Файл: Управление персоналом индустрии гостеприимства (История развития индустрии гостеприимства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 284

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Индустрия гостеприимства

1.1. Понятие - индустрия гостеприимства

1.2. Историческое развитие индустрии гостеприимства

1.2.1. Европа

1.2.2. Америка

1.2.3. Азия

1.2.4. Россия

1.3. Составные элементы индустрии гостеприимства

1.3.1. Размещение

1.3.2. Питание

1.3.3. Торговля

1.3.4. Туризм

1.3.5. Транспорт

Глава 2. Управление персоналом

2.1. Понятие управление персоналом. Методы и принципы, цели и задачи

2.2. Трудовой коллектив и трудовая организация. Персонал

2.3. Система и подсистема управление персоналом

2.4. Служба управление персоналом

2.5. Концепция стратегии кадровой политики и ее основные направления

2.6. Зарубежный опыт управления персоналом

Глава 3. Управление персоналом индустрии гостеприимства

3.1. Историческая справка ГБУК г.Москвы МГОМЗ

3.2.Структура ГБУК г.Москвы МГОМЗ. Цели и задачи, принципы и методы

3.3. Основные направления индустрии гостеприимства ГБУК г.Москвы МГОМЗ

3.3.1. Размещение

3.3.2. Питание

3.3.3. Торговля

3.3.4. Туризм

3.3.5. Транспорт

3.4. Управление персоналом индустрии гостеприимства ГБУК г.Москвы МГОМЗ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Практически в 700 городах СССР к 1940 г. были построены гостиницы. В годы Великой Отечественной войны был нанесен огромный ущерб индустрии гостеприимства, и, следовательно, в послевоенный период она была подвергнута основательной реконструкции. С 1950 г. начинается широкомасштабное строительство новых гостиниц. В соответствии с общей направленностью послевоенных лет интерьерам гостиниц придавали дворцовую пышность. Отсюда некоторая абстрагированность архитекторов от рассмотрения вопросов, связанных с лучшей организацией быта проживающих в гостиницах граждан. К интерьерам гостиниц предъявлялись функциональные и эстетические требования[61].

Дальнейшее развитие индустрии гостеприимства в стране определили следующие факторы: развитие существующих городов и появление новых, рост промышленности, науки, культуры и искусства, увеличение материального благосостояния людей. Это создало предпосылки для развития внутреннего туризма, обмена делегациями, увеличения числа командированных и отпускников[62].

Одновременно с этим возросла необходимость в увеличении гостиничного фонда в СССР. За годы десятой пятилетки в РСФСР построили 158 гостиничных предприятий на 30 000 мест. Высокие, оснащенные современной техникой и оборудованием гостиницы были возведены Волгограде, Новосибирске, Мурманске и Архангельске.

На ряду с гостиницами общего типа увеличился рост пансионатов, санаториев, мотелей, туристических баз и лагерей.

В 1980 г., в канун Олимпийских игр в Москве, гостиничное хозяйство СССР насчитывало 7000 гостиниц общей вместимостью 700 000мест[63].

Одной из самых больших гостиниц России является гостиничный комплекс «Измайлово», рассчитанный на 10 000 мест.

К сожалению, в 1990 – е гг. из – за экономической и политической ситуации в стране произошел значительный спад спроса на гостиничные услуги. В конце 1990 – х гг. согласно данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике Россия имела 5043 предприятия гостиничного типа с общим числом мест 390 931. В целом в России в городской местности находилось 65% гостиниц, в сельской местности 35%.

Одним из главных стимулов развития индустрии гостеприимства в России в начале XXI стало подготовка к проведению Олимпийских игр в Сочи и Чемпионата мира по футболу в 2016 году.

В данный момент государственная программа определяет развитие культуры, спорта и туризма в России до 2020 года и представляет собой систему мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих функции достижения приоритетов и целей государственной политики в сфере культуры, спорта и туризма[64].


Государственная программа включает следующие программы: «Наследие», «Искусство», «Спорт», «Туризм», «Обеспечение условий реализации государственной программы». В состав госпрограммы интегрированы федеральные целевые программы «Культура России (2012 – 2018 годы)» и «Развитие внутреннего и выездного туризма в РФ (2011 – 2018 годы)». Целями госпрограммы является реализация потенциала российской культуры как духовно – нравственной основы развития личности и общества, а так же развитие туризма и спорта.

1.3. Составные элементы индустрии гостеприимства

Индустрия гостеприимства – это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям[65]. Рассматривая индустрию гостеприимства, мы рассмотрим такие направления как: размещение, питание, туризм, транспорт и торговля. Происходит термин «индустрия гостеприимства» связывают с латинским словом hospitalis – гостеприимный, английским hospitality – гостеприимство, французским hospice – странноприимный дом[66].

В настоящее время выработано несколько взглядов на индустрию гостеприимства:

-комплекс туризма, гостиничного и ресторанного бизнеса, общественного питания, отдыха и развлечений, организации конференций и совещаний;

-сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям;

Основные направления индустрии гостеприимства: общественное питание, размещение, перевозка, отдых[67].

1.3.1. Размещение

Гостиничное дело - является одним из составляющих индустрии туризма и гостеприимства. Этимологически термин « гостеприимство» (англ. hospitality) восходит к латинскому hostel, перешагнувшее в несколько измененном виде через океан. Таким образом, индустрия гостеприимства ассоциируется в первую очередь с гостиницами и с тем, что к ним относятся. Поэтому, говоря об индустрии гостеприимства, мы говорим об обслуживании гостей, поставленном на промышленную основу[68].


Гостиничное дело - является одним из известнейших видов хозяйственной деятельности. Однако до сих пор ученые и практики расходятся во мнении о его месте в экономике. Как правило, решая этот вопрос, исследователи пытаются установить связь гостиничного дела и индустрии туризма.

Средствами размещения туристов являются любые объекты, которые предоставляют туристам эпизодически или регулярно место для ночевки (обычного помещения)[69].

Все средства размещения можно представить двумя категориями – коллективными и индивидуальными.

В зависимости от конкретного оборудования и особенностей предоставляемых услуг, в составе гостиниц различают гостиницы широкого профиля, гостиницы квартирного типа, мотели, придорожные гостиницы, курортные гостиницы, клубы с проживанием и т.д.

Группа заведений, аналогичных гостиницам, обладает номерным фондом и предоставляет перечень обязательных услуг. Таковы пансионы, меблированные комнаты, туристические общежития и т.п.

Гостиницы предоставляют перечень обязательных услуг: уборку номера, ежедневную заправку постелей и уборку санитарного узла, а так же обширную номенклатуру дополнительных услуг[70].

Для обслуживания туристов так же имеются специальные заведения: здравницы, курорты, санатории, оздоровительные «фермы» и пр. Они не имеют номеров. Здесь исходной единицей может быть жилище, коллективная спальня, площадка. Функция предоставления мест для ночевки в здравницах, в санаториях, на курортах является не главной. Прежде всего, необходимы лечение и профилактика заболеваемости приезжающих с привлечением естественных факторов. Материальное и духовное влияние на человеческий организм включает устранение привычных условий труда и отдыха, обогащение приезжающих новыми впечатлениями. Наряду с лечением организуется питание, отдых спорт, быт, ночевка[71].

Прочие коллективные средства размещения включают, прежде всего, жилища, предназначенные для отдыха. Примерами этой группы средств размещения служат гостиницы квартирного типа, комплексы домов или бунгало. Эти помещения имеют единое управление, сдаются за плату, в аренду, бесплатно любым лицом или организацией[72].

В состав прочих коллективных средств размещения входят объекты (с единым управлением) на площадках для кемпингов, в бухтах для малых судов. Клиенту предоставляется ночевка и ряд услуг (информационных, торговых, досуговых).


Туристические общежития, молодежные гостиницы, школьные и студенческие общежития, дома отдыха для престарелых и аналогичные объекты социальной значимости следует так же считать прочими коллективными средствами размещения[73].

Индивидуальные средства размещения в семейном доме на правах аренды. Турист может получить в аренду у частного лица или агентства полностью оборудованное жилище (дом, квартиру, коттедж), либо бесплатно остановиться у родственников, знакомых.

Современная гостиница призвана создать комфортабельные условия для ночевки туриста и предоставить ему ряд дополнительных услуг. Здание гостиницы является многофункциональным сооружением и содержит технологически сложное оборудование[74].

Гостиницы различаются по своим архитектурным решениям. Первоначально здание гостиницы строилось в виде массива, отдельно располагаемого или сопряженного с окружающими общественными и жилыми зданиями. Длительный поиск наилучших планировочных решений привел к созданию пространственной композиции, специально предназначенной для видов деятельности, выполняемых в гостиницах. Помещения для ночевки туристов обосабливаются от помещений, связанных с оказанием иных услуг туристам. Соответствующие помещения распределяются в различные функциональные блоки[75].

При классификации по режиму эксплуатации различают гостиницы круглогодичного, сезонного, смешанного действия.

При классификации по месту расположения выделяют гостиницы, расположенные в городе; гостиницы, расположенные вне города; придорожные гостиницы; гостиницы, расположенные на воде и пр[76].

Гостиницы различаются по числу постоянных спальных мест (вместимости):

- менее 100 мест: малые гостиницы;

- от 100 до 500 мест: средние гостиницы;

- более 500 мест: крупные гостиницы.

При классификации гостиниц в разных странах используются различные системы, которых на сегодняшний день существует более тридцати. Введению единой классификации гостиниц в мире препятствует более тридцати. Введению единой классификации гостиниц в мире препятствует ряд факторов, связанных с культурно – историческим развитием государств, осуществляющих туристическую деятельность, их национальными особенностями, различиями в критериях оценки качества обслуживания и др[77].


Самыми распространенными классификациями гостиниц являются:

-система звезд (от низшей – 1 звезда к высшей 5 звезд). Применяются во Франции, Австрии, Венгрии, Египте, Китае и ряде других стран, участвующих в международном туристическом обмене;

-система букв. Используется в Греции;

-система «корон». Характерна для Великобритании;

-система разрядов и др.

Согласно действующим в Российской Федерации нормативным документам по туризму и гостеприимству классификация гостиниц, отелей, иных средств размещения, находящихся в зданиях, являющихся объектами культурного наследия, домов отдыха, пансионатов и иных аналогичных средств размещения осуществляются по категориям[78].

Категории соответствуют звездам, количество которых увеличивается с повышением уровня обслуживания.

Классификация гостиниц предусмотрена 6 категорий: «пять звезд», «четыре звезды», «три звезды», «две звезды», «одна звезда», «без звезд». Высшая категория – «пять звезд», низшая - «без звезд»[79].

Аккредитационная комиссия, проводя экспертную оценку гостиницы, для присвоения ей определенной категории, учитывает требования, предъявляемые:

-к зданию и прилегающей к нему территории;

-номерному фонду;

-техническому оборудованию;

-оснащению мебелью;

-предметам санитарно – гигиенического оснащения номера;

-общественным помещениям;

-помещениям для предоставления услуг питания;

-услугам, предлагаемым предприятиями размещения;

-персоналу и его подготовки и др[80].

Организационная структура размещения туристов определяется назначением предприятия, ее местоположением, спецификой гостей и другими факторами[81]. Она является отражением полномочий и обязанностей, возложенных на каждого ее работника, но это не мешает определить основные службы, имеющиеся в любой гостинице:

-служба управления номерным фондом;

-административная служба;

-служба питания и напитков;

-коммерческая служба;

-инженерные (технические) службы;

-вспомогательные и дополнительные службы[82].

По уровню цен, устанавливаемых на основные платные услуги, гостиницы делятся:

-мотель;

-экономический класс;

-средний класс;

-первый класс;

-апарт – отели;

-люкс – отели;

-курортная гостиница;