Файл: Формирование коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.10.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

младшей школы

Сущность, содержание и компоненты коммуникативно компетентности в деятельности педагога начальной школы

Игра как метод формирования коммуникативной компетенции у учащихся младшей школы во внеурочной деятельности

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2

КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

младших школьников

Реализация комплекса занятий, направленного на формирование коммуникативности у учащихся младшей школы

Анализ и обобщение результатов исследования

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Проведение родительского собрания на тему: «Новая философия взаимодействия семьи и школы)

Тест

Сценарий мероприятия на тему: «Дружба»

Инструкция по выполнению задания «Комплемент»

Инструкция по выполнению задания «Мешочек крика»

Инструкция к выполнению задания «Через стекло»

Инструкция к выполнению задания «План предстоящей деятельности»

Инструкция по выполнению задания «Пресс-конференция»

Инструкция к игре «Ситуации»

Инструкция к игре «Рассказы по фотографиям»

Инструкция к игре «Небоскрёб»

необходимой всем, восприимчивостью к инновационным изменениям и новым технологиям.

Вместе с тем, существует и целый ряд проблем, которые сдерживают их развитие, приводят к снижению потенциала активности, такие как:

  1. ухудшение состояния физического и психического здоровья;

  2. увеличение числа подростков, склонных к правонарушениям;

  3. рост числа беспризорных;

  4. деформация духовно-нравственных и моральных ценностей;

  5. слабое развитие культуры социально-ответственного поведения и др. Результат, низкие учебные достижения.

Именно поэтому, образовательные учреждения должны перестать выполнять функцию «социального лифта», а наоборот, начать наиболее эффективный и логичный способ достижения максимального результата путём дифференцированного подхода как к обучению, так и к дополнительному образованию.

Что же касается специализированных образовательных учреждений, то они предназначены для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их жизнедеятельностью, обеспечивают всестороннее развитие и адаптацию, создают необходимую базу для дальнейшего обучения.

В них, благодаря диагностированию на ранних этапах развития ребёнка, при грамотной и правильной коррекции, предлагается комплексная помощь, способная предупредить появление неких отклонений и обеспечить возможность того, чтобы получить общее образование.

Важный фактор при коррекционной помощи, сотрудничество с семьёй и разработка, на этой основе, педагогических и организационных условий, способствующие реализации специальных развивающих программ
обучения [30].

Сам коррекционно-педагогический процесс, его цели и задачи, должны опираться на педагогические принципы, отражающие необходимые требования при организации, определяющие направления, конечную цель и результат такого рода деятельности, создающие базу для формирования и развития у детей основ коммуникативности, а именно:

  1. принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач (отражает неравномерность развития различных сторон личности ребёнка на уровне актуальных трудностей);

  2. принцип единства диагностики и коррекции (обеспечивает целостность образовательного процесса; требует систематического контроля за изменениями или их отсутствие);

  3. принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка (определение: структуры личности на каждом этапе жизни; уровня

сформированности психологических новообразований; уровня развития ведущей деятельности);

  1. принцип деятельностного подхода и коррекции (определяющий тактику и способ реализации проведения коррекционной работы);

  2. принцип комплексного использования методов и приёмов коррекционно- педагогической деятельности (приёмы воздействия на изменение личности);

  3. принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения (определяющий отношение и общение в социуме) [30].

Таким образом, успех и эффективность коррекционно-педагогического процесса полностью зависит от:

  1. взаимоотношений со сверстниками;

  2. сотрудничества не только с родителями, но и другими взрослыми;

  3. характера отклонений в развитии и поведении ребёнка.

В этом случае, действия педагога, при организации работы с такими детьми как в

урочное, так и в неурочное время, должны быть профессионально грамотными, а обучение, без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, но стимулирующие их познавательную активность.

Необходимо учитывать и то, что внеурочная деятельность является частью основного образования, а её основные виды, кроме коррекционно-развевающей, не закреплены в требованиях образовательного стандарта. Её реализация доступна в таких видах деятельности как: 1) игровой; 2) познавательной; 3) досугово- развлекательной; 4) художественной; 5) трудовой; 6) спортивно-оздоровительной;

  1. туристско-краеведческой. Где занятия формируются с учётом пожеланий детей, их родителей (представителей), не ограничены рамками учебных планов и программ, и направлены лишь положительные результаты [12].

Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, так это то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть небольшой островок, где ему всегда рады, где он будет чувствовать себя защищённым.

Вот почему, предложенный ранее комплекс мероприятий, заданий и игр, направленный на формирование и развитие коммуникативности младших

школьников, в полной мере, можно реализовать в специализированных образовательных учреждениях.

Ведь, как известно, одним из ведущих видов деятельности как в дошкольном, так и в начальном школьном образовании всегда была игра. С её помощью наиболее полноценно и эффективно происходит развитие и воспитание личностных, нравственных и социальных качеств, с ней ребёнок учится узнавать мир во всех
его красках, взаимодействовать и общаться с окружающими его людьми.

И пусть, игра, это «не по-настоящему», зато эмоции, которые он испытывает, искренние и живые. Только благодаря игре, дети, которые были необщительными приобретают навыки общения, учатся договариваться, оказывать помощь другим, отвечать за свои действия и слова.

Поэтому, игровая деятельность, это среда, в которой происходит развитие ребёнка как личности, развитие его социальной и коммуникативной культуры.

В дальнейшем, все дети обязательно станут взрослыми. Поэтому, именно, от наших сегодняшних решений, будут зависеть его завтрашние победы и успехи, его вера в собственные силы и возможности.

Конечно, каждый, кто связан с образованием, понимает, какой груз ответственности «лежит на его плечах», но те, которые по-настоящему любят детей, добиваются поставленной перед собой цели и остаются в сердцах воспитанников на всю жизнь.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ




Развитие коммуникативных способностей школьников совершается в ходе общения в коллективе, со сверстниками, со взрослыми, с семьей. Так как младшие школьники недостаточно воспринимают устную речь, не умеют играть, менее самостоятельны, с трудом вступают в разного рода общение, характеризуются неразвитостью многих психических процессов и функций (память, внимание, восприятие, речь, мышление и т.д.), именно, по этим причинам нужно формировать условия, которые будут способствовать развитию всех процессов и коммуникативных навыков.

Общение, неотъемлемая частью учебно-воспитательного процесса как в урочной деятельности, так и во внеурочной. Поэтому педагог, который правильно формирует коммуникативные умения обучающихся, сможет не только повысить качество этого процесса, но и научить своих воспитанников оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

Следовательно, общение, диалог, всякого рода тренинги, языковая коммуникация являются жизненно стойким фундаментом, на котором будут расти и развиваться юные школьники, то есть будут «учиться общению общаясь».

И где как не в ходе учебных и