Файл: Разработка стратеги развития компании зао "Московская фармацевтическая фабрика".docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 439
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии компании
1.1. Сущность стратегии организации
1.2. Виды стратегий организации
1.3. Виды маркетинговых стратегий
1.4. Разработка и вывод на рынок нового продукта как элемент стратегии развития предприятия
1.5. Роль стратегического анализа и маркетинговых исследований в разработке стратегии компании
1.6. Краткий обзор фармацевтического рынка
Глава 2. Анализ среды компании ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика"
2.1. Краткая характеристика фармацевтической компании ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика"
2.2.1 Анализ внешней среды дальнего окружения
2.2.2 Анализ внешней среды ближнего окружения
2.3.1. Финансовые показатели ЗАО "Мосфарма"
2.3.2. Производство и система качества ЗАО "Мосфарма"
2.3.3. Анализ численности персонала производственной компании ЗАО "Мосфарма"
2.3.4.Организационная структура ЗАО «Мосфарма»
2.3.5 Анализ системы стимулирования труда ЗАО «Мосфарма»
2.3.6 Анализ по модели «7S» McKinsey
2.3.7.Ранжирование факторов внутренней среды
Глава 3. Разработка стратегии развития компании
3.1.Определение стратегии развития продукта
3.2. Разработка программы стимулирования сотрудников
3.4. План реализации мероприятий
3.5. Оценка эффективности плана мероприятий
3.6. Оценка рисков реализации плана мероприятий
Список использованных источников
Приложение 1. Признаки и виды стратегий развития предприятия [25]
Приложение 2. Иерархия стратегий предприятия при выходе на новый рынок [33]
Приложение 3.Базовые (эталонные) стратегии [5]
Приложение 4. Рейтинг проблем фармацевтических компаний в России [46]
Приложение 5. Виды государственной поддержки фармотрасли[46]
Приложение 6.Объем продукции фармацевтического рынка (Rxи ОТС), млн.долл. США [46]
Приложение 7. Бухгалтерская отчетность ЗАО "Мосфарма"
Приложение 8. Анализ эффективности деятельности ЗАО "Мосфарма"
Приложение 9. Крупнейшие компании-производители фармацевтической продукции [41]
Приложение 10. Факторы внешнего макроокружения
Приложение 11.Факторы внешнего микроокружения
Приложение 12. Перекрестный SWOT-анализ
Приложение 13. Данные для анализа ABC-XYZпродукции компании
Приложение 15. Тест для изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин)
Приложение 16. Обработанные результаты тестов Мартина-Ричи сотрудников ЗАО «Мосфарма»
Приложение 17. Тестирование по методике «7S» – опросный лист
Приложение 18. Финансовый анализ ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика"
Глава 2. Анализ среды компании ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика"
2.1. Краткая характеристика фармацевтической компании ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика"
Данный раздел написан на основе единственного источника, который является максимально достоверным и подходящим для данного раздела — сайт компании [37], поскольку сразу заявлено об этом факте, ссылку на источник и цитирование в данном разделе не оформлены.
ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика" (далее "МосФарма") является одним из ведущих российских фармацевтических производителей. Свою продукцию МосФарма поставляет во все регионы России, а также в страны ЕАЭС и ЕС (Беларусь, Словакия, Сербия и др.).
С 2005г. Московская фармацевтическая фабрика представляет свою продукцию под торговой маркой МосФарма.
В 2008г. был открыт новый цех по производству мягких лекарственных форм и предназначен для изготовления мазей, кремов, гелей. Производственные площади цеха построены с учетом требований GMP и оснащены современным технологическим оборудованием. Общая площадь цеха составляет 650 м2, на зону «чистых» помещений приходится 240 м2.
В 2009 г. ЗАО «Московская фармацевтическая фабрика» получен сертификат соответствия ГОСТ Р 52249-2009 (GMP EC Guide) применительно к производству и реализации мягких нестерильных лекарственных форм (мазей) и твердых нестерильных дозированных лекарственных средств (суппозиториев).
На сайте компании заявлена стратегия: сохранение традиционных препаратов, совершенствование технологии их производства и упаковки, а также разработка и внедрение инновационных высокоэффективных препаратов, поддерживающий высокий уровень качества лекарственных средств российского производства.
Не смотря на все плюсы, которые использованы при описании компании, в 2018 г. резко упала прибыль от продаж, что вызвало обеспокоенность у руководства компании и требуются меры по преодолению этой ситуации (полный финансовый анализ проведен и вынесен в Приложение 18).
Для диагностики положения компании и принятия управленческого решения по разработке конкретной стратегии необходимо провести всесторонний анализ деятельности компании. Анализ должен касаться как внешней, так и внутренней среды. Исследование будет проведено по схеме, представленной на рисунке (Рисунок 13).
Рисунок 13. Стратегическая диагностика компании "Мосфарма" и ее окружения
Таким образом, для проведения комплекса маркетинговых исследований могут быть использованы следующие модели:
-
Элементы PEST-анализа; -
Модель анализа конкуренции в отрасли (модель 5 сил по Портеру) с использованием карты стратегических групп -
Анализ внутренней среды и бизнес-процессов с помощью SNW-анализа и анализ важности и проблемности основных бизнес-процессов -
SWOT-анализ.
На основе предложенной схемы далее будет проведен стратегический анализ.
2.2. Анализ внешней среды
2.2.1 Анализ внешней среды дальнего окружения
PEST-анализ
Цель исследования: выявление значимых факторов внешней среды и оценка их влияния на отрасль и компанию. Внешняя среда для компании – это состояние политических, экономических, социальных и технических факторов в фармацевтической отрасли России.
Условия проведения: кабинетное исследование на основе вторичных источников информации.
Информационная база исследования: печатные и электронные, деловые и специализированные издания, аналитические обзорные статьи в прессе, экспертные оценки.
Р. Политические факторы
Р1. Несовершенство государственного регулирования
В последние два года самой большой проблемой для фармацевтических компаний остается несовершенство законодательного регулирования (57%) - данные приведены в таблице в приложении (Приложение 2). Текущее состояние российской экономики занимает второе место в рейтинге важнейших проблем: в прошлом году концерн отраслевые эксперты поднялся над макроэкономической ситуации на 9 п. п. [17]
Р2. Геополитические риски
В 2018 году опасения фармацевтических компаний по поводу геополитических рисков (увеличение на 17 процентных пунктов) резко возросли, в то время как год назад это было около 4% компаний. Сейчас это беспокоит каждую пятую компанию на фармацевтическом рынке России [17].
Р3. Коррупция
Проблема коррупции наиболее актуальна для компаний
, которые продают свою продукцию в сегменте медицинских учреждений (44%). Иностранные компании уделяют больше внимания (19%), чем российские компании (7%) [17].
Р4. Государственная поддержка отрасли
Виды государственной поддержки перечислены в разделе приложения (Приложение 3). Стратегия предусматривает введение ценовых преференций в размере не менее 25% от первоначальной максимальной цены заказа, которая применяется к компаниям, производящим в странах ЕАЭС полный цикл или из местных субстанций[17].
Е. Экономические факторы
Е1. Текущее состояние российской экономики
Текущее состояние российской экономики больше всего беспокоит иностранные компании без локализации производства в России (53%)‚ а также крупные организации с оборотом более 10 млрд руб. (60%)[17].
Е2. Инфляция
В 2017 году инфляция в России снизилась до 2,5%, при этом рост цен на лекарства был существенно ниже и составил 0,3% — самый низкий показатель за анализируемый период (Рисунок 14).
Рисунок 14. Динамика инфляции в России [48]
Е3. Инвестиции в отрасли
Среди основных тем за год существенно снизился приоритет только таких проблем, как нехватка государственных средств (15 п. п.). Это не означает, что финансирование отрасли стало достаточным, но фармацевтические компании столкнулись с другими проблемами.
По данным министерства промышленности и торговли России, в 2011-2017 годах в фармацевтическую промышленность было вложено более 150 млрд рублей государственных и частных средств[34]. Это позволило открыть 30 производств с 2013 года, а также высокие темпы роста производства лекарств и медицинских изделий в 2013-2016 годах, но в 2017 году рост производства резко замедлился.
Одним из основных инструментов поддержки производства является государственная программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" (далее — государственная программа). Объем финансирования, запланированный на 2018-2020 годы, почти на 30% меньше уровня 2013-2016 годов (Таблица 2). Федеральная целевая программа "Фарма-2020" * (часть государственной программы), по которой большая часть средств распределялась в предыдущие годы, была завершена досрочно[31].
Таблица 2. Динамика объемов финансирования по госпрограмме "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"[48]
Одним из приоритетов государственной политики на фармацевтическом рынке является увеличение доли продаж российских лекарств. Наибольший рост доли отечественной продукции наблюдается в сфере государственных закупок: больничных закупок медикаментов (далее-медицинских учреждений) и льготных лекарственных средств (далее — ЛВС).
S. Социальные факторы
S1. Недостаточная платежеспособность населения
Кроме того, в 2018 году предприятия отрасли столкнулись с более острой проблемой недостаточной платежеспособности населения (рост на 21 час).Этот лимитирующий фактор развития касается прежде всего аптек (73%)[17].
S2. Потребители предпочитают зарубежные лекарственные средства
Россию можно назвать нетто-импортером лекарств: в 2017 году импорт превысил экспорт почти в 15 раз (Рисунок 15).
Рисунок 15. Экспорт и импорт лекарственных средств в России[48]
Основным экспортным рынком российских лекарств по-прежнему остается постсоветское пространство (80% экспорта. Россия не входит в первую десятку по объему рынка, но, согласно прогнозу ЕIU на пять лет, продажи в стране вырастут вдвое, а Россия займет 14-е место (Приложение 5). В 1 Квартал 2018 году доля отечественной продукции выросла по сравнению с 1 Кварталом 2017 г. в реальном выражении на 2,4 процентных пункта до 28,2%, а в стоимостном выражении на 8,8 процентных пункта до 42,2% [17].
Т. Технологические факторы
Т1. Проведение большего количества маркетинговых мероприятий
В 2018 году доминирующей стратегией развития фармацевтического бизнеса в России является больше маркетинговой деятельности — в условиях стабилизации рынка более половины компаний (54%) больше всего обращают внимание на каналы продвижения продукции [17].
Эта стратегия имеет большое значение для аптек (88%), но она широко распространена и среди производственных предприятий: 62% зарубежных компаний планируют реализовать ее без локализации производства в России и 32% — с локализацией. Исключение составляют российские производственные компании — эта стратегия является приоритетной лишь для 8% опрошенных
Т2. Вывод на рынок новых лекарственных средств
За год доля компаний, стремящихся вывести на рынок новые препараты, значительно сократилась (на 24 п. п.), Но эта стратегия занимает второе место по приоритетности [17].
Две из трех компаний (63%), которые продают свою продукцию в основном в сегменте медицинских учреждений, планируют вывести на рынок новые лекарства
Т3. Внедрение новых технологий для оптимизации бизнес-процессов
Стратегия оптимизации бизнес-процессов за счет внедрения передовых технологий, которую хочет применить каждая третья компания в отрасли (33%). Этой стратегии чаще всего придерживаются крупные компании с более чем 1 тыс. сотрудников (50%) [17].
Т4. Строительство нового производства на территории РФ
За год потеряли свою популярности такие High-cost стратегии, как строительство нового производства и исследования и разработки (9 ПП или Только 16% иностранные компании без локализации производства их строительство на территории Российской Федерации планируют в течение двух из трех российских производственных компаний (67%) и треть (31%) иностранных компаний с локализацией производства имеют такие планы [17].
Т5. Углубление локализации
Почти каждая вторая иностранная компания (46%), производящая лекарства на территории РФ, планирует более глубокую локализацию производства.
В целом состояние бизнеса в фармацевтической сфере РФ однозначно можно назвать благоприятным: как и год назад, большинство участников опроса положительно оценивают текущую деятельность своих компаний (88%).
Негативные настроения чаще встречаются у представителей аптек: каждый четвертый оценивает текущее положение дел как "скорее негативное" (25%). Тем не менее, наблюдалась положительная тенденция за год, и эта доля снизилась на 8 п. п.
Все описанные факторы будут далее оценены экспертами вместе с факторами, полученными по результатам анализа 5 сил Портера.
Одним из приоритетных направлений государственной политики на фармацевтическом рынке является увеличение доли продаж российских препаратов. Наибольшее увеличение доли отечественной продукции наблюдается в секторе государственных закупок: госпитальных закупок лекарственных препаратов (далее — ЛПУ) и льготного лекарственного обеспечения (далее — ЛЛО).