Файл: Айенгар пранаяма дипика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 316

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Introduction by Yehudi Menuhin

Дар моего Гуруджи

Введение Иегуди Минухина

Предисловие

Вводная часть

Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?

Глава 2. Ступени Йоги

Цели в жизни (Пурушартхас)

Пранаяма

Пратьяхара

Дхарана, Дхьяна и Самадхи

Глава 3. Прана и Пранаяма

Читта и Прана

Пранаяма

Глава 4. Пранаяма и дыхательная система

Почему существует так много пранаям?

Четыре ступени Пранаямы

Грудная клетка

Легкие и Бронхиальное Дерево

Грудина

Глава 5. Нади и Чакры

Нади, начинающиеся с точки под пупком

Нади, начинающиеся в сердце

Дхамани и Сира

Нади и циркуляция

Кундалини

Глава 6. Гуру и Шисья

Глава 7. Пища

Глава 8. Препятствия и способы их преодоления

Глава 9. Эффекты Пранаямы

Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения

Характеристики пригодности

Место для занятий

Чистоплотность

Позвоночник

Ноги и плечи

Глаза и уши

Пранаяма для женщин

Примечание

Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть

Туловище

Три важнейшие области

Кожа туловища

Невозможность сидеть на полу

Онемение ног

Руки и плечи

Голова и горло

Глаза и уши

Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме

Глава 13. Мудры и Бандхи

Джаландхара бандха

Техника

Результаты

Примечание

Уддийяна Бандха

Техника

Примечание

Результаты

Мула Вандха

Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)

Техника Вдоха (Пурака)

Техника Выдоха (Речака)

Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)

Техника Антара Кумбхаки

Техника Бахья Кумбхаки

Глава 16. Классификация Садхак

Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?

Глава 18. Вритти Пранаяма

Самавритти Пранаяма

Висамавритти Пранаяма

Примечание

Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма

Примечания

Ступень I

Техника

Результаты

Ступень II

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Ступень VII

Техника

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Примечание

Результаты

Ступень X

Техника

Примечание

Результаты

Ступень XI

Техника

Результаты

СтупеньХм

Техника

Результаты

Ступень XIII

Техника

Глава 20. Вилома Пранаялла

Ступень I

Техника

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты

Ступень V

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Результаты

Ступень VII

Техника

Результаты

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Результаты

Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма

Техника

Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)

Примечание

Результаты

Мурчха Пранаяма

Плавини Пранаяма

Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос

Расположение элементов следующее:

Искусство расположения пальцев

Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма

Ступень I

Техника

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Капалабхати пранаяма

Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати

Примечания и предупреждения

Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма

Ситали Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ситкари пранаяма

Техника

Воздействия

Ситкари

Глава 25. Анулома Пранаяма

Ступень la

Техника

Воздействия

Ступень Ib

Техника

Воздействия

Ступень iIа

Техника

Воздействия

Ступень iIb

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Результаты

Ступень iiIb

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Результаты

Ступень iVb

Техника

Результаты

Глава 26. Пратилолла Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты Ступеней iIа и ii6

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIb

Техника

Результаты Ступеней IlIa и iii6

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты Ступеней iVa и iVб

Примечание

Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты Сурья Бхедана Пранаямы

Глава 28. Нади Садхана Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIб

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты

Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)

Сабиджа или Сагарбха дхьяна

Техника

Регулирование положения тела

Глаза и уши

Примечания

Результаты медитации

Глава 30. Шавасана (Релаксация)

Ступени Сознания

Техника

Время и Место

Регулирование положения тела

Туловище

Неосознаваемые Напряжения

Снятие Напряжения

Чувства

Дыхание

Особые предостережения

Приложение Курсы Пранаямы

Первый (подготовительный) курс.

Второй (начальный) курс.

Третий (промежуточный) курс.

Б. К. С. Айснгар

Четвертый (продвинутый) курс

Пятый (высокоинтенсивный) курс

Недельная практика

Глоссарий

Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос

1.  Нос представляет собой конусообразную камеру, поддерживаемую костью и хрящом, сверху покрытую кожей, а изнутри - слизистой оболочкой, ноздри же поддерживаются и отделяются друг от друга перегородкой. Внутренняя поверхность ноздрей неровная и соединена маленькими отверстиями с черепными пазухами.

2. Воздух, попадающий в ноздри, фильтруется и проходит по дыхательным путям вниз в легкие. Воздушный поток слегка замедляется, когда воздух попадает в более широкие проходы, расположенные в носу выше, на полпути. Стороны носовой полости в черепе разделены тремя завитыми и пористыми костями, называемыми носовыми раковинами. Похожие по форме на птичьи крылья, они заставляют воздушный поток двигаться по спирали гак, что он чистит слизистую оболочку, выстилающую полость носа сложным образом. Надавливание большим пальцем или двумя пальцами на нос расширяет или сужает носовые проходы. Это помогает контролировать форму, направление и силу воздушного потока. Тщательное внимание, требуемое для контролирования этого потока, развивает внутреннюю осознанность. Эта осознанность увеличивается также, когда садхака учится слушать тонкие вибрации,  порожденные воздушным потоком.  Следовательно, слух играет важную роль в пранаяме.

3. Воздушные потоки также влияют на органы обоняния посредством решетчатой кости (os ethmoidale), расположенной в основании черепа. Эта кость испещрена отверстиями, предназначенными для волокон обонятельного нерва, который стимулирует лимбическую систему мозга, связанную с трансформацией восприятия в ощущении.

4. Вдыхаемый воздух циркулирует в пространстве возле слизистой оболочки. Если слизистая не функционирует надлежащим образом, дыхание становится напряженным и неправильным. Слизистая оболочка может быть перегружена изменениями в атмосфере, или ее секреция подвергается воздействиям различных факторов — табака, дыма, инфекции, эмоциональных состояний и т. п., поток воздуха периодически отклоняется от одной ноздри к другой из-за изменений в циркуляции крови, а также из-за травмы, болезни или холода. Такие изменения влияют на форму и размер носа, ноздрей и носовых проходов.

5. Мышцы, прикрепленные к хрящу, принимают участие в расширении и сжатии ноздрей. Будучи составной частью мышечной системы лица, связанной с губами и бровями, они могут выражать эмоциональное состояние, например, гнев, отвращение или страх, и обнаруживают внутреннюю личность.


6. Согласно Шива Свародайя (siva svarodaya), йогическому тексту, в носу собраны вместе пять основных элементов: земля (пригхви), вода (апас), свет (теджас), воздух (вайю) и эфир (ака-ша) (фот. 109). В пранаяме поток жизненной энергии (прана), находящийся в воздухе, приводит в соприкосновение эти элементы, когда он проходит над или через их местоположение и влияет на поведение практикующего. Их местоположение или области смещаются приблизительно каждые несколько минут. Например, когда поток воздуха прочищает местоположение земли в правой ноздре, он прочищает и местоположение воды в левой ноздре

Расположение элементов следующее:

Правая ноздря

Левая ноздря

Земля

Вода

Огонь

Воздух

Эфир

Вода

Огонь

Воздух

Эфир

Земля

Смещение положений осуществляется постепенно. Необходима многолетняя практика, чтобы локализовать и разграничить местоположения или области пята элементов или энергий, узнать, когда и где воздух соприкасается с каждой ноздрей. Однако под руководством сведущего учителя локализация вышеупомянутых областей может занять меньше времени. Точное расположение на носу большого, безымянного пальцев и мизинца правой руки может заставить поток воздуха двигаться одновременно в одинаковые участки обеих ноздрей, порождая тем самым ясность в мозгу и устойчивость в уме. Ниже объясняется, что лучшее, идеальное время для медитации (дхьяна) наступает тогда, когда дыхание течет в центральную часть обеих ноздрей - местоположение элемента эфира,


Искусство расположения пальцев

Фото 109

7. Тренировку, необходимую садхаке для выполнения прана-ямы, можно сравнить с овладением музыкальным искусством. Кришна, божественный пастух, очаровал гопи и завоевал их сердца игрой на флейте, умело обращаясь с ней и порождая мир мистических звуков. В своей практике Пранаямы садхака подчиняет и побеждает свои чувства игрой на своих ноздрях, чутко и осторожно манипулируя пальцами и таким образом управляя дыханием, будто играя на флейте.

Фото 110 Фото 111

В духовых инструментах довольно много отверстий, в носу же их только два, поэтому от садхаки требуется большее, чем от флейтиста мастерство чтобы управлять бесконечно тонкими и нежными интонациями и оттенками своего дыхания. Хороший музыкант изучает строение, форму, составные части и другие характеристики своего инструмента, а также атмосферные изменения, влияющие на него. Постоянным упражнением пальцев он достигает их виртуозности в таких движениях, в то время как его ухо улавливает малейшие отклонения звука, и он учится координировать искусность пальцев со слухом. Только после этого он может начать овладевать мелодией-ладом, высотой звука, резонансом и ритмом,

Садхака также изучает форму и строение ноздрей, структуру наружной кожи, специфические особенности своего носа, такие как ширина носовых проходов, отклонение перегородки и т. п., а также атмосферные явления, влияющие на качество кожи и сухость носовых проходов или что-либо иное. Он регулярно практикует движения запястий и пальцев до тех пор, пока не овладеет ими и не станет способным к их усовершенствованию. Он выверяет расположение кончиков пальцев на коже носа, покрывающей места расположения пяти элементов (земли, воды, огня, воздуха и эфира) в ноздрях. Эти пять местоположений работают как клапаны духового инструмента. Они регулируют поток, ритм и резонанс дыхания посредством сужения или расширения носовых проходов в этих точках осторожным и чутким нажатием пальцев и внимательным вслушиванием в звук дыхания, который садхака модулирует и корректирует.


Стражи святилища храма (дварапала) регулируют поток паломников, а пальцы — силу и ток дыхания, и сужением носовых проходов отфильтровывают воздушные примеси во время дыхания,

Благодаря регулируемому вдоху через суженные носовые проходы, легкие получают больше времени на всасывание кислорода, а в регулируемом выдохе неиспользованный кислород всасывается повторно, а отработанная материя выбрасывается.

Сужением носовых проходов посредством пальцевого контроля садхака развивает большую восприимчивость и осознанность действий. Практикуя удджайи и вилома пранаямы, садхака углубляет свое знание пранаямы, а его тело извлекает практические знания из того, что он испытал

В практике Пранаямы при помощи пальцевого контроля он объединяет теоретические и практические знания. Эта координация воспламеняет его знание, пока оно не запылает огнем разума, который полон решимости и энергии (вьявасайятмика буддхи -vyavasayatmika buddhi).

8. Пранаяму можно разделить на две крупные категории:

а) отсутствует пальцевой контроль ноздрей;

б) большой палец и два пальца правой руки используются для регулирования потока дыхания через нос. Это называется праная-ма, контролируемая пальцами. Кроме того, эта пранаяма подразделяется на два вида:

1)  Вдох и выдох выполняется через обе ноздри, частично зажимаемые, с целью освоить использование давления и баланса большого и других пальцев для получения равномерного потока дыхания через обе ноздри (фот. 110).

2) Одна ноздря заблокирована кончиками пальцев, и дыхание вынуждено течь через ноздрю, на которой располагается большой палец, и наоборот. Например, если дыхание проходит через правую сторону, безымянный палец и мизинец должны закрывать левую ноздрю, не нарушая положения носовой перегородки (фот. 111), и наоборот (фот, 112). Следует обратить внимание на то, что дыхание не должно течь через закрытую ноздрю.

В первой категории пранаям (а) в выполнение вовлечено только физическое тело. Вторая категория (6) это более продвинутые пранаямы, в которых дыхательный проход регулируется при помощи рук мастерством и тонким и чутким контролем пальцев.

9. В древней Индии, старейшей из цивилизаций, благоприятные и ритуальные церемонии выполнялись правой рукой. Все действия и церемонии, выполняемые левой рукой, считались зловещими, дурными. Следовательно, левой рукой можно пользоваться лишь в том случае, если правая рука или кисть не могут действовать (фот  113).


10. Йогические тексты, подобные Гхеранда Самхита, рекомендуют использовать большой, безымянный пальцы и мизинец правой руки, не указывая их правильное расположение (фот. 114). Они подчеркивают, что указательный и средний пальцы не следует использовать. Если используются указательный и средний пальцы, то предплечье и запястье испытывают напряжение и тяжесть (фот. 115). Кроме того, правильное и точное давление не может быть приложено к ноздрям до тех пор пока нос оттягивает пальцы вниз и точность в пранаяме утрачивается. Аналогично, расположение указательного и среднего пальцев в центре лба (фот, 116) или вытянув их в сторону (фот. 117) будет вызывать различия в давления большого и безымянного пальцев и мизинца, которые в свою очередь вызывают неравномерные искривления пальцев и неправильный поток дыхания

         Фото 112                                             Фото 113                  Фото 114

Фото 115               Фото 116

11. Если указательный и средний пальцы согнуты к углублению ладони, большой палец покоится на правой стороне носа (фот. 118), безымянный палец и мизинец - - на левой (фот. 119), а запястье расположено по центру (фот. 120), это дает возможность большому, безымянному пальцам и мизинцу двигаться в каждую сторону плавно и свободно, в то время как ладонь уравновешена.

12. Принимая сидячую позу для практики Пранаямы, выполняемой с помощью пальцев или рук, следите за тем, чтобы плечи были расположены на одном уровне и были параллельны полу, а подбородок находился в межключичной ямке (фот. 57).

13. Расположив левую руку на левом колене, согните правую руку в локте, не напрягая бицепс, предплечье и запястье (фот. 121 и 122) Для контроля ширины носовых проходов необходимы устойчивость, умение и чувствительность, но не усилие и напряжение