Файл: Разработка стратеги развития компании зао "Московская фармацевтическая фабрика".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 433

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии компании

1.1. Сущность стратегии организации

1.2. Виды стратегий организации

1.3. Виды маркетинговых стратегий

1.4. Разработка и вывод на рынок нового продукта как элемент стратегии развития предприятия

1.5. Роль стратегического анализа и маркетинговых исследований в разработке стратегии компании

1.6. Краткий обзор фармацевтического рынка

Выводы по главе 1

Глава 2. Анализ среды компании ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика"

2.1. Краткая характеристика фармацевтической компании ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика"

2.2. Анализ внешней среды

2.2.1 Анализ внешней среды дальнего окружения

2.2.2 Анализ внешней среды ближнего окружения

2.3. Анализ внутренней среды

2.3.1. Финансовые показатели ЗАО "Мосфарма"

Выводы по результатам анализа

2.3.2. Производство и система качества ЗАО "Мосфарма"

2.3.3. Анализ численности персонала производственной компании ЗАО "Мосфарма"

2.3.4.Организационная структура ЗАО «Мосфарма»

2.3.5 Анализ системы стимулирования труда ЗАО «Мосфарма»

2.3.6 Анализ по модели «7S» McKinsey

2.3.7.Ранжирование факторов внутренней среды

2.4.SWOT-анализ

Вывод по 2 главе

Глава 3. Разработка стратегии развития компании

3.1.Определение стратегии развития продукта

3.2. Разработка программы стимулирования сотрудников

3.4. План реализации мероприятий

3.5. Оценка эффективности плана мероприятий

3.6. Оценка рисков реализации плана мероприятий

Выводы к главе 3

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Приложение 1. Признаки и виды стратегий развития предприятия [25]

Приложение 2. Иерархия стратегий предприятия при выходе на новый рынок [33]

Приложение 3.Базовые (эталонные) стратегии [5]

Приложение 4. Рейтинг проблем фармацевтических компаний в России [46]

Приложение 5. Виды государственной поддержки фармотрасли[46]

Приложение 6.Объем продукции фармацевтического рынка (Rxи ОТС), млн.долл. США [46]

Приложение 7. Бухгалтерская отчетность ЗАО "Мосфарма"

Приложение 8. Анализ эффективности деятельности ЗАО "Мосфарма"

Приложение 9. Крупнейшие компании-производители фармацевтической продукции [41]

Приложение 10. Факторы внешнего макроокружения

Приложение 11.Факторы внешнего микроокружения

Приложение 12. Перекрестный SWOT-анализ

Приложение 13. Данные для анализа ABC-XYZпродукции компании

Приложение 14. Реестр рисков

Приложение 15. Тест для изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин)

Приложение 16. Обработанные результаты тестов Мартина-Ричи сотрудников ЗАО «Мосфарма»

Приложение 17. Тестирование по методике «7S» – опросный лист

Приложение 18. Финансовый анализ ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика"


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКАЯ БИЗНЕС ШКОЛА»
Выпускная квалификационная работа по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки

«Мастер делового администрирования — Master of Business Administration (МВА),

специализация ________________________»
На правах рукописи

Допущена к защите

Проректор по обучению

_________________

_________________

«___» __________ 2019 г.
на тему:
«Разработка стратеги развития компании

ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика"»

Слушатель __ Белоусова Екатерина Андреевна ________________

Ф.И.О. (полностью) (подпись)
Руководитель _ Габдуллина Ляля Маратовна ____________ ___________________________

Ф.И.О. (полностью) (подпись) ученая степень, звание

2019 г.

г. Москва

Аннотация
Работа рассматривает не только теоретические основы разработки маркетинговой стратегии. Основная ценность работы заключается в том, что она завершается разработкой стратегии и плана мероприятий по ее внедрению, которая будет использована в практике компании.

В работе рассматривается проблема падения прибыли на 40% в 2018 г. российской фармацевтической компании ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика". Предложено решение проблемы через стратегию развития компании, включающей стратегию продукта для нескольких видов продукции компании.





Оглавление





Введение 7

Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии компании 10

1.1. Сущность стратегии организации 10

1.2. Виды стратегий организации 12

1.3. Виды маркетинговых стратегий 14

1.4. Разработка и вывод на рынок нового продукта как элемент стратегии развития предприятия 16

1.5. Роль стратегического анализа и маркетинговых исследований в разработке стратегии компании 22

24

1.6. Краткий обзор фармацевтического рынка 30

Выводы по главе 1 33

Глава 2. Анализ среды компании ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика" 34

2.1. Краткая характеристика фармацевтической компании ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика" 34

2.2. Анализ внешней среды 36

2.2.1 Анализ внешней среды дальнего окружения 36

2.2.2 Анализ внешней среды ближнего окружения 41

2.3. Анализ внутренней среды 46

2.3.1. Финансовые показатели ЗАО "Мосфарма" 46

Выводы по результатам анализа 47

2.3.2. Производство и система качества ЗАО "Мосфарма" 47

2.3.3. Анализ численности персонала производственной компании ЗАО "Мосфарма" 50

2.3.4.Организационная структура ЗАО «Мосфарма» 53

2.3.5 Анализ системы стимулирования труда ЗАО «Мосфарма» 56

2.3.6 Анализ по модели «7S» McKinsey 57

2.3.7.Ранжирование факторов внутренней среды 58

2.4.SWOT-анализ 63

Вывод по 2 главе 69

Глава 3. Разработка стратегии развития компании 70

3.1.Определение стратегии развития продукта 70

3.2. Разработка программы стимулирования сотрудников 71

KPI для производства: 73

KPI для финансового отдела 73

3.3 Разработка системы обучения персонала 74

3.4. План реализации мероприятий 77

3.5. Оценка эффективности плана мероприятий 85

3.6. Оценка рисков реализации плана мероприятий 86

Выводы к главе 3 88

Заключение 89

Список использованных источников 91

Приложения 95

Приложение 1. Признаки и виды стратегий развития предприятия [25] 95

Приложение 2. Иерархия стратегий предприятия при выходе на новый рынок [33] 96

Приложение 3.Базовые (эталонные) стратегии [5] 97

Приложение 4. Рейтинг проблем фармацевтических компаний в России [46] 98

Приложение 5. Виды государственной поддержки фармотрасли[46] 99

Приложение 6.Объем продукции фармацевтического рынка (Rxи ОТС), млн.долл. США [46] 100

Приложение 7. Бухгалтерская отчетность ЗАО "Мосфарма" 101

Бухгалтерский баланс 101

Отчет о финансовых результатах 102

Приложение 8. Анализ эффективности деятельности ЗАО "Мосфарма" 103

Приложение 9. Крупнейшие компании-производители фармацевтической продукции [41] 104

Приложение 10. Факторы внешнего макроокружения 106

Приложение 11.Факторы внешнего микроокружения 109

Приложение 12. Перекрестный SWOT-анализ 111

Приложение 13. Данные для анализа ABC-XYZпродукции компании 115

Приложение 14. Реестр рисков 117

Приложение 15. Тест для изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин) 119

Приложение 16. Обработанные результаты тестов Мартина-Ричи сотрудников ЗАО «Мосфарма» 123

Приложение 17. Тестирование по методике «7S» – опросный лист 126

Приложение 18. Финансовый анализ ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика" 128



Таблицы:

Таблица 1. Сравнение стандартов риск-менеджмента [24, с. 5-6] 29

Таблица 2. Динамика объемов финансирования по госпрограмме "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"[48] 38

Таблица 3. ТОП-5 заказчиков ЗАО "Мосфарма"[37] 42

Таблица 4. Экспертная группа руководителей подразделений ЗАО «Мосфарма» 43

Таблица 5. Таблица оценки внешних факторов - ЕEF 43

Таблица 6. Анализ движения кадров в компании ЗАО «Мосфарма» 52

Таблица 7. Сводная таблица показателей по методу 7S 57

Таблица 8. Определение эффективности фактора 57

Таблица 9. Сводная таблица необходимых перемен 58

Таблица 10. Совокупность выявленных сильных и слабых сторон внутренней среды ЗАО «Мосфарма» 58

Таблица 11. Объединение схожих выявленных слабых сторон 59

Таблица 12. Окончательный список сильных и слабых сторон внутренней среды ЗАО «Мосфарма» 60

Таблица 13. Таблица оценки внутренних факторов -IEF 61

Таблица 14. Рекомендуемые стратегии объединенной матрицы внешней и внутренней 64

Таблица 15. Объединенная матрица внешней и внутренней среды (IE Matrix) для компании ЗАО «Мосфарма» 65

Таблица 16. Стартовая таблица SWOT-анализа 65

Таблица 17. Стратегии на основе SWOT-анализа 67

Таблица 18. Матрица ABC-XYZ анализа для продукции ЗАО "Фарма" по данным 2017-2018 г. 70

Таблица 19. Критерии выбора наставника 75

Таблица 20. Порядок взаимодействия при реализации системы наставничества 77

Таблица 21. План мероприятий внедрения необходимых перемен 77

Таблица 22. Диаграмма Ганта внедрения необходимых перемен 79

Таблица 23. Выручка по трем сценариям от продажи выборочных препаратов после редизайна упаковки 85

Таблица 24. Анализ финансовой устойчивости по величине излишка (недостатка) собственных оборотных средств 130



Рисунки:


Рисунок 1. Взаимосвязь корпоративной стратегии, маркетинговой стратегии и функциональных маркетинговых стратегий [33, с. 5] 14

Рисунок 2. Базовые стратегии [6] 15

Рисунок 3. Матрица Ансоффа[11] 16

Рисунок 4. Уровни новизны продукта [15, c. 117] 19

Рисунок 5. Этапы разработки нового продукта [19, C. 59] 20

Рисунок 6. Процесс движения от генерации идеи до коммерциализации нового продукта [27, c. 167] 20

Рисунок 7. PEST-анализ [33, с.6-9] 24

Рисунок 8. Модель 5 сил Портера [33, c. 19] 25

Рисунок 9. Главная формула построения и оптимизации организации [8, с. 17] 26

Рисунок 10. Объем фармацевтического рынка в России [35] 30

Рисунок 11. Соотношение объемов продаж Rx и ОТС - препаратов на коммерческом аптечном рынке России в декабре 2018 г., % [17] 31

Рисунок 12. Соотношение объёмов продаж импортных и отечественных лекарственных препаратов на коммерческом аптечном рынке России в декабре 2018 г., %[17] 32

Рисунок 13. Стратегическая диагностика компании "Мосфарма" и ее окружения 35

Рисунок 14. Динамика инфляции в России [48] 37

Рисунок 15. Экспорт и импорт лекарственных средств в России[48] 39

Рисунок 16. МатрицаEEF "Сила — Вероятность влияния (Возможности и Угрозы)" 45

Рисунок 17. Финансовые показатели ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика" за 2014–2018 годы 46

Рисунок 18. Структура численности работников ЗАО «Мосфарма» 50

Рисунок 19. Возрастная структура персонала предприятия ЗАО «Мосфарма» 51

Рисунок 20. Структура персонала ЗАО «Мосфарма» в 2018 г. по стажу работы 51

Рисунок 21. МатрицаIEF "Сила — Вероятность влияния (Силы и Слабости)" 63

Рисунок 22. Общий вид объединенной матрицы внешней и внутренней среды (IE Matrix) (адаптировано) [33, с. 189] 64

Рисунок 23. Причинно-следственная цепочка реализации стратегических альтернатив 68

Рисунок 24. Упаковка препарата "Лавакол" до и после смены упаковки 85

Рисунок 25. Карта риска 1 - До принятия превентивных мер 87

Рисунок 26.Карта риска 2 - После принятия превентивных мер 87

Рисунок 27. Струкура капитала ЗАО "Мосфарма" на 31.12.2018 г. 129

Рисунок 28. Динамика показателей финансовой устойчивости ЗАО "Мосфарма" 130

Рисунок 29. Динамика коэффициента ликвидности ЗАО "Мосфарма" 131

Рисунок 30. Динамика показателей рентабельности продаж 132

Рисунок 31. Динамика показателей рентабельности активов и капитала 133


Введение



Актуальность темы

ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика" ("МосФарма") - современное предприятие, являющееся одним из ведущих российских фармацевтических производителей. В номенклатуру предприятия входят: лекарственные препараты (рецептурные и безрецептурные), БАДы. медицинские изделия, косметические изделия.

Продуктовый портфель предприятия включает как классические, так и современные лекарственные препараты различных терапевтических групп.

В настоящее время руководством компании поставлена задача увеличения выручки и прибыли, которые снизились в 2018 г. по сравнению с 2017 г. Основная цель: рост прибыли от продаж на 10-15%.

Объект и предмет исследования

Объект исследования – ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика" (МосФарма)

Предмет исследования – условия разработки стратегии развития компании.

Цель работы: разработать стратегию развития ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика".

Гипотеза: Автор предполагает, что существующее состояние компании, сформированный имидж, уровень и возможности производства позволят компании выйти на новые потребительские сегменты и расширение товарных линий бренда.

Основные задачам работы, которые необходимо решить для достижения цели:

  1. Исследовать теоретические основы разработки и вывода на рынок нового продукта как элемента стратегии развития компании;

  2. Описать виды маркетинговых стратегий;

  3. Описать роль маркетинговых исследований в разработке стратегии выведения нового продукта на рынок;

  4. Дать краткий обзор фармацевтического рынка;

  5. Исследовать маркетинговые функции упаковки лекарственных средств;

  6. Дать краткую характеристику компании ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика"

  7. Выполнить анализ внешней среды компании ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика";

  8. Выполнить анализ внутренней ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика"

  9. Выполнить SWOT-анализ и выбрать оптимальную стратегию развития компании;

  10. Определить конкретную стратегию развития продукта;

  11. Провести анализ товарного ассортимента компании ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика";

  12. Разработать план мероприятий по реализации стратегии развития ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика";

  13. Оценить экономическую эффективность;

  14. Оценить риски от внедрения разработанных мероприятий;



Методы и инструменты исследования

В ходе работы предполагается использовать широкий спектр изученных методов диагностики и принятия решений: анализ стратегического положения (PEST-анализ, модель 5 сил Портера, 7S, SWOT), ABC-XYZ анализ, анализ сценариев, анализ рисков по FERMA.
Практическая значимость работы:

Предложенная стратегия и план мероприятий обсуждались на совещании с руководством и принято решение о реализации разработанного плана.
Структура и объем работы

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников информации и приложений

Во введении обоснован выбор темы работы для автора, обозначены объект и предмет исследования, выявлена цель работы, поставлены задачи исследования. Приведены методы и инструменты исследования, использованные в работе.

В первой главе раскрываются теоретические аспекты разработки стратегии, подчеркнута особенность взаимоотношений с покупателями на фармацевтическом рынке как на В2В рынке, рассмотрены прикладные аспекты системы разработки стратегии.

Во второй главе проведен анализ и дана оценка деятельности ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика" с использованием инструментов стратегического менеджмента: PEST-анализ, SWOT-анализ, анализ конкурентной среды и другие. Выявлены проблемы.

В третьей главе на основании проведенного анализа разработана стратегия развития компании.

Выполненный анализ основывается на знаниях, полученных в период обучения автора в Московской бизнес школе

Заключение подводит итог проделанной работе и формулирует финальные выводы.

Список использованных источников содержит 61 наименование, в том числе:
книги
— 11, статьи — 9, публикации в интернет-изданиях — 33, нормативно-правовые акты – 1, лекции – 7.

В приложении приведены документы, которые были использованы в процессе подготовки стратегии для ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика".