ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 1185
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Арнольд Тойнби. Постижение истории (Часть 1)
А. Дж. Тойнби "Постижение истории"
* Введение * относительность исторического мышления
Поле исторического исследования
Сравнительное исследование цивилизаций обзор обществ одного вида Православное христианское общество
Юкатанское, мексиканское и майянское общества
Предварительная классификация обществ данного вида
Философский аспект эквивалентности обществ данного вида
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Причина генезиса цивилизаций Негативный фактор
Позитивные факторы: раса и среда
Особый стимул заморской миграции
Шесть форпостов в истории западной европы
* Часть вторая * рост цивилизаций проблема роста цивилизаций
Процесс роста цивилизаций критерий роста
Анализ роста отношение между растущими цивилизациями и индивидами
* Часть первая * проблема генезиса цивилизаций
Установив, что цивилизации сравнимы между
собой, и решив предпринять сравнительное
исследование идентифицированных нами
цивилизаций, начнем с анализа процесса
возникновения цивилизации, вернее, всех
доступных наблюдению путей этого процесса.
Проведя различие между цивилизациями,
родственно не связанными, и обществами, которые в
той или иной степени были связаны с
предшествующими цивилизациями, следует
отметить, что первые составляют всего шесть из
двадцати одного общества [*1] и принадлежат хронологически
к ранним периодам в развитии этого вида обществ.
Кроме того, легко заметить, что не менее восьми
родственно связанных цивилизаций возникло в
Старом Свете и две - в Новом Свете между III тыс. до
н.э. и II тыс. н.э. и что в этот период не появилось
ни одной новой независимой цивилизации ни в
Старом, ни в Новом Свете.
Две родственно связанные цивилизации, которые
моложе любой независимой цивилизации в Новом
Свете, - юкатанская и мексиканская; восемь в
Старом Свете: дальневосточная (основная),
дальневосточная (в Корее и Японии), западная,
православная (основная), православная (в России),
индуистская, иранская, арабская; цивилизации,
связанные с шумерской и минойской, то есть
индская (?), хеттская, вавилонская, эллинская и
сирийская, исключаются, потому что они, возможно,
возникли раньше, а не позже китайской [+1]. Эти
хронологические наблюдения можно объединить в
единую таблицу (см. табл. 2).
Таблица 2
Независимые цивилизации |
Связанные цивилизации |
|||
|
связаны внешним пролетариатом |
аффилированные внутренним пролетариатом |
связаны господствующим меньшинством |
|
|
|
чужой творческий источник |
свой творческий источник |
|
4000 г. до н.э. египетская + шумерская 3000 |
|
|
|
|
минойская 2000 |
|
|
|
|
китайская (?) 1000 |
индская + хеттская сирийская + эллинская |
|
|
вавилонская |
майянская андская (?) |
|
дальневосточная (основная) дальневосточная (Корея и Япония) западная + православно-христианская (основная) |
индуитская |
юкатанская мексиканская |
1000 г. н.э. 2000 |
|
Православно-христианская (в России) |
иранская арабская |
|
Из этой таблицы может показаться, что как в
Старом, так и в Новом Свете возникновение не
связанных родственно цивилизаций прекратилось,
как только некоторые из них выработали
альтернативный способ появления посредством
преодоления превратностей собственной судьбы. В
периоды надломов и распадов этих независимых
цивилизаций возникли первые формы родственно
связанных цивилизаций; и при современных
условиях, когда весь мир оказался опутанным
сетью западной цивилизации, можно предположить,
что в свою очередь и западная цивилизация
претерпевает процесс надлома и распада. Однако
едва ли можно представить, что возникнут новые
цивилизации, не связанные хоть в какой-то мере со
своей предшественницей - западной цивилизацией.
Другими словами, возможность возникновения
цивилизаций, родственно не связанных, кажется
отныне исключенной ввиду распространения
западной цивилизации по всему миру. Правда, как
уже отмечалось, распространение присуще
экономическому и политическому аспектам ее
жизни.
Таков вкратце тип появления родственно
связанных цивилизаций. Чем же объясняется
возникновение независимых цивилизаций? Согласно
исходной гипотезе, они появились не в результате
отделения от предшествующих обществ того же
вида. Можно предположить, что они возникли в
процессе мутации обществ сестринского вида,
иными словами, как следствие мутаций примитивных
обществ, которые становились цивилизациями. Это
допущение согласуется с хронологией, ибо мы
знаем, что примитивные общества существовали за
сотни тысяч лет до появления первых цивилизаций.
Итак, предположив, что независимые цивилизации
появились благодаря мутации примитивных
обществ, а родственно связанные цивилизации -
через отделение от предшествующих цивилизаций,
нам остается объяснить, каким образом и почему
происходило рождение цивилизаций двух указанных
типов.
Примечания
[*1]
Египетское, андское, шумерское, минойское,
китайское и майянское. Если связь индского
общества с шумерским не подтвердится, то число
независимых цивилизаций возрастет до семи, а
если будет доказано, что индская культура по
своему происхождению не зависит от шумерской, то
число их достигнет восьми.
Комментарии
[+1] Если
следовать датировкам самого А. Тойнби, то только
индская цивилизация, возникшая в III тыс. до н.э.,
древнее китайской, сложившейся в XVIII в. до н.э. Все
остальные моложе, ибо, по мнению автора
"Постижения истории", хеттская цивилизация
возникла в XVIII или XVII в. до н.э.. вавилонская ок. XV в.
до н.э., эллинская и сирийская - приблизительно в
XII в. до н.э.
Природа генезиса цивилизаций
Приступая к исследованию генезиса цивилизаций,
подумаем, с чего начать: с мутации примитивных
обществ в независимые цивилизации или с
появления родственно связанных цивилизаций.
Второй способ возникновения встречался в
истории чаще и будущее, по нашему мнению,
принадлежит ему. Однако мутация приводит к
гораздо большим изменениям, поэтому рассмотрим
вначале именно этот способ генезиса.
Глубина мутации примитивного общества,
становящегося цивилизацией, отражена в
различиях между двумя видами обществ,
существующих в настоящее время. Это различие
следует признать как нечто само собою
разумеющееся. Следующим шагом нашего
исследования должно стать выявление
характеристик, определяющих это различие. Оно не
в наличии или отсутствии институтов, ибо мы
покажем, что институты, будучи регуляторами
межличностных отношений, представляют собой
атрибуты всего рода, а следовательно, могут быть
обнаружены в обществах обоих видов.
Не представляется возможным провести различие
между цивилизациями и примитивными обществами и
на основании разделения труда, потому что
рудименты процесса разделения труда можно
заметить и у примитивных обществ. В самом деле,
процесс разделения труда - необходимое условие
существования институтов, а следовательно,
признак, свойственный любому человеческому
обществу, ибо трудно представить себе общество, в
котором индивид не вносил бы специфического
вклада в общественную жизнь, исполняя свою
социальную функцию.
Дополнением или противоположностью разделения
труда является социальное подражание, или
мимесис, что можно определить и как приобщение
через имитацию к социальным ценностям. Мимесис -
общая черта социальной жизни. Действие его можно
наблюдать как в примитивных обществах, так и в
цивилизациях, однако в разных видах обществ
мимесис действует в различных направлениях. В
примитивных обществах, насколько можно судить,
мимесис ориентирован на старшее поколение и на
уже умерших предков, авторитет которых
поддерживается старейшинами, в свою очередь
обеспечивая влияние и престиж власти. В обществе,
где мимесис направлен в прошлое, господствует
обычай, поэтому такое общество статично. В
цивилизациях мимесис ориентирован на творческих
личностей, которые оказываются
первооткрывателями на пути к общечеловеческой
цели. В обществе, где мимесис направлен в будущее,
обычай увядает и общество динамично
устремляется по пути изменений и роста.
Динамическое движение характерно для
цивилизации, тогда как статичное состояние
свойственно примитивным обществам. Однако, если
спросить, является ли это различие постоянным и
фундаментальным, ответ будет отрицательным. Все
зависит от времени и места.
Все примитивные общества, дошедшие до нас в
статичном состоянии, когда-то находились в
движении; и все общества, ставшие цивилизациями,
рано или поздно тем или иным способом придут к
статическому состоянию. Примитивные общества
нашего времени статичны, потому что они
оправляются от напряжения, которое и ввергло их в
данное состояние. Это не смерть, а спячка.
Окаменевшие цивилизации статичны, потому что они
утратили жизнь в результате неудачной попытки
перейти из одного состояния в другое. Они мертвы.
И смерть их нельзя ни опровергнуть, ни
преодолеть. Их участь - распад, только
разлагаться они будут с различной скоростью:
одни - как тело, другие - как древесный ствол, а
иные - как камень на ветру.
Итак, нам не удалось до конца раскрыть предмет
настоящего исследования - различие между
примитивным обществом и цивилизацией, - однако
нам удалось пролить свет на природу генезиса
цивилизаций, что и было целью настоящего
исследования. Начав с мутаций, преобразовавших
примитивные общества в цивилизации, мы
обнаружили процесс перехода от статического
состояния к динамической деятельности. Эта же
формула характеризует и альтернативный способ
возникновения цивилизации - через отчуждение
пролетариата от правящего меньшинства ранее
существовавших обществ, утративших свою
творческую силу. Правящее меньшинство такого
рода обществ статично и отделение пролетариата
представляет собой динамическую реакцию именно
на эту статичность, что в конечном счете
оказывается главным условием возникновения
нового общества.
Среди разнообразных символов, с помощью
которых мыслители не раз пытались выразить
чередование статики и динамики в ритме