Файл: Управление персоналом индустрии гостеприимства (История развития индустрии гостеприимства).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 277
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Индустрия гостеприимства
1.1. Понятие - индустрия гостеприимства
1.2. Историческое развитие индустрии гостеприимства
1.3. Составные элементы индустрии гостеприимства
Глава 2. Управление персоналом
2.1. Понятие управление персоналом. Методы и принципы, цели и задачи
2.2. Трудовой коллектив и трудовая организация. Персонал
2.3. Система и подсистема управление персоналом
2.4. Служба управление персоналом
2.5. Концепция стратегии кадровой политики и ее основные направления
2.6. Зарубежный опыт управления персоналом
Глава 3. Управление персоналом индустрии гостеприимства
3.1. Историческая справка ГБУК г.Москвы МГОМЗ
3.2.Структура ГБУК г.Москвы МГОМЗ. Цели и задачи, принципы и методы
3.3. Основные направления индустрии гостеприимства ГБУК г.Москвы МГОМЗ
3.4. Управление персоналом индустрии гостеприимства ГБУК г.Москвы МГОМЗ
Объект управления: отдельный работник, а также некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив. Совокупность работников может включать как весь персонал организации, на который распространяются управленческие решения общего характера, так и персонал структурного подразделения[198].
Субъект управления: группа специалистов, выполняющих соответствующие функции в качестве работников службы управления персоналом, а также руководители всех уровней, выполняющих функцию управления по отношению к своим подчиненным[199].
Структура управления персоналом – совокупность подразделений, непосредственно занимающихся персоналом, и их качественные и количественные взаимосвязи.
Процедуры управления – определенные, формально узаконенные приемы воздействия субъекта на объект управления, или наоборот.
Методы и процедуры управления призваны обеспечить реализацию управленческих решений.
Система управления персоналом – подсистема управления организацией в целом. Она имеет внешнюю и внутреннюю среду.
В системе управления персоналом можно выделить две подсистемы – тактическую и стратегическую[200].
Тактическая подсистема:
-формирование структуры персонала;
-его набор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
-организацию распределения, перемещения, продвижения, увольнения работников;
-оценку деятельности конкретных работников и разработку рекомендаций по их использованию;
-текущий учет и планирование потребностей в персонале в рамках года, на основе анализа его состояния[201].
Стратегическая подсистема:
-разработка структур персонала;
-кадровой политики на основе анализа структуры персонала;
-эффективности использования рабочего времени;
-прогноза развития производства;
-занятости и т.п[202].
Система управления персоналом включает два блока:
-организационный;
-функциональный.
Организационный блок:
-формирование персонала (прогнозирование структуры, определения нужд, привлечение, подбор и размещение персонала, заключение договоров и контрактов)[203];
-стабилизация персонала (формирование банка данных по вопросам уровня квалификации, персональных умений, желаний, результатов оценки труда с целью определения потенциала каждого уровня квалификации, персональных умений, желаний, результатов оценки труда с целью определения потенциала каждого работника для организации обучения, повышения квалификации и закрепления или освобождения работников).
Функциональный блок:
-использование профессионального квалифицированного персонала;
-улучшение морально – психологического климата в коллективе.
Современное управление персоналом - представляет собой сложное многоструктурное образование, отражающее:
Качественные характеристики:
-характер участия в производственном процессе;
-особенности трудовой деятельности;
-отраслевая принадлежность;
-личностные характеристики и т.д[204].
Количественные характеристики:
-общая;
-списочная;
-явочная и среднесписочная численность работников.
Целями управления персоналом организации являются:
-повышение конкурентоспособности предприятия в рыночных условиях;
-повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли;
-обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива[205].
Задачами управления персоналом являются:
-обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации[206];
-достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;
-полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
-обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
-закрепление работника на предприятии. формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала)[207];
-согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);
-повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу;
-обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении условий труда, вида занятости, возможности профессионально квалификационного и должностного продвижения и т.п[208].
2.2. Трудовой коллектив и трудовая организация. Персонал
Коллектив ( от лат. «collektivus» - «собирательный») – ячейка общества, в которой сочетаются общественные, групповые и индивидуальные интересы; организационная общность людей, объединенных конкретным видом общественной полезной деятельности, осуществляемой в рамках той или иной формы общественной собственности[209], и складывающимися в ходе этой деятельности отношениями сотрудничества, взаимопомощи и взаимной ответственности, интересами, ценностными ориентациями, установками и нормами поведения [ Приложение 1 Таблица 1].
Коллектив представляет собой форму социальной организации в сфере труда. Основываясь на разных формах собственности на средства производства, он осуществляет три взаимосвязанных функции[210]:
-общественно – продуктивную (развитие и повышение эффективности производства с учетом диктуемых обществом ограничений, в том числе экологических);
-социально – интегративную (обеспечение возрастающего соответствия общественных, групповых и индивидуальных интересов членов коллектива, последовательное осуществление принципа распределения по труду, социальной справедливости, всесторонне развитие коллектива);
-управленческую (целенаправленное регулирование деятельности членов коллектива, расширение и углубление самоуправления трудового коллектива, создающего глубокую личную заинтересованность каждого работника в хозяйственном использовании собственности, его органическую сопричастность к делам коллектива и государства, повышение его общественно – политической активности)[211].
Функции трудового коллектива реализуются через соответствующие его структуры: техническую, экономическую, социальную, управленческую.
По мере развития коллективы обычно проходят через определенный ряд последовательных этапов: притирка, дворцовый переворот, эффективность, результативность, мастерство, старение, смерть[212].
Трудовой коллектив - это объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на государственном, кооперативном, общественном, частном предприятии, учреждении, организации. В составе единого трудового коллектива действуют трудовые коллективы цехов, отделов, бригад и других подразделений [Приложение 4 Таблица 4].
Трудовая организация - это организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг. Такие трудовые организации часто называют трудовыми коллективами. Трудовые организации исторически возникают для удовлетворения общественных и личных потребностей людей на основе общественного разделения труда[213].
Различия между трудовой и производственными организациями.
Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ. Трудовая организация значительно шире производственной и охватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских, культурно-просветительных, административных и других организаций. Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни. Эффективность деятельности трудового коллектива зависит от его структуры, т.е. внутреннего строения[214].
Персонал – составные части трудового коллектива предприятия, выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда. Персонал делится на служащих и рабочих[215].
Служащие – управленческий персонал, осуществляющий трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Управленческий персонал разделяется на две группы: руководители и специалисты.
Рабочие – производственный персонал, осуществляющий трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Производственный персонал делится на две составные части: основной и вспомогательный персонал.
Формирование системы управления персоналом предполагает построение «древа целей» - целей работников и целей администрации, обеспечение их наименьшей противоречивости, выявление роли и места управления персоналом в обеспечении главных целей организации[216].
По характеру занимаемой должности, персонал подразделяется на следующие категории:
Руководители - осуществляющие функции общего управления. Их условно подразделяют на три уровня:
-высший (организации в целом — директор, генеральный директор, управляющий и их заместители);
-средний (руководители основных структурных подразделений— отделов, управлений, цехов, а также главные специалисты);
-низовой (работающие с исполнителями — руководители бюро, секторов; мастера). К числу руководителей относятся лица, занимающие должности менеджеров, в том числе менеджера по персоналу[217][Приложение 5 Таблица 5].
Специалисты - осуществляющие юридические, экономические, инженерно-технические, и другие функции[218]. К ним относятся:
-экономисты;
-юристы;
-инженеры-технологи;
-инженеры-механики;
-бухгалтеры;
-диспетчеры;
-аудиторы;
-инженеры по подготовке кадров;
-инспектора по кадрам и др.,
Другие служащие (технические исполнители) - осуществляющие подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание[219]:
-агент по закупкам;
-секретарь-стенографистка;
-табельщик и др [Приложение 7 Таблица 7].
Рабочие - которые непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера[220]. Различают:
-основных рабочие;
-вспомогательных рабочих [Приложение 8 Таблица 8].
Работники социальной инфраструктуры - лица, занятые неосновной деятельностью:
-культурно-бытовой персонал;
-жилищно-коммунальный персонала;
-работники ЖКО;
-лица, обслуживающие детские сады и базы отдыха, находящиеся на балансе организации [Приложение 6 Таблица 6].
Структура персонала организации - это соотношение представителей различных профессий или специальностей (экономистов, бухгалтеров, инженеров, юристов и т.д.), обладающих комплексом теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате обучения и опыта работы в конкретной области[221].
Квалификационная структура персонала - это соотношение работников различного уровня квалификации (т.е. степени профессиональной подготовки), необходимого для выполнения определенных трудовых функций. В нашей стране уровень квалификации рабочих характеризуется разрядом или классом, а для специалистов - категорией, разрядом или классом.
Половозрастная структура персонала организации - это соотношение групп персонала по полу (мужчины, женщины) и возрасту. Возрастная структура характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в общей численности персонала. При изучении возрастного состава рекомендуются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 лет и старше[222].
Структура персонала по стажу может рассматриваться двояко: по общему стажу и стажу работы в данной организации. Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16—20, 21-25, 26-30, 31, 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40 лет и более. Стаж работы в данной организации характеризует стабильность трудового коллектива. Статистика выделяет следующие периоды: до 1 года. 1-4. 5-9. 10-14. 15-19. 20-24. 25-29. 30 лет и более[223].