Файл: Основы научных исследований.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 715

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

ТЕМА 1. НАУКА КАК СИСТЕМА ЗНАНИЙ

План лекции

Основные категории науки: факт, гипотеза, теория, концепция

Методы ведения научного исследования

ТЕМА 2. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Классификация научных исследований. Фундаментальные и прикладные исследования

Разработка рабочей гипотезы исследования

Формулировка темы, проблемы и цели научного исследования

Результаты научного исследования: виды и требования

ТЕМА 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ.

Традиционные (печатные) библиографические пособия

Организация справочно-информационной деятельности

Новейшие формы информационных ресурсов

Методы работы с каталогами и картотеками. Поиск документальных источников информации

7. Этика научного цитирования

ТЕМА 4. ВИДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

План лекции

Виды и формы учебно-исследовательской

Учебно-исследовательская работа обучающихся

4. Научно-исследовательская деятельность обучающихся

ТЕМА 5. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ РЕФЕРАТОВ, СТАТЕЙ И ПРЕЗЕНТАЦИЙ

2. Основные критерии написания научной статьи

2. Презентации: понятие, виды презентаций, этапы разработки и требования

ТЕМА 6. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

3. Структура, объем курсовой работы. Методика ее выполнения

4. Порядок защиты курсовой работы. Критерии оценивания

ТЕМА 7. ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

2. Объем и структура дипломной работы

Требования к оформлению дипломной работы

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Порядок защиты дипломных работ

3. Презентация дипломной работы

Список рекомендуемой литературы

Приложение 1

Примеры библиографического описания

Однотомные издания Книги одного автора и более

Сборники трудов

Переводные издания

Нормативные документы

Статьи из сборников и журналов

Интернет- документы

Издания на иностранном языке

Приложение 3

Окончание приложения 3

Приложение 4

Учебно-исследовательская работа обучающихся


Научно-исследовательская деятельность обучающихся в вузе реализуется по двум направлениям:

-учебно-исследовательская работа обучающихся, предусмотренная учебными планами подготовки специалистов,

  • научно-исследовательская работа, осуществляемая по собственной инициативе обучающихся.

Учебно-исследовательская деятельность это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательских компетенций.

Под учебно-исследовательской работой обучающихся понимается неотъемлемая часть процесса обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний и навыков, необходимых для самостоятельного ведения исследовательской работы в профессиональной сфере.

Цель учебно-исследовательской работы обучающихся знакомство обучающихся с основами методологии и получение практических навыков научно-исследовательского труда. В рамках учебно-исследовательской работы обучающихся решаются следующие задачи:

  • ознакомление студентов со спецификой и структурой научного знания, ролью и значением науки для человека и общества;

  • освоение методики и формирование навыков ведения студентами самостоятельной научно-исследовательской работы;

  • расширение теоретического кругозора и научной эрудиции будущих специалистов, формирование у студентов потребности в постоянном пополнении и совершенствовании имеющихся у них знаний;

  • активизация учебной работы и повышение эффективности труда обучающихся.


Первые необходимые сведения об особенностях той или иной науки, о методах научного познания обучающиеся получают, прежде всего, из лекций. В соответствии с учебными планами вузов учебное время обучающегося делится на аудиторное (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия) и внеаудиторное (индивидуальная и самостоятельная работа). Кроме того, предусматриваются текущий и итоговый контроль усвоения материала (экзамены, зачеты, контрольные работы и др.).

Традиционной формой изложения преподавателем теоретического материала является лекция.

А) Лекция – [лат. lectio – чтение] – учебное занятие в высшем научном заведении, состоящее в устном изложении предмета преподавателем, а также краткой записи этого изложения (конспект). Лекция возникла в средние века и являлась почти единственным способом образования знаний, поскольку в те времена книга была редкостью, а сама наука носила схоластический характер.

Лекции книгу не заменяют, а скорее подталкивают к ней, раскрывая тему, проблему крупными мазками, выделяя главное, существенное, на чем следует сосредоточиться; указывая пути, по которым необходимо далее идти в самостоятельном изучении предмета.

Основные функции лекции:

  • информационная (дает студентам необходимые сведения);

  • стимулирующая (побуждает интерес к теме, призывает изучать литературу по теме, источники);

  • воспитывающая и развивающая (дает оценки явлениям, развивает мышление).

Лекции подразделяются на ряд типов (видов):

  • по общим целям: агитационные, воспитывающие, развивающие;

  • по содержанию: академические и популярные;

  • по дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно- обобщающие, установочные, обзорные.


Б) Семинар [<лат> – seminarium рассадник] – особая форма групповых занятий по какому-либо предмету или теме при активном участии слушателей.

Семинарские занятия заставляют обучающихся сосредоточиться на какой- нибудь специальной проблеме, подвергаемой им углубленному и самостоятельному исследованию. На семинарских занятиях преподаватель в свою очередь выступает в роли критика произведенного обучающимися исследования.

Семинар проводится следующим образом: ставится вопрос, отвечает один, второй обучающийся, читаются отрывки, материалы, затем делается вывод, подводится итог. Следует другой вопрос, третий. В конце семинара обобщающее слово преподавателя.

На семинаре работает вся группа. Материал усваивается путем самостоятельной работы.

Правила подготовки к семинару:

  • Ознакомиться с доступными источниками, сделать выписки, составить краткие аннотации, развернутые планы работ, конспекты сборников и книг, рефераты по какой-либо теме.

  • Для обсуждения следует подготовить «ключевые идеи» проблем, выписки аргументов в защиту или опровержение.

  • Проанализировав несколько решений, попытаться кратко записать текст своего выступления (тезисы).

  • Особо выделить непонятные вопросы, возникающие при самостоятельной подготовке, предложить их для обсуждения на семинаре.

В) Практическиеилабораторныезанятия.

В ходе проведения практических и лабораторных занятий с включенными в них учебными заданиями поискового характера обучающиеся приобретают умения и навыки творческого труда, самостоятельной исследовательской работы, а на старших
курсах уже осваивают приемы работы со сложным оборудованием, проводят расчетно-графические работы, создают рабочие

модели и др. В некоторых случаях, и это весьма желательно, подготовительные и заключительные этапы практических занятий выносятся за рамки учебной аудитории в качестве самостоятельной исследовательской работы обучающихся.

Г)Конспектлекций

Методика конспектирования:

  1. Обзор. Сначала следует бегло просмотреть текст, читая только заголовки, подзаголовки, все то, что набрано заглавными буквами, жирным шрифтом и курсивом. Таким образом, можно получить общее представление о содержании, ключевых положениях.

  2. Вопрос. Продумать, как сформулировать вопросы, а после основательной проработки источника попытаться на них ответить.

  3. Чтение. Этап беглого чтения, не вникая в детали и хитросплетения аргументации.

  4. Припоминание (изложение содержания прочитанного). На этом этапе при закрытой книге нужно попытаться восстановить в памяти основные моменты. Можно сопровождать изложение записью, конспектом.

  5. Завершающее повторение. Это медленное перечитывание текста с конспектированием.

Конспект нужен не преподавателю, а обучающимся, поскольку он дает возможность быстро восстановить в памяти содержание произведения в любой нужный момент: при подготовке к семинару, экзамену, при разработке доклада, беседы, лекции; служит справочным материалом, когда возникает необходимость глубже понять события, процессы в экономической и общественной жизни.

Обязательной формой учебно-исследовательской работы обучающихся
являются курсовые, дипломные и выпускные квалификационные работы. Они обеспечивают:

  • развитие умений выявления и реализации взаимосвязи теоретических знаний с практической деятельностью специалиста;

  • развитие умений анализировать и решать профессиональные задачи и актуальные проблемы;

  • развитие умений самостоятельного поиска, переработки и применения новой информации;

  • развитие профессиональной направленности обучающихся.

Курсоваяработа итог работы обучающегося за время курса. Предполагается, что он сумел погрузиться в интересующую тему. В зависимости от года учебы, курсовые усложняются. Первокурсники занимаются теоретическими исследованиями. Обучающиеся старших курсов, кроме анализа литературы, добавляют в НИР методы научных изысканий, практические наработки, объяснение научных данных. В идеале обучающийся несколько лет работает над одной темой. Курсовые по этой теме объединяются в выпускную квалификационную работу.

Если же в курсовую работу вводятся более сложные элементы исследования: расчет и анализ показателей, выявление факторов и выработка предложений и т.п., то обычная курсовая работа превращается в курсовойпроект.

Учебно-исследовательская работа обучающихся продолжается и в период производственной практики, смысл которой заключается в раскрытии профессии как личностно значимой ценности, формировании мотивации обучающихся к активному и сознательному ее овладению.

С этой целью обучающихся-практикантам выдают индивидуальные или