ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 282
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Е.Е. Лысенко, о.С. Нестерова деловое общение
Мимические проявления эмоциональных реакций человека
Трибуна и микрофон: жесты и позы выступающих
Зал заседаний: позы при слушании
Президиум и председательствующие
Пространственное расположение за столом
Общие правила жестикуляции в беседе
20 Типичных состояний партнера в процессе общения
Невербальные показатели оптимизма-пессимизма партнера
Невербальные показатели волевых качеств партнера
Невербальные проявления уравновешенности-неуравновешенности партнера
Невербальные проявления преобладания у партнера разума или чувств
Невербальные проявления низкой самооценки
Невербальные проявления высокой самооценки
Невербальные проявления некоторых черт характера
Как избавиться от боязни аудитории
Техника ускорения принятия решения
Этические правила поведения руководителя во время беседы
Детальный анализ структуры переговоров
1 Стадия: подготовка переговоров
Детальный перечень действий на 1 стадии
2 Стадия: процесс переговоров Детальный перечень действий на 2 стадии
3 Стадия: достижение согласия Детальный перечень действий на 3 стадии
Характеристика подходов ведения переговоров
Психологические механизмы подачи и обсуждения позиций
Правила техники ведения переговоров
Люди, блокирующие ход совещания
Ситуации, угрожающие совещанию
Ошибки в организации совещания
Советы по организации взаимодействия на совещании
подробно рассматриваются интересы обеих сторон;
устанавливается связь между интересами и имеющимися вариантами решений проблемы;
оценивается эффективность выбираемых вариантов решений.
Окончательное обсуждение вариантов решений:
выбирается один из имеющихся вариантов; движение сторон навстречу друг другу происходит путем уступок;
создается более совершенный вариант на основе выбранного;
формулируется окончательное решение;
стороны работают над процедурой основного соглашения.
Достижение формального согласия:
достигается согласие, которое может быть представлено в виде юридического документа (договор, контракт);
оговариваются условия выполнения договора;
разрабатываются возможные пути преодоления вероятных препятствий выполнения договора;
предусматривается процедура его выполнения;
договоренности придается формализованный характер; разрабатываются механизмы принуждения и обязательств (гарантии выполнения, справедливость и беспристрастность контроля).
Техника ведения переговоров
Техника ведения переговоров определяет их психологическую составляющую. Недооценка роли психологических механизмов (например, готовности одной из сторон переговоров пойти навстречу партнеру) существенно снижает эффективность этого взаимодействия. У многих руководителей недостаточно сформированы умения правильно выстраивать общение.
Описаны 3 основных подхода к ведению переговоров.
Характеристика подходов ведения переговоров
Мягкий подход |
Жесткий подход |
Принципиальный подход (с учетом интересов сторон) |
Участники – друзья |
Участники - противники |
Участники вместе решают проблему |
Цель – соглашение |
Цель - победа |
Цель – разумный результат, достигнутый эффективно и дружелюбно |
Делать уступки для культивирования отношений |
Требовать уступок в качестве условия для продолжения отношений |
Отделять людей от проблемы |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми и при решении проблем |
Придерживаться жесткого курса в отношениях с людьми и при решении проблем |
Придерживаться мягкого курса в отношениях с людьми, но быть жестким при решении проблемы |
Доверять другим |
Не доверять другим |
Продолжать переговоры независимо от степени доверия |
Легко менять свою позицию |
Твердо придерживаться своей позиции |
Концентрироваться на интересах, а не на позициях |
Делать предложения |
Угрожать |
Анализировать интересы |
Раскрывать свои карты |
Сбивать с толку в отношении своей подспудной мысли |
Избегать возникновения подспудной линии |
Допускать односторонние потери ради достижения соглашения |
Требовать дивиденды в качестве платы за соглашение |
Обдумывать взаимовыгодные варианты |
Искать единственный вариант: тот, на который участники пойдут |
Искать единственный вариант: тот, который нужен вам |
Разрабатывать многоплановые варианты выбора; решать позже |
Настаивать на соглашении |
Настаивать на своей позиции |
Настаивать на применении объективных критериев |
Пытаться избежать состязания воли |
Пытаться выиграть в состязании воли |
Пытаться достичь результата, руководствуясь критериями, не имеющими отношения к состязанию воли |
Поддаваться давлению. |
Применять давление; настаивать на своей позиции |
Размышлять и быть открытым для доводов других; уступать доводам, а не давлению |
Жесткий подход (конфронтация, конкуренция) целесообразен в ситуации торга, главная цель которого mini/max. Для реализации этого подхода надо знать слабые стороны партнера и использовать средства давления (угрозы, шантаж). Главное в этом подходе – нет ориентации на последующее взаимодействие с партнером, поэтому используется закрытая позиция (без анализа интересов и ценностей партнера).
К жесткому подходу прибегают в случаях, когда:
интересы сторон противоположны (нет взаимозависимости);
средства ограничены (деньги, время, психические ресурсы);
отношения менее значимы, чем немедленный выигрыш.
Преимуществом жесткого подхода (в определенных ситуациях) является то, что этот подход не требует доверия и раскрытия привилегированной частной информации.
Принципиальный подход необходим для согласования целей каждого партнера. Так как у каждого свои цели mini/max, необходимо лавировать между жесткостью и уступчивостью. Если человек признает только свою точку зрения, это ведет к тенденциозности, к отождествлению себя со своей позицией, к неспособности разумно оценить другого. В таком случае защита своей позиции – вопрос самолюбия.
Принципиальный подход позволяет отойти от личностей, видеть только решаемые задачи и действовать независимо от доверия или недоверия. При этом разграничиваются участники и предмет переговоров. Поэтому главный лозунг этого подхода «Быть мягким с людьми и жестким к проблеме».
Чтобы вести переговоры с позиций принципиального подхода, надо быть обаятельным и приветливым, умеющим брать вину на себя, готовым к внешним уступкам при соблюдении своих основных интересов. Для равноправного диалога полезно создать себе имидж антижертвы.
Поскольку ситуации переговоров могут быть различными, важно уметь использовать разные техники ведение переговоров и менять их в зависимости от выбранной концепции переговоров!
Психологические механизмы подачи и обсуждения позиций
Подача позиций может осуществляться разными способами:
открытый способ используется, если нужно достичь договоренности, создать благоприятную атмосферу и сформировать позитивное общественное мнение;
закрытый способ используется при осознании собственной силы и возможности давления на партнера, при стремлении достичь односторонней победы;
подчеркивание общности;
подчеркивание разницы.
Важно знать психологические приемы, которыми пользуются при реализации закрытого способа.
«Уход» (или «уклонение от борьбы») – перевод разговора на другую тему или на эмоции, чтобы пустить переговоры по ложному следу. Это прием используется в следующих случаях: если партнер не желает давать точную и определенную информацию; хочет отклонить нежелательное предложение; хочет уклониться от бесполезной для него дискуссии; стремится избежать однозначного ответа на предложения партнера; должен согласовать вопрос с другими лицами; нуждается в дополнительном анализе плюсов и минусов; желает затянуть переговоры.
«Выжидание» часто используется на многосторонних переговорах с целью узнать все мнения. Разновидность этого приема – медленное и постепенное приоткрывание собственной позиции с целью затянуть переговоры и получить больше информации.
«Пакет» – несколько предложений увязываются и рассматриваются вместе, что часто используется в ситуации торга («продажа в нагрузку») или для поиска решения проблемы (размен уступками и увязка этого размена в пакете).
Зрелищность в обстановке с целью подавления оппонентов.
Сенсационность и нестандартность поведения (например, подарки) с целью подавить неожиданными эффектами.
«Наскок» – выдвижение сказочных предложений при дефиците времени.
В процессе обсуждения позиций вначале определяются рамки, а затем детали. На этом этапе переговоров используются психологические приемы, которые можно распределить по двум группам: благородные и неблагородные (приемы-отмычки), но довольно эффективные.
Благородные приемы:
поиск общей зоны решения: выслушав все, найти общее со своими интересами;
компромисс: взаимные уступки;
разделение проблемы обеспечивает получение частичных соглашений;
блоковая тактика при большом числе сторон облегчает нахождение решения для части проблем.
Приемы-отмычки (рациональные и эмоциональные):
обман – наиболее распространенный трюк – заведомо ложные утверждения по поводу достоинств предмета договора. Если у вас появились сомнения, надо поверять факты, но позаботьтесь, чтобы это не воспринималось как выпад против личности партнера. Важно помнить, что при ведении переговоров надо оставаться за рамками «доверия-недоверия»;
тактика позиционного нажима («главное чтобы меня это устраивало»), когда партнер только выпячивает собственные интересы. Это часто приводит к тому, что представители другой стороны не видят для себя никаких преимуществ. Подобное несовпадение интересов блокирует собеседника, отбивая у него охоту вообще вести переговоры.
Выходом из ситуации может быть предложение обсудить причины такого поведения партнера. Если это не действительное расхождение интересов, а уловка с целью принуждения вас к серьезным уступкам, то конструктивным выходом будет принципиальная позиция – несогласие вести переговоры на таких условиях (тем более эти условия ставят вас в заведомо невыгодное положение);
выдвижение требований в последнюю минуту перед подписанием (чтобы сохранить договоренность, оппоненты уступают); если это происходит неоднократно, имеет смысл указать партнеру, что вы понимаете ситуацию, и можете прервать переговоры;
постепенное повышение сложности обсуждаемых вопросов: начало переговоров с легких вопросов поднимает настрой партнеров на успех;
завышение требований, т.е. наличие пунктов, которые можно безболезненно снять, что создает эффект уступки и требование аналогичного поведения от партнера;
расстановка ложных акцентов в собственной позиции или демонстрация заинтересованности во второстепенных вопросах («только в кусты не бросай»);
упреждающая аргументация: задается вопрос, ответ на который обнажает несостоятельность ожидаемых контраргументов;
приемы с использованием угрозы, давления, нажима с целью добиться уступок;
вымогательство: одна из сторон выдвигает требование, нежелательное для другой стороны и безразличное для себя, и снимает его только в обмен на уступки;
завышенные обещания (обещают «выпить море, а для этого надо возвести плотину»);
демагогия: красивые рассуждения со скрытыми нарушениями причинно-следственных связей запутывают оппонентов;