ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1164
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
арабские армия и флот подошли к столице Империи.
Благодаря энергии императора и мужеству
защитников Города осаждающие были разбиты в 718 г.
[+3] Омейяды
- династия арабских халифов в 661-750 гг., потомки
правителей доисламской Мекки из рода Омейя
племени курейш. к которому принадлежал и
Мухаммед. Столицей Омейядов был Дамаск, опорой -
военная знать, возвысившаяся в результате первых
завоеваний ислама, особенно в Сирии и Египте.
[+4] Эвокация
(от лат. evocatio "призывание"): в Древнем
Риме - обряд, заключающийся в обращении к богам
враждебного народа с предложением оставить этот
народ и перейти на сторону римлян, которые
обязуются установить службу этим богам: в
терминологии А. Тойнби-попытка обращения к
традициям предшествующей цивилизации.
[+5]
Иконоборчеством в широком смысле называют
направление в христианстве. выступающее против
культа икон - от ересей IV в. до протестантизма XVI в.
В узком смысле - религиозное движение VIII-IX вв. в
Византии. Отдельные выступления против
поклонения иконам были в Армении и Малой Азии в
VII-нач. VIII в., возможно, под влиянием ислама,
запрещающего любое изображение Бога.
Иконоборчество было признано официальным
учением на Соборе 754 г., не признаваемом
православной Церковью действительным, затем
осуждено на Седьмом (Втором Никейском)
Вселенском Соборе 787 г. и, после кратковременных
успехов, окончательно запрещено в 843 г.
[+6] В созданном
хазарами - кочевым народом тюркского
происхождения, государстве. занимавшем в кон.
VII-нач. VIII в. Северное Причерноморье, а с середины
VIII в. - Подонье и Нижнее Поволжье, государственной
религией был воспринятый на рубеже VIII-IX вв. от
еврейских миссионеров иудаизм. Впрочем. его
влияние ограничивалось двором монарха-кагана - и
высшей знатью; ряд областей каганата был
христианизирован византийцами в VIII в., в городах
был популярен ислам, а значительная часть хазар
придерживалась традиционных верований. Конец
существованию хазарского государства,
достаточно ослабевшего от набегов венгров и
печенегов, положил поход русского князя
Святослава в 965 г.
[+7] В середине
VII в. в Прикубанье распался союз кочевых тюрских
болгарских племен, причем часть их переселилась
на Балканы, где они образовали собственное
государство, быстро ассимилировавшись среди
местных славянских племен, передав им свое
название. Другая часть болгар-белые болгары - в
нач. VIII в. переселилась в район Средней Волги и
Нижней Камы. где создали свое княжество - т.н.
Волжскую Болгарию. В 1021 г. местный правитель
принял ислам и признал себя, правда чисто
символически, вассалом арабского халифа. В 1235-1236
гг. Волжская Болгария была уничтожена
монголо-татарским войском.
[+8] Хан
дунайских болгар Борис I (ум. 907. прав. 852- 889), принял
в 865 г. (или 864?) христианство по восточному обряду.
Так как в 863 г. произошел временный разрыв между
Западной и Восточной церквами, то князь (так он
стал именоваться) пытался лавировать между ними,
чтобы не впасть в политическую зависимость
вместе с церковной. В 866-870 гг. в Болгарии
действовало латинское духовенство. В 879-880 гг.
Борис, опираясь на Римский престол, объявил
болгарскую церковь автокефальной, то есть
независимой.
[+9] Ростислав,
князь Моравский (в IX в. образовалось
западнославянское государство от р. Влтавы на
северо-западе до р. Дравы на юге. т. н.
Великоморавская держава), в 846-870 гг.. стремясь
стряхнуть зависимость от Восточно-Франкского
(Германского) королевства, обратился к Византии с
предложением церковно-политического союза. В
Моравию были посланы братья Мефодий (820-885) и
Константин (ок. 826-869, в нач. 869 г. принял постриг под
именем Кирилла) для введения богослужения на
славянском языке по восточному обряду: для этого
и были создана знаменитая азбука и предпринят
перевод Писания на славянский язык. Деятельность
братьев в Моравии и подвластной ей Паннонии.
населенной тогда славянами, протекала в борьбе с
латинским духовенством, и после смерти Мефодия
его ученики были изгнаны из страны. О
деятельности братьев в Богемии (Чехии) ничего не
известно, тем более что выделилась она из Великой
Моравии лишь в 895 г.
[+10] В начале IX
в. принадлежащий к финно-угорской языковой
группе народ венгров (мадьяр), кочевавший в
предгорьях Урала, двинулся на запад и занял часть
Среднедунайской равнины, называемую ныне
Степным Альфельдом. откуда венгры совершали
набеги на Западную Европу. Перейдя к оседлости.
они образовали Венгерское княжество. Князь
Стефан (Иштван) I (ок. 970-1038, князь с 997) принял в 997 г.
христианство, а в 1000 г. венчался королевской
короной.
[+11] После
завоевания Италии лангобардами часть ее. в
частности Апулия, Калабрия и Сицилия, осталась в
руках Византии. После захвата Италии Карлом
Великим на юге сохранились мелкие более или
менее независимые лангобардские княжества. В VIII
в. арабы заняли Сицилию и беспрестанно тревожили
берега Апеннинского полуострова морскими
набегами. Византия пыталась отразить эти набеги
и даже расширить свои владения за счет
лангобардских княжеств, а также отвоевать
Сицилию, но, кроме кратковременного успеха в
1038-1040 гг., безуспешно. Тем временем ок. 1030 г. на юг
полуострова начинают проникать выходцы из
Нормандии, один из которых, Райнульф, стал даже
графом южноитальянского г. Аверсы. Другой
норманн, Робер Гвискар (т.е. Хитрец) (1015-1085) в 1046-1071
гг. завоевал всю Южную Италию, включая
византийские владения, а его брат Рожер (ум. 1101)
Сицилию в 1061-1091 гг. сын последнего. Рожер II(1098-1154,
граф Сицилии с 1101), принял в 1130 г. титул короля
Сицилии, а позднее установил свое верховенство и
над остальными владениями норманнов (полное
объединение произошло уже при наследниках
Рожера). Норманны всегда были сторонниками,
правда весьма строптивыми, папства в борьбе с
Империей.
[+12]
Традиционная дата крещения Руси - 988 г.. но А.
Тойнби резонно полагает, что столь существенный
переворот не мог быть единовременным событием, и
потому отводит христианизации русских земель не
одно десятилетие.
[+13] Видный
богослов, философ, писатель, эрудит и поклонник
Античности Фотий (между 810-828 - между 891-897) был
патриархом Константинопольским дважды: в 857-867 гг.
и 877 886 гг., - причем первый раз он был возведен на
патриаршью кафедру прямо из мирян. Разногласия с
Римским престолом, в первую очередь о папском
верховенстве и церковной юрисдикции Болгарии,
привели в 862 г. к взаимному отлучению папы Николая
I и Фотия. Император Василий I Македонянин (ок.
836-886. император с 867) сместил и отправил в ссылку
патриарха как бы в виде уступки Риму. На деле
Фотий вызвал раздражение власти тем, что
стремился ограничить императорский деспотизм и
возвысить церковь над государством. Помимо того,
борьба за патриарший престол питалась интригами
придворных партий, что привело и к возвращению
Фотия. и к его повторному смещению и ссылке
императором Львом VI Мудрым (886-912, император с 886).
[+14] Аббасиды -
династия арабских халифов, потомков Аббаса. дяди
Мухаммеда, пришедшая к власти в 750 г. в результате
гражданской войны. Опираясь на Иран, обладавший
древними этатистскими традициями, Аббасиды
превратили халифат, столица которого была
перенесена из Дамаска в Багдад, в
общемусульманское государство с развитым
бюрократическим управлением, с пышным двором. В
представлениях потомков начало правления этой
династии. особенно царствование вошедшего в
легенды Харун ар-Рашида (763 или 766-809, халиф с 786),
было периодом наибольшего могущества халифата.
На деле первые симптомы распада проявились уже
при восшествии на престол первого Аббасида:
отпала Испания, где утвердился единственный
уцелевший представитель предшествующей
династии Омейядов. К концу VIII в. начали
отделяться и другие области. В 945 г. Багдад
захватили Бунды - династия правителей Западного
Ирана и Ирака. Появились соперничающие халифы в
Испании и Египте. Но для большинства мусульман
аббасидские халифы оставались почетными
духовными главами всех мусульман, хотя бы и
безвластными. Концом династии считается 1258 г.,
когда монголы завоевали Багдад и убили
наместника пророка. Правда, одному из его родни
удалось бежать в Египет, где местный правитель,
султан Бейбарс, провозгласил его халифом. Тень
тени власти оставалась за Аббасидами до 1517 г.,
когда Египтом завладели турки.
[+15] Указанные
выше события разновременны. В конце Х в. тюркские
племена огузов. обратившиеся в ислам, начали
нашествие на запад, предводительствуемые
потомками хана Сельджука. В 1035 г. они завладели
Средней Азией, в 1055 г. - Месопотамией, в 1070 г.
Сирией и Палестиной, в 1071 г., после битвы с
византийцами при Манцикерте в Армении, - Малой
Азией. На рубеже XI и XII вв. Сельджукское
государство распалось ввиду внутренних распрей
и натиска крестоносцев. Берберские племена,
аборигенные народы Северо-Западной Африки,
приняли ислам от арабских завоевателей на рубеже
VII -VIII вв., но оставались достаточно независимыми
от правителей халифата. А. Тойнби, видимо, имеет
здесь в виду Альморавидов (от араб.
"алмурабитун"-"живущие в обители"),
династию правителей Северной Африки и Испании
(сер. XI в.-1146). пришедших к власти, объединив
кочевые берберские племена, и сменивших их
Альмохадов (от араб.
"алмувахиддун"-"утверждающие
единство"), правивших в Северной Африке в 1121-1269
гг. (фактически с 1145), а в Испании - в 1146-1223 гг. и
опиравшихся на оседлых берберов Марокко. Эти
последние движения были не столько
национальными, сколько религиозными - борьбой за
чистоту ислама. Аравийские же кочевые племена
играли очень незначительную роль в истории
халифата, если не считать начального периода и
движения карматов - радикальной секты с
эгалитаристскими устремлениями, создавшей в 874 г.
в Юго-Восточной Аравии государство,
просуществовавшее до нач. XVI в.; но кроме
отдельных рейдов в Месопотамию, деятельность
этого государства не выходила за пределы
полуострова. Вообще распад халифата происходил
не только под действием миграций варваров, но и
от внутренних причин.
[+16] Декан -
плоскогорье на юге Индостана. Большинство
населения этого региона составляют индуисты, но
многие княжества там управлялись мусульманскими
династиями.
[+17] Окс и
Яксарт - древние названия Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи.
[+18] Шерифы -
титул потомков родни Мухаммеда, здесь - шерифская
династия Алавитов. правящая в Марокко с XVI в.
[+19] Раскол
между указанными течениями в исламе наметился
сразу после смерти Мухаммеда в 632 г. и обозначился
в сер. VII в., притом по чисто политическим
причинам. Одна из групп настаивала на том, что
халиф должен избираться из рода курейш всей
общиной и обязан руководствоваться в своей
деятельности согласным мнением этой общины и
главное Кораном ("речью Аллаха") и сунной - не
вошедшими в священную книгу мусульман
высказываниями (хадисами) пророка, бытовавшими
первоначально изустно. Отсюда и название -
сунниты. Их противники настаивали, что
повелитель правоверных мог происходить лишь из
ближайших родственников основателя ислама и
передавать власть по наследству, ибо его права
определяются существующей в "доме пророка"
особой духовной силой, несущей благоденствие
людям и обеспечивающей правильное толкование
Корана. Они группировались вокруг двоюродного
брата Мухаммеда Али ибн Абу-Талиба. женатого на
дочери пророка Фатиме (ок. 605 633), и называли себя
"партия (араб. "шия") Али" отсюда
"шииты". Али был избран халифом в 656 г.. но
далеко не все правоверные признали его, и в
результате разгоревшейся гражданской войны Али