ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2020

Просмотров: 3136

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Трагедия России (вместо введения)

От разрушения идеологии к деградации власти

Унижение России 9

Раздел первый

Идеология судебной реформы

Глава I. Политический режим и суд

Из истории правосудия

Советское социалистическое правосудие

Глава II. Необходимость реформ

Глава III. Концептуальные идеи судебной реформы

Идеология и идеологи судебной реформы

Перспективы развития уголовно-процессуальной формы

От законности социалистической — к законности правового государства

Бойков А.Д.Третья власть в России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе 1990-1996 гг. М., 1997.

Раздел второй

Важнейшие акты судебной реформы 1991–1996 годов

Глава IV. К становлению судебной власти

Что такое судебная власть

Извилистый путь к судебной власти в России

Глава V. Конституционный суд России

Начало пути

Конституционное судопроизводство как вид правосудия

Глава VI. Суд присяжных

Движение вперед или вспять?

Закон принят

Первые плоды эксперимента

Действует ли Конституция РФ?

Глава VII. Судьба процессуальных гарантий

Конституция РФ и уголовно-процессуальное законодательство о правовых гарантиях

От независимости суда к бесконтрольности судей

Неприкосновенность судей

Тяготение к чрезвычайным мерам

Глава VIII. Жертвы преступлений как объект судебной защиты 68

О социальной значимости проблемы жертв преступлений

О понятии потерпевшего и проблеме возмещения вреда

Судебная реформа и правовой статус потерпевшего

Зарубежный опыт защиты жертв преступлений

Актуальные рекомендации

Раздел третий

Прокуратура, адвокатура и судебная власть

Глава IX. Прокуратура и судебная власть

Состоялась ли реформа прокуратуры?

О прокурорском надзоре в судебных стадиях уголовного процесса

Реализация правозащитной функции суда и прокуратуры — основа их взаимодействия и сотрудничества

О соотношении прокурорского надзора и судебного контроля в уголовном процессе

Взаимоотношения прокуратуры и суда при осуществлении координации деятельности по борьбе с преступностью

Глава X. Адвокатура России в условиях судебно-правовой реформы

О советской адвокатуре

На пути к «сильной» адвокатуре

Спорные идеи проектов «Закона об адвокатуре РФ»

Раздел четвертый. Реформы стоят денег

«Уважаемые сограждане!

Полный список ссылок из книги «Третья власть в России»

Раздел первый. Идеология судебной реформы

Раздел второй. Важнейшие акты судебной реформы 1991–1996 гг.

Раздел третий. Прокуратура, адвокатура и судебная власть

Раздел четвертый. Реформы стоят денег

8 мая 1994 г. вступил в силу новый закон «О статусе депутата Совета Федерации и Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации» 3. В ст. 18 этого закона записано: «Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску или допросу без согласия, соответствующей палаты Федерального собрания РФ… Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, личное и служебное транспортное средство, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы».

Далее — в ст. 19 Закона речь идет об освобождении депутата от обязанности быть свидетелем и давать показания по гражданским и уголовным делам. Эта норма, надо полагать, автоматически освобождает депутата от уголовной ответственности за недоносительство об известных ему и готовящихся преступлениях, даже самых тяжких, ибо любую информацию о них ему нетрудно увязать с «выполнением им депутатских обязанностей».

В депутатских умах вызревает идея так называемого императивного мандата, который бы ставил их выше не только прокурора, но и выше закона 4.

Хотя куда уж выше! 5.

Скандальная слава депутатов Государственной Думы Российской Федерации уже стала достоянием международной общественности. Так, французская газета «Фигаро» в преддверии предвыборной кампании декабря 1995 г. информирует своих читателей о том, что в России свыше 150 человек сумели избежать судебного преследования, добившись своего избрания в местные или федеральные представительные органы, что партийные объединения торгуют местами в списке кандидатов, при этом место во главе списка стоит несколько сот тысяч долларов, а в середине — от 50 до 100 тыс. долларов. Цитируется публичное выступление представителя небезызвестного Мавроди о том, что если его шеф не будет депутатом — тюрьмы ему не избежать 6. Таковы наши избранники. Добавьте сюда наглядную телевизионную информацию о драках депутатов в Думе, и представление о наших законодателях окажется достаточно полным.

На критику депутаты обижаются и даже подают иногда на обидчиков в суд.

Так, 11 мая 1995 г. Судебная палата по информационным спорам объявила замечание журналисту Пархоменко С. Б., который в своей публикации квалифицировал Думу как «балаган», а депутатов как «шутов» и «скоморохов» 7. Журналист, конечно, виноват в нарушении профессиональной этики, но так ли уж он далек от правды? И то надо сказать, что шуты и скоморохи лишь развлекали народ, но не залезали в карман ни к согражданам, ни к государству!

Любопытно, однако, другое. Оскорбленные правители редко прибегают к судебной защите своей чести и доброго имени. То ли потому, что сами не верят в наличие у себя таких качеств, то ли боятся вынесения этих вопросов на публичное обсуждение.


С весьма конкретными обвинениями в адрес высших должностных лиц государства выступил по телевидению председатель одного из парламентских комитетов В. Илюхин. Как отмечается в печати, власти на уши не встали и к ответственности за клевету обидчика не привлекли. «Хочешь не хочешь, а возникает мысль о том, что потерпевшие опасаются судебной реабилитации…» 8.

Падение престижа Закона и Власти — не есть ли одна из глубинных причин охотно отмечаемых ныне средствами массовой информации правового нигилизма и нравственной деградации общества?

Государственный чиновник, погрязший во взяточничестве, не «вверху» ли видит вдохновляющий образец поведения? И если в системе правоохранительных органов за год разоблачается около 500 должностных лиц, совершивших неблаговидные поступки, то не следует ли нам умиляться столь скромными масштабами злоупотреблений!

Около шести лет назад в «Известиях» под рубрикой «Право и наша жизнь» была опубликована Ю. Феофановым статья «Мне дорог престиж власти…», в которой он призывал власть быть твердой в воспитании законопослушания свободных граждан, ибо без уважения к закону и власти общество не может быть устойчивым. С поразительной дальновидностью, а может уже будучи удрученным нашей действительностью, автор заканчивал свою статью фразой, которую следовало бы выбить аршинными буквами на фасадах соответствующих белых и серых зданий: «Но и власть должна быть достойна своего божественного предназначения».

Унижение России 9

Безумно страшно за Россию,

И обоснован этот страх…

(Юлия Друнина. Судный час // Знамя. — 1991. — № 1. — С. 86).

Мы боимся говорить об этом вслух, ибо нас превентивно обработали ироническими обвинениями в поиске «ведьм», «нового образа врага» и «международного заговора».

Но говорить придется, если мы не хотим утратить национальную самобытность и превратиться в ресурсно-сырьевой придаток некоего цивилизованного мира.

Мы уже и сейчас ко всем ходим на поклон, или с протянутой рукой, либо за советом, как нам, неразумным, быть далее.

Уже ГПУ при Президенте, монополизируя правовые и судебные реформы, не обходится без советников из США, — советников, на поверку юридически не шибко грамотных.

Уже Правовая академия МЮ РФ не мыслит учебного процесса для работников нашей правоохранительной системы без помощи адвокатов из-за океана.

Горько это, бывшие товарищи!

Если оценить нашу прессу с точки зрения приоритетов внимания, то призовые места несомненно заняли бы наряду с проблемами туманной перестройки, урезанной гласности, материальной скудности и убогой демократии конечно же вопросы культуры. Без духовного возрождения России решение всех других задач перестройки представляется проблематичным. В этом читателя и убеждать не надо — он и без того понимает необходимость замены фурцевых и демичевых подлинными служителями культуры на государственном Олимпе. Догадывается читатель и о том, что в числе постоянных комиссий Верховного Совета СССР была более чем уместна комиссия по вопросам культуры, языка, национальных и интернациональных традиций, охраны исторического наследия. Понятна и актуальность распоряжения Президента СССР «О разработке неотложных мер по охране общественной нравственности».


Однако же время идет, а закрома отечественной культуры пополняются не очень, а если по правде сказать, — продолжают пугающе опустошаться. Литературные активисты это уже не раз отметили: опубликовав ранее запрещенные сочинения, толстые журналы лишь усугубили духовный голод. То же пишется и о театре — добившись репертуарной свободы и сценической раскрепощенности он ничего лучше пошловатой эротики и полупорнографии не изобрел. Ожидаемого взлета духовности пока не произошло. И вовсе не удивляет откровение известного критика А. Латыниной, еще до радикальных реформ полагавшей, что «не расцветет поле отечественной культуры, если опустить цензурные удила. Скорее наоборот» («Л. Г.», 1991, № 3).

Не будем спешить умиляться случайной идее автора насчет благодетельной роли цензуры. Проблема, как говорится, не имеет однозначного решения. И все же… Наблюдения мои как читателя и зрителя все настойчивее утверждают в мысли о необходимости неотложных мер по охране не только нравственности, но и в целом — русской культуры, ее ценностей. И ее служителей.

От кого? — спросит читатель.

Есть от кого. Это те, кто методически на протяжении многих лет пытается унизить Россию, осмеять и опошлить русскую культуру, представить нас в образе недочеловеков, без чувства собственного достоинства и способностей к цивилизованной жизни.

Как, к примеру, должен оценить русский читатель такой опус:

«Растет на чердаках и в погребах

Российское духовное величие.

А выйдет и развесит на столбах

друг друга за малейшее различие».

Это не случайное четвертостишие, проскользнувшее в безобидном контексте против воли автора. Куда не заводит поэта желание красного словца, — и стих ведь не всегда послушен. Нет, это, по утверждению «Л. Г.» (1990, № 41), — «дацзыбао» — произведение, надо понимать, самоценное, агитационного назначения.

Российская духовность предстает в образе бледных, нежизнеспособных подвальных побегов, а ее носители — озлобленные вещатели, конечно же из породы «шовинистов».

Автора? Пожалуйста — «уникальный забугорный» поэт Игорь Губерман, бывший русский, а ныне житель Израиля и несомненный герой в глазах наших богом избранных (комментатор «Л. Г.» А. Городницкий, художественное оформление, включающее портрет поэта работы Бориса Жутовского, Н. Райской, иллюстрации Е. Сарни и А. Окуня, главный редактор к тому времени, как известно, Ф.Бурлацкий).

А чтобы у читателя не оставлять сомнений насчет устойчивости позиций и Губермана, и газеты, приведем еще одно «дацзыбао» оттуда же:

«Забавен русской жизни колорит,

сложившийся за несколько веков,

с Россией ее совесть говорит

посредством иностранных языков».

Заметили? Совесть России — не Достоевский и не Толстой, не Короленко и не патриарх Тихон и уж конечно не Солженицин или Распутин. Совесть наша может быть только иноязычной. У организаторов 16-й полосы «Л. Г.» текут слюнки умиления. Да и как иначе — ныне чуть ли не солью земли русской становятся многие из тех, кто в силу врожденных способностей не раз ее и предавали и продавали, а теперь скопом выдают себя за пострадавших от политического режима, охотно преувеличивая свою опасность для него, кокетливо примеряя терновый венец великомучеников за Россию.


С откровенным, как видим, цинизмом унижается честь и достоинство народа. Можно было надеяться на ответную реакцию. Увы, отповедь не последовала. Россиянин, «гордый внук славян», «умылся» в очередной раз.

Всегда охотно предполагалось, что объектом посягательства в случаях нарушения национального и расового равноправия являются малые народы, угнетаемые более многочисленными соседями и сожителями. Именно эта посылка привела к рождению и ст. 11 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1989 г., и новой редакции ст. 74 бывшего УК РСФСР.

Напомню частично диспозицию этой правовой новеллы: «Умышленные действия, направленные… на унижение национальной чести и достоинства… наказываются…».

Вроде бы универсальная норма, равно защищающая и армянина и азербайджанца, и узбека и таджика, и русского, и еврея.

Но вот что любопытно: ее первое практическое применение, как о том с ликованием возвестили некоторые средства массовой информации, было связано с инцидентом в ЦДЛ.

В сумятице хулиганской выходки организация неких литераторов-перестройщиков была названа еврейско-масонской, да еще у кого-то упали и разбились очки. Этого оказалось достаточно, чтобы целых, полгода на страницах массовых изданий на разные лады пересказывать происшествие, понукать органы предварительного следствия и суд, подозревая их в сочувствии антисемитам.

При этом были забыты или отодвинуты на второй план действительные трагедии националистических противостояний в НКО, Оше, Молдове, Прибалтике.

Не очки разбивались — гибли люди, лилась кровь, появились десятки тысяч обездоленных беженцев.

«Еврейские беды услышались первыми.

Их голоса звучали громчей…» —

писал Борис Слуцкий, правда, по другому поводу. Но он, видно по всему, прав в принципе.

У «радикальных революционеров» появилось, грозное оружие — уголовный закон. Каждый нееврей, поднимающий «еврейский вопрос» может быть объявлен преступником, ибо он «разжигает национальную рознь», независимо от подлинных мотивов постановки вопроса.

Ободренные первым успехом, «Московские новости» вместе с неким кандидатом медицинских наук спешат расширить плацдарм — примеряют ст. 74 УК РСФСР к создателям фильма «Все впереди», а заодно и к автору соответствующего романа Василию Белову (№ 11 от 17 марта 1991 г.).

Поднимая проблему защиты русского национального достоинства, мы вовсе не призываем к возбуждению уголовных преследований, ибо видим за такими призывами достаточно реальную опасность превращения ст. 74 в памятную всем ст. 58 УК. К тому же было бы делом недостойным вести счеты на предмет, какая из сторон в национальных противостояниях является более пострадавшей. Куда как конструктивнее призывы к консолидации и миру. Если бы под эти призывы не извращалась русская история, не подвергалась бы разлагающим воздействиям национальная духовность и культура.


Не сегодня и не нашими друзьями изобретен ярлык российского великодержавного шовинизма, навешиваемый за малейшее проявление патриотических чувств россиянином. Любовь к отечеству стала составной частью нашей отрицательной характеристики, проявления национальной ограниченности и крайнего человеческого примитивизма.

Уже читаем мы у новоявленного проповедника космополитизма (теперь это модно!) Михаила Чулаки, что «Народная самобытность угнетает личность, делает ее как все». («Столица», 1991. — № 7. — С. 11). Разумеется, есть у русского и другие низменные национальные черты, закрывающие для него путь в цивилизованный мир. Прежде всего — это неспособность пользоваться свободой, которую ему даруют благодетели из числа «правозаступников», его крайняя леность, приправленная национальным чванством, и т. п.

Как тут не вспомнить гневную отповедь «Огонька» в адрес М. Антонова, В. Клычкова и И. Шафаревича, позволивших себе возмутиться по поводу известной публикации Абрама Терца, представлявшей собой достаточно развязную интерпретацию творчества А. С. Пушкина. Досталось же защитникам нашей национальной святыни! Их уподобили «доносчикам», апеллирующим к «городовому», с согбенными по рабской привычке спинами, «воспользовавшимися расширением свобод, оппонентами добытых» («Огонек», — 1989. — № 37. — С. 23).

Вот оно что! Оказывается свободу добывали абрамы терцы, а те, кто смеет поднять голос в защиту культурных ценностей России — хамы, не достойные дарованной им свободы. Куда уж дальше?

Если русские когда-либо и смели иметь некие великодержавные амбиции, они давно освободились от них. Какие уж теперь амбиции у нищего, обворованного народа. Официально пребывая в чине старшего брата, русский отдавал последний кусок хлеба на стол «братьев меньших», сначала в силу широты натуры, потом по привычке. А потом, прозрев, стал замечать, что кусок-то у него отнимают силой те, кто в этом куске не особенно и нуждается.

С трудом пробиваясь к высокой трибуне сквозь толпу благоденствующих защитников наших прав, русский теперь вынужден с горечью напоминать о фактически утрачиваемой государственности, о целенаправленных акциях по уничтожению национальных ценностей, о растлении нравственности, об элементарном и достаточно очевидном обворовывании народа.

Так несколькими словами можно изложить выступления русских писателей на I съезде народных депутатов СССР. Поклон им за то, что они помнят о нашем национальном достоинстве и напоминают о нем тем из нас, чья память и совесть до сих пор пребывают в анабиозе, выгодном для наших «правозащитников».

Слова сказаны, и они услышаны. Мы уже видим попытки распрямить спину. «Нам, русскому народу, нанесено публичное оскорбление», — писали в своем обращении к народным депутатам СССР делегаты профсоюзной конференции объединения «Оренбургоблгаз» («Наш современник». — 1990, — № 1. — С. 191–192). Оскорбление нанесено академиком Абалкиным, в то время членом правительства, который позволил себе публично заявить, что и экономическая реформа и перестройка могут потерпеть неудачу из-за лености русского народа.