Файл: Управление персоналом индустрии гостеприимства (История развития индустрии гостеприимства).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 288
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Индустрия гостеприимства
1.1. Понятие - индустрия гостеприимства
1.2. Историческое развитие индустрии гостеприимства
1.3. Составные элементы индустрии гостеприимства
Глава 2. Управление персоналом
2.1. Понятие управление персоналом. Методы и принципы, цели и задачи
2.2. Трудовой коллектив и трудовая организация. Персонал
2.3. Система и подсистема управление персоналом
2.4. Служба управление персоналом
2.5. Концепция стратегии кадровой политики и ее основные направления
2.6. Зарубежный опыт управления персоналом
Глава 3. Управление персоналом индустрии гостеприимства
3.1. Историческая справка ГБУК г.Москвы МГОМЗ
3.2.Структура ГБУК г.Москвы МГОМЗ. Цели и задачи, принципы и методы
3.3. Основные направления индустрии гостеприимства ГБУК г.Москвы МГОМЗ
3.4. Управление персоналом индустрии гостеприимства ГБУК г.Москвы МГОМЗ
1.2.3. Азия
Азиатская модель индустрии гостеприимства противоположна европейской, что отражается в любви азиатов к роскоши и показному богатству. Здесь и необычайно разнообразная, во многом экзотическая природа с ее многочисленными историческими памятниками и этноконфессиональные особенности многочисленных азиатских народов. Нельзя забывать, что именно в Азии находились многие центры древних цивилизаций[38].
На территории Зарубежной Азии турист может познакомиться со многими природными зонами: от экваториальных лесов Индонезии до пустынь умеренного пояса в северо-западном Китае и Монголии[39]. В разных странах и районах перед путешественником предстают памятники, насчитывающие не только столетия - тысячелетия, памятники буддистской, иудейской, мусульманской, христианской и других культур.
Азиатские страны населяют представители монголоидной и европеоидной рас, говорящие на самых различных языках и диалектах.
Эти народы населяют низменности (некоторые из них лежат ниже уровня моря), плато и возвышенности. Есть немало и горных народов: ведь именно в зарубежной Азии находятся самые высокие горные системы мира, и среди них Гималаи, где сосредоточены высочайшие вершины Земли[40].
В Азии есть районы давнего и широкого распространения туризма (Ближний Восток, Индия), и районы, где туристский бум начался буквально в последние десятилетия (страны Юго-Восточной Азии). Различен и уровень развития туристской инфраструктуры.
Природная, историко-культурная, этноконфессиональная аттрактивность в сочетании с развитием туристской инфраструктуры и формируют туристско-рекреационные зоны и районы Азии. При этом нельзя не отметить значительного воздействия на развитие туризма и туристский бизнес политической конъюнктуры, острых конфликтов во многих азиатских странах и регионах. Эти конфликты отталкивают туристов от многих привлекательных для путешественников районов Азии. Вместе с тем, быстрое экономическое развитие многих азиатских государств и связанная с ним дешевизна товаров массового потребления притягивает во многие страны представителей шоп-туров, «челноков», особенно из стран СНГ, в частности, России[41].
Все это делает туристскую карту зарубежной Азии очень пестрой. На ней можно, с большой долей условности, выявить пять туристско-рекреационных зон: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная Азия[42]. К наиболее популярным странам Азии можно отнести Кипр, Израиль, Объединенные Арабские Эмираты, Китай, Японию, Мальдивские острова, Сингапур, Иорданию.
Увеличение потока туристов в Юго-Восточную Азию и Тихоокеанский регион происходит за счет прибытий в Китай, Японию. Гостиничное хозяйство в этом регионе развивается в 3 раза быстрее, чем в целом в мире. Однако даже при столь высоких темпах развития, доля данного региона в мировом гостиничном хозяйстве составляет лишь 11%.
C конца 90-х годов прошлого века (20 век) международные гостиничные группы начали выходить на ближневосточный рынок, но буквально за несколько лет здесь сумели обосноваться очень многие брэнды. Однако положение их в регионе нестабильно, поскольку местные отдельные группы, подпитываемые нефтедолларами, все громче заявляют о себе[43].
Ближневосточный регион к началу XXI века по темпам увеличения турпотока стал лидером. Туристы и паломники со всего мира устремились в исторические и библейские места, связанные с земной жизнью Иисуса Христа. Однако возобновившийся палестино-израильский конфликт фактически остановил поток туристов в Израиль. Тем не менее общие показатели роста турпотоков впечатляют. Эти успехи можно отнести за счет Арабских Эмиратов, Катар, Бахрейн, Иордания, Ирана.
В число 150 крупнейших гостиничных цепей мира входит 19 азиатских цепей, основная масса из них это Японские и Китайские. Крупнейшие национальные сети Азии входят в 3-4 десятка мировых лидеров[44].
Основная часть отелей этой цепи концентрируется в Восточной и Юго-Восточной Азии. Эти цепи имеют от 40 до 90 отелей и число комнат чуть более 20 тыс. для каждой группы[45]. В целом азиатские гостиничные цепи занимают нижнюю часть мирового рейтинга, существенно уступая американским и европейским гостиничным цепям. Так, самая крупная европейская цепь управляет в 30 раз большим число отелей, чем самая крупная азиатская, а по сравнению с крупнейшей американской гостиничной цепью азиатская уступает в 60 раз. Однако, стоит отметить темпы с которыми развиваются гостиничные цепи Азии, поэтому в перспективе можно прогнозировать, что скоро азиатские гостиничные цепи по основным показателям догонят европейские и американские[46].
Япония, после США имеет второй показатель в мире по количеству национальных гостиничных цепей – 11. Четыре гостиничные цепи функционируют в Китае и по одной национальной гостиничной цепи еще в 6 странах Азии[47]. Хорошими темпами развиваются гостиничные цепи - Австралии (Rydges Hotel), Новой Зеландии (Stamford H&R), Южной Кореи (Hotel Lotte Company), Индонезии (Sahid Group of hotels), Малайзии (Hotel Eguatorial), Индия (Oberoi) и др.
Привлекательным для иностранных гостиничных групп считается Азиатско-Тихоокеанский макрорегион (хотя цена на размещение здесь заметно ниже, чем в Европе), поскольку около 75 % имеющихся здесь отелей независимы. Следует отметить, что под управлением четырех групп-гигантов - Six Continents, Marriott, Accor и Starwood - находится менее 12 % всех имеющихся гостиничных номеров. Как и в Европе, наилучшей возможностью для международных компаний закрепиться на этом рынке является приобретение или сотрудничество с местными цепями и компаниями, такими как Asia Pacific, Mandarin Oriental Hotel Group, Shangri-La и др. Однако, приходя на местный рынок, гостиничные группы практически всегда с нуля возводят новые здания отелей[48]. Ряд факторов тормозит деятельность иностранных инвесторов: высокий уровень налогов, сложная банковская система и политическая нестабильность в некоторых государствах Азиатско-Тихоокеанского региона.
На Ближнем Востоке и в Африке Six Continents Hotels управляет 118 отелями (20 находятся в развитии). Одной из последних приобретений SCH стала британская цепочка из 19 отелей Posthouse, купленная у Compass Group PLC год назад. 61 гостиница этой цепи уже была преобразована в Holiday Inn hotels, сделав ее лидирующим брендом Великобритании.
Корпорации вкладывают много средств в развитие индивидуального сервиса и подхода к клиентам, и они очень преуспели в этом. Ведь их услугами пользуется весь мир и вполне доволен качеством. Отель одной цепи, работающий в Индии и в Саудовской Аравии должен иметь совершенно разные подходы к гостям, именно в этом направлении сейчас совершенствуются гостиничные корпорации[49].
Учитывая современные тенденции в развитии международной торговли и туризма, легко предугадать в каком направлении будут развиваться международные гостиничные корпорации. Ожидается, что туристский поток в страны Тихоокеанского региона будет увеличиваться в таких же масштабах, что и за последние годы. В связи с этим планируется развитие курортных отелей в Индонезии, Малайзии, Таиланде, Вьетнаме и Мексике[50].
Так, уже лидерами мировой гостиничной индустрии по темпам роста гостиничного фонда являются такие азиатские страны, как Турция, Китай, Малайзия, Сингапур.
Таким образом, азиатские гостиничные цепи еще находятся в стадии формирования, по основным показателям он и сильно уступают европейским и американским гостиничным цепям. Наиболее развитые национальные гостиничные цепи имеют Япония и Китай, остальные страны сильно отстают[51]. Наибольшая концентрация мировых гостиничных цепей в Азии отмечается в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Учитывая высокие темпы роста индустрии гостеприимства Азии, у этого региона хорошие перспективы для развития национальных гостиничных цепей.
1.2.4. Россия
В России первые упоминания о индустрии гостеприимства появляются в XII – XIII вв. с появлением прототипов современных гостиниц – постоялых дворов. Любой путешественник мог получить там питание и приют, но постоялый двор не отличался особым комфортом. Здесь оказывались услуги по размещению лошадей и транспортных средств путешественников. В XV в. постоялые дворы создавались на почтовых станциях, расположенных недалеко друг от друга. Кроме питания и размещения, оказывался дополнительный набор услуг, выполняемый ямщиками. Они держали лошадей и перевозили «по государеву указу» всех, кто имел специальный документ[52].
Постоялые дворы просуществовали долгое время, вплоть до середины XIX в.
Развитие железных дорог приостановило строительство постоялых дворов, а развитие в последующем автомобильной промышленности вызвало необходимость появления гостиниц, расположенных вдоль дорог[53].
В русских городах был распространен и такой вид гостиниц, как гостиные дворы. Они отличались от постоялых дворов тем, что помимо услуг питания и размещения, включали возможность совершения коммерческих сделок и операций, то есть в гостиных дворах существовали меблированные комнаты, лавки и торговые ряды. Так же гостиные дворы предназначались для того, чтобы складировать товары, торговать ими, так как купцами не разрешалось заниматься этим в собственных домах. Этот запрет распространялся на всех купцов и был снят лишь в XVIII в.
Впервые гостиные дворы появились в Великом Новгороде в XII в. Размещение гостей происходило по национальному признаку[54]. Новгород в XII – XV вв. славился своими готскими, немецкими, датскими гостиными дворами. В Москве существовали английские, греческие, немецкие, персидские и армянские дворы.
Деятельность гостиных дворов в средневековой Руси регламентировалась специальными правилами, которые назывались «скрой». Упоминание о первых правилах предоставления гостиничных услуг датировано XII в. Эти правила включали в себя порядок установления взаимоотношений жителей двора с местным населением. Особое внимание уделялось вопросам обеспечения безопасности жизни, имущества и жилища. Большая часть статей новгородских гостиных правил была посвящена именно этим вопросам[55].
Существовали личные гостиные дворы, которые были построены в Брянске, Вязьме, Москве в XV – XVI вв. непосредственно для белорусских купцов.
В период XVIII – XIX вв. в России открываются новые гостиницы, растет количество городов, что вызвало расширением торговых связей и ростом промышленного производства. В 1818 г. В Москве насчитывалось семь гостиниц[56].
Особенностью российской индустрии гостеприимства было существование чайных заведений. Они появились в XIX в. в Тверской губернии при царствовании Александра II. В Петербурге первая чайная была открыта в августе 1882г. Чайные заведения были поставлены в особые условия функционирования: для них была установлена минимальная арендная плата, очень низкая ставка налога. Чайные открывались с пяти часов утра. Этот тип заведений распространился по другим городам и быстро завоевывал популярность[57].
В конце XIX и начало XX вв. оставили заметный след в истории развития индустрии гостеприимства в России. В этот момент были построены известные гостиничные предприятия, некоторые из них продолжают функционировать и в настоящее время. Следует обратить внимание на то, что в основном они соответствовали европейским образцам архитектуры, гостеприимства и интерьера[58].
В 1910 г. В России насчитывалось более 5000 гостиниц. Они принадлежали частным лицам и считались коммерческими предприятиями.
После революции большая часть гостиничного фонда была национализирована. Гостиница «Астория» в Санкт – Петербурге стала местом размещения Петроградского совета рабочих и крестьянских депутатов, в гостинице «Националь» в Москве расположилось правительство. Новая власть не стремилась развивать рыночные отношения, а доходы от гостиничной индустрии направлялись на развитие тяжелой промышленности[59].
Гостиницы, построенные в советский период, были недостаточно благоустроенными. Мебель была низкого качества, помещения освещались плохо. Большая часть номеров не соответствовала санитарным условиям. Единых тарифов на услуги гостиниц до этого не было. В 1934г. Был разработан и утвержден типовой устав гостиничного треста местного совета. Гостиничный трест был самостоятельной хозяйственной единицей и действовал на принципах хозяйственного расчета. Согласно этому уставу гостиница являлась юридическим лицом, отвечала по всем обязательствам в пределах того имущества, которым она владела[60].