ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1790
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет истории государства и права России.
2. Место истории государства и права России в системе юридических и исторических научных дисциплин.
3. Задачи исторического изучения государства и права России.
4. Методология истории государства и права России.
5. Общенаучные и специальные методы изучения истории российской государственности и права.
6. Периодизация истории отечественного государства и права.
7. Возникновение государственности у восточных славян.
8. Теории происхождения древнерусского государства.
9. Норманская теория происхождения древнерусского государства.
10. Антинорманская теория происхождения древнерусского государства
11. Правовое положение социальных групп в Киевской Руси (IX-XII вв.)
12. Государственный строй Киевской Руси (IX-XII вв.). Высшие органы власти и управления.
13. Десятичная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).
14. Дворцово-вотчинная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).
15. Источники древнерусского права.
16. Русская Правда: происхождение, источники, редакции.
17. Вещное право Киевской Руси (IX-XII вв.).
18. Обязательственное право Киевской Руси (IX-XII вв.).
19.Семейное и наследственное право в древнерусском государстве (IX- XII вв.).
20. Преступления и наказания по древнерусскому праву (IX-XII вв.).
21. Судебный процесс Киевской Руси (IX-XII вв.).
23.Общественный и государственный строй Владимиро-Суздальского княжества.
24. Общественный и государственный строй Галицко-Волынского княжества.
25. Особенности общественного строя Новгородской и Псковской республиках.
26. Особенности государственного строя Новгородской и Псковской республик.
27. Источники права в период феодальной раздробленности на Руси.
28.Новгородская судная грамота как источник права.
29. Псковская судная грамота как источник права.
30. Гражданское право по Псковской судной грамоте.
31. Преступление и наказание по псковской судной грамоте
32. Судебный процесс по Псковской Судной грамоте
33. особенности влияния татаро-монгольского ига на политико-правовое развитие Руси.
36. правовое положение населения в период образования централизованного государства.
37. высшие органы власти на руси в период образования централизованного государства.
41. Приказно-воеводская система управления: предпосылки возникновения, особенности.
47. Уголовное право по Судебнику 1497 года
48. Судебный процесс по Судебнику 1497 года
51. Органы власти и управления России в период сословно-представительной монархии
54. Систематизация русского права во второй половине XVI - начале XVII вв.
58. Судебный процесс по Соборному уложению 1649 года.
59. Предпосылки и особенности формирования абсолютизма в России.
60. Реформирование Петром I системы государственной власти и управления в России
61. Уголовное законодательство Петра 1.
63.Суд и процесс во второй половине XVIII в. Судебные органы по «Учреждению для управления губерний.
64. Карательные органы XVIII в. «Устав благочиния» (1782 г.)
65.Этапы закрепощения крестьян
66.Семейное право в России конца XVII - первой половины XVIII вв.
67.Реформы Петра I и Екатерины II в области местного управления.
68. Кодификация М.М. Сперанского
69. Государственный строй России в первой половине 19 века.
70. Отмена крепостного права в России: причины, особенности, последствия.
71. Источники права в России в первой четверти XIX в.
72. Образование адвокатуры и реорганизация прокуратуры в России по реформе 1864 года.
73. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
74. Основные реформы системы государственного управления второй половины 19 в. в России.
75. Создание общих судов в России по судебной реформе 1864 г.
76. Суд присяжных в России по судебной реформе 1864 года
77. Система судов в России по судебной реформе 1864 года
78. «Контрреформы» последней четверти ХIХ в. в России
79. Семейное право в России XIX в
80. Реформы и контрреформы местного самоуправления: городская и земская
81. Военная реформа 1874 г. Полиция и политический сыск
82 Переход России к конституционной монархии: причины и особенности.
83. Революция 1905 года: предпосылки, основные этапы, последствия.
84. Партийная система в России конца XIX – начала XX вв.
85. Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906 г.
86. Государственно-правовое развитие России в годы первой мировой войны.
87. Формирование Временного правительства. Двоевластие.
88. Октябрьский государственный переворот 1917 г.: предпосылки, особенности развития.
90. Конституция РСФСР 1918 года: особенности принятия, система высших органов власти.
92. Формирование судебных органов после победы Октябрьской революции 1917 г.
93. Первый советский кодекс о браке, семье и опеке РСФСР 1918 года.
94. Первые советские декреты о суде.
95. Формирование основ советского уголовного права
96. Формирование основ советского трудового права.
97. Переход к новой экономической политике в РСФСР: причины, особенности концепции, последствия.
98. Конституция СССР 1924 года.
99. Система органов государственной власти и управления по Конституции СССР 1924 года.
100. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года.
101. Создание основ советского гражданского права.
102. Трудовой кодекс РСФСР 1922 года.
103. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года.
104. Избирательная система по Конституции СССР 1936 года.
105. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года.
106. Высшие органы власти и управления по Конституции СССР 1936 г.
107. Основы уголовного законодательства союза ССР и союзных республик 1958 года.
108. Основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик 1961 г.
111. Основы законодательства Союза ССР об административных правонарушениях 1980 г. КоАП 1980 г.
112. Конституция РСФСР 1978 г.: причины принятия, структура правового регулирования.
113. Перестройка власти КПСС в 90-х гг. ХХ в.
114. Принятие нового Федеративного договора 1992 г.
115. Учреждение Конституционного суда России (1991 г.): структура, компетенция.
116. Государственный переворот в России 1993 г.: причины, основные этапы, последствия.
117. Референдум 12 декабря 1993 года: особенности проведения, последствия.
Правительственный курс 80-90-х гг. ХIХ в. Александр III. Рассматривая правительственный курс Александра III (1881-1894), следует иметь в ввиду, что он вошел в историю как период «контрреформ».,
Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М. Г. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия». В августе последовало «Положение о мерах по сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия». «Либеральные бюрократы» были отправлены в ссылку. Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике.
Ближайшее окружение Александра III составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А. Толстой и публицист М.К. Катков.
Реализация нового курса сводилась к следующему:
1. Введен институт земских начальников (1889 г.), которые осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами:
– следили за соблюдением порядка, сбором податей;
– в случае провинностей сажали крестьян под арест;
– подвергали телесным наказаниям.
Власть земских начальников укрепила позиции правительства на местах и практически восстановила права помещиков по отношению к крестьянам.
2. Проведена Земская контрреформа (1890 г.), призванная укрепить позиции дворянства в местных органах самоуправления.
3. В судебной системе:
– повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных;
– из ведения суда присяжных изымались дела о «сопротивлении властям» (1889 г.);
– ограничивалась публичность и гласность заседаний (1887 г.).
4. В области образования и печати ужесточился административный контроль за учебными заведениями:
– упразднялась автономия университетов;
– ректор и профессора назначались правительством; возрастала почти в два раза плата за обучение;
– особая инспекция осуществляла надзор за студентами;
– представителям «низших» сословий затруднялась возможность получения образования (
Циркуляр о кухаркиных детях (1887 г.) рекомендовал не принимать в гимназию детей не из дворянских семе);
– были введены Временные правила о печати, усилившие карательную цензуру, ряд изданий был закрыт.
5. В соответствии с Положением о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия (1881 г.) в любой части империи могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местные власти получали право:
– арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 лет в любую местность или передавать военному суду;
– закрывать учебные заведения и органы печати;
– приостанавливать деятельность земства.
6. В области культуры, идеологии, национальных отношений упор делался на русскую «национальную самобытность». Ужесточались отношения к религиозному инакомыслию, ограничивались права лиц неправославного вероисповедания, в особенности евреев. Правительство проводило политику русификации национальных окраин.
7. Крестьянский вопрос:
– все бывшие помещичьи крестьяне переводились на обязательный выкуп;
– отменялось их зависимое временнообязанное положение;
– понижались выкупные платежи;
– учреждался крестьянский банк (1882 г.), который должен был оказывать содействие крестьянам и крестьянским обществам в покупке частновладельческих земель;
– отменена подушная подать с крестьян;
– утверждены правила о порядке переселения малоземельных крестьян за Урал. Однако эти меры в целом не улучшали благосостояния крестьянского населения.
8. Регламентировались отношения между рабочими и промышленниками:
– принят закон о запрещении труда малолетних (до 12 лет);
– воспрещалась ночная работа несовершеннолетних и женщин;
– ограничивалась максимальная продолжительность рабочего дня (для мужчин не более 11,5 ч.);
– учреждена фабричная инспекция для надзора за выполнением закона.
Таким образом, в 80-90-е гг. Х
IХ в. во время правления Александра III происходит отход от главных целей и принципов реформаторских преобразований предыдущего периода.
75. Создание общих судов в России по судебной реформе 1864 г.
В 1864 г. была проведена судебная реформа. Старые сословные суды упразднились. Вместо них создавались суд мировой и суд коронный. Это были две не зависимые друг от друга системы. Они подчинялись одному судебному органу – Сенату. Мировой суд вводился в уездах для разбора дел о мелких правонарушениях и гражданских дел с незначительным иском. Более сложные дела разбирались в коронном суде. Он имел две инстанции: окружной суд и судебную палату. В случае нарушения законного порядка судопроизводства решения этих органов могли быть обжалованы в Сенате.
В основе судебной реформы 1864 г. лежали следующие принципы:
– бессословность суда;
– равенство всех подданных перед законом;
– независимость суда от администрации;
– создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов);
– на судебные заседания допускались публика и представители прессы.
Новые суды отличались прежде всего тем, что были гласными, т. е. открытыми для публики и прессы. В основу процедуры был положен состязательный процесс, в ходе которого представитель обвинения (прокурор) и защитник подсудимого (адвокат) должны были выяснить все обстоятельства дела, допрашивая свидетелей, анализируя вещественные доказательства. Решение по делу в окружном суде принимали 12 присяжных заседателей, избиравшиеся по специальным спискам из лиц разных сословий. Следователи, готовившие дело к судопроизводству, и судьи, руководившие всей судебной процедурой, хотя и назначались правительством, но были несменяемы.
76. Суд присяжных в России по судебной реформе 1864 года
Присяжные заседатели. Окружные суды учреждались на несколько уездов и состояли из председателя и членов. Новым институтом, введенным реформой на уровне первого звена общей судебной системы (окружных судов), были присяжные заседатели.
На суд присяжных предлагались дела «о преступлениях и проступках, влекущих за собой наказания, соединенные с лишением всех прав состояния, а также всех или некоторых особенных прав и преимуществ». После рассмотрения дела по существу и окончания прений председатель суда разъяснял присяжным правила о силе приведенных доказательств, «законы о свойствах рассматриваемого преступления» и предупреждал их против «всякого увлечения в обвинении или в оправдании подсудимого». Для судьи профессионала это был способ влияния на неискушенных в судейских делах присяжных заседателей. Председатель суда вручал присяжным письменные
вопросы о факте преступления и о вине подсудимого, которые оглашались в суде. Вопросы разрешались присяжными по большинству голосов. Отмена вердикта была возможной лишь в случае, если суд единогласно признает, что «решением присяжных осужден невиновный». В этом случае он выносил постановление о передаче дела на рассмотрение нового состава присяжных, решение которых было окончательным. Закон подчеркивал, что «приговор, постановленный судом с участием присяжных заседателей, считается окончательным». При окружных судах учреждался также институт следователей, осуществлявших под надзором прокуратуры предварительное расследование преступлений на закрепленных за ними участках.
77. Система судов в России по судебной реформе 1864 года
Судебная реформа 1864 г. Структуру дореформенной судебной системы составляли разнообразные исторически сложившиеся органы, делавшие ее сложной и запутанной. Существовали особые суды для дворян, горожан, крестьян; специальные коммерческие, совестные, межевые и иные суды.
Судебные функции отправляли и административные органы — губернские правления, органы полиции и др.
В конце 1862 г. в судебные инстанции был разослан проект Основных положений судоустройства, в котором были сформулированы новые принципы: всесословность суда, отмена системы формальных доказательств и определения об «оставлении в подозрении». Ничего, однако, не говорилось о независимости судей.
Принципы организации судоустройства и судопроизводства:
1) отделение суда от администрации;
2) состязательность;
3) гласность;
4) устность судопроизводства;
5) оценка доказательств судом;
6) отделение следствия от суда;
7) всесословность;
8) равенство;
9) несменяемость судей и следователей;
10) прокурорский надзор;
11) выборность (мировых судей и присяжных заседателей).
Новыми были идеи отделения суда от администрации, установления состязательности, отделения судебной власти от обвинительной, введения присяжных заседателей.
В ноябре 1864 г. были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: