ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2024
Просмотров: 293
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Introduction by Yehudi Menuhin
Часть первая Раздел I. Теория Пранаямы Глава 1. Что есть Йога?
Глава 4. Пранаяма и дыхательная система
Почему существует так много пранаям?
Нади, начинающиеся с точки под пупком
Глава 8. Препятствия и способы их преодоления
Раздел II. Искусство Пранаямы Глава 10. Краткие советы и предупреждения
Глава 11. Искусство сидения в Пранаяме Как нужно сидеть
Глава 12. Искусство подготовки ума к Пранаяме
Глава 14. Искусство вдоха (Пурака) и выдоха (Речака)
Глава 15. Искусство задержки дыхания (Куллбхака)
Глава 16. Классификация Садхак
Глава 17. Биджа Пранаяма Что такое Джапа?
Раздел III Техники Пранаямы Глава 19. Удджайи Пранаяма
Глава 21. Бхрамари, Мурчха и Плавини Пранаяма
Санмукхи мудра (фот. 105 и 106)
Глава 22» Пальцевая Пранаялла и искусство расположения пальцев на носу Нос
Расположение элементов следующее:
Искусство расположения пальцев
Глава 23. Бхастрика и Капалабхати Пранаяма Бхастрика Пранаяма
Воздействия выполнения Бхасгрики и Капалабхати
Глава 24. Ситали и Ситкари Пранаяма
Результаты Ступеней IlIa и iii6
Глава 27. Сурья Бхедана и Чандра Бхедана Пранаяма Сурья Бхедана Пранаяма
Результаты Сурья Бхедана Пранаямы
Глава 28. Нади Садхана Пранаяма
Часть Вторая Свобода и блаженство Глава 29. Дхьяна (Медитация)
Глава 30. Шавасана (Релаксация)
Первый (подготовительный) курс.
Чувства
17. Глаза. В шавасане садхака обращает свой взгляд вовнутрь и смотрит внутрь себя. Такая интроспекция подготавливает его к пратьяхаре, пятой из восьми ступеней Йоги, где чувства обращены внутрь, и он начинает свое путешествие к источнику своей самости, своему Атману
18. Глаза - - это окна мозга. Каждый глаз имеет веки, которые действуют как ставни Радужная оболочка, окружающая зрачок, служит автоматическим регулятором количества света, достигающего сетчатки Радужная оболочка автоматически реагирует на интеллектуальное состояние человека Закрывая веки, он может прекратить доступ всего внешнего и осознавать происходящее внутри Если он закрывает глаза слишком плотно, глаза сдавливаются, что вызывает появление цветов, света и теней и отвлекает человека Мягко опустите верхние веки ко внутренним уголкам глаз. Это расслабляет кожу над глазами и создает пространство между бровями. Обращайтесь с глазами нежно, как с лепестками цветка. Поднимайте брови ровно настолько, чтобы можно было избавиться от всякого напряжения кожи на лбу (фот. 178).
Фото 168 Фото 169 Фото 170
Фото 171 Фото 172
Фото 173 Фото 174 Фото 175
Фото 176 Фото 177 |
19. Уши. Уши играют важную роль как в шавасане, так и в Пранаяме. В то время как глаза сохраняют пассивность, уши должны быть спокойны и восприимчивы Как напряжение, так и расслабление воздействуют на ум, и ум, в свою очередь, воздействует на них. Местопребывание интеллекта голова, в то время как ум укоренен в сердце Когда ум и интеллект взволнованы мыслями, внутренний слух теряет восприимчивость. Тщательной тренировкой этот процесс можно повернуть вспять, слух может послать приказ остановить колебания, и ум таким образом успокоится. Если глаза сохраняют напряжение, уши становятся заблокированными, если же глаза расслаблены, то расслабляются и уши.
Фото 178 Фото 179 Фото 180 |
20. Язык Сохраняйте корень языка пассивным, как во сне, и располагайте его на нижнем небе. Каждое движение или давление языка на зубы или опущенное небо указывает на колеблющийся ум. Если язык двигается в какую-то сторону, то туда же склоняется и голова, затрудняя общую релаксациях Сохраняйте утолки губ расслабленными, растянув их в стороны
21. Кожа Кожа, покрывая тело, обеспечивает чувствительную сеть, которая, вероятно, является самой важной из органов чувств Пять органов познания это - глаза, уши, нос, язык и кожа. Тонкие первичные элементы света, цвета, звука, запаха, вкуса и осязания (танматры) оставляют впечатления о себе в органах чувств Они, в свою очередь, посылают сигналы в мозг и получают их обратно для того, чтобы реагировать и распознавать. Нервы, контролирующие чувства, расслабляются благодаря снятию напряжения лицевых мышц, в то время как мозг освобожден от контактов с органами познания Уделите специальное внимание височной области, скулам и нижней челюсти Это даст вам возможность испытать ощущение покоя между верхним небом и корнем языка. В шавасане мышцы расслаблены и поры кожи закрыты, а соответ ствующие нервы отдыхают
Дыхание
22. Следите за тем, чтобы дыхание совершалось равномерно через обе ноздри Начните с нормального вдоха, а выдохните мягко, глубоко и за большее время. У некоторых людей глубокий вдох порождает беспокойство в голове и теле, напряженность в ногах и руках. Для них рекомендуется нормальный вдох с глубоким и мягким выдохом Это успокаивает нервы и ум. Тем, кто чувствует беспокойство во время занятий шавасаной, рекомендуется выполнять глубокие, медленные и долгие вдохи и выдохи до тех пор пока не будет достигнуто спокойствие.
В тот момент, когда вы ощутите спокойствие, следует прекратить глубокое дыхание и позволить дыханию течь самому по себе Когда искусство выдоха будет освоено в совершенстве, практикующий чувствует, что дыхание как бы медленно истекает из пор кожи на груди, что является признаком совершенного рас слабления. Каждый выдох обращает ум садхаки к его самости и очищает ум от всех видов напряжения и деятельности. Выдох это лучшая форма сдачи садхакой всего, ему принадлежащего, его дыхания, его жизни и его души Творцу.
Голова
23. Удостоверьтесь в том, что голова расположена прямо и параллельно потолку. Если она отклоняется вверх, ум пребывает в будущем (фот 179) .Если вниз (фот. 180), ум блуждает в прошлом Если она отклоняется в сторону (фот 181), внутреннее ухо (вес тибулярный аппарат, круглый и сферический мешочки uticulus и sacculus, и костные полукружные каналы - canales semicirculares ossci) следует за ней. Это влияет на средний мозг и у практикующего появляется тенденция к сонливости и утрате бдительности. Научитесь удерживать голову на уровне пола, тогда ум всегда будет оставаться в настоящем (фот. 182). Исправление каждого смещения головы помогает сохранять баланс (саматва) между двумя полушариями мозга и сторонами тела, который представляет собой одно из врат к божественности.
24. В начале практики подбородок бессознательно движется вверх и вниз при дыхании Следите за этим, сознательно сохраняя затылок параллельным полу, вытягивая его от шеи к месту позади макушки (фот 182)
Мозг
25. Если мозг или ум напряжены, то же происходите кожей, и наоборот Научитесь дисциплинировать себя от пор своей кожи до самости Совокупная энергия тела, ума и разума должна раствориться в Самости Используйте волю для того, чтобы успокоить ум и интеллект. В конечном итоге сублимируйте волю.
Фото 181 Фото 182 Фото 183 |
26. Пока чувства активны, Атман дремлет. Когда они успокоены и утихомирены и рассеены облака желаний, его свет распространяется наружу.
Движения ума и разума (буддхи) подобны стремительным движениям рыбы в пруду. Когда водная гладь не колеблется, возникающий в глубине ее образ неподвижен и целостен Когда во лнения ума и разума успокоены, образ Самости (Атман) возникает на поверхности ненарушенным, свободным от желаний. Это свободное от желаний состояние простоты и чистоты известно как кайвальявастха (kaivalyavastha)
27. Цель шавасаны сохранять тело в состоянии отдыха, а дыхание пассивным, в то время как ум и разум постепенно поднимаются к высшим мирам Когда внутри или снаружи человека происходят какие-то изменения, ментальная и интеллектуальная энергия тратится понапрасну В шавасане внутренние или эмоциональные колебания ума успокоены, дыхание близко к состоянию манолайи («манас» означает ум, а «лайя» растворение). Затем ум, свободный от колебаний, растворяется и погружается в Самость, подобно реке, впадающей в море. Это негативное состояние пассивности, описанное в Йогических текстах как «пустое» (шуньявастха), растворение личности на .эмоциональном уровне Затем садхака препятствует появлению входящих мыслей, которые разрушают и растрачивают его интеллектуальную энергию На этом уровне он испытывает состояние ясности, в котором разум полностью управляет ситуацией и не позволяет вторгающимся мыслям беспокоить его. Это состояние известно как ашунь-явастха («а» означает «не», «шунья» означает «пустой»). Когда садхака достигает мастерства в работе ума и мозга, он достигает ново го позитивного состояния, находящегося за пределами как мано-лайи, так и аманаскатвы, которое есть чистое бытие.
28. Манолайю, или шуньявасхху, можно сравнить с новолунием, когда луна, хоть она и вращается вокруг земли, не видна. Состояние аманаскатва, или ашуньявастха, можно сравнить с полной луной, отражающей свет солнца, Атмана. Как в шуньявастхе, так и в ашуньявастхе тело садхаки, его ум и разум уравновешены и излучают энергию Он достигает равновесия между двумя потоками — пустоты эмоций и полноты разума
29. Чтобы достичь этого состояния, садхака должен развить способность различения Это в свою очередь поведет к ясности и даст возможность садхаке лучше расслабляться Когда ясность достигнута, исчезают сомнения, приходит просветление. Его самость объединяется с Беспредельным (Параматма)
30. Практикуйте шавасану в течение десяти-пятнадцати минут, чтобы испытать чувство отсутствия времени. Малейшая мысль или движение разрушит этот промежуток безвременья, и вы опять окажетесь в мире времени, с его началом и концом.
Фото 184 Фото 185 Фото 186 Фото 187 |
31. Выход из успешной шавасаны требует времени. Между двумя дыханиями и двумя мыслями существует переменной величины промежуток времени, гак же, как и между активным и пассивным состояниями. Шавасана - это пассивное состояние, и садхака должен оставаться молчаливым наблюдателем подспудно происходящей в его мозгу и теле деятельности. После успешной шавасаны нервы как бы съеживаются при возвращении в нормальное состояние, в то время как затылок кажется сухим и тяжелым, а лоб пустым Поэтому не поднимайте гояову быстро, так как у вас может потемнеть в глазах или возникнуть тяжесть в голове. Постепенно и мягко откройте глаза, которые сперва будут расфокусированы. Оставайтесь какое-то время в этом состоянии Затем согците колени, поверните голову и тело в одну сторону (фот 183) и оставайтесь 1-2 мин в этом положении Сделайте то же самое в другую сторону. После этого вы, поднимаясь, не почувствуете напряжения