Файл: 1. Предмет истории государства и права России. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1803

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Предмет истории государства и права России.

2. Место истории государства и права России в системе юридических и исторических научных дисциплин.

3. Задачи исторического изучения государства и права России.

4. Методология истории государства и права России.

5. Общенаучные и специальные методы изучения истории российской государственности и права.

6. Периодизация истории отечественного государства и права.

7. Возникновение государственности у восточных славян.

8. Теории происхождения древнерусского государства.

9. Норманская теория происхождения древнерусского государства.

10. Антинорманская теория происхождения древнерусского государства

11. Правовое положение социальных групп в Киевской Руси (IX-XII вв.)

12. Государственный строй Киевской Руси (IX-XII вв.). Высшие органы власти и управления.

13. Десятичная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).

14. Дворцово-вотчинная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).

15. Источники древнерусского права.

16. Русская Правда: происхождение, источники, редакции.

17. Вещное право Киевской Руси (IX-XII вв.).

18. Обязательственное право Киевской Руси (IX-XII вв.).

19.Семейное и наследственное право в древнерусском государстве (IX- XII вв.).

20. Преступления и наказания по древнерусскому праву (IX-XII вв.).

21. Судебный процесс Киевской Руси (IX-XII вв.).

22. Общая характеристика периода феодальной раздробленности на Руси. Предпосылки и причины политической раздробленности.

23.Общественный и государственный строй Владимиро-Суздальского княжества.

24. Общественный и государственный строй Галицко-Волынского княжества.

25. Особенности общественного строя Новгородской и Псковской республиках.

26. Особенности государственного строя Новгородской и Псковской республик.

27. Источники права в период феодальной раздробленности на Руси.

28.Новгородская судная грамота как источник права.

29. Псковская судная грамота как источник права.

30. Гражданское право по Псковской судной грамоте.

31. Преступление и наказание по псковской судной грамоте

32. Судебный процесс по Псковской Судной грамоте

33. особенности влияния татаро-монгольского ига на политико-правовое развитие Руси.

34. право золотой орды.

35. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства

36. правовое положение населения в период образования централизованного государства.

37. высшие органы власти на руси в период образования централизованного государства.

38. Княжеская власть на Руси в период IX-XV вв.: основания возникновения, полномочия, место в системе государственного управления.

39. Боярская дума и ее роль в системе государственного управления в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).

40. Служилое сословие и принципы его формирования в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).

41. Приказно-воеводская система управления: предпосылки возникновения, особенности.

42. Местное управление в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.)

43. Судебник 1497 года в системе источников права в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).

44. Вещное право в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.)

45. Обязательственное право в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв).

46. Семейное и наследственное право в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.)

47. Уголовное право по Судебнику 1497 года

48. Судебный процесс по Судебнику 1497 года

49. Судебник 1550 г. как источник права: предпосылки принятия и основные направления правового регулирования

50. Верховная власть в период образования централизованного государства в России. Великокняжеская и царская власть: понятие, объем полномочий, проблемы соотношения

51. Органы власти и управления России в период сословно-представительной монархии

52. Поместная и вотчинная формы землевладения в России XVI-XVII вв.: особенности правового регулирования и проблемы соотношения

53. Соборное уложение 1649 года: предпосылки принятия, структура, особенности правового регулирования

54. Систематизация русского права во второй половине XVI - начале XVII вв.

55. Развитие юридической техники в российском законодательстве XVI-XVII вв. (на примере Судебника 1497 г., Судебника 1550 г., Соборного уложения 1649 г.)

58. Судебный процесс по Соборному уложению 1649 года.

59. Предпосылки и особенности формирования абсолютизма в России.

60. Реформирование Петром I системы государственной власти и управления в России

61. Уголовное законодательство Петра 1.

62.Развитие права в XVIII в. Основные моменты в развитии гражданского права: вещное право, обязательственное право, право собственности, наследственное право.

63.Суд и процесс во второй половине XVIII в. Судебные органы по «Учреждению для управления губерний.

64. Карательные органы XVIII в. «Устав благочиния» (1782 г.)

65.Этапы закрепощения крестьян

66.Семейное право в России конца XVII - первой половины XVIII вв.

67.Реформы Петра I и Екатерины II в области местного управления.

68. Кодификация М.М. Сперанского 

69. Государственный строй России в первой половине 19 века.

70. Отмена крепостного права в России: причины, особенности, последствия.  

71. Источники права в России в первой четверти XIX в.

72. Образование адвокатуры и реорганизация прокуратуры в России по реформе 1864 года.

73. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

74. Основные реформы системы государственного управления второй половины 19 в. в России.

75. Создание общих судов в России по судебной реформе 1864 г.

76. Суд присяжных в России по судебной реформе 1864 года

77. Система судов в России по судебной реформе 1864 года

78. «Контрреформы» последней четверти ХIХ в. в России

79. Семейное право в России XIX в

80. Реформы и контрреформы местного самоуправления: городская и земская

81. Военная реформа 1874 г. Полиция и политический сыск

82 Переход России к конституционной монархии: причины и особенности.

83. Революция 1905 года: предпосылки, основные этапы, последствия.

84. Партийная система в России конца XIX – начала XX вв.

85. Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906 г.

86. Государственно-правовое развитие России в годы первой мировой войны.

87. Формирование Временного правительства. Двоевластие.

88. Октябрьский государственный переворот 1917 г.: предпосылки, особенности развития.

89. Становление советской системы управления: Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, СНК, наркоматы, ВСНХ.

90. Конституция РСФСР 1918 года: особенности принятия, система высших органов власти.

91. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г.: причины принятия и влияние на правовое регулирование.

92. Формирование судебных органов после победы Октябрьской революции 1917 г.

93. Первый советский кодекс о браке, семье и опеке РСФСР 1918 года.

94. Первые советские декреты о суде.

95. Формирование основ советского уголовного права

96. Формирование основ советского трудового права.

97. Переход к новой экономической политике в РСФСР: причины, особенности концепции, последствия.

98. Конституция СССР 1924 года.

99. Система органов государственной власти и управления по Конституции СССР 1924 года.

100. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года.

101. Создание основ советского гражданского права.

102. Трудовой кодекс РСФСР 1922 года.

103. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года.

104. Избирательная система по Конституции СССР 1936 года.

105. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года.

106. Высшие органы власти и управления по Конституции СССР 1936 г.

107. Основы уголовного законодательства союза ССР и союзных республик 1958 года.

108. Основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик 1961 г.

109. Основы законодательства союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г.

110.Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970г. Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г.

111. Основы законодательства Союза ССР об административных правонарушениях 1980 г. КоАП 1980 г.

112. Конституция РСФСР 1978 г.: причины принятия, структура правового регулирования.

113. Перестройка власти КПСС в 90-х гг. ХХ в.

114. Принятие нового Федеративного договора 1992 г.

115. Учреждение Конституционного суда России (1991 г.): структура, компетенция.

116. Государственный переворот в России 1993 г.: причины, основные этапы, последствия.

117. Референдум 12 декабря 1993 года: особенности проведения, последствия.

118. Формирование новой структуры органов государственной власти в постсоветский период (1993-1994 гг.).

119. Особенности развития федеративных отношений в Российской Федерации. Федеративный договор 31 марта 1992 г.

120. Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности принятия, основные направления правового регулирования.

, главноуправляющие на правах министров, председатель Государственного совета, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь и другие чиновники в соответствии с назначением императора.

В 1812 г. было принято Учреждение Комитета министров. В соответствии с этим актом Комитет министров являлся центральным органом управления общей компетенции, в которую входили рассмотрение вопросов управления государством, проектов законов, материалов в отношении должностных лиц, заслушивание ежегодных отчетов министров и т. д.

С усилением роли канцелярии значение Ком.мин. стало падать.

В первой половине XIX в.были упраздненыверхний земский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях сталисудами второй инстанции. Палата гражданского суда также выполняла некоторые нотариальные функции.

С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т. д. Среди других ведомственных судов можно отметить: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, духовные и волостные крестьянские суды. В столицах были созданы надворные суды, рассматривавшие дела всех сословий.

В 1802 г. было образовано Министерство юстиции, на которое возлагалось судебное управление.

В 1802 г. созданоМинистерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных административно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, состоявшее из министра, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерством внутренних дел.

В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было созданоТретье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностранцами в государстве. Исполнительным органом Третьего отделения был созданный в 1827 г.
жандармский корпус.

В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы —станы была реорганизована система полицейских органов. Появилась полицейская должность станового пристава. Он назначался губернатором из кандидатов, представленных местным дворянством. Становой пристав подчинялся земскому исправнику, нижнему земскому суду и уездному полицейскому управлению. В своей деятельности он опирался на сельскую выборную полицию и вотчинную полицию помещиков. Должность станового пристава была ликвидирована в 1917 г.

Армия строилась на организационно-правовых началах, заложенных еще Петром 1. Передовые военные идеи развивались такими полководцами, как Румянцев, Суворов, Кутузов. Русская армия в этот период оставалась одной из самых сильных в Европе. После Отечественной войны 1812 г. российский император Александр I возглавил антифранцузскую коалицию европейских держав.


70. Отмена крепостного права в России: причины, особенности, последствия.  


Было несколько причин отмены крепостного права:

оно мешало экономическому развитию страны,

грозило нарушением общественного спокойствия,

образованная часть общества относилась к крепостничеству как к рабству,

грозило для страны скатыванием в разряд второстепенных держав, увеличивалась военно-техническая отсталость России (проигрыш в Крымской войне) от европейских стран.

Реформу готовили несколько лет, и в 1861 году Александр II издал Манифест. Крестьяне стали свободными, но должны были выкупать землю. Экономическое положение крестьян начинает ухудшаться из-за тяжёлых условий выкупа, в связи с этим начинаются бунты. Однако, реформа была нацелена на перспективу и ее результаты должны были сказаться через несколько лет. В стране начнут развиваться капиталистические отношения (наемный труд, увеличится количество фабрик и заводов), повысится урожайность зерновых культур. Но при этом в первое десятилетие проведения реформы ухудшилось экономическое положение крестьян.

71. Источники права в России в первой четверти XIX в.


   Александр I при вступлении на престол дал указания продолжить работы, которые вписывались в его программу реформ. Были разработаны проекты законодательства не без влияния французского кодекса 1804 г.

Однако именно трудности в совмещении идей французского буржуазного права с русскими традициями препятствовали достижению практического результата. К тому же работе отнюдь не способствовали политические интриги.

Большую роль в кодификационных работах сыграл М. М. Сперанский. Именно в процессе кодификационных работ началось изучение русского права. При Петре I Московский университет стал готовить юристов, тогда же появились первые русские ученые-правоведы - 3. Горюшкин, С. Десницкий, А. Куницын и др.

Свод законов Российской Империи 1832 г.


Практические результаты обозначались после вступления на престол Николая I. За несколько лет весь имеющийся материал был систематизирован в хронологическом порядке от 1649 г. до 1825 г. Набрались десятки тысяч законов. В 1830 г. они в таком виде расположились в 45-томном Полном собрании законов Российской Империи, в том же году отпечатанном. Поскольку многие акты потеряли свое значение, была сделана выборка действующего законодательства, и в 1832 г. отпечатан Свод законов Российской Империи (введен в действие в 1835 г.) действующих. Он состоял из 15 томов. Впоследствии с соответствующими дополнениями и изменениями были изданы второе и третье Полное собрание и соответственно Свод законов.

Свод сыграл огромную роль в развитии русского права. На его основе началось отраслевое деление, поскольку в тома включались акты, объединенные отраслевым значением и смыслом. На его базе был разработан первый русский уголовный кодекс - Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

72. Образование адвокатуры и реорганизация прокуратуры в России по реформе 1864 года.


  Большое значение для независимости суда и упрочения принципа законности в уголовном и гражданском процессах дореволюционной России имело создание адвокатуры и реорганизация прокуратуры. Адвокатура, создана судебной реформой, сразу заявила о себе решительно и смело. В адвокатуру потянулись видные юристы-профессора, прокуроры, обер-прокуроры Сената и лучшие юристы, состоявшие при коммерческих судах.

Адвокатура по судебным уставам была двух категорий. Адвокатами высшей категории являлись присяжные поверенные, которые объединялись в корпорации по округам судебных палат. Присяжные поверенные избирали Совет, который ведал приемом новых членов и надзором за деятельностью отдельных адвокатов. Вторую, низшую категорию адвокатуры составляли частные поверенные. Они занимались малозначительными делами и могли выступать в тех судах, при которых состояли.

Большое значение для утверждения новых демократических принципов судопроизводства имела и реорганизация прокуратуры. После судебной реформы прокуратура освободилась от функции общего надзора, ее деятельность ограничивалась только судебной сферой
. Если до судебной реформы прокурор должен был выступать в суде «как взыскатель наказания и вместе с тем защитник невинности», то теперь главной его задачей становился надзора дознанием и следствием и поддержание государственного обвинения в суде. Новая прокуратура создавалась при судах.

В соответствии с судебными уставами учреждались должности прокурора судебной палаты и его товарищей. Организация прокуратуры строилась на принципах строгой иерархичности, единоначалия и взаимозаменяемости в процессе. Прокурорский надзор осуществлялся под высшим руководством министра юстиции как генерал-прокурор. Обер-прокуроры Сената и прокуроры судебных палат непосредственно подчинялись генерал-прокурору, прокуроры окружных судов действовали под руководством прокуроров судебных палат.

Число товарищей прокурора и распределение их обязанностей зависели от размеров судебного округа.