ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 995

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)

А. Дж. Тойнби "Постижение истории"

* Введение * относительность исторического мышления

Поле исторического исследования

Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество

Иранское и арабское общества

Сирийское общество

Индское общество

Древнекитайское общество

Реликтовые общества

Минойское общество

Шумерское общество

Хеттское общество

Вавилонское общество

Андское общество

Юкатанское, мексиканское и майянское общества

Египетское общество

Предварительная классификация обществ данного вида

Сравнимость данного вида

Философский аспект эквивалентности обществ данного вида

* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций

Природа генезиса цивилизаций

Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор

Позитивные факторы: раса и среда

Вызов-и-ответ

Область вызова-и-ответа

Стимул суровых стран

Стимул новых земель

Особый стимул заморской миграции

Стимул ударов

Стимул давлений

Шесть форпостов в истории западной европы

Стимул ущемления

Золотая середина

* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций

Природа роста цивилизаций

Процесс роста цивилизаций критерий роста

Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами

Уход-и-возврат

Взаимодействие между индивидами в растущих цивилизациях

Дифференциация в ходе роста

Надломы цивилизаций убедителен ли детерминизм?

игнорировали ее. Однако кризис угрожал вылиться

в социальную революцию. Но и тогда Афины не стали

на путь захвата и присвоения чужих земель. Они

выработали свое собственное, оригинальное

решение. Сельскохозяйственное производство было

переориентировано на экспорт, начали интенсивно

развиваться ремесла и торговля, что привело к

перестройке политических учреждений,

вынужденных разделить власть с новыми классами,

вызванными к жизни экономическими изменениями.

Другими словами, афинские государственные

деятели предотвратили социальную революцию с

помощью успешного проведения экономической и

политической революции, открыв тем самым новый

путь для развития эллинского общества. Именно

это имел в виду Перикл, назвав этот кризис школой

для Эллады [+16].

В той степени, в какой Афины жили для себя, их

постигло горе еще до того, как эллинское общество

подошло к своему закату [+17]. В той же мере, в какой они жили

для Эллады, утверждение Перикла оказалось

совершенно справедливым, ибо в следующую эпоху

эллинистической истории, начавшуюся

приблизительно в 325 г. до н. э., новые идеи и

институты, выработанные в Афинах, как частное

решение общей проблемы, были восприняты

остальным эллинистическим обществом (которое к

тому времени распространилось далеко за границы

узкой области грекоязычных народов) в качестве

их общего социального наследия. Эта фаза

греческой истории обычно называется

"эллинистическим веком", но было бы

правильнее назвать ее "аттическим веком" [+18].

Под тем углом зрения, который охватывает не

отдельные города - Афины, Коринф, Спарту или

Халкиду, - а все эллинское общество как поле, мы

можем понять не только историю развития этих

нескольких общин в течение 725-325 гг. до н.э., но и

значение перехода от этого периода к

последующему. Тогда нетрудно заметить, что

история Халкиды или Коринфа протекала, если

можно так выразиться, нормально, в то время как

Спарта или Афины искали свои оригинальные пути.

Различие это бросалось в глаза, и историки

предположили, что спартанцы и афиняне уже на заре

эллинской истории отличались какими-то

специфическими, исконно им присущими

особенностями. Подобное объяснение развития

эквивалентно постулированию того, что на самом

деле вовсе не было никакого развития и что эти


два греческих народа изначально обладали

качесчтвами, поставившими их особняком. Однако

такая гипотеза находится в противоречии с

установленными историческими фактами. Что

касается Спарты, например, то раскопки,

проводимые Британской археологической школой в

Афинах, показали, что приблизительно в середине VI

в. до н.э. спартанская жизнь вовсе не была

аномальной и вполне соответствовала нормам

образа жизни других греческих народов. Во второй

половине VI в. до н.э. происходит революционный

сдвиг, который следует каким-то образом

объяснить. Приемлемое объяснение можно найти,

если посмотреть на спартанскую историю того

периода как на местный ответ испытанию,

выпавшему на долю всего эллинского мира.

Специфические черты Афин, распространившиеся в

так называемый эллинистический век на весь

эллинский мир (в отличие от Спарты, путь которой

оказался тупиковым), могут быть поняты только при

широком поле исторического исследования.

Итак, чтобы понять часть, мы должны прежде всею

сосредоточить внимание на целом, потому что это

целое есть поле исследования, умопостигаемое

само по себе.

Пространственное расширение поля нашего

исследования. Однако практическая польза от

умозаключения, что умопостигаемое поле

исследования существует, невелика, поскольку мы

определили искомое поле как целое, исходя из

частей, составляющих это целое. Части целого сами

по себе могут быть непонятны, но они, по крайней

мере, явны. Например, у Великобритании есть

точное географическое положение и

пространственная протяженность; английская

нация сложилась в определенную эпоху. Мы не можем

чувствовать себя удовлетворенными до тех нор,

пока не определим в подобных же положительных и

конкретных понятиях то более широкое общество,

по отношению к которому Великобритания является

частью. Итак, исследуем ею протяженность сначала

в Пространстве, а затем во Времени.

Исследование пространственной протяженности

общества, в которое включается Великобритания,

лучше всего начать с обзора глав, уже привлекших

наше внимание при общем ретроспективном взгляде

на английскую историю. При первоначальном

рассмотрении глав истории мы обнаружили, что это

лишь перечень событий в жизни общества, по

отношению к которому Великобритания и другие


"смежные" страны были лишь частями. Таким

образом мы установили тот факт, что

умопостигаемое поле исторического исследования

шире, чем любое национальное государство.

Рассмотрим снова эти главы, для того чтобы

установить, где находятся внешние

пространственные границы интересующего нас

умопостигаемого ноля исследования.

Если мы начнем с последней главы - установление

индустриальной системы, то обнаружим, что

географическая протяженность умопостигаемого

поля исследования, которое она предполагает,

охватывает весь мир. Чтобы объяснить

промышленную революцию в Англии, мы должны

принять во внимание экономические условия не

только западноевропейских стран, но и

Тропической Африки, Америки, России, Леванта [+19], Индии и

Дальнего Востока. Однако когда мы обратимся к

парламентарной системе и перейдем от

экономического к политическому плану, наш

горизонт сузится. Закон, "которому Бурбоны и

Стюарты подчинялись", не распространяется на

Романовых в России, османов в Турции, Тимуридов в

Индостане, маньчжуров в Китае, современных им

сегунов в Японии [+20].

Политическая история этих стран не может быть

объяснена в принятых нами терминах. Если мы

начнем их анализировать, то обнаружим, что главы,

на которые распадается их история, и

умопостигаемые поля исследования, которые они

предполагают, совершенно другие. Закон, движущий

историю Англии или Франции, не действует там, и,

наоборот, законы, которым подчиняется

политическая история каждой из этих стран, не

проливают света на политические события в Англии

или во Франции. Здесь проходит граница более

глубокая и резкая, чем физические границы

Великобритании. Однако действие закона,

"которому Бурбоны и Стюарты подчинялись" во

Франции и в Англии, распространялось на другие

страны Западной Европы и на новые общины

западноевропейских заокеанских колоний [+21]. В то же время

на Европейском континенте действие этого закона

прекращалось на западных границах России и

Турции. Дальше действовали другие законы, другие

они вызывали и последствия.

Для третьей четверти XVI в. характерна широкая

заокеанская экспансия многих

западноевропейских стран, включая и Англию.

Заметную активность на морях проявляли датчане,

шведы и курляндцы, тогда как Германия и Италия


почти не принимали в этом процессе участия [+22]. Даже

рассматривая эту экспаисию в самом общем аспекте

- как стремление к изменению баланса власти, мы

обнаружим, что в течение нескольких веков

процесс этот не переступал границ Западной и

Восточной Европы. Например, ни одна исламская

страна не вступила в него вплоть до

общеевропейской войны 1792-1815 гг. [+23]. и ни одна из стран Дальнего

Востока - вплоть до англо-японского союза,

заключенного за двенадцать лет до начала мировой

войны 1914-1918 гг. [+24]

Что касается Реформации, то ее невозможно

понять, исходя из истории лишь Англии и

Шотландии. С другой стороны, вопрос не

прояснится, а, возможно, еще более запутается,

если мы расширим границы нашего исследования за

пределы Западной Европы. Изучая Реформацию, мы

можем игнорировать историю православной церкви

после схизмы XI в. [+25],

а также историю монофизитской и несторианской

церквей после раскола в V в. [+26] Справедливо будет заметить,

что и западноевропейская Реформация XVI в. не

проливает света на историю этих церквей.

Ренессанс в Англии и других странах Западной

Европы был обусловлен идеями и институтами,

рожденными в Северной Италии. Пределами

распространения идей Ренессанса стали новые

заокеанские колонии. Но в то же время - когда

англичане, французы, немцы, испанцы и поляки

подпали под неотвратимое влияние итальянской

культуры - греки провозгласили, что "тюрбан

пророка" им предпочтительней "папской

тиары" [+27], и

охотнее обращались к исламу, чем к идеям

гуманизма. Равным образом чары итальянской

культуры не оказали заметного воздействия на

турок, несмотря на то, что те в течение

длительного времени находились в торговых и

военных отношениях с генуэзцами и венецианцами

(итальянский язык был официальным языком

оттоманского флота). Пожалуй, только в

архитектуре Могольского двора времен правления

Акбара прослеживается влияние итальянской

культуры [+28], -

влияние мимолетное и экзотическое. Что касается

индусов и народов Дальнего Востока, то они,

по-видимому, просто не знали, что Европа в то

время переживала Ренессанс, и тем более не знали

они, что Ренессанс исходил из Италии.

Установление феодальной системы в том виде, в

каком она появилась в Англии, является

результатом специфически западноевропейского


развития. Верно, что феодализм существовал в

Византии и в мусульманском мире приблизительно в

то же время, но не доказано, что он возник там по

тем же причинам, что и в Западной Европе.

Предпринималось много попыток обнаружить

сходство, но при более близком рассмотрении

надуманные аналогии не выдерживали проверки

действительностью. Феодальные системы Западной

Европы, Византийской империи и мусульманских

Египта, Турции, Индостана, не говоря уже о

феодализме в Японии, должны рассматриваться как

совершенно различные институты.

Наконец обращение англичан в конце VI в. в

западное христианство явилось свидетельством

приобщения их к определенному сообществу, что

само по себе исключало возможность стать членом

другого сообщества. Вплоть до Уитбийского собора

664 г. у англичан оставалась потенциальная

возможность принять "дальнезападное"

христианство кельтов, но миссия Августина

однозначно решила, что англичане не

присоединятся к ирландцам и валлийцам [+29]. Позднее,

когда арабы-мусульмане появились на

Атлантическом побережье, эти

"дальнезападные" христиане Британских

островов могли, подобно христианам Абиссинии и

Центральной Азии, совершенно утратить контакт со

своими братьями по религии на Европейском

континенте. Их даже могли подвергнуть

исламизации, как это случилось со многими

монофизитами и несторианами на Среднем Востоке

во время правления арабов. Но эти предполагаемые

альтернативы должны быть отброшены как

фантастические. Хотя, возможно, они не столь

фантастичны, как это представляется с первого

взгляда. В любом случае нелишне поразмышлять над

этим, памятуя, что обращение 597 г. сделало нас

причастными к западному христианству, но отнюдь

не ко всему человечеству, проведя одновременно

резкую линию раздела между нами как западными

христианами и членами других религиозных

объединений (не только ныне не существующими

дальнезападными христианами, но и православными

христианами, монофизитами, несторианами,

мусульманами, буддистами и т.д.), - линию, не

существовавшую во времена язычества, когда мы

могли быть обращены любой "универсальной

церковью", которая бы выступила с претензией

па нашу независимость.

Повторный обзор глав истории дал нам средство

выявления пространственного диапазона того