ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1790
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет истории государства и права России.
2. Место истории государства и права России в системе юридических и исторических научных дисциплин.
3. Задачи исторического изучения государства и права России.
4. Методология истории государства и права России.
5. Общенаучные и специальные методы изучения истории российской государственности и права.
6. Периодизация истории отечественного государства и права.
7. Возникновение государственности у восточных славян.
8. Теории происхождения древнерусского государства.
9. Норманская теория происхождения древнерусского государства.
10. Антинорманская теория происхождения древнерусского государства
11. Правовое положение социальных групп в Киевской Руси (IX-XII вв.)
12. Государственный строй Киевской Руси (IX-XII вв.). Высшие органы власти и управления.
13. Десятичная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).
14. Дворцово-вотчинная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).
15. Источники древнерусского права.
16. Русская Правда: происхождение, источники, редакции.
17. Вещное право Киевской Руси (IX-XII вв.).
18. Обязательственное право Киевской Руси (IX-XII вв.).
19.Семейное и наследственное право в древнерусском государстве (IX- XII вв.).
20. Преступления и наказания по древнерусскому праву (IX-XII вв.).
21. Судебный процесс Киевской Руси (IX-XII вв.).
23.Общественный и государственный строй Владимиро-Суздальского княжества.
24. Общественный и государственный строй Галицко-Волынского княжества.
25. Особенности общественного строя Новгородской и Псковской республиках.
26. Особенности государственного строя Новгородской и Псковской республик.
27. Источники права в период феодальной раздробленности на Руси.
28.Новгородская судная грамота как источник права.
29. Псковская судная грамота как источник права.
30. Гражданское право по Псковской судной грамоте.
31. Преступление и наказание по псковской судной грамоте
32. Судебный процесс по Псковской Судной грамоте
33. особенности влияния татаро-монгольского ига на политико-правовое развитие Руси.
36. правовое положение населения в период образования централизованного государства.
37. высшие органы власти на руси в период образования централизованного государства.
41. Приказно-воеводская система управления: предпосылки возникновения, особенности.
47. Уголовное право по Судебнику 1497 года
48. Судебный процесс по Судебнику 1497 года
51. Органы власти и управления России в период сословно-представительной монархии
54. Систематизация русского права во второй половине XVI - начале XVII вв.
58. Судебный процесс по Соборному уложению 1649 года.
59. Предпосылки и особенности формирования абсолютизма в России.
60. Реформирование Петром I системы государственной власти и управления в России
61. Уголовное законодательство Петра 1.
63.Суд и процесс во второй половине XVIII в. Судебные органы по «Учреждению для управления губерний.
64. Карательные органы XVIII в. «Устав благочиния» (1782 г.)
65.Этапы закрепощения крестьян
66.Семейное право в России конца XVII - первой половины XVIII вв.
67.Реформы Петра I и Екатерины II в области местного управления.
68. Кодификация М.М. Сперанского
69. Государственный строй России в первой половине 19 века.
70. Отмена крепостного права в России: причины, особенности, последствия.
71. Источники права в России в первой четверти XIX в.
72. Образование адвокатуры и реорганизация прокуратуры в России по реформе 1864 года.
73. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
74. Основные реформы системы государственного управления второй половины 19 в. в России.
75. Создание общих судов в России по судебной реформе 1864 г.
76. Суд присяжных в России по судебной реформе 1864 года
77. Система судов в России по судебной реформе 1864 года
78. «Контрреформы» последней четверти ХIХ в. в России
79. Семейное право в России XIX в
80. Реформы и контрреформы местного самоуправления: городская и земская
81. Военная реформа 1874 г. Полиция и политический сыск
82 Переход России к конституционной монархии: причины и особенности.
83. Революция 1905 года: предпосылки, основные этапы, последствия.
84. Партийная система в России конца XIX – начала XX вв.
85. Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906 г.
86. Государственно-правовое развитие России в годы первой мировой войны.
87. Формирование Временного правительства. Двоевластие.
88. Октябрьский государственный переворот 1917 г.: предпосылки, особенности развития.
90. Конституция РСФСР 1918 года: особенности принятия, система высших органов власти.
92. Формирование судебных органов после победы Октябрьской революции 1917 г.
93. Первый советский кодекс о браке, семье и опеке РСФСР 1918 года.
94. Первые советские декреты о суде.
95. Формирование основ советского уголовного права
96. Формирование основ советского трудового права.
97. Переход к новой экономической политике в РСФСР: причины, особенности концепции, последствия.
98. Конституция СССР 1924 года.
99. Система органов государственной власти и управления по Конституции СССР 1924 года.
100. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года.
101. Создание основ советского гражданского права.
102. Трудовой кодекс РСФСР 1922 года.
103. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года.
104. Избирательная система по Конституции СССР 1936 года.
105. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года.
106. Высшие органы власти и управления по Конституции СССР 1936 г.
107. Основы уголовного законодательства союза ССР и союзных республик 1958 года.
108. Основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик 1961 г.
111. Основы законодательства Союза ССР об административных правонарушениях 1980 г. КоАП 1980 г.
112. Конституция РСФСР 1978 г.: причины принятия, структура правового регулирования.
113. Перестройка власти КПСС в 90-х гг. ХХ в.
114. Принятие нового Федеративного договора 1992 г.
115. Учреждение Конституционного суда России (1991 г.): структура, компетенция.
116. Государственный переворот в России 1993 г.: причины, основные этапы, последствия.
117. Референдум 12 декабря 1993 года: особенности проведения, последствия.
д) судебные полномочия.
Призвание князя оформлялось договором между вече и князем. Доходы великого князя состояли из феодальных повинностей с собственных земель, дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов. Великокняжеский престол передавался по наследству. Изгнание великого князя осуществлялось в форме «выреда», т. е. уничтожения ранее подписанного договора по решению вече;
2) вече – всенародное собрание, образованное из племенных собраний славян и обладающее силой высшего органа власти.
А) Вече созывалось в Древнерусском государстве для разрешения важнейших государственных вопросов, таких как: война и мир, оборона города, организация военных походов, избрание и изгнание князей, налогообложения и др.
Б) Вече обладало также высшими судебными полномочиями. Исполнительный орган вече состоял из городского патрициата и старейшин;
3)совет старейшин – совещательный орган при великом князе, в который входили родственники князя, представители дружины и племенной знати;
4)дружина – вооруженный отряд, состоящий из объединявшихся вокруг князя воинов. Эти воины участвовали в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя. Дружина составляла привилегированный слой общества;
6) совет крупных феодалов – орган, состоящий из бояр и княжих мужей. Совет участвовал в решении вопросов управления, внешней политики, законодательства;
7) посадники великого князя – наместники древнерусских князей, управляющие городом или областью. Посадники являлись представителями князя в городе и избирались из знатных бояр на вече. Посадники великого князя собирали в городе дань и пошлины, судили, устанавливали и взимали штрафы. Жалование за службу посадники не получили, т. к. имели право на часть собранного с населения сбора (на часть «корма» с населения);
8) волостели – представители великого князя в сельской местности, которые ведали административными и судебными делами. Волостели жалованья от великого князя не получали, а кормились, как и посадники, за счет сбора с населения волости;
9) вервь – территориальная община, которая являлась органом местного крестьянского самоуправления. В функции верви входили:
а) земельные переделы (перераспределение земельных наделов);
б) полицейский надзор;
в) налогово-финансовые вопросы, которые были связаны с обложениями населения податями и их распределением;
г) решение судебных споров;
д) расследование преступлений и исполнение наказаний;
11) дворцовые слуги – чины, ведавшие хозяйством князя и государственными делами. Дворцовыми слугами являлись дворецкий (дворский), управляющий княжеским двором, возглавляющий вооруженные силы воевода, конюший, который обеспечивал княжеское войско конями. Высшим княжеским чинам подчинялись различные слуги (тиуны). Судебные функции выполняли князья, посадники, волостели, представители княжеской власти, т. к. судебных органов не было.
13. Десятичная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).
Десятичная система управления стала первой системой «административно-территориального управления» в Древней Руси. Территориальный принцип изменил характер системы управления, которая у славянских народов носила название «численной», или «десятичной». Во время переселений и миграции смешавшихся славянских племен перемещающиеся массы людей подразделялись на десятки, сотни, тысячи и т. д. Это было необходимо для эффективного управления и руководства людьми. Постепенно численная система управления из собственно военной сферы переносится в сферу административного управления. Осевшие на земле и занимающие определенную территорию племена и роды дают ей свое название, имя (например, «земля полян», «земля древлян» и т. п.). Вместе с тем для удобств территориально-военной организации (военного учета), осуществления разверстки и сбора налогов и податей вся территория делится на «сотки», «десятины» и так далее, т. е. осуществляется определенное административное деление. Руководителям административно-территориальных округов присваиваются звания и титулы: «десятских», «сотских», «тысяцких». Постепенно первоначальное значение десятичной (численной) системы утрачивается; она приобретает новый смысл в условиях, когда родоплеменные отношения уступают место отношениям территориально-административным, когда людей стали объединять не узы родства и общности клана, а проживание на одной территории и подчинение одной власти.
Десятичная система управления перерастала в систему феодальной администрации, и соответственно должностные лица этой системы (тысяцкие, сотские, десятские) изменяли свои функции.
-
Тысяцкие, являясь, прежде всего, руководителями военных сил данного княжения или округа, сосредоточили в своих руках всю административную власть — финансовую, судебную, полицейскую. Они являлись ближайшими помощниками князя по управлению и даже участвовали в обсуждении проектов новых законов (например, Устава о резах). Полицейско-административная функция особенно стала развиваться у новгородских тысяцких. -
Первоначально сотские, несомненно, были прямыми помощниками тысяцких и командирами сотен как военных частей. По мере того, как тысяча начинала утрачивать реальное математическое значение, превращаясь в определенные территориальные округа, сотники также превращались в особые финансово-административные и судебные органы. Сотни как судебно-административные учреждения были типичны в основном для городов (Новгорода, Киева).
Со временем десятичная или численная система управления уступила место дворцово-вотчинной.
14. Дворцово-вотчинная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).
При дворцово-вотчинной систему политическая власть принадлежит собственнику (боярину; вотчиннику). Складывались 2 центра власти: княжеский дворец и боярская вотчина, принцип этот устанавливается в ходе дальнейшего процесса феодальной раздробленности. Под дворцово-вотчинной системой управления понимается деление органов управления в зависимости от территории. При этой системе управления органы управления во дворце являлись одновременно органами управления в государстве.
Вся территория удельной Руси, а позднее и Московского государства (в XV–XVI вв.) делилась на следующие территории:
1) княжеского дворца;
2) боярской вотчины.
Такая система была удобна и сложилась в период феодальной раздробленности. Она пришла на смену десятичной системы управления, при которой выделялись тысяцкие, сотские, десятские.
Княжеский дворец являлся центром удельного управления, вотчиной князя. Эта территория управлялась единолично князем.
Вотчина бояр – это территория, на которой дворцовое (княжеское) управление и хозяйство поручалось отдельным боярам, вольным слугам или холопам.
Княжеские должностные лица: воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и др. Складывалась самостоятельная система административных ведомств в княжеских землях. Центральное управление этой системой осуществляли бояре, важнейшие вопросы хозяйства княжеской вотчины поручались совету бояр.
Система дворцового управления:
1) дворец – управлялся дворецким (дворским);
2) ведомство дворцовых путей (преимуществ, доходов); пути: сокольничий, ловчий, конюший, стольничий, чашничий и др.
Пути – это административные и судебные органы власти, они возглавлялись «путными боярами».
Название управляющего тем или иным путем зависело от названия самого пути. Например, сокольничий заведовал сокольниками и другими служителями птичьей охоты, конюший –
конюшнями Великого князя, стольничий – бортными леса и т. д.
Удел князя, ближайший к Москве, назывался «дворцом», туда посылался дворецкий (наместник Великого князя Московского), в то время как удельные князья отправлялись на службу в Москву.
Назначение наместником – «пожалование». Пожалование даровалось нередко бывшим князьям в их родном уделе на срок до 3-х лет.
В помощь наместнику формировался круг ближайших людей – изба. Изба ведала судом и финансами.
Система кормления в местном самоуправлении получила широкое распространение в период дворцово-вотчинной системы государственного управления (до середины XVI в.).
Кормление – это жалование Великого князя за службу, право пользоваться наместническими доходами в волости, по «наказному» или «доходному» списку. Кормление получали наместники в городах или волостях. Кормления даровались на основании грамот на кормление. Но они были ограничены таксой в этих грамотах. Такие ограничения устанавливались для каждого уезда дифференцированно.