ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2024
Просмотров: 518
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Introduction by Yehudi Menuhin
Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?
Глава 4. Пранаяма и дыхательная система
Почему существует так много пранаям?
Нади, начинающиеся с точки под пупком
Глава 8. Препятствия и способы их преодоления
Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения
Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть
Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме
Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)
Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)
Глава 16. Классификация Садхак
Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?
Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма
Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма
Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)
Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос
Расположение элементов следующее:
Искусство расположения пальцев
Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма
Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати
Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма
Результаты Ступеней IlIa и iii6
Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма
Результаты Сурья Бхедана Пранаямы
Глава 28. Нади Садхана Пранаяма
Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)
Глава 30. Шавасана (Релаксация)
Первый (подготовительный) курс.
а) Станьте в тадасану (фот. 25).
б) Поставьте ноги примерно на ширину фута.
в) Слегка наклонитесь вперед, согнув при этом колени, растопырьте пальцы рук и захватите ими середины бедер,
г) Слегка согните руки в локтях и опустите подбородок насколько возможно в джаландхара бандху,
д) Глубоко вдохните и затем быстро выдохните, так, чтобы воздух вытолкнулся из легких со большой скоростью.
е) Задержите дыхание, не вдыхая. Подтяните всю абдоминальную область назад, к позвоночнику, и яыншмите ее вверх (фот 66) При выполнении уддийяны трудна я клетка ни в коем случае не должна быть впалой
ж) Поднимите поясничный и спинной отделы позвоночника вперед и вверх. Сожмите абдоминальные органы к позвоночнику и надавите ими на него.
з) Сохраняйте абдоминальное сжатие, поднимите руки от бедер и расположите их немного выше, по краям тазовых костей для более сильного сокращения.
и) Выпрямите спину, не ослабляя при этом абдоминальное сжатие и не поднимая подбородок (фот. 67),
к) Сохраняйте сжатие насколько возможно долго, от десяти до пятнадцати секунд Не пытайтесь держать его дольше, чем можете, а постоянно увеличивайте время по мере того, как это становится комфортным
л) Сначала расслабьте абдоминальные мышцы, не двигая при этом подбородком и головой. Если они будут двигаться, то вы сразу ощутите напряжение в области сердца и висков.
м) Позвольте брюшной полости вернуться в нормальное положение. Затем медленно вдохните (фот. 68).
н) Не выдыхайте во время процессов, описанных в пунктах е)-л)
о) Сделайте несколько дыханий, затем повторите цикл от а) до л), не больше, чем шесть-восемь раз подряд. Увеличивайте продолжительность сжатия или количество циклов по мере возрастания ваших возможностей или делайте это под личным присмотром опытного учителя или гуру,
п) Циклы следует выполнять только один раз в день.
Фото 66 Фото 67 Фото 68 Фото 69 |
р) Когда в практике уддийяны достигнута прочность, постепенно вводите ее в разные виды пранаямы, всегда задерживая дыхание после выдоха (бахья кумбхака).
Примечание
I Практикуйте только на пустой желудок.
II. Не сжимайте абдоминальную полость, пока не будет вытолкнут воздух.
III. Если ощущается напряжение в висках или затруднено поступление воздуха, это означает, что уддийяна выполняется уже за пределом возможностей.
IV Никогда не вдыхайте до тех пор пока не будет ослаблено сжатие уддийяны и абдоминальные органы не вернутся в свое исходное расслабленное состояние.
V Не сокращайте легкие в то время, когда абдоминальные органы сжаты
Результаты
Говорят, что посредством уддийяна бандхи великую птицу прану вынуждают взлететь через сушумну, главный канал нервной энергии, который расположен внутри позвоночного столба (меру-данды). Это - лучшая из бандх, и тот, кто постоянно практикует ее, как учит гуру, снова становится молодым. Ее называют львом, убивающим слона, имя которому - - смерть. Ее следует выполнять только во время интервала между полным выдохом и следующим вдохом Она упражняет диафрагму и абдоминальные органы Поднятие диафрагмы мягко массирует мышиы сердца, таким образом тонизируя их Так же и уддийяна тонизирует абдоминальные органы, усиливает желудочный огонь и уничтожает токсины в пищеварительном тракте. Поэтому ее еще называют шакти чала-на пранаяма.
Мула Вандха
Мула означает корень, начало, источник или причину, базис, основание. Это относится к основной области между анусом и гениталиями Сократите мышцы этой области и поднимите их вертикально по направлению к пупку. Одновременно нижнюю переднюю часть абдоминальной области ниже пупка подтяните назад и вверх к позвоночнику. Нисходящий поток апапа вайю изменяется, его вынуждают течь вверх, чтобы соединиться с прана вайю, пребывающим в области грудной клетки.
Мула бандху следует вначале практиковать с внутренней задержкой после вдоха (антара кумбхака). Существует различие между абдоминальным сжатием в уддийяна и мула бандхе. В уддийяна бандхе вся область от ануса до диафрагмы подтягивается назад к позвоночнику и поднимается. В мула бандхе же только промежность и нижняя абдоминальная область между анусом и пупком сокращаются, оттягиваются назад к позвоночнику и поднимаются вверх к диафрагме (фот 69).
Практика сокращения анального сфинктера (ашвини мудра) помогает овладеть мула бандхои. А шва означает лошадь. Эта мудра называется так потому, что напоминает оправление малой нужды лошадью. Ее следует освоить при выполнении различных асан, особенно тадасаны, сиршасаны, сарвангасаны, урдхвадхану-расаны, устрасаны и пашимоттанасаны (см. «Взгляд на Йогу»).
Существует серьезная опасность при самостоятельном изучении уддийяна и мула бандх. Неверное выполнение уддийяны вызывает непроизвольное излияние семени и потерю жизненности, а неправильное выполнение мула бандхи серьезно ослабляет практикующего, что ведет к утрате мужества. Даже правильное выполнение мула бандхи таит в себе опасность. Оно повышает сексуальную удерживающую мощь, которой практикующий имеет соблазн злоупотребить. Если он уступит этому соблазну, все его дремлющие желания могут проснуться и стать смертельными, подобно спящей змее, потревоженной палкой. Овладев тремя бан-дхами, йогин находится на перепутье своей судьбы, одна дорога которого ведет к бхаге (наслаждению мирскими удовольствиями), а другая к йоге, или союзу с Высшей Душой. Йогин, однако, чувствует большее влечение к своему Творцу. Обычно чувства открыты вовне и привлечены объектами, следуя путем бхаги. Если изменить направление, так, что они обратятся вовнутрь, то они последуют по пути йоги Чувства йогина обращены вовнутрь для встречи с Источником всего Творения. Это происходит, когда ищущий овладел гремя бандхами, при этом руководство гуру наиболее существенно, гак как под надлежащим руководством эта возрастающая мощь направляется к высшим и более благородным стремлениям.
Тогда практикующий становится человеком, давшим обет безбрачия (урдхваретас).
Овладев сексуальной потребностью естественно, без насилия, он перестает растрачивать свою мощь Он полностью сохраняет потенцию, но н то же время он - хозяин самого себя (бхава вай-раги) Затем он достигает моральной и духовной мощи, которая освещает путь вперед, подобно солнцу
Практикуя мула бандху, йогин пытается достичь истинного источника, или мула всего творения. Его цель - полное обуздание или бандха читты, включающей в себя ум (манас), разум (буддхи) и эго (ахамкара).
Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)
1. Вдох (пурака) - это поглощение космической энергии индивидуумом для его роста и прогресса. Это путь действия (правритти марга). Это - - Бесконечное, сливающееся с конечным. Оно впитывается с дыханием жизни так же осторожно и мягко, как аромат цветка вдыхается и распространяется по всему телу.
2 При выполнении асан ум и дыхание садхаки подобны уму и дыханию восторженного ребенка, всегда готового изобретать, творить и показывать свое умение, в то время как в пранаяме дыхание подобно грудному ребенку, требующему особого внимания и заботы матери. Как мать любит своего ребенка и посвящает свою жизнь его благополучию, так и сознание должно лелеять дыхание.
3. Чтобы познать это искусство, важно знать его методологию, знать, что верно, а что неверно, что тонко, а что грубо Затем только садхака можеч испытать сущность пранаямы. Полезно будет заметить, что взаимоотношения между сознанием (чит-та) и дыханием (прана) должны быть подобны взаимоотношениям между матерью и ребенком. Но перед тем как это может произойти, легкие, диафрагма и межреберные мышцы должны быть натренированы и дисциплинированы асанами, таким образом, чтобы дыхание было ритмичным.
4. Действие сознания в процессе дыхания подобно действию матери, полностью поглощенной наблюдением за играющим ребенком. Хотя и пассивная внешне, она бдительна; ежеминутно наблюдая за ним, она остается полностью расслабленной.
5 Когда мать впервые посылает ребенка в школу, она сопровождает его, держа за руку и направляя его путь, подчеркивая важность дружественных отношений с будущими школьными товарищами, а также важность изучения школьных предметов. Она полностью растворяет свою личность в заботе о ребенке, пока он не привыкнет к школьной жизни
Так же и сознание должно трансформироваться в такой же поток, как и поток дыхания, следуя ему подобно матери и приводя его к ритмичности.
6. Мать учит ребенка ходить и осторожно переходить улицы. Таким же образом сознание должно руководить потоком дыхания через дыхательные проходы для абсорбции живыми клетками. По мере того как ребенок приобретает уверенность и приспосабливается к школе, мать покидает его, когда он входит в школьные ворота. Подобно этому, когда дыхание движется с ритмической точностью, чипа наблюдает его движения и объединяет его с телом и Самостью.