Файл: Разработка стратеги развития компании зао "Московская фармацевтическая фабрика".docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 426

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии компании

1.1. Сущность стратегии организации

1.2. Виды стратегий организации

1.3. Виды маркетинговых стратегий

1.4. Разработка и вывод на рынок нового продукта как элемент стратегии развития предприятия

1.5. Роль стратегического анализа и маркетинговых исследований в разработке стратегии компании

1.6. Краткий обзор фармацевтического рынка

Выводы по главе 1

Глава 2. Анализ среды компании ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика"

2.1. Краткая характеристика фармацевтической компании ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика"

2.2. Анализ внешней среды

2.2.1 Анализ внешней среды дальнего окружения

2.2.2 Анализ внешней среды ближнего окружения

2.3. Анализ внутренней среды

2.3.1. Финансовые показатели ЗАО "Мосфарма"

Выводы по результатам анализа

2.3.2. Производство и система качества ЗАО "Мосфарма"

2.3.3. Анализ численности персонала производственной компании ЗАО "Мосфарма"

2.3.4.Организационная структура ЗАО «Мосфарма»

2.3.5 Анализ системы стимулирования труда ЗАО «Мосфарма»

2.3.6 Анализ по модели «7S» McKinsey

2.3.7.Ранжирование факторов внутренней среды

2.4.SWOT-анализ

Вывод по 2 главе

Глава 3. Разработка стратегии развития компании

3.1.Определение стратегии развития продукта

3.2. Разработка программы стимулирования сотрудников

3.4. План реализации мероприятий

3.5. Оценка эффективности плана мероприятий

3.6. Оценка рисков реализации плана мероприятий

Выводы к главе 3

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Приложение 1. Признаки и виды стратегий развития предприятия [25]

Приложение 2. Иерархия стратегий предприятия при выходе на новый рынок [33]

Приложение 3.Базовые (эталонные) стратегии [5]

Приложение 4. Рейтинг проблем фармацевтических компаний в России [46]

Приложение 5. Виды государственной поддержки фармотрасли[46]

Приложение 6.Объем продукции фармацевтического рынка (Rxи ОТС), млн.долл. США [46]

Приложение 7. Бухгалтерская отчетность ЗАО "Мосфарма"

Приложение 8. Анализ эффективности деятельности ЗАО "Мосфарма"

Приложение 9. Крупнейшие компании-производители фармацевтической продукции [41]

Приложение 10. Факторы внешнего макроокружения

Приложение 11.Факторы внешнего микроокружения

Приложение 12. Перекрестный SWOT-анализ

Приложение 13. Данные для анализа ABC-XYZпродукции компании

Приложение 14. Реестр рисков

Приложение 15. Тест для изучения мотивационного профиля личности (Ш. Ричи и П. Мартин)

Приложение 16. Обработанные результаты тестов Мартина-Ричи сотрудников ЗАО «Мосфарма»

Приложение 17. Тестирование по методике «7S» – опросный лист

Приложение 18. Финансовый анализ ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика"

2.3. Анализ внутренней среды


Анализ внутренней среды будет проведен по методу 7SMcKinsey, который был упомянут в первой главе. Однако, данный метод не дает полного описания и оценки ситуации в компании, поэтому предварительно будут описаны основные составляющие успешного функционирования любой компании: финансы, персонал, организационная структура, производство.

Цель анализа: определить сильные и слабые факторы внутренней среды компании.

Условия проведения: кабинетное исследование на основе вторичных источников информации, а также полевое исследование и первичные данные при проведении экспертной оценки.

Информационная база исследования:

  • Бухгалтерская отчетность компании.

  • Управленческая отчетность компании.

  • Внутренние документы компании.



2.3.1. Финансовые показатели ЗАО "Мосфарма"


На диаграмме (Рисунок 17) представлена динамика основных финансовых показателей ЗАО «Мосфарма» (составлено по данным отчетности из Приложения 5).



Рисунок 17. Финансовые показатели ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика" за 2014–2018 годы

Представленный в приложении 18 полный анализ финансового состояния ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика" выполнен за период с 01.01.2014 по 31.12.2018 г. (5 лет). Качественная оценка значений финансовых показателей ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика" проведена с учетом отраслевых особенностей деятельности организации (отрасль – "Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях", класс по ОКВЭД – 21).

Выводы по результатам анализа


Показатели финансового положения и результатов деятельности ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика", имеющие положительные значения:

  • доля собственного капитала неоправданно высока;

  • существенная, по сравнению с общей стоимостью активов организации чистая прибыль;

  • за 2018 год получена прибыль от продаж (154 341 тыс. руб.), однако наблюдалась ее отрицательная динамика по сравнению с предшествующим годом (-62 059 тыс. руб.);

  • чистая прибыль за 2018 год составила 92 376 тыс. руб.


В ходе анализа были получены следующие отрицательные показатели финансового положения и результатов деятельности организации:

  • отрицательное изменение собственного капитала относительно общего изменения активов организации;

  • значительное падение прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) на рубль выручки организации.

Рейтинг "AA" свидетельствует об очень хорошем финансовом состоянии организации.

Для дальнейшего анализа из данного раздела выносим факторы:

Слабые стороны:

  1. Падение выручки

  2. Снижение прибыли

Сильные стороны:

  1. Стабильное финансовое состояние



2.3.2. Производство и система качества ЗАО "Мосфарма"


Производство включает в себя цеха по выпуску следующих лекарственных форм:

  • Мягкие лекарственные формы: мази, суппозитории, гели

  • Твердые лекарственные формы: таблетки, порошки, капсулы

  • Жидкие лекарственные формы: капли, растворы, настойки, сиропы

Ежегодно «Мосфарма» выпускает более 60 млн. упаковок лекарственных средств.

Производственные площадки предприятия оснащены современным оборудованием от ведущих европейских и отечественных производителей.

Продукция

  • Безрецептурные препараты

    • Антисептические и противовоспалительные

    • Болеутоляющие и жаропонижающие

    • Дерматологические

    • Желудочно-кишечные

    • Местнораздражающие

    • Общетонизирующие

    • От простуды и гриппа

    • Противогрибковые

    • Противогеморроидальные

    • Контрацептивы

    • Противопаразитарные

    • Седативные

    • Сердечно-сосудистые

  • Рецептурные препараты

    • Алкоголизм, наркомания

    • Противоэпилептические

    • Болеутоляющие и жаропонижающие

  • Гомеопатические препараты

  • Средства по уходу за полостью рта

  • Медицинские изделия

  • БАД

  • Косметические средства

Фармацевтическая система качества ЗАО МосФарма интегрирована в общую систему менеджмента предприятия, направленную на достижение установленных критериев качества выпускаемой продукции, процессов и всей многообразной деятельности предприятия. Система менеджмента призвана обеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества продукции, процессов производства и деятельности организации в целом, и направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества для удовлетворения потребностей, ожиданий и требований потребителей и других заинтересованных сторон. СМК предприятия создана в соответствии с требованиями стандартов серии ИСО 9000 и проходит периодическую сертификацию.



Фармацевтическая система качества разработана на основании требований Правил надлежащей производственной практики (GMP), действующих в Российской Федерации (Правила надлежащей производственной практики (Приказ Минпромторга РФ от 14 июня 2013 г. № 916)) и странах ЕАЭС (Правила надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза (утв. Решением Совета ЕЭК от 3 ноября 2016 г. №77)), и основана на модели ICH Q10 "Фармацевтическая система качества". Качество продукции обеспечивается на этапах производства. Дальнейший контроль за продукцией осуществляется в рамках мониторинга качества, реализуемого путем исследования стабильности образцов выпущенной продукции, а также эффективности и безопасности продукции, за счет постоянного функционирования Системы мониторинга безопасности лекарственных средств (фармаконадзор).

Соответствие предприятия требованиям Правилам надлежащей производственной практики (GMP) подтверждено в рамках лицензионной проверки Минпромторга РФ (Заключение о соответствии производителя (иностранного производителя) лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики №GMP-0118-000185/17).

Дальнейший контроль за продукцией осуществляется в рамках мониторинга качества, эффективности и безопасности выпущенной продукции, реализуемый путем исследования стабильности образцов выпущенной продукции, а также за счет постоянного функционирования Системы мониторинга безопасности лекарственных средств (фармаконадзор).

Постоянное совершенствование Системы качества в соответствии со стандартами GMP и ISO – залог стабильного качества, эффективности и безопасности продукции ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика" (МосФарма).

Для дальнейшего анализа из данного раздела выносим факторы:

Сильные стороны:

  1. Современное оборудование от ведущих европейских и отечественных производителей

  2. Система контроля качества продукции.


2.3.3. Анализ численности персонала производственной компании ЗАО "Мосфарма"


Численность персонала на 01.01.2019 г. составила 256 сотрудников. Далее будет проведен анализ движения кадров в производственной компании ЗАО «Московская фармацевтическая фабрика» по данным 2017-2018 гг.

Также опишем структуру персонала по различным показателям. Большую часть персонала (79%) составляют сотрудники основного производства (Рисунок 18).



Рисунок 18. Структура численности работников ЗАО «Мосфарма»

Для того, чтобы определить и проанализировать возраст персонала предприятия, работников разделили на три категории: к 1 категории относятся пенсионеры, ко 2-ой — работники в возрасте до 30 лет, и к 3-й — работники от 30 лет и до предпенсионного возраста. Результаты группировки персонала по возрастным категориям, как это видно на рисунке (Рисунок 19), показали, что пенсионеры составляют — 21%, работники в возрасте до 30 лет — 22%, и оставшиеся 57% составляет персонал предприятия в возрасте от 30 лет и до предпенсионного возраста.



Рисунок 19. Возрастная структура персонала предприятия ЗАО «Мосфарма»

Характеристикой, определяющей состояние кадров, является стаж работы на предприятии. Анализ стажа работы сотрудников производственной компании ЗАО «Мосфарма» показан на рисунке (Рисунок 20).



Рисунок 20. Структура персонала ЗАО «Мосфарма» в 2018 г. по стажу работы

Анализ показал, что значительное число работников 33 % работает на предприятии от 5 до 10 лет, и примерно столько же (31%) более 10 лет. Т.е. подавляющее большинство работников (64%) имеют большой опыт. Этот вывод коррелирует с возрастной диаграммой (Рисунок 19), которая позволила сделать вывод, что подавляющее число персонала можно отнести к зрелому и пенсионному возрасту.

Далее рассмотрим показатели движения кадров (Таблица 6) и на основании этих данных рассчитаем коэффициенты, характеризующие текучесть кадров.

Таблица 6. Анализ движения кадров в компании ЗАО «Мосфарма»





Проведя анализ показателей, характеризующих оборот кадров за 2017 год и 2018год в производственной компании ЗАО «Мосфарма» можно сделать вывод о том, что движение кадров существенно не изменилось и остается на прежнем уровне. Коэффициент оборота по приему персонала в 2018 году увеличится на 9,4% по сравнению с 2017 годом, коэффициент оборота по выбытию персонала снизился в 2018 г. на 8,05% по сравнению с 2017 годом. В 2018 году текучесть кадров снизилась на 7,4% и достигла нормативного показателя в 5-7%[], поэтому можно говорить о том, что текучести кадров в ЗАО «Мосфарма» нет. В 2018 году коэффициент замещения вырос на 17%, а коэффициент постоянства кадрового состава достиг почти 100% в 2018 г.

Таким образом, можно сделать общий вывод, что персонал в компании держится за рабочие места и менять их не стремится. Причины такого поведения будут обнаружены в ходе дальнейшего анализа.

Для дальнейшего анализа из данного раздела выносим факторы:

Слабые стороны:

  1. Большое число сотрудников пенсионного и предпенсионного возраста, которых трудно стимулировать на изменения и обучение

Сильные стороны:

  1. Низкая текучесть

  2. Большая доля опытных и высококвалифицированных кадров.

Основными направлениями развития кадрового потенциала в ЗАО «Московская фармацевтическая фабрика» являются:

  • мотивация работников;

  • развитие персонала: обучение, подготовка кадров, повышение квалификации;

  • соблюдение прав и обеспечение социальных гарантий работников в соответствии с требованиями действующего законодательства;

  • развитие корпоративной культуры;

  • сохранение преемственности в работе персонала путем систематического привлечения к работе молодых кадров, развитию наставничества.