ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.10.2023
Просмотров: 1778
Скачиваний: 16
СОДЕРЖАНИЕ
1. Предмет истории государства и права России.
2. Место истории государства и права России в системе юридических и исторических научных дисциплин.
3. Задачи исторического изучения государства и права России.
4. Методология истории государства и права России.
5. Общенаучные и специальные методы изучения истории российской государственности и права.
6. Периодизация истории отечественного государства и права.
7. Возникновение государственности у восточных славян.
8. Теории происхождения древнерусского государства.
9. Норманская теория происхождения древнерусского государства.
10. Антинорманская теория происхождения древнерусского государства
11. Правовое положение социальных групп в Киевской Руси (IX-XII вв.)
12. Государственный строй Киевской Руси (IX-XII вв.). Высшие органы власти и управления.
13. Десятичная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).
14. Дворцово-вотчинная система управления в древнерусском государстве (IX-XII вв.).
15. Источники древнерусского права.
16. Русская Правда: происхождение, источники, редакции.
17. Вещное право Киевской Руси (IX-XII вв.).
18. Обязательственное право Киевской Руси (IX-XII вв.).
19.Семейное и наследственное право в древнерусском государстве (IX- XII вв.).
20. Преступления и наказания по древнерусскому праву (IX-XII вв.).
21. Судебный процесс Киевской Руси (IX-XII вв.).
23.Общественный и государственный строй Владимиро-Суздальского княжества.
24. Общественный и государственный строй Галицко-Волынского княжества.
25. Особенности общественного строя Новгородской и Псковской республиках.
26. Особенности государственного строя Новгородской и Псковской республик.
27. Источники права в период феодальной раздробленности на Руси.
28.Новгородская судная грамота как источник права.
29. Псковская судная грамота как источник права.
30. Гражданское право по Псковской судной грамоте.
31. Преступление и наказание по псковской судной грамоте
32. Судебный процесс по Псковской Судной грамоте
33. особенности влияния татаро-монгольского ига на политико-правовое развитие Руси.
36. правовое положение населения в период образования централизованного государства.
37. высшие органы власти на руси в период образования централизованного государства.
41. Приказно-воеводская система управления: предпосылки возникновения, особенности.
47. Уголовное право по Судебнику 1497 года
48. Судебный процесс по Судебнику 1497 года
51. Органы власти и управления России в период сословно-представительной монархии
54. Систематизация русского права во второй половине XVI - начале XVII вв.
58. Судебный процесс по Соборному уложению 1649 года.
59. Предпосылки и особенности формирования абсолютизма в России.
60. Реформирование Петром I системы государственной власти и управления в России
61. Уголовное законодательство Петра 1.
63.Суд и процесс во второй половине XVIII в. Судебные органы по «Учреждению для управления губерний.
64. Карательные органы XVIII в. «Устав благочиния» (1782 г.)
65.Этапы закрепощения крестьян
66.Семейное право в России конца XVII - первой половины XVIII вв.
67.Реформы Петра I и Екатерины II в области местного управления.
68. Кодификация М.М. Сперанского
69. Государственный строй России в первой половине 19 века.
70. Отмена крепостного права в России: причины, особенности, последствия.
71. Источники права в России в первой четверти XIX в.
72. Образование адвокатуры и реорганизация прокуратуры в России по реформе 1864 года.
73. Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г.
74. Основные реформы системы государственного управления второй половины 19 в. в России.
75. Создание общих судов в России по судебной реформе 1864 г.
76. Суд присяжных в России по судебной реформе 1864 года
77. Система судов в России по судебной реформе 1864 года
78. «Контрреформы» последней четверти ХIХ в. в России
79. Семейное право в России XIX в
80. Реформы и контрреформы местного самоуправления: городская и земская
81. Военная реформа 1874 г. Полиция и политический сыск
82 Переход России к конституционной монархии: причины и особенности.
83. Революция 1905 года: предпосылки, основные этапы, последствия.
84. Партийная система в России конца XIX – начала XX вв.
85. Аграрная реформа П.А. Столыпина 1906 г.
86. Государственно-правовое развитие России в годы первой мировой войны.
87. Формирование Временного правительства. Двоевластие.
88. Октябрьский государственный переворот 1917 г.: предпосылки, особенности развития.
90. Конституция РСФСР 1918 года: особенности принятия, система высших органов власти.
92. Формирование судебных органов после победы Октябрьской революции 1917 г.
93. Первый советский кодекс о браке, семье и опеке РСФСР 1918 года.
94. Первые советские декреты о суде.
95. Формирование основ советского уголовного права
96. Формирование основ советского трудового права.
97. Переход к новой экономической политике в РСФСР: причины, особенности концепции, последствия.
98. Конституция СССР 1924 года.
99. Система органов государственной власти и управления по Конституции СССР 1924 года.
100. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года.
101. Создание основ советского гражданского права.
102. Трудовой кодекс РСФСР 1922 года.
103. Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года.
104. Избирательная система по Конституции СССР 1936 года.
105. Разработка и принятие Конституции СССР 1936 года.
106. Высшие органы власти и управления по Конституции СССР 1936 г.
107. Основы уголовного законодательства союза ССР и союзных республик 1958 года.
108. Основы гражданского законодательства союза ССР и союзных республик 1961 г.
111. Основы законодательства Союза ССР об административных правонарушениях 1980 г. КоАП 1980 г.
112. Конституция РСФСР 1978 г.: причины принятия, структура правового регулирования.
113. Перестройка власти КПСС в 90-х гг. ХХ в.
114. Принятие нового Федеративного договора 1992 г.
115. Учреждение Конституционного суда России (1991 г.): структура, компетенция.
116. Государственный переворот в России 1993 г.: причины, основные этапы, последствия.
117. Референдум 12 декабря 1993 года: особенности проведения, последствия.
События начались 21 сентября с издания президентом Ельциным указа № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, который, согласно принятому в течение нескольких последовавших часов заключению Конституционного суда, не соответствовал ряду положений действовавшей Конституции. В ответ на телеобращение Президиум Верховного Совета сразу же,сославшись на статью 121.6 Конституции, объявил о прекращении полномочий президента и постановил, что Указ № 1400 не подлежит исполнению. 24 сентября X чрезвычайный (внеочередной) Съезд народных депутатов, созванный Верховным Советом, также заявил о прекращении полномочий президента Ельцина с момента издания указа № 1400 и оценил его действия как государственный переворот. Борис Ельцин, однако, де-факто продолжил осуществлять полномочия президента России. Его поддержало правительство и руководство силовых структур (МВД, Министерство обороны, Министерство безопасности).
По заключению созданной в мае 1998 года комиссии Государственной думы[Комм. 2], значительную роль в обострении обстановки сыграли жёсткие действия правоохранительных органов по подавлению проходивших в Москве гражданских акций в поддержку Верховного Совета в период с 27 сентября по 2 октября 1993 года[15].
30 сентября противоборствующие стороны приняли предложенное посредничество патриархаАлексия II, имевшее целью смягчение напряжённости вокруг Дома Советов. Переговоры начались вечером того же дня. Подписанный сторонами в ночь на 1 октября Протокол № 1, предусматривавший начало отвода войск от Дома Советов и разоружение защитников Верховного Совета, однако, в результате противодействия штаба обороны Белого дома, Руслана Хасбулатова и Александра Руцкого, был денонсирован Съездом народных депутатов, и дальнейшие переговоры не привели к достижению существенных договорённостей. 3 октября в Москве произошли массовые беспорядки — прорыв оцепления вокруг Дома Советов России, захват группой вооружённых сторонников Верховного Совета во главе с генералом
Альбертом Макашовым здания московской мэрии и попытка вооружённого захвата телецентра «Останкино». В Москве было объявлено чрезвычайное положение, и 4 октября Съезд народных депутатов и Верховный Совет были разогнаны введёнными в центр Москвы войсками с применением оружия и бронетехники.
Расследование событий осталось незавершённым; следственная группа была распущена после того, как в феврале 1994 года[19] Государственная дума приняла решение об амнистии для лиц, участвовавших в событиях 21 сентября — 4 октября 1993 года, связанных с изданием Указа № 1400, и противодействовавших его реализации, независимо от квалификации действий по статьям УК РСФСР[20]. В результате общество до сих пор не имеет однозначных ответов на ряд ключевых вопросов о происходивших трагических событиях — в частности, о роли политических лидеров, выступавших как на одной, так и на другой стороне, о принадлежности снайперов, стрелявших по мирным гражданам и сотрудникам милиции, о действиях провокаторов и о том, кто виновен в трагической развязке. Имеются лишь версии участников и очевидцев событий, журналистов, политологов, следователя распущенной следственной группы и уже упоминавшейся выше комиссии Госдумы РФ, которую возглавляла член КПРФ Татьяна Астраханкина — непосредственная участница событий, приехавшая в Москву в конце сентября 1993 года для защиты Дома Советов[21], которую товарищи по партии, в частности Алексей Подберёзкин, называли «ортодоксом»[22].
Новая Конституция, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и действующая с некоторыми изменениями до настоящего времени, предоставляет президенту Российской Федерации существенно более широкие полномочия, чем действовавшая на момент конфликта Конституция1978 года (с изменениями 1989—1992 годов). Должность вице-президента РФ упразднена.
117. Референдум 12 декабря 1993 года: особенности проведения, последствия.
За исключением Чечни и Татарстана, практически все регионы, даже те, где региональные Советы ранее признавали указы Б. Н. Ельцина о роспуске Советов неконституционными, а А. В. Руцкого исполняющим обязанности Президента России, включились в подготовку к всенародному голосованию и выборам в Федеральное Собрание.
Перед всенародным голосованием было отмечено проведение широкой антиконституционной агитации. Против принятия проекта Конституции Российской Федерации выступили национальные (особенно в республиках) и коммунистические (особенно в регионах «Красного пояса») движения.
Критическую позицию по проекту Конституции Российской Федерации занял Председатель Верховного Совета Башкортостана М. Г. Рахимов, выступивший против принятия проекта Конституции из-за изъятия из неё Федеративного договора
Всенародное голосование проводилось с 8:00 до 22:00 часов по местному времени (по избирательным участкам, где проголосовали все зарегистрированные избиратели, соответствующие участковые избирательные комиссии были вправе прекратить голосование ранее 22:00).
В соответствии с п. «и» ч. 2 ст. 22 «Определение результатов всенародного голосования» «Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года», утверждённого Указом Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации», Центризбирком признал всенародное голосование состоявшимся и при подведении его итогов признал Конституцию принятой
Впервые постановление Центризбиркома об итогах всенародного голосования и официальный текст Конституции Российской Федерации были опубликованы 25 декабря 1993 года в «Российской газете» и «Российских вестях». Перед этим президентом был подписан ряд указов, направленных на приведение законов Российской Федерации в соответствие новой конституции.
Со вступлением в силу
новой конституции в стране был установлен новый государственный строй, российские регионы приобрели статус равноправных субъектов федерации, Россия становилась смешанной республикой с двухпалатным парламентом при сохранении на посту действующего на тот момент Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина.
118. Формирование новой структуры органов государственной власти в постсоветский период (1993-1994 гг.).
Избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы и Совета Федерации проводилась соответственно в течение 73 и 62 дней в связи с принятием положений о выборах в разные сроки. Указом Президента от 1 октября 1993 года «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период» было утверждено Положение о выборах депутатов Государственной Думы. Указом от 11 октября 1993 года «О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» было утверждено Положение о выборах депутатов Совета Федерации. Указы Президента вводили мажоритарно-пропорциональную (смешанную) избирательную систему при выборах 450 депутатов Государственной Думы и мажоритарную избирательную систему относительного большинства при выборах 178 депутатов Совета Федерации. Применение пропорциональной избирательной системы позволило сделать первые шаги на пути достижения относительного соответствия между количеством голосов, набранных той или иной партией, и количеством депутатских мандатов, полученных ею в Государственной Думе.
В рамках смешанной избирательной системы, основанной на принципе многопартийности, 225 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам и еще 225 – по общефедеральному избирательному округу по спискам кандидатов от избирательных объединений. В соответствии с Положением о выборах депутатов Государственной Думы результаты голосования по 225 одномандатным избирательным округам определялись по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства (избранным считался депутат, получивший в округе больше голосов, чем любой другой отдельно взятый кандидат); при этом другая половина – 225 депутатов – избиралась по общефедеральному избирательному округу на основе системы пропорционального представительства, в рамках которой избиратель голосует за список кандидатов, представленный тем или иным избирательным объединением; в списках
указывались фамилии конкретных кандидатов, а депутатские мандаты распределялись пропорционально числу полученных избирательными объединениями голосов при условии первоначального получения 5 и более процентов голосов избирателей общефедерального избирательного округа. Выборы 178 депутатов Совета Федерации проводились по двухмандатным избирательным округам, образованным на территории всех субъектов Российской Федерации, по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства (позднее, в 1996 году, система формирования Совета Федерации была изменена).
В соответствии с положениями о выборах Центральная избирательная комиссия образовала 225 одномандатных избирательных округов по выборам в Государственную Думу (один округ – один депутат) и 89 двухмандатных избирательных округов по выборам в Совет Федерации (один округ – два депутата). Средняя норма представительства избирателей в Государственной Думе – один депутат от 478 тысяч избирателей – была определена Комиссией путем деления общего (списочного) количества избирателей Российской Федерации (107 602 000 человек по состоянию на 25 апреля 1993 года — дату проведения предыдущего всероссийского референдума) на полное число (225) одномандатных избирательных округов. При утверждении схемы образования одномандатных избирательных округов Комиссия основывалась на требованиях Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 году, в соответствии с которыми на территории субъекта Российской Федерации должно было быть не менее одного избирательного округа, обеспечено равенство округов по числу избирателей в пределах территории одного субъекта Российской Федерации с допускаемым взаимным отклонением не более 15 процентов. Было образовано свыше 94 тысяч избирательных участков.
Для регистрации списков кандидатов, представленных избирательными объединениями, надо было собрать в их поддержку в подписных листах не менее 100 тысяч подписей избирателей, причем из того числа не более 15 процентов должно было приходиться на один субъект Российской федерации – такие количественно-пространственные рамки сбора подписей избирателей были необходимы для выявления реального общефедерального характера избирательных объединений и подтверждения факта их поддержки избирателями по меньшей мере семи субъектов Российской Федерации.
Из 35 избирательных объединений, заявивших о выдвижении своих общефедеральных списков кандидатов, только 13 смогли представить в Центральную избирательную комиссию отвечающие требованиям Положения о выборах подписные листы с подписями избирателей. 14 общественных объединений вообще не предста¬вили подписные листы, 2 объединения сняли свои списки кандидатов по собственной инициативе, 6 избирательным объединениям Центральная избирательная комиссия отказала в регистрации в связи с несоблюдением требований Положения о выборах. Всего по общефедеральным спискам было зарегистрировано 1756 кандидатов.