Файл: 1. Предмет истории государства и права России. 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 25.10.2023

Просмотров: 1560

Скачиваний: 16

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

1. Предмет истории государства и права России.

2. Место истории государства и права России в системе юридических и исторических научных дисциплин.

3. Задачи исторического изучения государства и права России.

4. Методология истории государства и права России.

5. Общенаучные и специальные методы изучения истории российской государственности и права.

6. Периодизация истории отечественного государства и права.

7. Возникновение государственности у восточных славян.

8. Теории происхождения древнерусского государства.

9. Норманская теория происхождения древнерусского государства.

10. Антинорманская теория происхождения древнерусского государства

11. Правовое положение социальных групп в Киевской Руси (IX-XII вв.)

12. Государственный строй Киевской Руси (IX-XII вв.). Высшие органы власти и управления.

13. Десятичная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).

14. Дворцово-вотчинная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).

15. Источники древнерусского права.

16. Русская Правда: происхождение, источники, редакции.

17. Вещное право Киевской Руси (IX-XII вв.).

18. Обязательственное право Киевской Руси (IX-XII вв.).

19.Семейное и наследственное право в древнерусском государстве (IX- XII вв.).

20. Преступления и наказания по древнерусскому праву (IX-XII вв.).

21. Судебный процесс Киевской Руси (IX-XII вв.).

22. Общая характеристика периода феодальной раздробленности на Руси. Предпосылки и причины политической раздробленности.

23.Общественный и государственный строй Владимиро-Суздальского княжества.

24. Общественный и государственный строй Галицко-Волынского княжества.

25. Особенности общественного строя Новгородской и Псковской республиках.

26. Особенности государственного строя Новгородской и Псковской республик.

27. Источники права в период феодальной раздробленности на Руси.

28.Новгородская судная грамота как источник права.

29. Псковская судная грамота как источник права.

30. Гражданское право по Псковской судной грамоте.

31. Преступление и наказание по псковской судной грамоте

32. Судебный процесс по Псковской Судной грамоте

33. особенности влияния татаро-монгольского ига на политико-правовое развитие Руси.

34. право золотой орды.

35. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства

36. правовое положение населения в период образования централизованного государства.

37. высшие органы власти на руси в период образования централизованного государства.

38. Княжеская власть на Руси в период IX-XV вв.: основания возникновения, полномочия, место в системе государственного управления.

39. Боярская дума и ее роль в системе государственного управления в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).

40. Служилое сословие и принципы его формирования в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).

41. Приказно-воеводская система управления: предпосылки возникновения, особенности.

42. Местное управление в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.)

43. Судебник 1497 года в системе источников права в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).

44. Вещное право в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.)

45. Обязательственное право в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв).

46. Семейное и наследственное право в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.)

47. Уголовное право по Судебнику 1497 года

48. Судебный процесс по Судебнику 1497 года

49. Судебник 1550 г. как источник права: предпосылки принятия и основные направления правового регулирования

50. Верховная власть в период образования централизованного государства в России. Великокняжеская и царская власть: понятие, объем полномочий, проблемы соотношения

51. Органы власти и управления России в период сословно-представительной монархии

52. Поместная и вотчинная формы землевладения в России XVI-XVII вв.: особенности правового регулирования и проблемы соотношения

53. Соборное уложение 1649 года: предпосылки принятия, структура, особенности правового регулирования

54. Систематизация русского права во второй половине XVI - начале XVII вв.

55. Развитие юридической техники в российском законодательстве XVI-XVII вв. (на примере Судебника 1497 г., Судебника 1550 г., Соборного уложения 1649 г.)

58. Судебный процесс по Соборному уложению 1649 года.

59. Предпосылки и особенности формирования абсолютизма в России.

60. Реформирование Петром I системы государственной власти и управления в России

61. Уголовное законодательство Петра 1.

62.Развитие права в XVIII в. Основные моменты в развитии гражданского права: вещное право, обязательственное право, право собственности, наследственное право.

63.Суд и процесс во второй половине XVIII в. Судебные органы по «Учреждению для управления губерний.

64. Карательные органы XVIII в. «Устав благочиния» (1782 г.)

65.Этапы закрепощения крестьян

66.Семейное право в России конца XVII - первой половины XVIII вв.

67.Реформы Петра I и Екатерины II в области местного управления.

68. Кодификация М.М. Сперанского 

69. Государственный строй России в первой половине 19 века.

70. Отмена крепостного права в России: причины, особенности, последствия.  

71. Источники права в России в первой четверти XIX в.

72. Образование адвокатуры и реорганизация прокуратуры в России по реформе 1864 года.

73. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.

74. Основные реформы системы государственного управления второй половины 19 в. в России.

75. Создание общих судов в России по судебной реформе 1864 г.

76. Суд присяжных в России по судебной реформе 1864 года

77. Система судов в России по судебной реформе 1864 года

78. «Контрреформы» последней четверти ХIХ в. в России

79. Семейное право в России XIX в

80. Реформы и контрреформы местного самоуправления: городская и земская

81. Военная реформа 1874 г. Полиция и политический сыск

82 Переход России к конституционной монархии: причины и особенности.

83. Революция 1905 года: предпосылки, основные этапы, последствия.

84. Партийная система в России конца XIX – начала XX вв.

85. Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906 г.

86. Государственно-правовое развитие России в годы первой мировой войны.

87. Формирование Временного правительства. Двоевластие.

88. Октябрьский государственный переворот 1917 г.: предпосылки, особенности развития.

89. Становление советской системы управления: Всероссийские съезды Советов, ВЦИК, СНК, наркоматы, ВСНХ.

90. Конституция РСФСР 1918 года: особенности принятия, система высших органов власти.

91. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа 1918 г.: причины принятия и влияние на правовое регулирование.

92. Формирование судебных органов после победы Октябрьской революции 1917 г.

93. Первый советский кодекс о браке, семье и опеке РСФСР 1918 года.

94. Первые советские декреты о суде.

95. Формирование основ советского уголовного права

96. Формирование основ советского трудового права.

97. Переход к новой экономической политике в РСФСР: причины, особенности концепции, последствия.

98. Конституция СССР 1924 года.

99. Система органов государственной власти и управления по Конституции СССР 1924 года.

100. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года.

101. Создание основ советского гражданского права.

102. Трудовой кодекс РСФСР 1922 года.

103. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года.

104. Избирательная система по Конституции СССР 1936 года.

105. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года.

106. Высшие органы власти и управления по Конституции СССР 1936 г.

107. Основы уголовного законодательства союза ССР и союзных республик 1958 года.

108. Основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик 1961 г.

109. Основы законодательства союза ССР и союзных республик о браке и семье 1968 г. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г.

110.Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде 1970г. Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г.

111. Основы законодательства Союза ССР об административных правонарушениях 1980 г. КоАП 1980 г.

112. Конституция РСФСР 1978 г.: причины принятия, структура правового регулирования.

113. Перестройка власти КПСС в 90-х гг. ХХ в.

114. Принятие нового Федеративного договора 1992 г.

115. Учреждение Конституционного суда России (1991 г.): структура, компетенция.

116. Государственный переворот в России 1993 г.: причины, основные этапы, последствия.

117. Референдум 12 декабря 1993 года: особенности проведения, последствия.

118. Формирование новой структуры органов государственной власти в постсоветский период (1993-1994 гг.).

119. Особенности развития федеративных отношений в Российской Федерации. Федеративный договор 31 марта 1992 г.

120. Конституция Российской Федерации 1993 года: особенности принятия, основные направления правового регулирования.

40. Служилое сословие и принципы его формирования в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).


Происходит дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и привилегий). Правящий класс достаточно четко делится на бояр и служилое сословие (дворян). Однако бояре были не однородны и подразделялись на две категории:

  1. знатные аристократы, являвшиеся потомками удельных владетельных князей, имевших владения на землях северовосточной Руси и Литвы, и перешедшие на службу к московскому государю под давлением политических обстоятельств. И вторая группа бояр – это

  2. потомки «вольных слуг», которые издавна служили московскому князю и были «искони вечные государские, ни у кого не служивали, кроме своих государей».

Основой служебных отношений в московском Русское (Московское) государство в XV–XVII вв. государстве являлось местничество, которое в свою очередь базировалось на «отечестве» лиц, составляющих московский двор.

  1. Экономической базой бояр являлось вотчинное землевладение

  2. дворян — поместное землевладение.

Вотчина была наследственной собственностью, поместье давалось на срок и под условием службы. Помещики, получавшие земли на срок и в ограниченном количестве, стремились более интенсивно эксплуатировать их и проживающих на них крестьян. Крестьянские отходы происходили чаще из поместий в вотчины, между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки.

В середине XVI в. происходит первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем: устанавливается единый порядок государственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий (независимо от их вида — вотчины или поместья) их хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей. Принцип служебности распространялся на оба феодальных сословия (боярство и дворянство). Одновременно расширяются права владельцев поместий: даются разрешения на обмен поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий.

41. Приказно-воеводская система управления: предпосылки возникновения, особенности.


Предпосылки возникновения приказов:

  1. Изменение характера великокняжеской власти, подчинение великому князю бывших удельных князей

  2. Необходимость управления всей значительно увеличившейся территорией государства

  3. Обострение классовой борьбы, противоречия внутри господствующего класса,

  4. Потребности внешней политики, развивавшиеся экономические связи

  5. Рост городов, торговых центров, т. е. усложнение социально-экономического и политического развития, требовали создания специального управленческого аппарата, бюрократии, чиновничества.



В результате постепенно, начиная с конца XV в., стали возникать новые органы государства, получившие название приказов. Приказы (в первой половине XVI – второй половине XVII вв.) – специальный управленческий аппарат, существовавший при образовании централизованного государства в связи с расширением территории и усложнением социально-экономического и политического развития.

Приказы представляли собой постоянно действовавшие на всей территории государства органы, совмещающие в себе:

  1. административные,

  2. судебные

  3. финансовые функции.

Были созданы Посольский, Поместный, Разбойный, Казенный и другие приказы. Приказы имели свои штаты, приказные избы, архивы. В состав приказов входили бояре, приказные дьяки, писцы и специальные уполномоченные;

В ходе реорганизации местного управления: земские, губные избы и городовые приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам, принявшим на себя административные, полицейские и военные функции. Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба) из дьяков, приставов и приказчиков.

42. Местное управление в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.)


К середине XVI столетия в центральных регионах была проведена реформа местного самоуправления. Система кормления была заменена на систему выборных местных органов государственного управления – это губные и земские избы. Структура этих изб была одинаковой. Возглавлял такую избу выборный староста, а штаб представляли добрые люди и целовальники (те, кто целовали крест, клянясь, что будут исполнять свои обязанности по закону).

Губные избы создавались на территориях, где преобладали земли служивых людей. Старосты губных изб избирались из числа дворян. Главное направление деятельности губных изб – борьба с преступностью, поэтому губные избы были подчинены разбойному приказу. Кроме полицейских функций, губные избы были наделены и другими полномочиями, но они были на втором плане.

Во главе земских изб стоял староста, избираемый из купечества. Это было связано с тем, что земские избы решали в основном вопросы финансового порядка. Земские избы подчинялись четям. В отличие от губных, земские избы создавались на территориях, которые тяготели к городам и на которых проживали черносошные крестьяне.



К концу XVI века правительство предпринимает определенные шаги, чтобы повысить контроль над этими местными органами самоуправления. В результате, на местах появились воеводы, причем эта должность уже не означает чисто военных руководителей, а воеводами стали называть назначаемых на места руководителей. Первоначально, воеводы должны были лишь осуществлять общий контроль за деятельностью органов местного самоуправления, но очень быстро получилось так, что воеводы подмяли под себя земские и губные избы и встали во главе этих учреждений. Таким образом, выборные старосты были заменены на назначаемых воевод. Сильно отличающееся положение занимали воеводы на приграничных территориях. Они обладали особым статусом и имели дополнительные полномочия, касающиеся пограничного режима (разрешали незначительные приграничные конфликты, могли вести переговоры с другой страной, но по вопросам, не влекущим за собой серьезных изменений). С появлением воевод разница между губными и земскими избами стирается. Воевода был единоличным представителем центральной власти на местах.


43. Судебник 1497 года в системе источников права в период образования русского централизованного государства (XIV – первая половина XVI вв.).


Причины разработки и принятия Судебника:

1. Пространная редакция «Русской правды» в значительной степени устарело и совершенно не соответствовала времени.

2. Накопился достаточно значительный, объемный материал, помимо «Русской правды», который требовал систематизации (княжеские грамоты, административные и судебные решения и др.).

3. Необходимо было юридически закрепить права и привилегии двух новых социальных групп – дворянства и детей боярства.

4. Начался этап закрепощения крестьян. Необходимо было юридически оформить начало этого процесса закрепощения.

Источники Судебника:

Источниками этого Судебника называют пространную редакцию «Русской правды», княжеские грамоты, судебные, административные решения и др. Иногда говорят о «Литовском статуте».

Структура Судебника.

Судебник не имел деления на статьи и разделы, но принято делить Судебник на определенное количество статей – 68 (или 100) статей.

Принято выделять 4 раздела:

1. Постановления о суде центральном.

2.Постановления о суде местном.

3. Постановления материального права.

4. Дополнительные статьи по различным вопросам феодального права.

Особенности Судебника.

1. В Судебнике впервые закреплено положение о необходимости неуклонного исполнения требований закона.

2. Впервые в истории Отечественного законодательства в Судебнике содержится положение о равенстве всех перед судом. Равенство перед судом Судебник понимает как равенство в возможностях обращаться в суд за защитой своих законных прав и интересов.

3. В Судебнике впервые интересы частных лиц отступают от интересов государства, которые выражаются в законе.

4. Судебник, решая свою основную задачу – централизация судебной системы – способствовал и централизации всей государственной системы, так как суд в то время не был отделен от администрации и функции суда и управления выполняли одни и те же должностные лица.

5. Несмотря на достаточно заметную жесткость этого Судебника, в некоторых случаях не предусматривал наказание за нарушение тех правил, которые в нем были закреплены.

6. Судебник явно стремится к тому, чтобы дела о наиболее опасных преступлениях рассматривались в системе государственного судопроизводства.
Существовали вотчинный, государственный и церковный суд.

7. Судебник в основном был сосредоточен на вопросах уголовного и уголовно-процессуального права. 7.Преступление и наказание по судебнику

В Судебнике в отличие от «Русской правды» преступление называется «Лихим делом». Под ним законодатель понимает любое деяние, причиняющее вред интересам государства и правящего класса. Судебник не давал полный перечень составов преступления, давая возможность суду самостоятельно рассматривать вопрос о наказуемости деяния, не предусмотренного Судебником, главное, чтобы это деяние причиняло вред государству и правящему классу.

Преступник по Судебнику именовался «Лихим человеком». В это время появляется такая фигура, как «Ведомый лихой человек», то есть либо рецидивист, либо социально опасная личность, причем он мог еще не убить не украсть, но он уже был опасен, то есть сделал какие либо заявления, вступил в банду и т.д. За любое преступление, совершенное «Ведомым лихим человеком», предусматривалась возможность смертной казни, то есть «Ведомый лихой человек» карался гораздо жестче, чем это предусматривалось в обычном порядке.

Что касается субъекта преступления, то Судебник, по сравнению с «Русской правдой» практически не содержит новых положений, кроме одного – Судебник признает субъектом преступления холопа.

Виды преступлений.

Судебник знает не 2 вида преступлений, как в «Русской правде», а 4:

1. Государственные преступления. Они появляются впервые в Московском законодательстве. Здесь нет разветвленной системы составов преступления, а есть 2 основных понятия: «Крамола» (любые действия, посягающие на государственную власть) и «Подый» (призвания, подстрекательства к совершению государственных преступлений).

2. Преступления против личности. К этому виду преступлений Судебник относит практически все тоже самое, что и «Русская правда», но составов было больше. Но есть 2 основных отличия:

· Судебник не знает деления убийства на «убийство в разбое» и убийство «на пиру в ссоре и сваре», но Судебник начинает делить убийства на квалифицированные (например, убийство господина) и простые.