как к таковому и когда ему легко, и когда тяжело; для этого ему нужен скорее кто-нибудь, чем кто-то конкретный;
он не считает, что кто-то может его не понять (других он оценивает как себя), а если не понимает, то, значит, не хочет понять;
вести с ним все этапы контакта легко: ему нравится выказывать симпатию партнеру, к которому он подстраивается, перестраивая диалог;
в случае ссоры «не держит камень за пазухой», но может посплетничать за вашей спиной;
оценивает людей, прежде всего, с точки зрения коммуникабельности, делая из этого выводы об отношении к нему.
Интроверт (малообщительный, как флегматик и меланхолик):
основная жизненная ориентация – на собственный внутренний мир;
для него непрост сам переход от внутреннего диалога к внешней коммуникации; его затрудненное самовыражение приводит к повышению самоконтроля, что еще больше затрудняет самовыражение, поэтому ничего не остается, как «оставаться в себе», общаться с книгами и узким кругом лиц;
с трудом понимает другого, считая его загадкой, что порождает подозрительность и пристрастность в толковании чужих мыслей, например, теплоту воспринимает настороженно; но если поверил и привязался к человеку, то это надолго.
Отношение к обоим типам:
Каждый тип имеет свои достоинства, которые следует использовать. Без экстравертов не сложились бы взаимосвязи людей, без интровертов мы не узнали бы об интенсивной внутренней жизни и всепоглощающем творчестве.
Как строить общение с ними?
При общении с экстравертом не надо разрушать естественную для него атмосферу, а его перехлесты следует умеривать беззлобной иронией, к которой он чувствителен, так как боится быть смешным.
При общении с интровертом следует избегать панибратства и всякой личной тематики; держаться учтиво, но суховато; обсуждать профессиональные и абстрактные вопросы; стараться больше молчать и быть готовым к затяжным паузам в беседе.
Характеристика позиций личности в общении
Каждая личность независимо от возраста содержит 3 подструктуры: Дитя (Ребенок), Родитель, Взрослый. В каждый момент времени любой партнер по общению может актуализировать у себя одну из этих трех подструктур и, соответственно, находиться в одной из этих трех позиций
Дитя. Сохраняется с раннего возраста. Сосредоточивает в себе сильные и слабые стороны детской натуры.
К «сильным» следует отнести раскованность, творческие порывы, импульсивную жизнерадостность, фантазию, любопытство.
К «слабым» – пугливость, неуверенность, беспомощность, доверчивость, несдержанность.
В структуре личности это сфера эмоций, юмора, творчества, чувства собственного достоинства, любви. Люди с изменчивым настроением, капризные, вспыльчивые, мнительные имеют сверхразвитого Дитя. Тот, у кого слабое Дитя, это «человек без радости».
В целом можно говорить, что Дитя бывает 2 видов: послушный и бунтующий.
Главное слова Дитя «хочу».
Родитель. Усваивается в детстве за счет обожания старших и подражания им.
«Сильные» стороны: уверенность в правоте моральных требований, способность к авторитетному тону, к покровительству и защите слабого.
Менее привлекательные черты: безапелляционность, догматизм, сознание превосходства и права «карать».
В структуре личности Родитель – это система жизненных стереотипов, воспринятых с детства в результате воспитания; система представлений о том, как надо вести себя в той или иной ситуации. Если человек с удовольствием поучает других, командует, придирается; если ему трудно угодить, он постоянно брюзжит – это человек с ярко выраженным Родителем. Но если у человека слабый Родитель, то это «человек без совести».
В целом можно говорить, что Родитель существует 2 видов: карающий (указывает, приказывает, критикует) и опекающий (защищает, помогает, поддерживает, жалеет, заботится, прощает).
Главные слова Родителя «надо» и «нельзя».
Взрослый. Для него характерны расчет действий, контроль над ними, трезвость в оценках, понимание относительности догм. При этом возможны излишний скептицизм, скованность (недостаток спонтанности), бедность фантазии, недооценка эмоциональной стороны дела. Взрослый может совместить потребности Дитя и ограничения Родителя.
В структуре личности это сфера знаний, информации, самостоятельного принятия решения, трезвого анализа. Способность включать Взрослого – способность объективно оценивать людей и ситуации, не поддаваться предрассудкам Родителя и иллюзиям Ребенка.
Главное слово Взрослого «могу».