ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2024
Просмотров: 323
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Introduction by Yehudi Menuhin
Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?
Глава 4. Пранаяма и дыхательная система
Почему существует так много пранаям?
Нади, начинающиеся с точки под пупком
Глава 8. Препятствия и способы их преодоления
Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения
Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть
Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме
Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)
Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)
Глава 16. Классификация Садхак
Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?
Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма
Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма
Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)
Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос
Расположение элементов следующее:
Искусство расположения пальцев
Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма
Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати
Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма
Результаты Ступеней IlIa и iii6
Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма
Результаты Сурья Бхедана Пранаямы
Глава 28. Нади Садхана Пранаяма
Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)
Глава 30. Шавасана (Релаксация)
Первый (подготовительный) курс.
Ступени Сознания
Фото 151 Фото 152 Фото 153 Фото 154 Фото 155
Фото 156 Фото 157 Фото 158 |
8. Йога учит, что существуют четыре основных состояния сознания. Три нормальных состояния следующие: состояние глубокого сна, или духовного невежества (сушупти), сон со сновидениями, или вялость (свапна) и, наконец, состояние бдительности или осознанности (джагрита). Существуют и различные промежу точные состояния. Четвертое состояние (турья) имеет другое измерение, в котором садхака просветлен духовно Некоторые называют это состояние Вечным Сейчас, стоящим за пределами времени и пространства. Другие называют это душой, становящейся единой со своим Творцом. Это состояние можно испытать в совершенной шавасане, когда тело отдыхает как в глубоком сне, чувства как во сне со сновидениями, а интеллект бдителен и находится в состоянии осознания. Такое совершенство, однако, достигается редко. Затем садхака возрождается заново, или достигает освобождения (сиддха). Его душа поет слова Шанкарачарьи:
Я был, Я есть, Я буду, так зачем страшиться рождения и смерти?
Откуда муки голода и жажды?
У меня нет ни жизни, ни дыхания.
Я ни ум, ни эго, как могут иллюзии
или скорбь угнетать меня?
Я не более чем инструмент,
как могут действия связать или
развязать меня?
Техника
1. Необходимо описать во всех деталях технику практики шивасаны Однако новичков не должно смущать овладение деталями Когда впервые учатся водить машину, обычно ошибаются. Даже с помощью инструктора начинающий постепенно учится овладевать сложностями, до тех пор пока они не станут преодолеваться инстинктивно То же самое касается шавасаны, за исключением того, что работа человеческого организма гораздо более сложна, чем работа любой машины,
2. Шавасану трудно изучать, так как в ней участвуют покоящееся тело, чувства и ум, в то время как интеллект сохраняет алертность. Ищущий приближается к этому путем изучения различных аспектов своего бытия тела, чувств, ума, интеллекта и Самости Здесь недостаточно схоластического знания. Наиболее важна в овладении шавасаной правильная практика
3. Перед тем как приступить к практике, освободитесь от стесняющей одежды, поясов, очков, контактных линз, слуховых аппаратов и т.д.
Время и Место
Фото 159 Фото 160 Фото 161 |
4. Хотя шавасану можно выполнять в любое время, желательно это делать в спокойные часы. В больших городах и промыт ленных областях трудно рассчитывать на атмосферу, свободную от дыма, смога и химических загрязнений. Выберите чистое горизонтальное место, свободное от насекомых, шума и неприятных запахов. Не практикуйте на твердом полу, неподатливой поверхности или мягком матрасе, когда тело располагается неравномерно.
Регулирование положения тела
5. Шавасана представляет собой положение лежа, вытянувшись в длину на спине, на расстеленном на полу одеяле Обозначьте на нем прямую линию, чтобы правильно расположить тело (фот 151). Сядьте на проведенную линию, колени при этом обращены вверх, стопы вместе (фот. 152), Постепенно, позвонок за позвонком опускайте спину на линию, обозначенную на полу или одеяле Расположите тело, так чтобы середина спины находилась точно на прямой линии, проведенной на полу или одеяле (фот. 153 — 155).
6 Прижмите стопы к полу, поднимите бедра и крестцово-поясничную область и с помощью рук двигайте тело в направлении от поясницы вниз к ягодицам (фот. 156).
7 Сперва проверьте положение задней стороны тела. Затем -отрегулируйте положение головы, начиная с фронтальной части. Так делают потому, что после рождения задняя часть головы становится неровной, гак как дети наклоняют голову в одну сторону и поэтому одна сторона головы становится более сжатой, чем дру гая. Следовательно, важно установить положение головы спереди и отрегулировать его с задней части (фот. L57, 158). Затем вытяните полностью сначала одну ногу, а затем другую (См, фот. 47
49) Соедините обе пятки и колени Соединенные пятки, колени, промежность, центр копчш а, позвоночный столб и основание черепа должны располагаться точно на одной прямой (фот-159), Затем установите положение передней части тела, удерживая центр между бровями, переносицу, подбородок, грудину, пупок и центр лобковой кости на одной линии
Затем убедитесь в том, что тело, начиная с головы, лежит горизонтально, а оба уха, наружные углы глаз, губы и основание челюсти параллельны полу (фот, 160, 161) Наконец, вытяните и от регулируйте положение задней части шеи, так чтобы она располагалась на полу по центру (фот 162)
Фото 162 Фото 163 Фото 164 Фото 165 |
Туловище
9. Прижмите верхушку каждой лопатки к полу (фот- 163 и 164), Расправьте кожу верхушки грудной клетки от ключиц к лопаткам и отрегулируйте положение спины, так чтобы правильно расположиться на подстилке (фот. 165). Следите за тем, чтобы спинной и поясничный отделы позвоночника располагались равномерно с обеих сторон и ребра расширялись одинаково в обе стороны. Около девяноста девяти процентов людей не располагаются равномерно на обеих ягодицах, а преимущественно на одной из них Проведите линии между сосками, плавающими ребрами, (фот 160 и 161) и тазовыми костями и добейтесь того, чтобы они были параллельными полу,
Стопы
Фото 166
Фото 167 |
10. Держите стопы вместе и вытяните наружные края пяток (фот. 160); затем позвольте стопам равномерно опуститься наружу (фот 166) Большие пальцы должны ощущаться, как будто они невесомые, и при этом вы не должны испытывать напряжения (фот 167). Не следует прилагать усилие к тому чтобы мизинцы ног коснулись пола. Люди с негибкими ногами могут держать стопы даже в метре друг от друга, если это позволит ям удержать заднюю часть ног на полу (фот. 168), Сохраняйте задние наружные углы коленей в соприкосновении с полом. Если они не могут коснуться пола, подложите под них сложенное одеяло или полотенце (фот 85) Если ноги не могут расслабиться, расположите на бедрах какую-либо тяжесть (10-20 кг) (фот 169) Это снимет напряжение или тяжесть в мышцах и поможет расслабить ноги.
Руки
11. Располагайте руки на некотором расстоянии от тела, образовав угол от пятнадцати до двадцати градусов в области подмышек. Согните руки в локтях, коснувшись верхушек плеч пальцами (фот. 170), Вытяните трицепсы в задней части плеч и вытяните локти как можно дальше к стопам. Удерживайте наружные края плеч и локтей на полу (фот. 171). Не нарушайте положение локтей. Опустите предплечья Вытяните руки от запястий к суставам пальцев, ладони при этом обращены вверх (фот. 172 и 173). Сохраняй те пальцы пассивными и расслабленными, тыльная сторона средних пальцев до первого сустава касается пола. (фот. 174). Следите за тем, чтобы срединная плоскость рук, локтей, запястий и ладоней соприкасалась с полом. Если руки находятся близко к телу, и тело не расположено должным образом, ощущается тяжесть в руках или в мышцах задней части туловища, вытяните руки на уровне плеч (фот. 175). Ощущение лежания на полу должно быть таким, как будто тело приникло к Матери-Земле.
Неосознаваемые Напряжения
12. Выполняя упражнение, вы можете не отдавать себе отчета в том, что имеется некоторое напряжение в ладонях, пальцах, пятках (фот 176 и 177) Будьте внимательны и добейтесь устранения этих напряжений, если они имеют место, расслабив соответствующие участки
Снятие Напряжения
13. Сначала научитесь расслаблять заднюю часть тела от туловища до шеи, руки и ноги. Затем расслабьте переднюю часть тела от лобковой кости до горла, где собираются эмоциональные вибрации, а затем область от шеи до макушки. Таким образом учитесь расслаблять полностью все тело
14. Испытайте ощущение не-существования, или пустоты, в подмышечных впадинах, во внутренних паховых впадинах, диафрагме легких, спинных мышцах и брюшной полости После этого тело должно ощущаться как брошенная трость В правильно вы полненной шавасане вы почувствуете, будто ваша голова стала меньше
15. Научитесь добиваться того, чтобы ткани вашего тела «умолкали» перед тем как вы приступите к работе с умом. Грубое физическое тело (аннамайя коша) должно находиться под контролем, прежде чем садхака продолжит успокаивать более тонкое ментальное (маномайя коша) и интеллектуальное тело (виджня-намайя коши)
16. Полное спокойствие тела является первым требованием, и это также первый признак достижения духовного покоя Не может быть освобождения ума до тех пор пока не наступит ощущение покоя во всех частях тела Покой в теле взращивает покой в уме