Файл: 1. Предмет истории государства и права России. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1788

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Предмет истории государства и права России.

2. Место истории государства и права России в системе юридических и исторических научных дисциплин.

3. Задачи исторического изучения государства и права России.

4. Методология истории государства и права России.

5. Общенаучные и специальные методы изучения истории российской государственности и права.

6. Периодизация истории отечественного государства и права.

7. Возникновение государственности у восточных славян.

8. Теории происхождения древнерусского государства.

9. Норманская теория происхождения древнерусского государства.

10. Антинорманская теория происхождения древнерусского государства

11. Правовое положение социальных групп в Киевской Руси (IX-XII вв.)

12. Государственный строй Киевской Руси (IX-XII вв.). Высшие органы власти и управления.

13. Десятичная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).

14. Дворцово-вотчинная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).

15. Источники древнерусского права.

16. Русская Правда: происхождение, источники, редакции.

17. Вещное право Киевской Руси (IX-XII вв.).

18. Обязательственное право Киевской Руси (IX-XII вв.).

19.Семейное и наследственное право в древнерусском государстве (IX- XII вв.).

20. Преступления и наказания по древнерусскому праву (IX-XII вв.).

21. Судебный процесс Киевской Руси (IX-XII вв.).

22. Общая характеристика периода феодальной раздробленности на Руси. Предпосылки и причины политической раздробленности.

23.Общественный и государственный строй Владимиро-Суздальского княжества.

24. Общественный и государственный строй Галицко-Волынского княжества.

25. Особенности общественного строя Новгородской и Псковской республиках.

26. Особенности государственного строя Новгородской и Псковской республик.

27. Источники права в период феодальной раздробленности на Руси.

28.Новгородская судная грамота как источник права.

29. Псковская судная грамота как источник права.

30. Гражданское право по Псковской судной грамоте.

31. Преступление и наказание по псковской судной грамоте

32. Судебный процесс по Псковской Судной грамоте

33. особенности влияния татаро-монгольского ига на политико-правовое развитие Руси.

34. право золотой орды.

35. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства

36. правовое положение населения в период образования централизованного государства.

37. высшие органы власти на руси в период образования централизованного государства.

38. Княжеская власть на Руси в период IX-XV вв.: основания возникновения, полномочия, место в системе государственного управления.

39. Боярская дума и ее роль в системе государственного управления в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).

40. Служилое сословие и принципы его формирования в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).

41. Приказно-воеводская система управления: предпосылки возникновения, особенности.

42. Местное управление в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.)

43. Судебник 1497 года в системе источников права в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).

44. Вещное право в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.)

45. Обязательственное право в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв).

46. Семейное и наследственное право в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.)

47. Уголовное право по Судебнику 1497 года

48. Судебный процесс по Судебнику 1497 года

49. Судебник 1550 г. как источник права: предпосылки принятия и основные направления правового регулирования

50. Верховная власть в период образования централизованного государства в России. Великокняжеская и царская власть: понятие, объем полномочий, проблемы соотношения

51. Органы власти и управления России в период сословно-представительной монархии

52. Поместная и вотчинная формы землевладения в России XVI-XVII вв.: особенности правового регулирования и проблемы соотношения

53. Соборное уложение 1649 года: предпосылки принятия, структура, особенности правового регулирования

54. Систематизация русского права во второй половине XVI - начале XVII вв.

55. Развитие юридической техники в российском законодательстве XVI-XVII вв. (на примере Судебника 1497 г., Судебника 1550 г., Соборного уложения 1649 г.)

58. Судебный процесс по Соборному уложению 1649 года.

59. Предпосылки и особенности формирования абсолютизма в России.

60. Реформирование Петром I системы государственной власти и управления в России

61. Уголовное законодательство Петра 1.

62.Развитие права в XVIII в. Основные моменты в развитии гражданского права: вещное право, обязательственное право, право собственности, наследственное право.

63.Суд и процесс во второй половине XVIII в. Судебные органы по «Учреждению для управления губерний.

64. Карательные органы XVIII в. «Устав благочиния» (1782 г.)

65.Этапы закрепощения крестьян

66.Семейное право в России конца XVII - первой половины XVIII вв.

67.Реформы Петра I и Екатерины II в области местного управления.

68. Кодификация М.М. Сперанского 

69. Государственный строй России в первой половине 19 века.

70. Отмена крепостного права в России: причины, особенности, последствия.  

71. Источники права в России в первой четверти XIX в.

72. Образование адвокатуры и реорганизация прокуратуры в России по реформе 1864 года.

73. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

74. Основные реформы системы государственного управления второй половины 19 в. в России.

75. Создание общих судов в России по судебной реформе 1864 г.

76. Суд присяжных в России по судебной реформе 1864 года

77. Система судов в России по судебной реформе 1864 года

78. «Контрреформы» последней четверти ХIХ в. в России

79. Семейное право в России XIX в

80. Реформы и контрреформы местного самоуправления: городская и земская

81. Военная реформа 1874 г. Полиция и политический сыск

82 Переход России к конституционной монархии: причины и особенности.

83. Революция 1905 года: предпосылки, основные этапы, последствия.

84. Партийная система в России конца XIX – начала XX вв.

85. Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906 г.

86. Государственно-правовое развитие России в годы первой мировой войны.

87. Формирование Временного правительства. Двоевластие.

88. Октябрьский государственный переворот 1917 г.: предпосылки, особенности развития.

89. Становление советской системы управления: Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, СНК, наркоматы, ВСНХ.

90. Конституция РСФСР 1918 года: особенности принятия, система высших органов власти.

91. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г.: причины принятия и влияние на правовое регулирование.

92. Формирование судебных органов после победы Октябрьской революции 1917 г.

93. Первый советский кодекс о браке, семье и опеке РСФСР 1918 года.

94. Первые советские декреты о суде.

95. Формирование основ советского уголовного права

96. Формирование основ советского трудового права.

97. Переход к новой экономической политике в РСФСР: причины, особенности концепции, последствия.

98. Конституция СССР 1924 года.

99. Система органов государственной власти и управления по Конституции СССР 1924 года.

100. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года.

101. Создание основ советского гражданского права.

102. Трудовой кодекс РСФСР 1922 года.

103. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года.

104. Избирательная система по Конституции СССР 1936 года.

105. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года.

106. Высшие органы власти и управления по Конституции СССР 1936 г.

107. Основы уголовного законодательства союза ССР и союзных республик 1958 года.

108. Основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик 1961 г.

109. Основы законодательства союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г.

110.Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970г. Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г.

111. Основы законодательства Союза ССР об административных правонарушениях 1980 г. КоАП 1980 г.

112. Конституция РСФСР 1978 г.: причины принятия, структура правового регулирования.

113. Перестройка власти КПСС в 90-х гг. ХХ в.

114. Принятие нового Федеративного договора 1992 г.

115. Учреждение Конституционного суда России (1991 г.): структура, компетенция.

116. Государственный переворот в России 1993 г.: причины, основные этапы, последствия.

117. Референдум 12 декабря 1993 года: особенности проведения, последствия.

118. Формирование новой структуры органов государственной власти в постсоветский период (1993-1994 гг.).

119. Особенности развития федеративных отношений в Российской Федерации. Федеративный договор 31 марта 1992 г.

120. Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности принятия, основные направления правового регулирования.

5. Общенаучные и специальные методы изучения истории российской государственности и права.


Методы истории государства и права Россиипредставляют собой совокупность приемов, способов и средств, используемых при изучении предмета науки.

Методы делятся на две группы:

1) общенаучные методы:

- дедуктивный означает условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части;

- индуктивный предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей с целью выведения общих закономерностей;

- экзегетический — изучение государственно-правовых явлений на основании толкования исторических источников;

- умозаключение по аналогииэто вывод о сходстве двух или более явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях. Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.

2) специальные методы:

- исторический методподходит к государству и праву как к развивающимся и изменяющимся во времени явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений.

- систематический — изучение истории государства и права на основании деления этой науки на внутреннюю (историю развития и образования юридических норм и институтов) и внешнюю (историю источников права или властных структур);

- периодизации— изучение государственно-правовых явлений и сложившихся формаций в отдельных временных периодах.

- сравнительный методзаключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений России и других стран. При этом выявляются их общие черты, различия и особенности развития. Могут сравниваться и отдельные государственно-правовые институты страны в процессе их эволюции.

6. Периодизация истории отечественного государства и права.


Периодизацияистории отечественного государства и права - это разделение всего курса изучаемой дисциплины на определенные периоды и этапы, временные рамки которых ограничены более-менее однородным течением жизни Российского 
государства и общества.
Выделяют следующие факторы, влияющие на процесс периодизации:

1) социальное развитие общества (классовая структура общества, наличие разногласий между различными слоями населения);

2) экономическое и технологическое развитие общества (развитие экономики, степень технического прогресса, соотношение ручного и машинного производства);

3) развитие государства (политический режим, форма правления, тип государства);

4) развитие права (появление и развитие отраслей права, изменение правовых институтов, появление новых институтов права);

5) внешнеполитическую обстановку.

При изучении курса ИГПР основное внимание должно быть уделено вопросам развития государства и права как основных значимых факторов. Однозначного и единообразного деления ИГПР на периоды не существует. Периодизация зависит от восприятия исследователя той исторической эпохи, в которой он проживает.
В настоящее время ученые выделяют несколько периодов:

1. Древняя Русь (X-XII вв.).

2. Период феодальной раздробленности (XII-XV вв.).

3. Московское централизованное государство (вторая половина XIV- первая половина XVI).

3. Государство и право периода сословно-представительной монархии (XVI-XVII вв.).

4. Россия в период абсолютизма (XVIII – середина XIX в.).

5. Россия в период буржуазной монархии (середина XIX-начало XX в.).

6. Россия в период буржуазно-демократической республики (февраль-октябрь 1917 г.).

7. Создание Советского государства (октябрь 1917-1920 г.).

8. Советское государство в период нэпа (1921-1929 гг.).

9. Период тоталитаризма (1929-июнь 1941 г.).

10. Советское государство в период ВОВ (июнь 1941 -1945 г.).

11. Советское государство в период либерализации общественных отношений (1953 - октябрь 1964 г.).

12. Советское государство в период кризиса социализма (1960-1990 гг.).

13. Период перестройки (апрель 1985 - декабрь1991 г.).

14. Российская Федерация на современном этапе.

7. Возникновение государственности у восточных славян.


Древнейшей организационной структурой жизнедеятельности славян была родовая община: Род предполагал объединение людей всех степеней родства, от самых близких, до самых далеких. Единство рода основывалось на общем для всех родичей родоначальнике, который мог именоваться по-разному – старец, владыка, князь. Последнее наименование особенно прижилось у славян. Следовательно, изначально князь – это родоначальник, или глава рода. Славяне проживали на обширной и малозаселенной территории, что давало возможность родичам обособляться и осваиваться на новых местах без междоусобиц. Процессы классообразования у славян проходили на

фоне формирования племенных союзов, распада большой семьи и перерастания родовой общины в сельскую (соседскую). Известную роль в ходе образования государства играли неразвитые (по сравнению с Востоком или античным миром) рабовладельческие отношения. Славяне не знали классического рабства. У славян оно было патриархальным. Рабами являлись военнопленные, но не пожизненно. По истечении определенного срока они могли заплатить выкуп и возвратиться к себе или оставаться среди славян и вести вольную жизнь. Но, даже находясь в статусе раба, военнопленный никогда не являлся «говорящей вещью».

Форму общественных отношений, существовавших у славян в VII—VIII вв., можно определить как «военную демократию». Ее признаками являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем; особая роль народного собрания как высшего органа власти; всеобщее вооружение населения (народное ополчение); равенство всех членов общества. Однако распад родовой общины и формирование соседской общины привели к уничтожению родового равенства и замене родовой собственности на семейную. Все это вызвало рост имущественного неравенства. Правящий слой формировался, как правило, из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейшин). Однако сохранение родовых общинных принципов, весьма медленная трансформация родовой общины в соседскую (несколько родовых общин объединялись в «миры» или «верви»), патриархальное рабство (когда рабы входили в состав владевшей ими семьи) тормозили процесс социальной дифференциации. Поэтому родовые отношения сохранялись весьма длительное время.

Процесс образования государственности у восточных славян был обусловлен разложением родоплеменных, кровнородственных отношений. Распад родовых общин одновременно укреплял отношения между «мирами», которые в свою очередь объединялись в племена. А в дальнейшем и между племенами устанавливаются территориальные, политические и военные связи. В VI–VIII вв. на территории Среднего Днепра сложилось мощное объединение из 14 племенных союзов, возникших как военные объединения и получивших названия «Рос» или «Рус». В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князь и княжеская дружина. Условно территорию славян в этот период можно подразделить на «Внутреннюю Русь», т. е. совокупность тех территорий, которые принадлежали славянам издревле, и «Внешнюю Русь» – территорию славянских и финноугорских, литовско-латышских племен, продолжающих жить в условиях родовой общины и покоренных племенными союзами. Племенные союзы в военно-политических целях объединяются в еще более крупные формирования – «союзы союзов». В источниках
упоминаются три крупных политических центра, которые могут считаться протогосударственными объединениями: Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (северная группа, Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань). В IX в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название «Русская земля».

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца IX до начала XI в. это государство включает в себя территории других славянских племен: древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян. Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен, по своей форме это была раннефеодальная монархия.

Раннефеодальная монархия – форма правления и форма государственного устройства, характерная для раннего этапа становления феодальной государственности. Великокняжеская власть здесь ограничена решениями народного собрания (вече) и наличием народного ополчения (всеобщего вооружения народа), этими пережитками «военной демократии». Собрание избирает князя или одобряет его кандидатуру при передаче княжеского статуса по наследству.

Возникающие у восточных славян социально-экономические процессы и подготовили общество к возникновению государственности. Большое значение в это время имели следующие факторы:

1) необходимость ликвидации конфликтов, которые возникали между восточными славянами и соседними племенами;

2) ведение войн;

3) организация торговли и торговых отношений;

4) решение проблем, связанных с усложнением условий жизни.


8. Теории происхождения древнерусского государства.


На сегодняшний момент большинство историков сходятся во мнении, что Древнерусское государство возникло благодаря длительному внутреннему развитию. Но есть ряд неточностей, прояснить которые пока невозможно, например, кто сыграл большую роль в объединении, какую роль сыграли норманны, что значит название - Русь, первая правящая династия Рюриковичей, откуда пошла? В большей степени ответить на эти вопросы однозначно не предоставляется, а все потому, что письменных источников об этом времени практически не существует.

  • 1) Норманнская (или варяжская) теория. Популярной в России она стала примерно в 30-40 годы XVIII века, благодаря таким известным личностям, как Иоганн Байер, Герардт Миллер и др. Главная идея этой теории состоит в том, что государственность на Руси возникла только благодаря варягам, а именно призванию Рюрика. По мнению продолжателей, славяне в силу своей сильной отсталости не могли сами создать государственность, за них это сделали варяги. Кстати, варяги — это те же норманны, у них одна земля – Скандинавия. Вождем варягов стал Рюрик, которого и считают основателем первой правящей династии. Общий итог этой теории в том, что именно чужеземцы не только создали государственность славянам, но и оказали значительное влияние на их культурные ценности.

  • 2) Антинорманская (или автохтонная) теория. Основателем этой теории считается М.В. Ломоносов. Продолжателями – Н.Костомаров, М. Грушевский. Михаил Ломоносов долгое время изучал норманнскую теорию и пришел к выводу, что да, факт призвания варягов отрицать невозможно, но вот самих варягов он рассматривал в другом ключе. Он их относил к племенам прибалтийских славян, из чего получается, новгородцы обратились к своим же за помощью. Последователи данной теории предположили, что норманны (истинные скандинавы) в этот период сами переживали не лучшие времена, их уровень развития был не достаточен, чтобы создать государственность на своих территориях, а тем более на других. Было установлено, что процесс формирования Древнерусского государства неумолимо связан с резким экономически – социальным подъемом в веке.

  • 3) Центристская (смешанная) - 20вв. Юганов, Кацва. Утверждают, что государство возникло как результат внутреннего общественного развития славян, но при участии варягов (Имена первых князей имеют варяжские корни).

  • 3) Ирано – славянская теория. Эта теория предполагает существование двух видов руссов – русы – прибалтийские племена) и русы – жители Причерноморья. Так вот ильменские племена в один момент пригласили руссов – ободритов, произошло их слияние и в результате чего появилось государственное объединение и получившие название Русь, что в переводе и есть сближение руссов. Данной гипотезой вплотную занимались – А. Рогов, Б. Флоря.

  • 4) Кельтско – славянская теория. В этом варианте вмешательство норманнов полностью не отрицается, правда факт признания варягов подвергается ложности. Приверженцы данной теории историки предполагают, что жители Новгорода в один момент обратились за поддержкой к варягам, но к варягам славянского происхождения. Само название Русы, по их мнению, имеют кельтские корни.

  • Компромиссная теория. Есть еще одна теория, которая попыталась связать два противоположных мнения норманистов и антинорманистов, она получила название – компромиссионной. Основоположником ее стал Ключевский, он доказал, что варяги, и славяне сыграли большую роль, но также он высказал предположение, что на территории Руси в девятом веке были так называемые «городовые области», то есть некие торговые места, которые управлялись укрепленным городом. Норманнскими образованиями ученый считал – варяжские княжества. В определенный процесс округа и княжества слились в единое целое, и отсюда пошла третья сила – Великое единое княжество.

  • Хазарская теория. Сторонники этой версии и вовсе опровергают и славянское объединение, и варяжское вмешательство. Автор данной гипотезы иностранец, профессор престижного Гарвардского университета – Прицак. По его мнению, государственность сложилась в результате развития торговых отношений, благодаря этому факту в короткие сроки сложился торговый совет в которые вошли племена разноязычных народов, вот из него в последствии и вылилось государственное объединение - Русь. Ученый тем самым доказывает в своих трудах, что сам термин «Русь» не этническое объединение, а некая подвижная социальная группа.