ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 262
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Е.Е. Лысенко, о.С. Нестерова деловое общение
Мимические проявления эмоциональных реакций человека
Трибуна и микрофон: жесты и позы выступающих
Зал заседаний: позы при слушании
Президиум и председательствующие
Пространственное расположение за столом
Общие правила жестикуляции в беседе
20 Типичных состояний партнера в процессе общения
Невербальные показатели оптимизма-пессимизма партнера
Невербальные показатели волевых качеств партнера
Невербальные проявления уравновешенности-неуравновешенности партнера
Невербальные проявления преобладания у партнера разума или чувств
Невербальные проявления низкой самооценки
Невербальные проявления высокой самооценки
Невербальные проявления некоторых черт характера
Как избавиться от боязни аудитории
Техника ускорения принятия решения
Этические правила поведения руководителя во время беседы
Детальный анализ структуры переговоров
1 Стадия: подготовка переговоров
Детальный перечень действий на 1 стадии
2 Стадия: процесс переговоров Детальный перечень действий на 2 стадии
3 Стадия: достижение согласия Детальный перечень действий на 3 стадии
Характеристика подходов ведения переговоров
Психологические механизмы подачи и обсуждения позиций
Правила техники ведения переговоров
Люди, блокирующие ход совещания
Ситуации, угрожающие совещанию
Ошибки в организации совещания
Советы по организации взаимодействия на совещании
Общее выражение лица
Выражение лица |
Проявление мимики |
О чем говорит |
1. Как при реакции на горькое
|
Откидывание головы назад, прищуривание глаз, сморщенный нос, легкое поднимание крыльев носа, разомкнутые губы, легкое оттопыривание нижней губы и некоторое приподнимание верхней, опускание уголков рта. |
Терпеливая беспомощность, отказ от активности, «отход в сторону». Неприятные представления, возможно презрение или озлобление. Примечание: Привередливость у маленьких детей. Если проявляется уже при слабых неприятностях – мягкость, слабость воли, инфантильность характера. |
2. Как при реакции на кислое
|
Сжатые губы, щелеобразно растянутые, так что просматриваются зубы, шипящее дыхание: «шшш», сощуривание (без поднимания крыльев носа). |
Активная защита против неприятностей, интенсивное собирание всех телесных сил, защита в форме вспышки гнева или злобной ярости. Примечание: Выражение лица солдата в рукопашном бою. В повседневной жизни встречается крайне редко, но его следует хорошо прослеживать уже в самом начале. |
3. Как при реакции на сладкое
|
Губы плотно прижимаются к зубам и друг другу, рот полностью закрыт, язык прилегает к зубам, уголки рта слегка приподнимаются. |
Переживание приятных впечатлений, сентиментальность, наивное тщеславие, ощущение себя польщенным. Примечание: Если сохраняется подолгу – наивная самовлюбленность. |
4. Испытующее
|
Суженный взгляд вдаль, губы вытянуты вперед, могут быть открыты или закрыты. |
Оценивание, экспертиза, взвешенность принимаемых решений, проникание во все тонкости, критичность. Примечание: Например, при рассматривании произведений искусства. В основе – высокая чувствительность с долей сентиментальности. |
5. Гримаса наслаждения
|
Как при «испытующем» выражении лица, но с легким подниманием уголков рта, втягивающее воздух дыхание. |
Смакование, часто уже только при воспоминании или при ожидании удовольствия. Примечание: Перед зеркалом от удовольствия видеть себя; такое выражение часто бывает и у льстецов. |
6. Гримаса протеста
|
Как при гримасе наслаждения, но сердитые, широко раскрытые круглые глаза, обязательно приоткрыт рот (легко узнается по ситуации), протестующий звук: «ну-у!». |
Выражение протеста, нежелания, неприязни, упрямства, досады. Примечание: «Дуться», «надуть губы». Можно наблюдать у сытого младенца, выталкивающего материнскую грудь, а также у определенного типа оперных певцов, исполняющих трагическую арию. |
7. Ошеломленная гримаса
|
Выпученные глаза, которые непонимающе смотрят на причину удивления, рот открывается максимально, но может и застыть на полпути. |
Сильное удивление при внутреннем сопротивлении. Примечание: Можно наблюдать у мужа, который привык к будничному «серому» облику жены и вдруг увидел ее в «ослепительном блеске» (прическа, макияж, платье, туфельки и т.д.) перед походом в театр. |
8. Озабоченная гримаса
|
Оцепеневшие глаза, как бы уставленные в пустоту, губы как бы приготовлены испустить болезненный вздох «о-о-о». |
Беспрестанные заботы. Примечание: Например, встречается у определенного типа женщин, готовых поделиться со всеми своими жизненными неурядицами. |
Мимические проявления эмоциональных реакций человека
|
Лоб обычно спокоен, четкие морщины у глаз, губы часто прижаты к зубам, рот может быть закрыт или приоткрыт, иногда на щеках образуются ямочки. |
2. Радость (счастье) – легкие морщинки у глаз, глаза спокойные, слегка сощурены, ноздри расширены, верхняя губа чуть приподнята, уголки губ приподняты и обычно отведены назад, нижняя челюсть расслаблена, рот может быть приоткрыт. |
|
|
Подняты брови, широко открыты глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот. |
|
Спокойный лоб, прищурен один глаз, нижняя губа прижата к верхней, уголки рта опущены; или – мимика улыбки только в одну сторону. |
|
Горизонтальные складки на лбу, брови сведены, вертикальные складки на переносице, суженные глаза, уголки рта слегка опущены. |
|
Спокойный лоб, «занавешенные глаза», между бровями вертикальная складка кожи, зубы сжаты. |
|
Горизонтальные складки на лбу, брови слегка нахмурены, глаза чуть-чуть сужены, мышцы носа напряжены, плотно сжатый рот, уголки губ опущены. |
|
Брови сведены, глаза потухшие, часто уголки губ слегка опущены, расслабленно свисают. |
|
Спокойный лоб, сомкнутые или надутые губы, уголки губ опущены. |
|
Чуть прикрытые глаза, нос слегка сморщен, уголки рта резко опущены, горизонтальная складка под нижней губой. |
|
Лоб сморщен, брови опущены, нос сморщен, ноздри расширены, верхняя губа чуть поднята, нижняя – выпячена или приподнята и сомкнута с верхней, уголки рта опущены. |
|
Тесно сжатые брови, горизонтальные складки на переносице, нос раздут, зубы стиснуты, рот оскален, уголки губ резко и напряженно оттянуты вниз, шея судорожно стянута. |
|
Приподнятые и сведенные над переносицей брови, широко открытые, выпяченные глаза, губы растянуты в стороны, уголка губ опущены и несколько отведены назад, рот может быть открыт, шея стянута. |
Смех и улыбка
1. «Открытый» смех – собственно смех с широко раскрытым ртом. Так смеются по-настоящему веселые по люди, смеются всем телом, причем женщины делают это особенно ритмично. |
|
2. Смех на «А» (ха-ха-ха) – идущий от сердца, полный гармонии с окружающим миром, незамутненной радости. Характерен для беззаботных людей с веселым нравом. |
|
3. Смех на «Э» (хе-хе-хе) – не слишком симпатичный, имеющий что-то блеющее. Часто встречается у закоренелых льстецов в ответ на смех шефа, или показывающий нечто вызывающее, дерзкое, завистливое. Чем больше слышится гласная Э , тем больше злорадства, хамства, презрения. Люди, которые так смеются, склонны оставаться на известной дистанции по отношению к собеседнику. |
|
4. Смех на «И» (хи-хи-хи) – хихиканье. Смесь иронии и злорадства. Это скрытый, хитрый смех. Здесь скорее нет выхода чувства наружу, а есть внутренний подтекст, какой-то собственный умысел. Подобный смех можно часто наблюдать у молодых девушек. |
|
5. Смех на «О» (хо-хо-хо) – издевательский или протестующий. Звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым сомнением, критическим удивлением, протестом. |
|
6. Смех на «У» (ху-ху-ху) – собственно говоря, это уже не настоящий смех, а скрываемый страх, боязливость, например, у людей с предрассудками, боящихся чего-то. |
|
|
7. Расслабленная улыбка – чем меньше напряжения, чем расслабленнее, тем привлекательнее. Такая улыбка свидетельствует об искренне пережитой радости, получении для себя из внешнего мира чего-то приятного. |
|
8. Усмешка – закрытые и несколько напряженные губы показывают сдержанность, волевое усилие. При этом повышенное внимание, собственное мнение, то есть, нет полной отдачи внешним впечатлениям. Часто усмешка говорит о радости от скрытого наблюдения за другими. |
|
9. Смущенная, извиняющаяся улыбка – обычно внезапно появляется и исчезает. Такая улыбка – скорее показатель исполнения долга, чем искреннего выражения чувств. Говорит о робости, затруднительности положения. Хорошо видна у многих людей при выражении соболезнований. |
|
10. Отрицающая улыбка – проявляется через опущенные уголки рта. При соответствующем общем характере мимики и слов такая улыбка отражает иронию, злорадство, надутость. Она как бы говорит: «Ну, я-то лучше знаю!», - и этим обесценивает положительные значения других проявлений тела, демонстрирующих хорошее отношение к собеседникам, ситуации. |
|
11. Сладкая улыбка – как при реакции на сладкую пищу, но губы несколько раздуты – типична для сентиментальных людей, а также для матерых льстецов, которые такой улыбкой отвечают тем, кому они льстят. |
|
12. Язвительная улыбка – больше похожа на гримасу, напоминает реакцию человека на кислое – значительное напряжение выдает скрытые собственные намерения. Типична для нахалов, наглецов и хамов. На промежуточном этапе проявляется как лицемерие, неискренняя улыбка. |
|
13. Кривая улыбка – с одной стороны улыбка, с другой – опущенный уголок рта – выражает внутреннее противоречие. Значима даже в том случае, если лишь легко обозначена. Такая улыбка говорит о стремлении к отрицанию и обесцениванию, которые осознанно скрываются за показной веселостью. Односторонне-кривую улыбку можно видеть у подчиненных, когда их шеф рассказал анекдот, над которым им по должности следует смеяться. |
Походка
1. Ритмичная походка (напряжение и расслабление сменяются ритмично, движения плавно перетекают друг в друга) – расслабленность, хорошее настроение, готовность к действиям, игривость, отдача впечатлениям. Типична во время прогулок. Может легко, без какого-либо повода, сменяться на ускоренную. |
|
2. Ритмично-покачивающаяся – высокомерная беззаботность, удовольствие. Например, так ходит обычно лагер-фюрер среди военнопленных в некоторых художественных фильмах. |
|
|
3. Равномерная походка (напряженный, прямолинейный тип движений) – волевая активность, целеустремленность. Например, армейский шаг. |
|
4. Нарушения в ритмичности (спотыкания, заминки, прерывистые движения) – неуверенность, замешательство, нехватка внутренней свободы, робость. Например, муж, возвращающийся с видом «нашкодившего пуделя» домой к грозной жене после загула с друзьями. |
|
5. Колеблющаяся, ритмически нарушенная походка, - идет, волоча ноги, голова опущена – угнетенное настроение. Нередко можно видеть бредущего вдоль бордюра человека в таком состоянии, глядя на которого создается впечатление, что его крайне интересует весь мусор, который там лежит. |
|
6. Широкие шаги – целеустремленность, предприимчивость, непринужденность. Так ходил Петр I. |
|
7. Короткие шаги – осторожность, сдержанность, приспособленчество, возможно, впечатлительность. Классический пример – герои, созданные гением Чарли Чаплина. |
|
8. Подчеркнуто широкая и медленная походка – желание выставиться напоказ, действия с пафосом, демонстрация окружающим своей значительности. Зачастую так подходит к женщине на танцах абсолютно уверенный в себе кавалер, на лице которого светится: «Ах, как я неотразим!». |
|
9. Мелкие, быстрые, неритмичные шаги, «нервный перестук каблуков» - взволнованность, боязливость, желание уклониться от неприятностей. |
|
10. Расслабленная походка: - безразличие, отсутствие интересов, избегание принуждения к ответственности. Характерна для солдат срочной службы, когда их демобилизация уже не за горами – походка «дембеля»; - незрелость, недостаток самодисциплины. Например, у «блатных», шатающихся поздно по улицам. |
|
11. Раскачивание корпуса, при каждом шаге поворот вперед то одного, то другого плеча – часто у «силачей», которые не настолько сильны, как хотят показать («Моряк вразвалочку сошел на берег»). |
|
12. Шаркающая походка с тяжелыми, расплывающимися движениями – вялость, медлительность, леность. Как изобразил Обломова актер Олег Табаков. Осторожно: Такая походка может быть вызвана и физическим недугом. |
|
13. Люди, занятые решением каких-то глубоких проблем, ходят медленно, голова опущена, руки скрещены за спиной, они часто останавливаются, чтобы пнуть камушек или даже поднять обрывок бумаги, перевернуть ее и выбросить снова, - они как будто говорят себе: «Посмотрим на эту проблему со всех сторон». |