Файл: Айенгар пранаяма дипика.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2024

Просмотров: 291

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Introduction by Yehudi Menuhin

Дар моего Гуруджи

Введение Иегуди Минухина

Предисловие

Вводная часть

Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?

Глава 2. Ступени Йоги

Цели в жизни (Пурушартхас)

Пранаяма

Пратьяхара

Дхарана, Дхьяна и Самадхи

Глава 3. Прана и Пранаяма

Читта и Прана

Пранаяма

Глава 4. Пранаяма и дыхательная система

Почему существует так много пранаям?

Четыре ступени Пранаямы

Грудная клетка

Легкие и Бронхиальное Дерево

Грудина

Глава 5. Нади и Чакры

Нади, начинающиеся с точки под пупком

Нади, начинающиеся в сердце

Дхамани и Сира

Нади и циркуляция

Кундалини

Глава 6. Гуру и Шисья

Глава 7. Пища

Глава 8. Препятствия и способы их преодоления

Глава 9. Эффекты Пранаямы

Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения

Характеристики пригодности

Место для занятий

Чистоплотность

Позвоночник

Ноги и плечи

Глаза и уши

Пранаяма для женщин

Примечание

Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть

Туловище

Три важнейшие области

Кожа туловища

Невозможность сидеть на полу

Онемение ног

Руки и плечи

Голова и горло

Глаза и уши

Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме

Глава 13. Мудры и Бандхи

Джаландхара бандха

Техника

Результаты

Примечание

Уддийяна Бандха

Техника

Примечание

Результаты

Мула Вандха

Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)

Техника Вдоха (Пурака)

Техника Выдоха (Речака)

Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)

Техника Антара Кумбхаки

Техника Бахья Кумбхаки

Глава 16. Классификация Садхак

Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?

Глава 18. Вритти Пранаяма

Самавритти Пранаяма

Висамавритти Пранаяма

Примечание

Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма

Примечания

Ступень I

Техника

Результаты

Ступень II

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Ступень VII

Техника

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Примечание

Результаты

Ступень X

Техника

Примечание

Результаты

Ступень XI

Техника

Результаты

СтупеньХм

Техника

Результаты

Ступень XIII

Техника

Глава 20. Вилома Пранаялла

Ступень I

Техника

Техника

Результаты

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты

Ступень V

Техника

Результаты

Ступень VI

Техника

Результаты

Ступень VII

Техника

Результаты

Ступень VIII

Техника

Результаты

Ступень IX

Техника

Результаты

Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма

Техника

Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)

Примечание

Результаты

Мурчха Пранаяма

Плавини Пранаяма

Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос

Расположение элементов следующее:

Искусство расположения пальцев

Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма

Ступень I

Техника

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Капалабхати пранаяма

Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати

Примечания и предупреждения

Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма

Ситали Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ситкари пранаяма

Техника

Воздействия

Ситкари

Глава 25. Анулома Пранаяма

Ступень la

Техника

Воздействия

Ступень Ib

Техника

Воздействия

Ступень iIа

Техника

Воздействия

Ступень iIb

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Результаты

Ступень iiIb

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Результаты

Ступень iVb

Техника

Результаты

Глава 26. Пратилолла Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты Ступеней iIа и ii6

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIb

Техника

Результаты Ступеней IlIa и iii6

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты Ступеней iVa и iVб

Примечание

Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма

Ступень I

Техника

Ступень II

Техника

Ступень III

Техника

Ступень IV

Техника

Результаты Сурья Бхедана Пранаямы

Глава 28. Нади Садхана Пранаяма

Ступень la

Техника

Результаты

Ступень Iб

Техника

Результаты

Ступень iIа

Техника

Техника

Результаты

Ступень IlIa

Техника

Ступень iiIб

Техника

Результаты

Ступень iVa

Техника

Ступень iVб

Техника

Результаты

Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)

Сабиджа или Сагарбха дхьяна

Техника

Регулирование положения тела

Глаза и уши

Примечания

Результаты медитации

Глава 30. Шавасана (Релаксация)

Ступени Сознания

Техника

Время и Место

Регулирование положения тела

Туловище

Неосознаваемые Напряжения

Снятие Напряжения

Чувства

Дыхание

Особые предостережения

Приложение Курсы Пранаямы

Первый (подготовительный) курс.

Второй (начальный) курс.

Третий (промежуточный) курс.

Б. К. С. Айснгар

Четвертый (продвинутый) курс

Пятый (высокоинтенсивный) курс

Недельная практика

Глоссарий

14. Не позволяйте согнутой правой руке касаться грудной клетки (фот 123). Не зажимайте подмышки. Не позволяйте рукам давить на грудную клетку Плечи должны быть опущены, руки — пассивны и легки, за исключением кончиков большого и безымянного пальцев и мизинца (фот 120).

     Фото 117                Фото 118                             Фото 119                       Фото 120

15. Согните указательный и средний пальцы и расположите их кончики в углублении ладони (фот, 124). Это обеспечивает правильное положение кончиков безымянного пальца и мизинца напротив кончика большого пальца, создавая пространство между ними и большим пальцем. Это положение делает ладонь мягкой.

    Фото 121                 Фото 122          Фото 123

16. Индивидуальная ширина кончиков мизинца и безымянного пальца гораздо меньшая, чем у большого пальца   Чтобы уравнять их, согните два пальца навстречу большому, соедините их кончики, сохраняя пространство между суставами (фот. 125), Если это трудно сделать, расположите между суставами округлый предмет, например, пробку, шириной около полудюйма (фот. 126).

Таким образом пальцы будут привыкать к новому положению. Центр большого пальца должен находиться напротив соединенных концов двух пальцев (фот. 127). Обычно кожа кончика большого пальца жестче и толще, чем у других Поэтому большим пальцем следует надавливать легче, чем другими, с тем чтобы нажатие было мягким,

      Фото 124          Фото 125                          Фото 126              Фото 127


17. Поднимите правое запястье так» чтобы кончики большого, безымянного пальцев и мизинца были напротив носа, передняя сторона запястья не должна касаться подбородка, кончики большого, безымянного пальцев и мизинца расположите горизонтально напротив ноздрей (фот 128),

        Фото 128                      Фото 129                      Фото 130                           Фото 131

18. Между костью я хрящом расположены очень маленькие бороздки перевернутой V-образной формы Кожа под этими бороздками образует впадину. Кончики пальцев имеют выпуклую форму Итак, расположите большой палец и два других в этих впадинах равномерно, как показано на фот. 129- Сохраняйте стенки носа параллельными перегородке, используя для этого надавливание верхними и нижними уголками пальцев на протяжении всей практики Пранаямы» Никогда не держите пальцы на ноздрях, как показано на фот. 130, а мягко поверните кончики пальцев к основанию носа, по направлению к ноздрям, чтобы ощущать течение дыхания (фот. 131 и 132). Закройте частично проходы обеих ноздрей так, чтобы поток дыхания распределялся равномерно в каждую (фот. НО). Если пальцы неустойчивы, поток дыхания становится неравномерным, порождая напряжение нервной системы и тяжесть в клетках мозга. Правильное расположение кончиков пальцев необходимо для того, чтобы расширить или сужать носовые проходы от момента к моменту в соответствии с движением дыхания, а также в зависимости от индивидуальных потребностей. Расширение или сужение носовых проходов при помощи контроля пальцами можно сравнить с хорошей регулировкой отверстия ирисовой диафрагмы линз фотоаппарата для правильной экспозиции цветной пленки Если отверстие установлено неточно, то цвета в результате будут переданы неправильно Аналогично, если отверстия носовых проходов не отрегулированы с точностью, результат пранаямы будет искажен. Правильное регулирование носовых проходов контролирует поток дыхания от внешней, измеримой области ноздрей к неизмеримой глубине внутри.

19. В регулируемой пальцами пранаяме большой палец и противостоящие ему безымянный и мизинец правой руки действуют подобно паре кронциркулей (фот. 127). Контроль осуществляется кончиками пальцев: большого- на правой ноздре, безымянного и мизинца - на левой. Эти три пальца используются в практике Пранаямы для достижения наилучших результатов.


20. Обычно кожа носа мягче, чем кожа на кончиках пальцев. Когда пальцы расположены на носу, их кончики напряжены сильнее. Чтобы ослабить напряжение, левой рукой оттяните назад кожу пальцев правой руки, от кончиков к суставам (фот. 133 и 134) Следите, чтобы кожа ноздрей и кончиков пальцев была одинаково мягкой Это делает слизистую оболочку пассивной и восприимчивой Тогда входящий и исходящий токи дыхания движутся плавно, мягко и правильной формой, проходя слизистую. Такая восприимчивость слизистой обоЯочки помогает пальцам, участвующим в пранаяме, постигать, чувствовать, проверять, регулировать и продлевать поток дыхания и его продолжительность. Для плавного и мягкого прохождение воздуха через слизистую оболочку пальцы на коже носа необходимо расположить точно и использовать их чувствительность.

21. Чем мягче и чувствительней кожа кончиков пальцев, тем более тщательным может быть контроль дыхания. Носовые проходы в каждой ноздре расширяются или сужаются очень легким и чутким надавливанием, чтобы регулировать поток дыхания и тонкие виды энергии, связанные с ним.

    Фото 132                               Фото 133               Фото 134

22. Не защемляйте и не раздражайте нос (фот. 135), не нарушайте положение носовой перегородки (фот. 136) Это не только нарушает поток дыхания через ноздри, но также заставляет подбородок склоняться к ущемленной стороне. Не делайте пальцами резких движений. Они должны быть чуткими и в то же время достаточно подвижными, чтобы правильно отрегулировать расширение или сужение носовых проходов.

23. Когда в слизистой ощущается сухость или раздражение, ослабьте нажатие пальцев, не теряя контакта, который способствует току крови. Это сохранит кожу носа и кончиков пальцев свежими, чистыми и восприимчивыми. Иногда, если кожа влажная, можно оттянуть вниз левой рукой наружную кожу носа (фот. 137 и 138)

24. Следите, чтобы подбородок не двигался вправо, когда вы поднимаете руку к ноздрям

    Фото 135               Фото 136                  Фото 137                        Фото 138


25. У людей, использующих в праеаяме правую руку, подбородок и голова имеют тенденцию склоняться вправо, когда давление пальцами сменяется с левой стороны на правую. Те же, кто использует левую руку, могут отклонять подбородок и голову влево. Научитесь сохранять середину подбородка на одной линии с серединой грудины

26. Во время вдоха ноток воздуха через слизистую оболочку носа вверх, а во время выдоха вниз. Бессознательно пальцы следуют за дыханием. Верните их в нормальное положение, подвинув пальцы против потока воздуха,

27. В пранаяме дыхание входит в нос в центральной части, по бокам носовой перегородки, проскальзывая без усилий мимо нее, и затем движется вниз, в легкие Выходит дыхание по наружному краю ноздрей возле щек, Используйте кончики пальцев различно для вдоха и выдоха

28. Разделите кончики пальцев на две области: наружную, среднюю и внутреннюю (фот, 139)  Во-время вдоха наружная область используется для контроля входящего дыхания, средняя для стабилизации, и внутренняя       для направления дыхания в бронхи.

Фото 139

29. При вдохе верхняя (внутренняя) часть кончика пальца оказывает легкое надавливание с целью сузить проход в основании носа. Действия пальцев можно сравнить с водой, отводимой из резервуара на близлежащие поля. Воздух действует, как резервуар, кончики пальцев       как ворота шлюзов, через которые вода устремляется в ирригационные каналы       бронхи. Поток контролируется воротами шлюзов, которые усмиряют мощь потока и контролируют уровень воды в канале. Каналы разветвляются на ирригационные канавы, по которым вода поступает на поля и питает урожай Бронхи разветвляются на бронхеолы, чтобы донести вдыхаемый воздух в самые отдаленные утолки альвеол.

30. При выдохе внутренняя часть кончиков пальцев используется для контроля, средняя — для стабилизации и ослабления силы дыхания, а наружная часть       для направления дыхания. Если при выдохе узкие (внутренние) области кончиков пальцев используются так же, как и при вдохе, то результатом будет ощущение удушья. Ослабьте нажатие внутренними областями кончиков пальцев, а наружные части напрягите я сделайте их устойчивыми   Это сделает исходящий ток дыхания плавным   Выдох можно уподобить течению реки к морю. Поток дыхания из альвеол подобен бегу воды в горных источниках, которые растворяются в ручьях, бронхеолах Ручьи соединяются в притоки и, наконец, величественная река простирается в своей дельте, чтобы встретиться с морем Воздух в бронхиолах течет в бронхи и отсюда    - в носовую полость, дельту, чтобы встретиться с океаном атмосферы.


31. Если звук дыхания груб, или дыхание - - быстрое, причина этому    - слишком широкие носовые проходы. Поток воздуха становится более плавным, если сузить проходы. Если поток дыхания правильный и равномерный, то в кончиках пальцев ощущается мягкая вибрация. Прислушивайтесь к резонирующему звуку дыхания и улучшайте его Если звук не резонирующий, а грубый и жесткий, это указывает на то, что кончики пальцев расположены вертикально по отношению к ноздрям (фот. 130). Расположите их горизонтально.

32. Действуйте, сохраняя полное понимание того, что происходит между кончиками пальцев и слизистой оболочкой носа. Только прикосновение, равновесие и непрерывное надавливание кончиками пальцев, направляющее поток дыхания, могут привести к совершенству в пальцевой пранаяме.

         Фото 140                                  Фото 141                     Фото 142

33. Подобно тому как мягко мы вдыхаем тонкий аромат цветка, практикуйте нракаяму, как втягивание в себя аромата воздуха

34. Если вдох, дольше выдоха, это указывает на большую бло-кированностъ носовых проходов во время вдоха, чем во время выдоха Чтобы увеличить продолжительность выдоха, мягко уменьшите давление пальцами во время вдоха, но увеличьте время выдоха. Если же выдох больше вдоха, поступайте наоборот. По достижении равной продолжительности вдоха и выдоха в течение периода времени, сузьте носовые проходы, чтобы сделать дыхание глубоким и долгим и в то же время плавным и тонким. Слишком сильное давление или отсутствие его делает кончики пальцев нечувствительными   Необходимая чувствительность может быть достигнута только практикой и опытом.

35. Отметьте плавность и длительность первого вдоха и стремитесь сохранить её во время выдоха Первое дыхание - всегда определяющее. То же самое справедливо, когда вы увеличиваете продолжительность задержки и вообще во всей практике Правая мы, так как ритм и равновесие - - вот секрет йоги.

36. Мы бессознательно своим дыханием творим молитву «Со хам», «Он (Сах)     - Бессмертный Дух - - есть я (Ахам) в дыхании».

Вдох течет со звуком «Сах», а выдох — со звуком «Ахам». Эта неосознаваемая молитва (джапа) произносится без понимания ее значения (артха) и ощущения (бхвана). Когда практикуете права-яму, прислушивайтесь к этой молитве с пониманием и ощущением ее, тогда это осознание становится наданусандхана — nadanusandhana (нада — звук, анусандаана — поиск), в котором садха-ка растворяется в звуке своего дыхания. Это позволяет ему воспринимать входящее дыхание как эликсир жизни и благословение Господа, а исходящее дыхание — как сдачу себя Ему.