ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1124
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
p. 654
Комментарии
При чтении книги А. Тойнби и комментария к ней
необходимо иметь в виду следующее: очень многие
факты, особенно даты, приводимые автором
"Постижения истории", не соответствуют
современным научным данным. Это объясняется не
только тем, что многое изменилось в исторической
науке с 30-х годов, когда А. Тойнби начинал писать
свой труд. но и вполне сознательным стремлением
английского историка "подогнать" иные
события под свою схему, привести хронологию
устаревшую, но более соответствующую авторскому
замыслу. Поэтому комментатор, не вступая в
полемику с А. Тойнби. всюду стремился привести
даты, отражающие нынешний уровень исторического
знания.
Кроме того, следует учесть особенности
терминологии, вводимой А. Тойнби. Весьма часто
смысл того или иного термина в его употреблении
не соответствует общепризнанному и нередко
вводится безо всяких пояснений либо
оговаривается много ниже. Эти случаи также
учтены автором примечаний.
И последнее, относящееся скорее к переводу,
нежели к комментарию. Идея всеединства
исторического процесса требует единого языка
его описания. Поэтому не только в пересказах, но и
в сделанных А. Тойнби переводах отрывков из
старинных авторов он употребляет современные
выражения, немыслимые в устах Фукидида или
Платона. Ибн Хальдуна или даже Макиавелли. Это
может показаться читателю не совсем уместным, но
таков уж замысел автора "Постижения
истории".
[+1]
Предустановленная гармония - понятие, введенное
Г. В. Лейбницем с целью обоснования учения о
взаимоотношениях монад. Последние - идеальные
мельчайшие неделимые частицы бытия (в математике
монаде соответствует дифференциал, в физике -
сила, в химии - атом, в праве - юридическое лицо и т.
д.)-абсолютно замкнуты и не могут физически
взаимодействовать между собой, посему их влияние
друг на друга, запрещенное законами бытия, но
реально наблюдаемое, есть результат изначально
установленной Богом гармонии.
[+2] Английское
выражение pathetic fallacy значит "олицетворение
природы" (J'allaсу - "заблуждение,
ошибка"), но здесь дана калька с этих слов, ибо
антоним- "апатетическое заблуждение" -
непереводим на русский язык.
[+3] Трайбализм
(от англ. tribe - "племя") - в
общеупотребительном смысле: приверженность
культурно-бытовой, культово-религиозной и
общественнополитической племенной
обособленности, встречающаяся в тех странах, где
сосуществуют племенной строй и европейские
политические институты - армия, чиновничество,
одна или несколько партий, парламент и т. п.
Проявляется трайбализм в покровительстве
единоплеменникам в государственном аппарате, в
слиянии политической и межплеменной борьбы и пр.
В словоупотреблении автора "Постижения
истории" трайбализм - приверженность
локальным, чаще всего этническим ценностям в
противовес общечеловеческим.
[+4] Под
великими державами (число "восемь" более или
менее условно) здесь понимаются могущественные
колониальные державы или государственные
образования, создавшиеся путем расширения
границ: Австро-Венгрия. Германия. Россия.
Британская империя. Франция. Португалия с
африканскими колониями. Нидерланды с Индонезией.
США. В результате поражения в первой мировой
войне Австро-Венгрия перестала существовать,
частью распавшись на отдельные государства
(Австрию, Венгрию, Чехословакию), частью отдав
свои территории иным государствам, как
существовавшим (Румыния), так и вновь
образованным (Польша, Королевство сербов,
хорватов и словенцев с 1929 - Югославия). Германия,
также проигравшая войну, лишилась всех колоний и
приобретений XIX в. Россия, еще до окончания войны
заключив Брестский мир. лишилась по нему Польши,
Финляндии. Прибалтики. Украины и Закавказья:
помимо этого, вассальные государства Российской
Империи - Бухарский эмират и Хивинское ханство
объявили себя в 1917 г. полностью независимыми. Что
же касается доминионов (от англ. dominion -
"владение"), то первоначально, что были
зависимые от Великобритании, но обладавшие очень
широкой автономией государственные образования,
большинство или значительное меньшинство
населения которых составляли выходцы из Европы,
и в первую очередь из Великобритании (первым
доминионом стала Канада в 1867). Политическое
развитие доминионов шло в направлении, все более
независимом от метрополии. В конечном счете
доминионы стали абсолютно независимыми
государствами. главой которых является
британский монарх - впрочем, чисто номинально.
[+5]
Политическое развитие западноевропейского
Средневековья шло под знаменем двух прямо
противоположных тенденций. Первая, вытекающая из
сути социально-экономических отношений той
эпохи - центробежная. Наиболее ярким проявлением
этой тенденции была вассально-ленная система,
приводившая к дроблению не только земель, но и
власти. В этой ситуации государь. оставаясь
главой территории, реально владел лишь теми
землями, которые он не отдал в лен. Средневековые
города также стремились к самому широкому
самоуправлению. Другая тенденция -
центростремительная - была более идеальной,
нежели реальной, но от этого не менее значимой. На
право господства над всем христианским миром
претендовали две силы: Церковь, провозглашавшая.
что ее видимый глава - Римский папа - есть
наместник Христа на Земле и посему обладает не
только духовной, но и светской властью над всеми
земными владениями, и образовавшаяся в 962 г.
Священная Римская империя, включавшая в себя
Германию (императоры и были германскими
королями) и Северную и Среднюю Италию с Римом, а
также Чехию. Бургундию. Нидерланды и некоторые
другие земли. Императоры обосновывали свой
верховный сюзеренитет над всеми иными
государями тем, что полагали себя единственными
законными наследниками Древнего Рима, который в
общественном сознании был единственно возможным
единым государством. Универсалистские тенденции
приводили к столкновению Церкви и Империи. По
воззрениям первой. император, как и любой другой
государь, есть сын Церкви и правит, пока и
поскольку послушен ей. Императоры же заявляли,
что они являются главами всех христиан, тогда как
папы лишь первосвященниками, не более. В конечном
счете обе универсалистские силы потерпели
поражение в обстановке подъема и укрепления
национальных государств в конце Средневековья.
[+6]
Интеллигибельное некий предмет, явление,
понятие, воспринимаемое исключительно разумом
или интеллектуальной интуицией, в противовес
сенсибильному - воспринимаемому чувствами.
Некоторые идеалистические философские
направления (к ним принадлежал и А. Тойнби)
признают реальное существование
интеллигибельного.
Поле исторического исследования
Великобритания - один из таких примеров,
которые могли бы служить нашей цели. Это не
просто национальное государство, но и великая
держава. Ее неотъемлемая составная часть, Англия,
выделившись лишь два века назад [+1], причем без нарушения
исторической непрерывности или утраты
идентичности, занимает такое же место в истории
Европы, как, например, Франция, хотя Англия
сыграла в истории особую роль. Выбранный нами
пример удачно служит цели еще и потому, что
Англия была относительно изолирована, во-первых,
в силу географических условий и, во-вторых, в силу
той специфической политики, которую проводили ее
государственные деятели в период, когда она
переживала наибольший творческий расцвет и
могущество. Если взять ее географическую
изолированность, то, что ни говори, берега
острова создают гораздо более четкую границу,
чем границы континентальной Франции. Что же
касается политической изолированности Британии,
то она была в истории Запада чем-то вроде alter orbis
("другой земли"), хотя это не совсем точно для
средних веков, так как последние владения на
континентальном берегу Ла-Манша были утрачены в
1558 г. [+2]
Разумеется, не стоит преувеличивать степень
этого "великолепного одиночества".
Великобритания никогда не могла себе позволить
пренебречь сношениями с континентальными
странами или уклониться от тех европейских войн,
в которых ставилось на карту равновесие сил. И
если равновесие сил успешно сохранялось, то
столь же тщательно охранялась и односторонняя
изолированность. "Другая земля" - репутация,
закрепившаяся за Великобританией, - определяла
не просто мир, отличный от континентальной
Европы, но все неевропейские континенты и
дальние острова. Подобно своей сестре.
Соединенным Штатам, Великобритания отделилась
от старого мира, чтобы высвободить энергию и
воздвигнуть новый мир по плану какой-то смутной
мечты. Однако нельзя еще раз не подчеркнуть, что
ее изолированность является, возможно, наиболее
значимым фактом. Действительно, не так просто
обнаружить какую-либо иную европейскую страну,
которая была бы столь же изолированной и играла
бы столь значительную роль в европейской истории
на протяжении такого длительного периода. Итак,
если Великобритания (как наследница и преемница
Англии) не представляет собой
"умопостигаемого поля исторического
исследования", то мы можем сделать заключение,
что никакая другая европейская держава не
выдержит аналогичного испытания.
Следовательно, является ли история Англии
умопостигаемой сама по себе? Можем ли мы
абстрагировать внутреннюю историю Англии от ее
внешних сношений? Если да, то можем ли мы сказать,
что внешние сношения вторичны? А анализируя их,
сможем ли мы доказать, что влияния, которым
подверглась извне Англия, ничтожны по сравнению
с влиянием, оказываемым Англией на остальной мир?
Если на все эти вопросы удастся получить
утвердительные ответы, то можно будет сделать
вывод, что, тогда как историю других стран нельзя
понять без сопоставления ее с историей Англии,
английская история может быть понята как
самостоятельная без каких-либо ссылок.
Попытаемся же ответить на эти вопросы путем
беглого обзора истории Англии, обозначив ее
основные вехи.
Итак, если перелистать главы истории в обратном
порядке, они выстроятся в следующий ряд:
а) установление индустриальной экономической
системы (с последней четверти XVIII в.) [+3];
б) установление ответственного
парламентарного правительства (с последней
четверти XVII в.) [+4];
в) морская экспансия (начавшаяся в третьей
четверти XVI в. пиратством и постепенным развитием
мировой торговли, обусловленным открытием
тропических стран и образованием новых
англоязычных общин в заокеанских странах с
умеренным климатом) [+5];
г) Реформация (со второй четверти XVI в.) [+6];
д) Ренессанс, включая, его политический,
экономический, интеллектуальный и
художественный аспекты (с последней четверти XV
в.) [+7];
е) установление феодальной системы (с XI в.) [+8];
ж) обращение англичан так называемого
героического века в религию западного
христианства (конец VI в.) [+9];
Даже столь беглый обзор позволяет заметить,
что, чем дальше в глубь исторического времени
обращаемся мы, тем менее значительным становится
факт изолированности. Принятие христианства,
которое можно считать началом всех событий в
английской истории, является тому прямым
подтверждением. Этот акт, сплотивший полдюжины