ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1186

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

Индское общество

Следующим живым обществом, которое мы

рассмотрим, является индуистское общество, и

здесь мы вновь должны вернуться назад в поисках

признаков отеческого общества, находящегося за

границами исторического горизонта.

Универсальное государство в этом случае -

империя Гуптов (375-475 гг. н.э.) [+35]. Вселенская церковь - это

индуизм, который в эпоху Гуптов распространился

по всей Индии, изгнав и заменив собой буддизм,

доминировавший в течение почти семи веков на

Индостанском полуострове - общей колыбели обеих

религий. Движение племен, охватившее владения

империи Гуптов к моменту ее падения, исходило от

гуннов Евразийской степи [+36].

Обнаружение и идентификация общества,

отеческого индуистскому, существенно облегчены

предыдущим исследованием, в ходе которого мы

проследили сыновнее родство исламского общества

сирийскому. Исследование осложнялось наличием

явления, выходящего из естественного порядка.

Таким явлением было вторжение и последующее

изгнание чужеродной силы вследствие коллизии

между сирийским и эллинским обществами.

Конфликтовало эллинское общество и с обществом,

которое нам предстоит определить и назвать. Пока

определим его как общество, отеческое

индуистскому.

Для начала выясним время эллинского вторжения

в Индию. Мы ошибемся, если примем за начало

вторжения индийскую кампанию Александра. Хотя

историки справедливо считают этот поход

блестящей военной операцией, тем не менее он не

оставил заметного следа в истории культуры. В

действительности эллинское проникновение в

Индию началось при Деметрии, царе Бактрии,

который приблизительно в 190 г. до н.э. пересек

Гиндукуш, чтобы аннексировать индийские

территории и присоединить их к своему царству [+37]. Экспансия

продолжалась вплоть до I в. н.э., но уже под эгидой

правителей, которых поставляла Великая степь и

которые, едва восприняв внешний лоск эллинской

культуры, по сути своей оставались варварами. Эти

"грекофильствующие" варвары хлынули в Индию

двумя волнами: саки и парфяне пришли в последней

четверти II в. до н.э., кушаны - в I в. н.э. [+38]

Эллинское вмешательство во внутреннюю жизнь

Индии прекратилось только перед самым созданием


универсального государства Гуптов. По аналогии с

историей эллинского вторжения в сирийское

общество попробуем обнаружить в истории Индии

еще одно универсальное государство, которое

непосредственно предшествовало бы эллинскому

вторжению в Индию и находилось к империи Гуптов в

таком же отношении, в каком Ахеменидская империя

находилась к Багдадскому халифату Аббасидов.

Поиски эти заведут нас в глубь веков, в империю

Маурьев, созданную Чандрагунтой в 323-322 гг. до н.э.

и достигшую расцвета в III в. до н.э., во время

правления Ашоки. Пала империя при узурпаторе

Пушьямитре в 185 г. до н.э., т. е. через пять лет после

вторжения в Индию Деметрия [+39]. На историческом фоне империи

Маурьев мы замечаем отблески смутного времени в

знакомой форме: длинной череде междоусобных

разрушительных войн, в которых участвовало

множество местных государств.

А если обратить взор еще дальше вглубь, за

начало смутного времени, то можно обнаружить век

роста, о котором осталось свидетельство в Ведах [+40]. Итак, мы

идентифицировали общество, отеческое

индуистскому. Назовем его "индским".

Вселенская церковь индуизма, посредством

которой индское общество стало отеческим

современному индуистскому обществу, напоминает

ислам и отличается от христианства, так как

истоки ее берут начало на местной почве. Без

сомнения, в индуизме можно различить некоторые

неиндские наслоения. Наиболее глубоким из них

является поклонение божествам в иконической

форме - черта, присущая индуизму, но которой не

было в первоначальной религии Вед, равно как не

было ее и в первоначальном буддизме. Поэтому

можно предположить, что это заимствование из

религии другого общества - вероятнее всего из

эллинизма через влияние буддизма махаяны [+41]. Однако

основные различия между индуизмом и индской

религией Вед - и эти различия поразительны -

относятся к тем индуистским элементам, которые

были заимствованы из буддизма - религии,

представлявшей собой местную трансформацию

индской религии Вед. Важнейшие элементы, которые

отсутствуют в ведийской религии и являются

индуистскими заимствованиями из буддизма, - это

монашество и его философия [+42].

Родиной индского общества, чему есть

достаточно свидетельств, были долины Инда и

Ганга. Отсюда общество распространилось по всему


Индостанскому полуострову. Территория, которую

занимало индское отеческое общество на закате

своей истории, также не совпадает с пределами

индуистского сыновнего общества. Последнее,

заняв весь полуостров, устремилось затем через

море на восток, в Индонезию и в Индокитай [+43]. Таким

образом, географическая удаленность

индуистского общества от индского сравнима с

удаленностью арабского общества от сирийского.


Древнекитайское общество

Нам остается исследовать общество, исторически

предшествовавшее еще одному из живых обществ.

Прародина его - Дальний Восток. И здесь нетрудно

выявить типические признаки. Универсальное

государство - империя, созданная Цинь Шихуанди в

221 г. до н.э. и существовавшая под началом

династий, известных как Старшая и Младшая Хань, в

течение четырех веков [+44]. Вселенская церковь - это

махаяна, разновидность буддизма. Движение племен

- набеги кочевников Великой степи, начавшиеся

после падения универсального государства [+45].

Междуцарствие, предшествовавшее возникновению

современного дальневосточного общества,

наступило по крайней мере за столетие до начала

движения племен. Универсальное государство

развалилось к 172 г. н.э., хотя Младшая Хань

продолжала влачить существование до 221 г. Период

междуцарствия - это полвека бессилия, затем

полвека раздробленности и междоусобиц,

раздиравших местные государства-преемники,

вошедшие в историю как "троецарствие", и,

наконец, век варварских государств-преемников,

совпавший с периодом промежуточного

воссоединения Западной Цзинь [+46].

Если бросить ретроспективный взгляд на

предшественников универсального государства,

созданного Цинь Шихуанди. легко заметить черты

смутного времени. Эти следы остались даже в самом

названии "чжаньго", т.е. "борющиеся

царства", которым китайские историки

определяют период с 479 г. до н.э. (смерть Конфуция [+47]) до 221 г. до н.э.

(принятие титула Шихуаиди "первый властелин

мира" циньским царем Чженом). Победа Цинь над

Ци завершила долгий процесс разрушительных войн

между множеством местных государств и

способствовала объединению их в одно

универсальное государство. Пламя милитаризма,

разгоревшееся в постконфуцианскую эпоху,

вспыхнуло задолго до того, как философ обратился

к осмыслению дел человеческих. Уже в 546 г. до н.э.

состоялась конференция по разоружению, на

которой было представлено четырнадцать стран [+48]. Отголоски

этих процессов можно почувствовать в мирском

консерватизме Конфуция и отстраненном квиетизме

Лаоцзы [+49]. Оба

мыслителя понимали, что в истории их общества век

роста остался далеко позади. Как же назвать это


общество, на прошлое которого один мудрец

смотрел благоговейно, подобно Эпиметею, а другой,

подобно христианину, упорно отворачивался от

него, как от града погибели? Условно это общество

можно назвать "древнекитайским".

Теперь заметим, что махаяна - церковь, через

которую древнекитайское общество стало

отеческим современному дальневосточному

обществу, - напоминает христианскую и отличается

от ислама и индуизма тем, что источник жизни ее не

был местного происхождения. Христианство

возникло в пустынях Сирии и было занесено на

эллинистическую ночву насильственно

депортированными сирийцами, ставшими внутренним

пролетариатом эллинистического общества.

Махаяна появилась на индских просторах,

принадлежавших сначала греческим царям Бактрии,

потом "грекофильствующим" кушанам, но

зародилась она в бассейне реки Тарима в

провинциях Кушанской империи до того, как эти

провинции были завоеваны и аннексированы

китайским универсальным государством Младшей

Хань в конце I в. н.э.[+50]. Отсюда пошло распространение

махаяны, религии, охватившей все китайское

общество и особенно популярной среди

внутреннего пролетариата его.

Родина древнекитайского общества находилась в

бассейне Желтой реки. Позже оно распространилось

и на бассейн Янцзы. Бассейны обеих рек стали

родиной сыновнего дальневосточного общества,

которое распространилось на юго-восток вплоть до

океанского побережья Китая, а на северо-востоке -

до Кореи и Японии [+51].

Таким образом, территориально дальневосточное

общество отстоит от отеческого древнекитайского

не столь далеко, как, например, западное от

эллинского или иранское от сирийского. Здесь

ближе аналогия с арабским обществом или с

индуистским.