ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1145
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
минойских могильниках в виде золотых амулетов.
Другой источник, свидетельствующий о минойской
вере в загробную жизнь, - греческая литература.
Например, у Гомера есть описание загробной жизни
в Элисии, не совпадающее с гомеровской же
картиной загробной жизни в Гадесе. Мир теней, Аид,
воспроизводит в несубстантивированной форме
механизм жизни варваров во времена движения
племен. Идея же блаженства в Элисии представляет
собой развитие идеи народа - мореплавателя о
совершенстве мира [+67]. Эллинская традиция сохранила
легенду о Зевсе на Крите, хотя очевидно, что это
божество отнюдь не тождественно Зевсу-олимнийцу.
Этот критский Зевс не похож на предводителя
вооруженного отряда, который, штурмом захватив
царство, спокойно правит им. Он появляется как
новорожденное дитя в окружении нимф, а
вскармливают его вольно пасущиеся животные.
Причем он не только рождается, но и умирает! Был
ли эмблемой его двусторонний топор - религиозный
символ, повсеместно распространенный в
минойском мире, подобно кресту в христианстве? И
не воспроизведены ли его рождение и смерть в
рождении и смерти Диониса-фракийского бога,
позже отождествленного с богом элевсинских
мистерий[+67]. Эллинская традиция
сохранила легенду о Зевсе на Крите, хотя
очевидно, что это божество отнюдь не
тождественно Зевсу-олимнийцу. Этот критский Зевс
не похож на предводителя вооруженного отряда,
который, штурмом захватив царство, спокойно
правит им. Он появляется как новорожденное дитя в
окружении нимф, а вскармливают его вольно
пасущиеся животные. Причем он не только
рождается, но и умирает! Был ли эмблемой его
двусторонний топор - религиозный символ,
повсеместно распространенный в минойском мире,
подобно кресту в христианстве? И не
воспроизведены ли его рождение и смерть в
рождении и смерти Диониса-фракийского бога,
позже отождествленного с богом элевсинских
мистерий [+68]?
Не были ли эти мистерии классической Греции,
подобно колдовству в Европе, пережитком
общества, исчезнувшего в результате потопа?
Попытаемся реконструировать религиозную
историю эллинского мира. Возрождение древних и
традиционных элевсинских мистерий и появление
спекулятивной религии орфиков проистекало из
синкретического объединения фракийских
Дионисий с минойскими мистериями рождения,
смерти и воскресения Божественного Дитяти [+69]. Несомненно,
и элевсинские мистерии, и церковь орфиков дали
эллинскому обществу необходимую ему духовную
пищу, которой оно не могло найти в поклонении
олимпийцам. Жизненная стихия, которой
недоставало олимпийской религии, но в полной
мере присущая мистериям и орфизму, являет собой
трансцендентный внеземной дух, который мы
предполагали найти в религии смутного времени,
но не времени юности и роста. Это и есть уже
знакомый нам дух вселенской церкви, создаваемой
внутренним пролетариатом обществ, переживающих
свой закат. С ним мы уже встречались в махаяне,
католицизме, исламе. И эти церкви завещали свою
жизненную стихию зарождающимся обществам, по
отношению к которым они сыграли роль куколки.
Таким образом, обнаружив аналогичное явление, мы
вправе задуматься, а является ли орфическая
церковь действительно новой.
Нет ничего удивительного в том, что мистерии и
орфизм выглядят как призрак минойской
вселенской церкви. Однако этого недостаточно,
чтобы с полным правом назвать эллинское общество
сыновним минойскому. Ибо неясно, почему уже
умершая церковь вновь пришла к возрождению. И кто
разрушил ее еще до прихода варваров?
Последняя конвульсия движения племен в
постминойский период датирована египетскими
свидетельствами приблизительно 1200-1190 гг. до н.э.
Это не был поход с целью грабежа. Скорее, это было
переселение в поисках новых мест обитания. Среди
переселенцев были как ахейцы, так и минойцы,
смешавшиеся под натиском лавины дорийцев,
хлынувших с европейского побережья Эгейского
моря. Беженцы - огромное количество воинов и
мирных жителей со скарбом своим и скотом - пешком,
на повозках, на кораблях двинулись в
континентальную Азию, а затем вдоль азиатского
побережья на юго-восток, захлестнув, подобно
волне прилива, сначала империю Хатти в Анатолии,
а затем и Новое царство Египта. Египетские
документы свидетельствуют, что под их натиском
империя Хатти распалась, в то время как Новое
царство выстояло, приняв удар в большом сражении
на границе между Палестиной и Египтом. Однако
итог был один: переселенцы не смогли укрепиться
на внутренних землях, а лишь образовали
постоянные поселения на побережье. На
северо-западном побережье разбитой империи
Хатти они поселились в таких районах, как Эолия и
Иония, ставших частью прародины эллинского
общества [+70].
На северо-восточном побережье Нового царства
Египта (которое, выжив, влачило жалкое
существование), в районе, известном как Филистия
(Палестина), переселенцы образовали колонию,
ставшую частью прародины сирийского общества. На
стыке равнины с горными районами беженцы из
минойского мира встретили древнееврейских
кочевников - евреев, словно ветром гонимых из
аравийской ничейной земли в сирийские провинции
Нового царства Египта [+71]. Ливанский горный хребет стал
северной границей проникновения арамейских
кочевников и защитил финикийцев, живших на
побережье. Тем удалось выдержать нашествие
филистимлян, и они научились полагаться на себя,
утратив опору на египетский протекторат. Из этих
элементов и возникло с течением времени новое
общество, обнаруженное нами в основании
исламского и названное "сирийским".
Сирийское общество унаследовало от минойцев
алфавит, а также вкус к дальним морским
путешествиям. Последний привел к освоению
Красного и Средиземного морей, а позднее - к
открытию Атлантического океана [+72]. Тот факт, что обнаруживается
родство сирийского общества с минойским,
представляется несколько удивительным. Скорее
следовало бы ожидать, что универсальным
государством у истоков сирийского общества была
не талассократия Миноса, а Новое царство Египта и
иудейский монотеизм был возрождением монотеизма
Эхнатона [+73].
Однако свидетельства не подтверждают такой
зависимости. Не существует также данных, которые
подтверждали бы сыновнее родство сирийского
общества обществу империи Хатти. Наконец, нет
никаких свидетельств, которые указывали бы на
родство сирийского общества с более ранней
империей шумеров и аккадцев [+74]. Культура общества, для
которого эта империя была универсальным
государством, оставила глубокий, след и истории
стран и народов, входивших в нее. В течение семи
веков после смерти Хаммурапи аккадский язык
продолжал оставаться lingua franco торговли и
дипломатии во всей Юго-Западной Азии [+75]. След этой
культуры был одинаково глубоким и в Сирии, и в
Ираке. В манерах и обычаях сирийского народа он
прослеживался с XVI-до XIII в. до н.э., если верить
древнеегипетским источникам. Однако в ходе
дальнейшего исторического развития этот след не
воспроизводился. Когда тьма, охватившая историю
Сирии после миграции 1200-1190 гг. до н.э., стала
рассеиваться, исчез и след старой культуры.
Клинопись стала вытесняться алфавитом, и позже о
ней не вспоминали. Минойское влияние оказалось
сильнее.
Шумерское общество
Если обратиться к истокам индского общества,
первое, что привлекает внимание, - это ведическая
религия, в которой легко прослеживаются
отголоски возвышения варваров как результат
движения племен. Но нет и признаков религии,
созданной внутренним пролетариатом угасающего
общества периода смутного времени.
В этом случае варварами были арии, появившиеся
в Северо-Западной Индии в начале индской истории,
подобно тому как в начале эллинской истории в
Эгее появились ахейцы. По аналогии можно было бы
ожидать, что у истоков индского общества также
было некое универсальное государство, за
пределами которого на ничейной земле жили предки
ариев, представляя собой внешний пролетариат.
Удастся ли идентифицировать это универсальное
государство и указать, где располагалась
ничейная земля? Мы, возможно, решим эту задачу,
если предварительно найдем ответы на следующие
вопросы: откуда арии пришли в Индию? И если они
были выходцами из одного места, ожидала ли их
различная судьба?
Арии говорили на индоевропейском языке, а
историческое рассредоточение этой языковой
семьи - Европа, Индия и Иран - показывает, что арии,
должно быть, пришли в Индию из Великой степи,
через Гиндукуш, проделав путь из бассейна Окса и
Яксарта до Инда и Ганга [+76]. Древнеегипетские
документы свидетельствуют, что в течение первой
половины II тыс. до н.э. арии вышли из Великой степи
в том ее месте, откуда 3000 лет спустя вышли тюрки.
Арии предвосхитили тюрков планом своего
расселения. Если некоторые арии (что известно из
индийских источников) пересекли Гиндукуш и
устремились в Индию, то другие прошли через Иран
и Сирию и к началу XVII в. до н.э. были уже в Египте.
На территории Египта, Сирии и, возможно,
Месопотамии к тому времени сформировалась под
властью варваров огромная империя, столь же
беспредельная и эфемерная, как и империя
Саладина [+77].
Когда приблизительно в 1580 г. до н.э. гиксосы (так
называли египтяне племена кочевников) были
изгнаны из Египта их вассалом, местным царем Фив,
ставшим в результате основателем Нового царства
Египта, другие мелкие правители продолжали
поклоняться арийским богам. Эти наследники
гиксосов продолжали называть себя арийским