Файл: Управление персоналом индустрии гостеприимства (История развития индустрии гостеприимства).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Индустрия гостеприимства
1.1. Понятие - индустрия гостеприимства
1.2. Историческое развитие индустрии гостеприимства
1.3. Составные элементы индустрии гостеприимства
Глава 2. Управление персоналом
2.1. Понятие управление персоналом. Методы и принципы, цели и задачи
2.2. Трудовой коллектив и трудовая организация. Персонал
2.3. Система и подсистема управление персоналом
2.4. Служба управление персоналом
2.5. Концепция стратегии кадровой политики и ее основные направления
2.6. Зарубежный опыт управления персоналом
Глава 3. Управление персоналом индустрии гостеприимства
3.1. Историческая справка ГБУК г.Москвы МГОМЗ
3.2.Структура ГБУК г.Москвы МГОМЗ. Цели и задачи, принципы и методы
3.3. Основные направления индустрии гостеприимства ГБУК г.Москвы МГОМЗ
3.4. Управление персоналом индустрии гостеприимства ГБУК г.Москвы МГОМЗ
В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные факторы:
-демографические;
-природно – географические;
-социально – экономические;
-исторические;
-религиозные;
-правовые.
Для достижения положительного баланса между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) необходимо всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги тратились внутри страны, а не за ее пределами[131]. Хорошо спланированная политика национального туризма приводит в конечном итоге к выгоде для страны. Если развитие туризма планируется недостаточно профессионально, может случиться так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него. Для того, чтобы преуспеть туристическом бизнесе, требуется основная на потребностях потребителя туристических услуг организация производства и реализация туристического продукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристического менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристического рынка[132].
По российскому законодательству турист – это гражданин, посещающий страну (место) временного пребывания ( в период от 24 часов до 6 месяцев подряд, или осуществляющий не менее одной ночевки), но без занятия оплачиваемой в этом месте деятельности[133].
При этом туризм также подразделяется на:
-внутренний;
-выездной;
-въездной;
-социальный;
-самодеятельный.
Туризм внутренний – путешествия по странам лиц, постоянно проживающих в ней.
Туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в России но выезжающих в другую страну.
Туризм въездной – путешествия по России лиц, проживающих постоянно в других странах.
Туризм социальный – путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды.
Туризм самодеятельный – путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно, с соблюдением установленных государством определенных норм и правил.
Туристический продукт – совокупность товара и услуг потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристического путешествия и вызванных именно этим путешествием[134].
Туристический товар – продукт труда производственных сфер деятельности, созданный для продажи и предназначенный для использования преимущественно туристами или экскурсантами[135].
Туристическая услуга – деятельность предприятий, организаций, учреждений или граждан предпринимателей по удовлетворению потребностей посетителей в путешествиях, отдыхе или экскурсиях. Туристические услуги делятся на основные и дополнительные.
Тур – комплекс услуг по размещению, перевозке и питанию туристов, экскурсионному обслуживанию, включая услуги гидов-переводчиков и туристических менеджеров, а так же другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия[136].
Специализированный туризм – термин, используемый для обозначения туристов, покупающих специализированный тур и выезжающих с целью изучения специфических особенностей, того или иного места, для приобретения личного опыта, сдачи спортивных нормативов, активного отдыха и т. п[137].
Маршрут – путь следования туриста, обозначенный перечнем всех географических пунктов и мест. В зависимости от перемещения по пути следования на маршруте различаются: линейные, кольцевые, радиальные, комбинированные виды маршрутов.
Программа туристического путешествия – план мероприятий с указанием дат и времени пребывания в пунктах остановки на маршруте, в гостинице, посещений мест туристического интереса с целью их осмотра, питания, а так же перемещения на маршруте с помощью указанных в программе внутри маршрутных транспортных средств[138].
Прошедшие два года для туризма были непростыми. Вся модель бизнеса существенно изменилась в связи с происходящими экономическими и геополитическими событиями. Россияне стали выбирать другие направления, путешествовать реже, тратить меньше, критерии выбора маршрутов стали иными, туристические потоки, ориентированные на другие страны, сокращаются, а внутренний туризм активно развивается. В рамках курса на импортное замещение туризм стал одним из ключевых индустрий: появились популярные внутренние направления и маршруты, туроператоры скорректировали цены.
Бесспорным лидером внутреннего туризма сегодня является Сочи. Сейчас это круглогодичный курорт, где летом можно купаться и загорать, а зимой кататься на лыжах. Инфраструктура, оставшаяся после Олимпийских игр, позволяет приезжать в Сочи и для пляжного, и для активного спортивного отдыха[139]. Также в этом городе проходит множество международных соревнований, выставок и профессиональных форумов. Россияне активно путешествуют и в Крым. По данным Ростуризма, полуостров в 2014 году посетили 4,1 млн туристов, в 2015-м — уже 5 млн, а в 2016-м крымские власти рассчитывают на турпоток от 6 до 7 млн туристов. Среди популярных отечественных направлений можно назвать Анапу, Минеральные Воды, Казань, Самару, Москву, Санкт-Петербург. Довольно востребованы также военно-исторические маршруты. Например, в Орловской области находится более 800 объектов военной истории. Есть легендарные объекты в Смоленске, Волгограде, Курской области и других регионах[140].
Несмотря на не самый позитивный расклад на рынке путешествий, получили развитие индивидуальный туризм и путешествия в необычных форматах. Суть индивидуального туризма в том, что сам клиент составляет маршрут тура, делает его насколько угодно творческим и необычным. Задача агентства — реализовать задумку путешественника. По словам игроков в этой отрасли, даже в сложный 2016 год сегмент вырос более чем в 2 раза. И это неудивительно, ведь клиенты индивидуального туризма — бизнесмены, менеджеры, публичные персоны и т.д. К необычным форматам можно отнести исторические, поисковые туристические поездки — например, на раскопки или поиск «артефактов»[141].
После того как летом 2014 года ряд российских туристических компаний приостановили работу и попали под внимание контролирующих органов, ускорилось принятие новой версии закона «О туризме». Благодаря этому увеличились финансовые гарантии для туроператоров, отправляющих отпускников за границу, и в целом правовая защита граждан, выезжающих в другие страны. В 2016 году рассматривались законы об обязательной классификации средств размещения на территории РФ, об аттестации гидов-экскурсоводов и о создании единого реестра туроператоров. Все это ведет к обелению и повышению прозрачности туристической индустрии, а также к росту доверия россиян к турагентствам и туроператорам[142].
Повышению прозрачности рынка способствует и распространение онлайн-сервисов. Активные путешественники стали с большим интересом изучать возможности онлайн-систем бронирования отелей, авиабилетов, аренды автомобилей и поиска электронных навигаторов[143]. Успешные примеры монстров онлайн-туризма — Booking, Ostrovok, Laspi, Alean, «Триваго» — доказывают это.
По мнению специалистов Forbes, Россию по аналогии с европейскими странами в ближайшие пару лет ожидает рост в этом сегменте на 30%.
Ожидаемые результаты государственной программы по туризму:
-укрепление единого культурного пространства России и духовного единства многонационального народа РФ;
-утверждение приоритетной роли государственной культурной политики как важнейшего фактора формирования у российских граждан широкого мировоззрения, общественного сознания, поведенческих норм, скрепляющих нацию на основе гражданского патриотизма и междунационального согласия[144];
-перевод отраслей культуры и туризма на инновационный путь развития, превращение культуры и туризма в наиболее развитые и привлекательные сферы общественной деятельности, в том числе через широкое внедрение информационных технологий;
-повышение качества государственного управления и эффективности расходования бюджетных средств через создание механизмов противодействия угрозам национальной безопасности в сфере культуры во взаимодействии с профессиональными творческими союзами и институтами гражданского общества[145];
-выравнивание уровня доступности культурных благ и художественного образования независимо от размера доходов, места проживания и социального статуса российских граждан;
-разработка и реализация комплекса мероприятий развития культуры в
малых городах и на селе, формирование культурной среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры и туризма[146];
-создание благоприятных условий для улучшения культурно – досугового обслуживания населения, укрепления материально – технической базы отрасли, развития самодеятельного художественного творчества;
-обеспечение доступа каждого гражданина к национальным и мировым культурным ценностям через формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет – ресурсов;
-значительное увеличение уровня социального обеспечения работников культуры и благоприятной для туризма[147].
Последние выступления на Гайдаровском форуме 2017 года показали, что раньше наша страна сталкивалась с серьезными ограничениями по спросу. Сегодня ограничений почти нет. Одними китайскими туристами можно заполнить рынок, заменив почти всех туристов из других стран. Но сейчас осталась другая тяжелая проблема – это нарастающий дефицит качественных предложений на туристическом рынке в нутрии страны. Есть основания полагать, что наша страна стоит на пороге, если не очередного кризиса въездного туризма, то серьёзного торможения его роста. Потому, что растет дефицит предложений и усиливается диктат продавца над покупателем. Такая ситуация в стране уже была в начале XXI века. Тогда отельеры и туроператоры были счастливы, а туризм накрывался в прямом смысле этого слова[148]. Именно тогда мы получили места в мировых рейтингах как самые дорогие, как негостеприимные, от которых отмываемся до сих пор. Тогда цены лезли вверх, а качество пропорционально падало в обратном направлении. Вот, что такое диктат продавца над диктатом потребителя, за которым следует ограничение конкуренции. Сейчас страна стоит на пороге ровно такого же сценария развития, который начнет действовать в Москве после 2018 года, а в Санкт – Петербурге – уже в самое ближайшее время, так как ресурс там уже закончился[149].
1.3.5. Транспорт
Индустрия гостеприимства предполагает перемещение людей из одного места в другое, как в нутрии страны, так и за ее пределами. В рамках статистики транспорт относится к средству, которое использует посетитель для поездки из своего постоянного места жительства в посещаемое место.
По категориям транспорт подразделяется на: воздушный, водный и сухопутный[150].
а)Воздушный транспорт - понятие, включающее как собственно воздушные суда, так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские и технические службы. Воздушный транспорт - самый быстрый вид транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Также осуществляются и грузовые перевозки, но их доля очень низка[151].
Преимущества воздушного транспорта:
-высокая скорость передвижения;
Недостатки воздушного судна:
-высокая цена;
-зависимость от погоды;
-грузоподъемность;
Воздушный транспорт включает:
-авиационные рейсы, осуществляемые по расписанию воздушных пассажирских перевозок по установленным маршрутам;
-рейсы вне расписания (в основном чартерные и другие, не подчиняющиеся расписанию воздушных пассажирских перевозок);
-аренда летательных аппаратов с экипажем[152].
б)Водный транспорт – вид транспорта, перевозящий пассажиров по водным путям сообщения, как естественными (океаны, моря, реки, озера) так и искусственными (каналы, водохранилища) способами. Основным транспортным средством является судно.
Водный транспорт включает:
-морской;
-каботажный;
-речной.
Морские суда должны обладать мореходностью, т. е. способностью не разрушаться и не тонуть при волнении; морские суда крупнее речных.
Для пассажиров сооружают морские и речные вокзалы[153].
Водный транспорт отличается высокой провозной способностью и очень низкой себестоимостью перевозок. Водный транспорт жизненно важен там, где невозможны сухопутные перевозки: между континентами, островами, а также в слабо освоенных районах. Важной разновидностью водного транспорта являются паромы. Скорость движения на водном транспорте относительно невысока, поэтому в настоящее время он почти не используется для деловых пассажирских перевозок. Зато он очень популярен у туристов и вообще любителей активного отдыха. Используются и большие туристические суда, и разнообразнейшие катера, яхты и лодки.