ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.11.2024
Просмотров: 234
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Международная академия акмеологических наук
1.3.1.Компетенции выявления потребности.
1.3.2.Компетенции целеполагания.
1.3.3.Компетенции реализации целей.
1.3.4.Компетенции привлекательности.
Раздел 2. Уточнение собственных приоритетов в управлении временем.
2.2.Аудит управления временем.
2.3.Разработка плана. Инструмент планирования, применяемый для распределения времени.
Распределение времени блоками.
Контрольный список для оценки вашего графика
3.1. Понятие команды, ее основные признаки.
Для эффективной работы коллектива необходимо:
2 Этап: Группа единомышленников.
3 Этап: Стремление к самоопределению.
4 Этап: Совместная ответственность за результат.
3.4.Диагностика сплоченности команды.
1. Доносите до людей информацию.
Раздел 4. Организационные изменения в инклюзивном образовательном учреждении.
4.1. Общая характеристика организационных изменений.
4.5. Управление коллективом в условиях изменений.
4.6. Формирование стойкости к переменам
4.7. Восприимчивость к обучению в условиях создания безбарьерной среды.
4.8. Усиление стрессоустойчивости.
Раздел 5. Управление проектом «Барьерная среда»
— существование настроя на преобразования, готовности к изменениям. Важнейшими организационными предпосылкам преобразований считаются: наличие ясных целей и четких стратегий, действенной системы мотивации, обеспечивающей заинтересованность сотрудников в преобразованиях, а также борьба с бюрократизмом.
Другой организационной предпосылкой является диагностика внутренней и внешней среды. Необходимо глубоко разобраться в существующих проблемах, знать историю прошлых преобразований, причины их успеха или неуспеха, выявить людей, на которых можно опереться.
К информационным предпосылкам следует отнести формирование надежных каналов коммуникации, позволяющих своевременно получать сведения о ситуации, настроениях людей, а с другой стороны, оказывать на них влияние, информировать.
Но главные предпосылки обновления связаны с человеком. Речь идет о:
вовлечении в преобразования максимального числа членов организации, прежде всего разделяющих их цели и новые ценности, готовых к риску;
их своевременном обучении, позволяющем эффективно осуществить сам процесс;
гарантиях занятости всем сторонникам, а тем более активным участникам;
избавлении от людей, чинящих помехи (но массовые увольнения оправданы только в условиях острого кризиса);
учете ожидания людей, которых можно держать в напряжении лишь ограниченное время, чтобы не дать исчезнуть их порыву;
наличии сильного лидера;
— формировании критической массы сторонников, готовых к изменениям, активизации их действий, обучении новому, нейтрализации противников преобразований.
На практике существует три подхода к изменениям: технократический, рыночный и стратегический. Рассмотрим их подробнее.
Технократический подход состоит в целенаправленном осуществлении руководства постепенными, последовательными, но малозаметными изменениями, что позволяет значительно снизить сопротивление коллектива или отдельных работников, парализующих усилия реформаторов.
Рыночный подход ориентируется на стихийную подстройку системы к меняющимся условиям, но спонтанность его реализации может привести к внутренней поляризации сил, росту сопротивления изменениям.
Стратегический подход не предполагает выявления и развития позитивных демократических форм управления с привлечением как можно большего числа людей, игры на интересах и противоречиях отдельных политических группировок, их подкупа и т. п.
Имеется несколько вариантов реализации такого подхода, важнейшими из которых считаются: применение новых организационных схем руководства; развитие коллективных методов подготовки и принятия решений; формирование принципиально новой модели управления; развитие коллективных методов подготовки и принятия решений; распространение в системе управления экономических отношений.
Этапы организационных преобразований
В основе теории преобразований лежит концепция поэтапного изменения организационной парадигмы — психологического образа учреждения, в связи с новой целью, существующего в сознании ее участников.
Критериями удачных преобразований считаются:
- достижение запланированных целей без большого ущерба для организации и ее отдельных членов и успешная работа в соответствии с ними;
- реальное улучшение ситуации для всех субъектов.
Факторами успеха изменений, по мнению иностранных специалистов, являются:
- постановка четких задач и наличие адекватной стратегии действий;
- реальность масштаба;
- обеспечение всех информацией;
- четкость графика проведения;
- участие большинства сотрудников и поддержка влиятельными группами;
- использование имеющегося опыта и существующей структуры власти;
- интеграция новых методов с обычными операциями;
- вознаграждение инициаторов и участников.
Основными объектами преобразований в организации являются среда, (в частности создание безбарьерной) материально-производственная база, структура, технологии деятельности.
Причины сопротивления организационным изменениям
Преобразования воспринимаются работниками неоднозначно, иногда с пониманием, иногда — с безразличием, но чаще всего — в штыки. И это не случайно, ведь большинство людей по природе — консерваторы, ничего не желающие менять в себе и своем окружении. Мотивация принять изменения — надежда на улучшение своего положения.
Любая организация объединяет отдельных людей, группы, коалиции, имеющие собственные интересы, часто противоречащие друг другу, поэтому борьба за их реализацию — ее естественное свойство. Причем в период неопределенности ситуации она обостряется, так как возникает возможность сдвига равновесия власти.
Основной формой борьбы является сопротивление организационным изменениям, возникающее потому что людям требуется время для оценки связанных с ними выгод, с которым нужно не бороться, а предотвращать его появление.
Сила сопротивления, обычно зависит от следующих обстоятельств:
— радикальности, степени разрушения сложившихся устоев, традиций, привычек, принципов и норм деятельности, характера и масштабов угрозы;
- обоснованности, понимания необходимости преобразований, причастности к ним;
- скорости и интенсивности их процесса;
- доверия к инициаторам и руководителям;
- последствий для персонала, наличия удачного или неудачного опыта аналогичных действий;
- стабильности коммерческих результатов;
- организационной закостенелости, рутины;
- уровня квалификации персонала;
- морально-психологического климата. Сопротивление бывает активным и пассивным. Формы пассивного сопротивления:
- настойчивые публичные высказывания, опасения по поводу новых идей, благоприятного исхода преобразований, их критиканство;
- отрицание необходимости перемен вообще;
- затягивание под различными предлогами принятия соответствующих решений и начала активных действий;
- сокрытие или игнорирование информации о пользе изменений;
- отказ или формальное использование новых методов работы;
- нежелание обучать им других и уклонение от повышения собственной квалификации;
- ограничение деятельности инициаторов;
- интриги, направленные на раскол коллектива.
Активное сопротивление может заключаться в следующих действиях:
- в выдаче недостоверной информации;
- увязке начала работы по-новому с теми или иными условиями;
- постановке неясных целей, выдаче намеренно ошибочных, туманных распоряжений;
- внедрении дестимулирующей модели вознаграждения участников;
- изоляции сторонников преобразований,
- нарушении инструкций, открытом сопротивлении, саботаже;
- отвлечении ресурсов на другие цели, их распылении;
- искусственном создании обстановки неразберихи, суеты;
- интригах, направленных на раскол коллектива.
Сопротивление преобразованиям (причем не только отдельных людей, но и организации в целом) не случайно. Его общими причинами являются:
инерционность, стремление к функционированию в привычном режиме (главный тормоз изменений), стабильности, чему подчинены все элементы механизма управления, правила, стандарты и пр.;
взаимосвязанность всех субъектов организации, сдерживающая процесс изменений;
психологическое неприятие перемен, основные мотивы, которые можно объединить в несколько групп:
а) экономические связаны с боязнью высоких затрат (времени и средств) на проведение преобразований;
б) политические состоят в нежелании изменить сложившуюся расстановку сил, ставить под удар судьбу неформальной организации и пр.
Наряду с сопротивлением часто встречается и поддержка перемен, т.к. при поступлении дополнительной информации сторонники старого могут превратиться в активных поборников нового.
Инициаторы должны уметь определять степень этой поддержи, усиливать ее, идя на компромиссы с людьми по частным вопросам, создавать альянсы с теми или иными коалициями, искать в них «точки опоры» для борьбы с сопротивляющимися;
в) организационные мотивы коренятся в:
- боязни ослабления отдельных элементов самой организации в целом, потери управляемости ею;
- неудобствах, связанных с работой по-новому;
- противоречии новых механизмов традиционным методам работы;
- отсутствии достаточной мотивированности;
г) личностные мотивы обусловлены психологическими особенностями людей:
- привычкой к старому (человеку вообще не нравится, когда нарушается обычный ход событий), страхом перед новым, неизведанным;
- ощущением своей некомпетентности, неверием в собственные силы, способность освоить новые виды деятельности, что проявляется в условиях перехода на модель инклюзивного образования;
- осознанием угрозы будущей карьере, должности, личной власти, статусу, положению в организации, уважению руководства и коллег;
- нежеланием преодолевать трудности, брать на себя дополнительные обязанности, самостоятельно работать;
д) социальные мотивы сопротивления характерны не только для отдельных членов организации или их групп, но и всего коллектива в целом. Здесь можно назвать:
- стремление к социальной стабильности, отсутствие убежденности в необходимости преобразований;
- слабую информированность о целях, ожидаемых выгодах и возможных потерях;
- недовольство методами осуществления, навязанностью, внезапностью;
- недоверие инициаторам перемен, уверенность, что последние происходят исключительно в интересах руководства;
- угрозу разрушения существующей организационной культуры, ценностей, формирования неблагоприятного морально-психологического климата;
- желание сохранить «старые добрые» порядки и традиции. Сопротивление усиливает:
- наличие дорогостоящего оборудования;
- отсутствие конкуренции, свободы творчества;
- самомнение, самодовольство людей;
- невозможность применить силы в другом месте.
Сопротивление приводит к организационному застою, запаздыванию изменений и осуществлению их в ситуации цейтнота, создает стремление к пересмотру их результатов, сведению на нет.
Положение осложняется тем, что большинство организационных механизмов предназначены для управления в условиях стабильного развития, а не динамичных переходных состояний.
Полностью преодолеть сопротивление людей преобразованиям нельзя, но путем целенаправленного управления его можно в значительной мере их ослабить. Это предполагает, во-первых, создание необходимых организационных условий осуществления изменений, в частности:
- всестороннего обоснования потребности в преобразованиях и анализа их последствий для людей, внутренних отношений;
- создания новых норм и ценностей;
- обеспечения обстановки терпимости к возможным в любом деле неудачам, избавляющей от боязни ошибок, риска, сковывающей активность;
- широкого информирования персонала обо всем, что происходит в организации, вовлечения в дискуссии, критику;
- выявления субъектов (индивидов и групп), которые могут оказать сопротивление, или на которых можно опереться.
Во-вторых, формирование заинтересованности в преобразованиях, обеспечение условий поддержки перемен основными «центрами силы» и широкими массами требуют:
- создания новой системы мотивации активистов и участников преобразований, обеспечивающей справедливое вознаграждение достигнутых успехов, и позволяющей извлекать из перемен личную выгоду;
- предоставления им необходимых гарантий;
- формирования благоприятного морально-психологического климата;
- заключения соглашений с наиболее влиятельными группировками и отдельными лицами для привлечения их к процессу изменений, особенно если они в результате много теряют.