ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 1001

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Центральноамериканская история в сравнении с

андской представляется более сложной, ибо к

моменту испанского завоевания там сложилось два

отчетливо выраженных центра: Мексиканское

нагорье и полуостров Юкатан. Более детальное

исследование открывает тот факт, что эти центры

соответствуют прародинам двух некогда

самостоятельных обществ, которые соответственно

можно назвать "юкатанским" и

"мексиканским". Юкатанское общество было

покорено мексиканским на рубеже XII и XIII вв. н.э. [+100] Завоевание

Юкатана произошло, как полагают, из-за того, что

между городами-государствами юкатанского мира

разгорелась междоусобная война, в которой

использовались мексиканские наемники. Война

измотала местные государства и сделала бывших

наемников господами. Война явилась несомненным

признаком того, что юкатанское общество вступило

в смутное время, и есть свидетельства, что после

объединения юкатанского общества с мексиканским

в единое центральноамериканское смута лишь

увеличилась и охватила все стороны социальной

жизни. К середине XV в. кризис поразил всю

Центральную Америку. Развязка наступила с

установлением ацтеками универсального

государства, что совпало с приходом испанских

завоевателей. Рассмотрев ход истории в глубь

времен, начиная от смутного времени, мы

обнаружим, что связь между юкатанским и

мексиканским обществами аналогична связи между

арабским и иранским. Появившись в разных местах в

период междуцарствия, который датируется

приблизительно 690-990 гг., оба эти общества имели в

своей основе универсальное государство,

вобравшее в себя более древние общества.

Универсальным государством была так называемая

Первая империя майя, которая после более чем

двухсотлетнего периода расцвета неожиданно и

стремительно рухнула к концу VII в. [+101]. Великие города этой империи,

расположенные в стране дождей к югу от Юкатана (в

настоящее время территория Гватемалы и

Гондураса), были без видимых причин покинуты

обитателями. Заросшие тропическим лесом, города

эти обнаружены недавно западными археологами.

Большая часть их населения перебралась на север,

на Юкатан, представлявший собой колониальный

отросток владений более старого общества, а


юкатанское общество, возникшее здесь в период

междуцарствия, было результатом творчества

местных иммигрантов. Что касается причин

катастрофы, относящейся к более раннему периоду

в истории этого общества, при современном

состоянии наших знаний можно лишь отметить, что

победа тропического леса над творением рук

человека, по всей видимости, есть следствие

трагедии, а не ее причина, поскольку нет никаких

признаков резких климатических изменений,

которые могли бы заставить обитателей этих мест

столь поспешно покидать города. Возможно, здесь,

как и в ряде других случаев, катастрофа связана с

самой человеческой деятельностью, но пока нет

археологических свидетельств об ее природе и

характере. Имеющиеся данные позволяют лишь

предположить, что Первая империя майя не была

разрушена в результате войны или революции.

Предлагались различные объяснения этого

феномена: национальный декаданс, эпидемия,

землетрясения, междоусобная война или иноземное

вторжение, а возможно, и оба эти обстоятельства,

климатические изменения, истощение почвы,

религиозные или другие предрассудки [+102]. Из этих

причин наиболее вероятными представляются

последние две. Действительно, это древнее

общество казалось необычайно миролюбивым.

Свидетельства того, что и здесь было развито

военное искусство, можно обнаружить лишь на

северо-западной границе его владений, где

общество постоянно сталкивалось с

варварами-соседями, представлявшими

мексиканский мир [+103]. Из искусств это общество

отдавало предпочтение астрономии, что нашло свое

выражение в системе хронологии, изумительно

точной в вычислениях и тщательной в записях, а

также каллиграфии, представляющей собой

гротескное пиктографическое письмо на камне,

которое западным ученым еще предстоит

расшифровать [+104].

Народ, который создал это общество, назывался

"майя", поэтому и общество можно назвать

"майянским".

Каковы были отношения между майянским,

юкатанским и мексиканским обществами? Если в

качестве критерия взять наличие или отсутствие

вселенской церкви, то не находит подтверждения

предположение, что юкатанское и мексиканское

общества сыновне родственны майянскому. С

аналогичной ситуацией мы сталкивались при

определении родства между шумерским и

вавилонским обществами. В эпоху майянского


универсального государства не наблюдается

заметного религиозного движения, которое можно

было бы интерпретировать как возникновение

вселенской церкви, создаваемой внутренним

пролетариатом, тогда как религиозная практика

правящего меньшинства майянского общества

вылилась в подробную эзотерическую систему. Эта

система была передана юкатанскому и

мексиканскому обществам приблизительно таким же

образом, каким шумерское правящее меньшинство

повлияло на правящее меньшинство Вавилона.

Единственное различие, кажется, заключается в

том, что мексиканское общество не смогло

сохранить в чистоте майянское духовное наследие,

опростив и вульгаризировав его и даже вернувшись

к ритуалу жертвоприношения [+105]. Вообще судьба религии майя

на мексиканских алтарях напоминает судьбу

шумерской религии у ассирийцев.

Если рассмотреть вопрос в аспекте

географическом, то удаленность юкатанского и

мексиканского обществ от прародины общества

майя сопоставима с удаленностью хеттского

общества от шумерского.

В то время как на родине майя общество должно

было бороться с изобилием дождей и

растительности, на Юкатане и на плоскогорье не

хватало воды, а растительность была скудна.

Юкатанское общество оказалось на краю империи

майя, мигрируя в поисках условий жизни, а

мексиканское - пришло из "ничейной земли" за

границами империи. В этом плане исторической

параллели не просматривается, ибо родина

Вавилона совпадала с родиной шумерского

общества.


Египетское общество

Наконец, остается еще один представитель

обществ этого вида, проживший исключительно

длинную жизнь и не имевший, по-видимому, в своей

истории ни отеческого, ни сыновнего родства.

Общество это возникло в нижней долине Нила между

его первым порогом и Средиземным морем в IV тыс. до

н.э. и умерло в V в. н.э. [+106], просуществовав, таким

образом, втрое дольше, чем существует

современное западное общество. Египетское

общество, насколько мы можем об этом судить, не

оставило в современном мире преемников.

Бессмертие этого общества запечатлено в камне.

Пирамиды - эти неодушевленные свидетели жизни

своих создателей, противостоящие разрушительным

силам Времени уже четыре или пять тысячелетий, -

возможно, будут играть свою роль Атлантов еще на

протяжении сотен тысяч лет. Может быть, они

простоят дольше, чем проживет Человечество, и в

мире, где не останется ни чувств, чтобы

воспринять их, ни разума, чтобы их понять, они

будут продолжать свидетельствовать о египетском

обществе, которое их создало: ведь оно было

"прежде, нежели был Авраам".

Примечения

[*1]

Примечательно, что Лев III Исавриец[+2] - первый выдающийся

государственный деятель православного

христианства, начал свою карьеру в Алании, где

оставил заметный след. Не исключено, что он хотел

расширить экспансию, но его отозвали для

организации защиты православного христианства

от последней угрозы Омейядов[+3] Константинополю в 717 г.

Оставшуюся жизнь он посвятил решению двух задач:

во-первых, эвокации[+4] призрака Римской империи и,

во-вторых, развитию религиозного движения, не

вполне точно названного "иконоборчеством" [+5].

[*2] Аравия

находилась на юго-востоке римских владений, в

Сирии и, возможно, поэтому мусульманские арабы

получили имя "сарацины" ("восточные

люди").

[*3]

Ахеменидская держава начала свое существование

как захудалое, окраинное государство Иранского

нагорья: свержение Элама [+28] Ассирией в 655-639 гг. до н.э. дало

Ахеменидам первый шанс для возвышения: они

спустились в покинутую долину Элама и в Сузах,

бывшей столице погибшего эламитского

государства, создали свою столицу. Ахемениды

собрали урожай, посеянный ассирийцами.


[*4] Это было

вполне естественно, поскольку арамейский язык

принадлежит к той же группе (семитской), что и

аккадский.

[*5] Клинопись

была не алфавитной, а фонетико-силлабической

системой, включавшей в себя набор идеограмм.

Первоначально она была изобретена для передачи

шумерского языка, у которого нет точек

соприкосновения с аккадским диалектом

семитского языка, который стал использовать эту

письменность. Использование клинописи для

передачи двух, не связанных между собой языков,

возможно, объясняет, почему идеограммы остались

в нем наряду с фонетическими знаками. Идеограммы

писались одинаково по-шумерски и по-аккадски

хотя, разумеется, произносились они на разных

языках по-разному, при этом некоторые знаки,

используемые как идеограммы в аккадском, имели

фонетическое значение в шумерском.

[*6] Букв.

"парфянском" - признак того, что эта фаза

иранского языка как в устной, так и в письменной

речи достигла своей зрелости в период Аршакидов,

хотя и в более позднюю эпоху Сасанидов она также

процветала.

[*7]

"Фарси", т.е. диалект иранского в провинции

Фарс.

[*8] Хатти -

это местное название народа, который в Ветхом

завете именуется "детьми Хета", то есть

"хеттами".

[*9] Еvans. Sir Arthur.

The Earlier Religion of Greece in the Light of Cretan Discoveries. London. 1931, pp.

37-41.

[*10] Ассирия

(Ашшур) была самым северным городом-государством

шумерского общества [+85].

Комментарии

[+1] В Восточной

Грузии (Иверии. иначе - Картли) христианство

официально было принято в 337 г., в Западной

(Лазике) - в 523 г. (первым христианским

государством на Кавказе была Армения, крещенная

в 301 г., но армяне-монофизиты и потому исключены А.

Тойнби из пределов православной цивилизации).

Алания, область в Предкавказье, населенная

аланами - народом иранского происхождения,

сначала кочевниками, а с V в. оседлыми

земледельцами, - приняла христианство от

Византии еще в V -VI вв. Великой (евразийской)

степью называют обычно полосу степей и

полупустынь от Причерноморья до Забайкалья.

[+2] Лев III из

Сирийской (ранее ее неверно называли

Исаврийской) династии (ок. 675-741) захватил власть в

Константинополе в 717 г. В том же году мощные