Файл: Айенгар пранаяма дипика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 296

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Introduction by Yehudi Menuhin

Дар моего Гуруджи

Введение Иегуди Минухина

Предисловие

Вводная часть

Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?

Глава 2. Ступени Йоги

Цели в жизни (Пурушартхас)

Пранаяма

Пратьяхара

Дхарана, Дхьяна и Самадхи

Глава 3. Прана и Пранаяма

Читта и Прана

Пранаяма

Глава 4. Пранаяма и дыхательная система

Почему существует так много пранаям?

Четыре ступени Пранаямы

Грудная клетка

Легкие и Бронхиальное Дерево

Грудина

Глава 5. Нади и Чакры

Нади, начинающиеся с точки под пупком

Нади, начинающиеся в сердце

Дхамани и Сира

Нади и циркуляция

Кундалини

Глава 6. Гуру и Шисья

Глава 7. Пища

Глава 8. Препятствия и способы их преодоления

Глава 9. Эффекты Пранаямы

Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения

Характеристики пригодности

Место для занятий

Чистоплотность

Позвоночник

Ноги и плечи

Глаза и уши

Пранаяма для женщин

Примечание

Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть

Туловище

Три важнейшие области

Кожа туловища

Невозможность сидеть на полу

Онемение ног

Руки и плечи

Голова и горло

Глаза и уши

Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме

Глава 13. Мудры и Бандхи

Джаландхара бандха

Техника

Результаты

Примечание

Уддийяна Бандха

Техника

Примечание

Результаты

Мула Вандха

Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)

Техника Вдоха (Пурака)

Техника Выдоха (Речака)

Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)

Техника Антара Кумбхаки

Техника Бахья Кумбхаки

Глава 16. Классификация Садхак

Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?

Глава 18. Вритти Пранаяма

Самавритти Пранаяма

Висамавритти Пранаяма

Примечание

Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма

Примечания

Ступень I

Техника

Результаты

Ступень II

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Ступень VII

Техника

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Примечание

Результаты

Ступень X

Техника

Примечание

Результаты

Ступень XI

Техника

Результаты

СтупеньХм

Техника

Результаты

Ступень XIII

Техника

Глава 20. Вилома Пранаялла

Ступень I

Техника

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты

Ступень V

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Результаты

Ступень VII

Техника

Результаты

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Результаты

Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма

Техника

Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)

Примечание

Результаты

Мурчха Пранаяма

Плавини Пранаяма

Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос

Расположение элементов следующее:

Искусство расположения пальцев

Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма

Ступень I

Техника

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Капалабхати пранаяма

Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати

Примечания и предупреждения

Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма

Ситали Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ситкари пранаяма

Техника

Воздействия

Ситкари

Глава 25. Анулома Пранаяма

Ступень la

Техника

Воздействия

Ступень Ib

Техника

Воздействия

Ступень iIа

Техника

Воздействия

Ступень iIb

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Результаты

Ступень iiIb

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Результаты

Ступень iVb

Техника

Результаты

Глава 26. Пратилолла Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты Ступеней iIа и ii6

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIb

Техника

Результаты Ступеней IlIa и iii6

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты Ступеней iVa и iVб

Примечание

Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты Сурья Бхедана Пранаямы

Глава 28. Нади Садхана Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIб

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты

Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)

Сабиджа или Сагарбха дхьяна

Техника

Регулирование положения тела

Глаза и уши

Примечания

Результаты медитации

Глава 30. Шавасана (Релаксация)

Ступени Сознания

Техника

Время и Место

Регулирование положения тела

Туловище

Неосознаваемые Напряжения

Снятие Напряжения

Чувства

Дыхание

Особые предостережения

Приложение Курсы Пранаямы

Первый (подготовительный) курс.

Второй (начальный) курс.

Третий (промежуточный) курс.

Б. К. С. Айснгар

Четвертый (продвинутый) курс

Пятый (высокоинтенсивный) курс

Недельная практика

Глоссарий

39  Расслабьте кож)' черепа и сохраняйте пассивность нервов, мозг при этом остается спокойным я устойчивым. Никогда не напрягайте и не поднимайте кожу ни я висками. Не сжимайте губы, а держите их расслабленныммч а углы губ - мягкими

Язык

40  Держите язык пассивным и расслабленным, лежащим на нижнем небе Следите за тем, чтобы его кончик не касался верхнего неба или зубов Не сгискивайте челюсти и не двигайте язык во время вдоха, выдоха или задержки дыхания   Если язык будет двигаться, то потечет слюна Однако когда вы начинаете практику Пранаямы, слюна будет течь и накапливаться. Не беспокойтесь, а проглотите ее перед тем как сделать новый вдох Если вы держите язык пассивным, слюна постепенно перестанет течь.

Нос

41. Нос регулирует поток и звук дыхания. Держите кончик носа и переносицу направленными на грудину, не наклоняя при .этом голову в сторону Кончик носа имеет тенденцию подниматься при вдохе, поэтому будьте внимательны и намеренно держите переносицу направленной вниз. Если переносица или кончик носа поднимаются, звук дыхания становится грубым.

Фото 49

Фото 50


Глаза и уши

42 Глаза контролируют движения мозга, уши контролируют движения ума Это реки, несущие мозг и ум к морю души. Пранаяму следует практиковать с закрытыми и неподвижными глазами и ушами, восприимчивыми к звуку дыхания. Мягко закройте глаза, оказывая легкое давление веками на зрачки, а нижние веки сохраняя пассивными. Глаза, таким образом, будут расслабленными Не допускайте напряжения или пересыхания глаз. Двигайте верхние веки в направлении к наружным уголкам глаз, ослабляя таким образом всякое напряжение кожи во внутренних уголках глаз Сохраняйте зрачки устойчивыми и на равном расстоянии от переносицы. Освободите напряжение кожи от центра лба, так как это устраняет складки между бровями и сохраняет пассивной эту область

43. Вначале трудно овладеть искусством сидения, так как тело бессознательно отклоняется Следовательно, время от времени нужно открывать глаза на долю секунды и проверять, не отклони лось ли тело, наклонена ли голова вниз, в сторону или держится прямо. Затем проверьте, есть ли напряжение в горле и упруга ли кожа лица, особенно вокруг висков. И в заключение, проверьте, устойчивы зрачки или «бегают». Затем утвердите тело и голову в правильном положении, расслабьте горло и сохраняйте глаза пассивными. Когда в вьппеупомянутых областях расслабляются мышцы, расслабляется и кожа. Верхняя губа и ноздри влияют на работу органов чувств и внутренних органов Расслабьте область верхней губы, так как это помогает расслабиться лицевым мышцам и мозгу Во время практики пранаямы в сидячей позе, если кожа вокруг висков движется по направлению к ушам, это означает, что мозг находится под давлением; если же кожа движется к глазам - мозг в покое В лежачих положениях кожа вокруг висков движется к ушам, и не к глазам.

            Фото 51                       Фото 52

Фото 53

Фото 54

44. Обратите взгляд вовнутрь, как бы смотря с закрытыми глазами на что-то позади вас. Глаза могут казаться широко открытыми, хотя взгляд направлен вовнутрь (фот. 53 и 54). Зрачки стремятся двигаться вверх и вниз, когда вы вдыхаете и выдыхаете. Попытайтесь остановить это, так как движения зрачков имеют тенденцию порождать активность в мозгу

45. Стоит только векам опуститься, как наступает вялость; в тот момент, когда зрачки начинают «бегать», возникает возбуждение, внимание рассеивается. Если верхние веки сокращаются, мысли трепещут, подобно пламени на ветру. Ничто подобное не происходит, если полностью расслабиться.

46.  Если ресницы не сомкнуты, мозг активен и не расслаблен. Если в надбровных дугах присутствует напряжение, то волосы в этом месте будут топорщиться, как в гневе; однако, если брови гладкие, мозг спокоен.

47 Держите ушные отверстия на одинаковом уровне и на одинаковом расстоянии от верхушек плеч Уши должны слушать звук дыхания и делать это на протяжении всей практики Не сжимайте челюсти, так как это закрепощает область вокруг ушей и блокирует их, создавая ощущение тяжести и внутреннего зуда.

48. Обратите особое внимание на точку, где каналы тонкой энергии (нади), исходящие от глаз, ушей и легких пересекаются между собой в центре мозга посередине и позади глаз Это центр, из которого эти энергии контролируются (см. гл. 5). Это - - место, где начинается контроль дыхания

Мозг

49. Мозг    - это компьютер и инструмент мышления. Ум имеет способность чувствовать, но такой способности нет у мозга. Так как мозг контролирует функции тела и органов чувств, его следует сохранять неподвижным. В Пранаяме он    - побудительная сила, не актер, а свидетель. Легкие - - актеры, мозг - - режиссер.

50. Если сидячая поза правильна, прочна, устойчива и уравновешенна, эмоции находятся под контролем. Мозг ощущает мягкость, как будто плывет. Не ощущается напряжения и, следовательно, не происходит пустой растраты энергии Если лобная часть мозга поднята вверх, то будут ощущаться раздражение и напряжение; если голова наклонена в сторону, то другая сторона ощущает тяжесть, нарушающую равновесие.

51. Интеллектуальные люди склонны к высокомерию Интел лект, подобно деньгам, хороший слуга, но плохой хозяин. Практикуя пранаяму, йогин наклоняет голову низко, регулируя положение передней части черепа по отношению к задней, с тем чтобы достичь смирения и избавиться от гордости по поводу своих интеллектуальных достижений

52. Йогины знают, что мозг    - это вместилище приобретенного объективного знания (видья), в то время как ум (манас) это место, где испытывается субъективное знание (буддхи)- Манас - это внешняя оболочка, буддхи  — содержимое Манас сосредоточен в сердечном центре, где происходит чередование эмоций


53 Когда и эмоции, и интеллект пребывают в тишине и не колеблются, йогин впервые испытывает покой ощущений, за которым следует покой ума Затем приходит опыт, еще более исключительный и зрелый - опыт духовного покоя, освобождающий йогина от мирских мыслей и забот. Он становится осознающим необычайное чистое состояние бытия, тотальное осознание, то, что можно назвать божественным состоянием. В этом состоянии конечное погружается в бесконечное. Это самадхи, беспредельная цель йогина


Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме

Когда дыхание устойчиво» устойчив и ум, неустойчиво дыхание -  неустойчив ум. Следовательно, следует контролировать дыхание.

 Хатха-Йога Прадипика, гл. 112.

1. Говорят, что у дерева жизни корни находятся вверху, а ветви     - внизу, так же и у человека,     - его нервная система пускает свои корни в мозгу  Спинной мозг       это ствол, спускающийся через позвоночник, а нервы отходят от головного мозга в спинной мозг и разветвляются по всему телу.

2. Искусство сидения в пранаяме детально объясняется в гл. II, в которой описывается ментальная подготовка, необходимая садхаке для практики пранаямы.

3 Артерии, вены и нервы   - это каналы (нади), служащие для циркуляции и распространения энергии по всему телу. Тело тре нировано практикой асан, которые сохраняют каналы свободны ми от препятствий потоку праны. Энергия не излучается во все тело, если нади засорены. Если нервы не в должном порядке, невозможно сохранить устойчивость, если не достигнута устойчивость, практика пранаямы невозможна. Если нади потревожены, истинная природа человека и сущность вещей не могут быть постигнуты

4. Практика асан укрепляет нервную систему, а практика ша-васаны успокаивает взволнованные нервы. Когда нервы сильно расстроены, то же происходит и с умом. Когда нервы напряжены, напряжен и ум Пока ум не расслаблен, молчалив и восприимчив, практика пранаямы невозможна.

5. В поисках спокойствия современный мир стал интересоваться благами, которые дают медитация и древнее искусство пра наямы   Обе дисциплины сперва пленяют, завораживают, но по прошествии времени оказывается, что они не только очень трудны в изучении, но и очень утомительны и требуют постоянного повторения, так как прогресс происходит очень медленно. С другой стороны, практика асан привлекает и впитывает все внимание, так как разум сосредоточен и занят в контроле различных частей тела. Это но рождает радостное чувство. В пранаяме внимание вначале сосредоточено на двух ноздрях, синусовых проходах, грудной клетке, позвоночнике и диафрагме. Таким образом, разум не может быть отвлечен к другим частям тела. Следовательно, пранаяма не может стать всепоглощающей, пока ум и тело учатся воспринимать поток дыхания; месяцы или годы могут пройти без большого прогресса; однако искренними, непоколебимыми усилиями и упорством ум садхаки становится восприимчивым к регулируемому потоку дыхания. Затем он начинает испытывать аромат и красоту пранаямы, и спустя годы практики, он сможет по достоинству оценить ее тонкость.